Религия (ДЭС, 1985)

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистического мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестественные силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его существование после смерти; искажённое, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними сил природы и общества. Реакционная роль религии * проявляется в ослаблении общественного сознания людей, отвлечении их от классовой борьбы, разъединении сил трудящихся различной религиозной принадлежности. Религия играла и продолжает играть значительную роль в личной и социальной жизни людей многих стран мира, в их демографическом поведении **; религиозные факторы влияют на развитие миграций, имеющих важные демографические последствия (например, при разделе Британской Индии на Индию и Пакистан). Иногда религия выступает в качестве этнообразующего фактора и этнического признака. Часто отношения между приверженцами различных религий принимали характер фанатичной вражды, но даже в случае мирного сосуществования религия обычно способствует обособлению групп людей, в частности их эндогамии. Принято выделять примитивные (родоплеменные), местные (национальные) и мировые религии. К примитивным религиям, возникшим в первобытном обществе, относятся тотемизм, магия, фетишизм и анимизм, а также культ предков. В 80-х годах 20 века эти ранние формы религии сохранились у отдельных народов тропической Африки, индейцев бассейна Амазонки, аборигенов Австралии и некоторых других племён, а в виде пережитков и у более развитых народов. С возникновением классового общества появляются сложные формы религии. Вначале они возникают среди групп близкородственных народов (например, политеизм у греков) или среди какого-либо одного народа или группы народов, объединённых в государство (местные религии, к ним относятся иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм). Позднее некоторые религии распространяются среди народов разных стран и континентов. К мировым религиям относятся буддизм, ислам и христианство.

Иудаизм сформировался в 1-м тысячелетии до н. э. среди еврейского населения Палестины. Иудаисты верят в единого бога Яхве, в приход конца света и «страшного суда», в бессмертие души и существование загробного царства, где каждого ждет кара или блаженство за его земные деяния; существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, «избранным богом», а также учение о мессии. Основные священные книги иудаистов - Библия (Ветхий завет), где наряду с историей евреев изложены основные правила религиозной морали, и Талмуд - сборник детальных толкований тех или иных мест Библии для уточнения и ритуализации правил жизни иудаистов. Иудаизм распространен почти исключительно среди евреев, живущих в различных странах мира; наиболее крупная группа их - в США; в Израиле иудаизм является государственной религией, поддерживает реакционную политику сионистов. Общая численность иудаистов в мире - свыше 13 миллионов человек. Догматический иудаизм призывает своих последователей «плодиться и размножаться» в рамках моногамного брака (ранний иудаизм допускал и полигамию); культовые обряды направлены на предотвращение бесплодия. Талмуд призывает хранить супружескую верность, допускает повторные браки для вдовых и разведенных. Однако большинство иудаистов, будучи преимущественно городскими жителями экономически развитых стран, в своём демографическом поведении не отличаются от окружающего населения, в частности имеют такую же рождаемость, брачность. Особой группой иудаистов часто считают караимов, проживающих в Крыму и в Литве (Тракайский район), которые не признают Талмуда.

Брахманизм получил распространение в Индии в 1-м тысячелетии до н. э., с середины 1-го тысячелетия н. э. он существует в виде индуизма - основная религия жителей Индии. По существу это - комплекс местных верований, главными божествами которых являются Брахма, Вишну и Шива. Священные книги индуистов - Веды содержат основные принципы жизни верующих, связанных с дхармой (долгом), кармой (воздаянием) и сансарой (перерождением после смерти). Индуизм закрепил деление общества на сословно-профессиональные группы - касты. За пределами Индии индуизм получил распространение в Шри-Ланке (у тамилов) и в Индонезии (среди балийцев). Общая численность индуистов - 520 миллионов человек ***. Индуизм регламентирует основные стороны демографического поведения верующих, призывает к ранним бракам и воспроизводству мужского потомства, так как только мужчины могут совершать важные священные обряды и сохранять культ предков. В прошлом индуизм допускал умерщвление новорождённых девочек и поощрял самосожжение вдов; в 20 веке сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью девочек и женщин, что ведёт к их повышенной по сравнению с мужчинами смертности. Брак считается нерасторжимым союзом при главенстве мужа; случаи развода (вернее - изгнание жены из дома) чрезвычайно редки.

Вдовцам разрешены повторные браки, вдовам (независимо от их возраста) такие браки запрещены, что приводит к исключению части ещё молодых женщин из детопроизводства. На снижение рождаемости оказывала влияние также необходимость заключения брака внутри своей касты, что в малочисленных кастах было нелегко, а также множество запретов половых сношений в определенные дни. По принятому в 1955 году закону в Индии были разрешены межкастовые браки, строго запрещена полигамия, допущен развод по инициативе жены, однако большинство индуистов, особенно в сельской местности, продолжают придерживаться старых правил.

Конфуцианство - религиозно-этическая доктрина в Китае - возникло в середине 1-го тысячелетия до н. э. как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием (Кун цзы); на протяжении многих столетий оно было своего рода государственной идеологией. Конфуцианство стремится к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации, строгого соблюдения культа предков, почитания старших, а также всемерного укрепления патриархальной семьи (государство, по Конфуцию, - это тоже «большая семья»). Основная задача в воспроизводстве населения - получение мужского потомства, которое сохранит культ предков. Женщина занимала приниженное положение. Право на развод имел лишь муж, но этим правом пользовались редко. В случае бездетности жены разрешалось взять вторую жену или наложницу. В 80-х годах 20 века в Китае, несмотря на рост атеизма, многие установки конфуцианства ещё сохраняются, особенно в сельской местности, что отчасти сдерживает политику ограничения деторождения. Общее число конфуцианцев оценивается в 180 миллионов человек.

Вторая местная религия Китая - даосизм - основана на обожествлении природных явлений. В прошлом она часто сочеталась с конфуцианством. В 80-х годах сохранилась лишь в отдельных районах (число последователей - около 30 миллионов человек).

Синтоизм - местная религия Японии - представляет собой сочетание элементов конфуцианства (соблюдение культа предков, патриархальных устоев семьи, почтения к старшим и т. п.) и даосизма (обожествление сил природы); среди многочисленных синтоистского пантеона главной считается богиня Солнца - Аматэрасу. После образования централизованного государства видное место в синтоизме занял культ императора - микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Однако в нём нет нормативных установок многодетности. Допущенная синтоизмом сравнительная свобода демографического поведения способствовала тому, что ещё в средневековой Японии были распространены аборты и детоубийства, а после 2-й мировой войны японцы быстро переняли новые средства контроля над рождаемостью. В 70-80-х годах наблюдается оживление синтоизма (общее число приверженцев - 90 миллионов человек), однако его функции ограничены ролью «домашней» религией и сводятся главным образом к установкам по моральному воспитанию в семье.

Древнейшая мировая религия - буддизм, основателем которого считается индийский царевич Гаутама (6-5 века до н. э.), получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого. Буддизм воспринял от брахманизма идею кармы и сансары, но отверг кастовую систему. Буддизм учит, что жизнь - это цепь страданий, которые можно уменьшить праведными делами в цикле перерождений, основной же целью является достижение нирваны - полной отрешённости от чувств бытия. К началу н. э., когда буддизм распространился в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, нередко сочетаясь там с местными религиями (например, в Китае - с конфуцианством), выделились две его основные ветви: тхеравада, или хинаяна (малая колесница), и махаяна (большая колесница). По хинаяне, нирваны может достигнуть лишь узкий круг лиц - монахи монастырских общин (сангхи), в которые можно вступать на срок от 3 месяцев до конца жизни. Имеются мужские и редко женские сангхи; половые сношения в них запрещены. По махаяне, спасения могут достигнуть и миряне, соблюдающие основные предписанные буддизмом правила жизни; для этой ветви характерно учение об аде и рае и поклонение бодисатвам (наставникам, ведущим людей по пути внутреннего совершенствования). Разновидностью махаяны является ламаизм (среди тибетцев, монголов и других), характеризующийся обожествлением высшего духовенства - далай-ламы, большими заимствованиями у шаманизма (особенно в обрядах) и значительным развитием монашества. Отношение буддизма к воспроизводству населения до сих пор двойственно. Отрицая земные интересы, изображая жизнь как зло и непрерывную цепь страданий, признавая единственным путём к спасению самоограничение и самоусовершенствование, буддизм ни одной из своих догм не связывает достижение нирваны с земными обязанностями по продолжению рода. Все направления буддизма (кроме тантризма) поощряют безбрачие как наиболее верный путь к совершенству. Однако идея перевоплощений в сущности призывает к деторождению, так как дух может проникнуть в свою новую телесную оболочку лишь во время зачатия. Кроме того, буддизм поддерживает старые традиции, в том числе ранние браки, и считает употребление контрацептивов равнозначным убийству живого существа, что запрещено буддизмом. Провозглашая главенствующую роль мужчины в семье, буддизм также препятствует распространению контроля над рождаемостью, в котором заинтересованы прежде всего женщины. Общая численность буддистов - 250 миллионов человек.

Христианство - самая распространённая из мировых религий - возникло в 1 веке н. э. как секта иудаизма, но вскоре обособилось в самостоятельную религию. В основе христианства лежит вера в сына Бога и земной женщины - Иисуса Христа, который своей мученической смертью «искупил грехи» человечества, вера во второе пришествие Христа, в «страшный суд» и установление царства небесного. Основные священные книги христиан - Новый завет (Евангелие и др.) и Ветхий завет, объединяемые в Библию.

В своём развитии христианство распалось на множество более или менее самостоятельных церквей и сект. В середине 1-го тысячелетия н. э. выделились монофизиты (считают Христа богом), несториане (Христос - человек, в которого вселился бог) и диофизиты (признают в Христе и божественную и человеческую сущность). В свою очередь, постепенно возобладавшие диофизиты разделились на две церкви: римско-католическую и греко-православную; для той и другой характерен догмат триединства бога (бог - отец, бог - сын и бог - дух святой). Позднее из католичества выделились различные протестантские церкви и секты, а среди православных - старообрядчество и другие секты. С самого начала христианство отошло от библейского завета - «Плодитесь и размножайтесь!»; достижение в христианстве основной цели - спасения души и царства небесного не связывается с какими-либо обязанностями по продолжению рода; более того, именно отказ от всего «плотского» считается лучшим путём служения богу. С этим связан целибат (безбрачие) духовенства (у католиков), распространение монашества и появление некоторых изуверских сект. Влияние христианства на воспроизводство населения обусловлено в основном его негативным отношением к контролю над рождаемостью. Христианство допускает половые сношения («первородный грех Адама и Евы») лишь в браке и лишь на том основании, что они ведут к деторождению.

Католичество - наиболее значительная ветвь христианства (580 миллионов человек). Существует как строго централизованная церковь, во главе которой стоит папа римский - «непогрешимый» наместник Христа на земле. Характерным для этой церкви является особое почитание апостолов Петра и Павла, культ богородицы (мадонны) и безбрачие духовенства. Среди других ветвей христианства католичество отличается наибольшей консервативностью своих установок в области демографического поведения. Оно до сих пор выступает против разводов и контроля над рождаемостью, что было подкреплено специальной энцикликой папы Павла VI «Человеческая жизнь» (1968). Реакционный характер носит и принятое в 1976 году в Ватикане решение о «Положении женщины в обществе и церкви». Таким отношением католической церкви в значительной степени объясняется более высокий уровень рождаемости среди ее приверженцев в различных странах мира по сравнению с последователями других религий. В позиции Ватикана в начале 80-х годов намечается более гибкое отношение к проблемам народонаселения.

Православие в ходе истории разделилось на ряд местных церквей, подчиняющихся своим патриархам (константинопольскому, московскому, сербскому и другим). Целибат считается обязательным только для «чёрного» духовенства (монашество); остальные священнослужители обязаны (например, приходские священники) вступать в брак, однако вторичные браки им не разрешаются. Отношение православия к разводам неодобрительное, но менее жёсткое, чем в католицизме. Внутри православия появилось много сект и направлений, крупнейшим из которых является старообрядчество, возникшее в 17 веке в результате раскола русской церкви после реформ патриарха Никона; этот раскол привёл к появлению многочисленных сект, часть которых (прыгуны, хлысты и другие) выступили за «духовное очищение» человека, против всего «плотского», истязали себя постами, утомительными групповыми молениями и т. п.; в секте скопцов это выразилось в полном отказе от половой жизни, в изуверском калечении людей. Подчинение православных церквей государственной власти привело к тому, что священники обычно не фиксировали внимания на правилах демографического поведения, предоставляя верующим известную свободу. Исключением является греческая церковь, которая подобно католической выступает против контроля над рождаемостью. В СССР одним из первых декретов Советской власти церковь была отделена от государства; церковные обряды крещения, венчания, похорон были заменены гражданской регистрацией. Все это подорвало влияние религии на демографические процессы. Общая численность православных оценивается в 80 миллионов человек.

Протестантизм возник в эпоху Реформации (16 век) как антикатолическое движение. Он отверг папу римского как наместника бога, провозгласив идею о том, что человек может спасти душу не бегством от мирской жизни и не заслугами перед церковью, а праведной повседневной деятельностью. Крупнейшие направления протестантизма - лютеранство, кальвинизм, англиканство, методизм, баптизм, пятидесятничество. В мире 340 миллионов протестантов. В своём демографическом поведении протестанты не придерживаются безбрачия (у них нет и монашества), допускают разводы; они (за исключением баптистов и пятидесятников) раньше других христиан стали практиковать контроль над рождаемостью путём применения абортов и контрацепций. В странах совместного проживания протестантов и католиков рождаемость среди первых на 20-25% ниже.

Ислам - самая «молодая» из мировых религий. Возник в начале 7 века в Аравии, его последователи - мусульмане. Учение Мухаммеда, явно испытавшего влияния иудаизма и христианства, изложено в Коране. Для ислама характерна вера в единого бога - аллаха и его пророка Мухаммеда (пророками считаются также Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус), в загробную жизнь и т. п.; одна из характерных черт мусульманского культа - формальный ритуализм (пятикратная ежедневная молитва с символическим омовением, пост и т. п.), а также запрещение создавать изображения бога (иконы, статуи и т. п.) и людей. В 8 веке в исламе выделились два основных направления: сунниты, которые почитают Коран и сунну (священный сборник рассказов о жизни Мухаммеда), и шииты, признающие Коран и другое священное предание - ахбар. Среди шиитов, составляющих свыше 1/10 части всех мусульман, значительное распространение получил культ святых мучеников (особенно Хусейна). Крупной сектой суннитов являются ваххабиты, шиитов - зейдиты; существует ряд других сект и толков ислама. Основные правила бытового поведения мусульман отражены в шариате. Общая численность мусульман - около 600 миллионов человек.

Многие установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним из величайших благодеяний аллаха; бездетность жены - важнейшая причина для развода или для того, чтобы взять другую жену (всего разрешалось иметь 4 законные жены и сколько угодно наложниц). Разрешаются браки несовершеннолетних (девочек - по достижении половой зрелости, юношей - с 15 лет). Браки считаются по существу обязательными; разведенные и вдовые быстро вступают в новый брак. Среди шиитов в прошлом была распространена практика временных браков (по договору). Традиционных ограничений брачно-половых отношений у мусульман сравнительно мало. Ислам закрепил приниженное положение женщин, навязал им затворничество, свёл брак к купле продаже невесты. Однако многодетные матери пользуются в мусульманских деревнях почётом и уважением; аборты запрещены. В последние десятилетия некоторые мусульманские реформаторы выступили за ограничение рождаемости; первая мусульманская конференция по планированию семьи (Рабат, 1971 год) одобрила использование противозачаточных средств. Почти во всех мусульманских странах были приняты законы о запрещении многоженства и браков несовершеннолетних, однако положение женщин, особенно в сельской местности, где ещё очень сильны традиции, остается приниженным.

В. И. Козлов.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Литература:

Козлов В. И., Динамика численности народов, М. 1969;

Брук С. И., Население мира. Этнодемографический справочник, М. 1981,

Народонаселение стран мира, 3 изд., М. 1984.

Примечания «ПК»

* - Реакционная роль религии…» - В момент выхода настоящего издания («Демографический энциклопедический словарь»), в 1985 году в СССР господствовала идеология «воинствующего атеизма», которая уже вошла в кризис, после которого вместе с СССР распалась и исчезал. Но в последние годы своего существования эта идеология была доведена ее носителями до «огульного охаивания» всех и всяческих форм религии. Читая приводимую здесь статью, имейте это обстоятельство в виду.

** - «…в их демографическом поведении…» - Данный тезис в частности проявился в том, что в странах с набожным населением демографические показатели несопоставимо выше, чем в СССР, где в результате насаждения тотального атеизма происходит депопуляция коренных наций. О начале депопуляции демографам стало известно задолго до выхода цитируемой книги в свет (издание 1985 года). Однако автор приведенной тут статьи упорно продолжает делать вид, будто бы он не видит прямой связи между вытравливанием религиозности и падением рождаемости, хотя – повторимся – даже неспециалистам в области демографии это было очевидно уже в начале семидесятых годов прошлого века (а не в год выхода издания).

*** - «520 миллионов человек» - С 1985 года эта цифра давно устарела. Число индуистов с тех пор как минимум удвоилось.

Понятие: