Антропология

Голова парантропа.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, образовании рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX в.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 21.

Восточно-патристическая антропология

ВОСТОЧНО-ПАТРИСТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Патристика и Вселенские Соборы создали двуединую основу христианской мысли. В учении о Св. Троице ключевую роль играет выработанный отцами-каппадокийцами, св. Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским (4 век), концепт Лица, или Ипостаси (ὑπόστασις). Он должен был передать специфический род бытия в Троице Отца, Сына и Духа. Предикатом такого бытия виделась прежде всего самодостаточная отдельность и конкретная выраженность, индивидуальная отличность, чему отвечало бы понятие индивидуальности, индивида, особи – как носителя определенной роли, обличья, маски (πρόσωπον, лат. persona). Однако для бытия Божественного (совершенного, абсолютного) каппадокийцы усмотрели и утвердили необходимость еще другого предиката: все и всякое содержание данного бытия обладает совершенной полнотой выраженности, явленности, открытости, оно всецело явлено...

Гейдельбергский человек

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЧЕЛОВЕК - одна из форм ископаемого человека. Представлен нижней челюстью, открытой в 1907 году у деревни Мауэр, в 17 км к Юго-Востоку от города Гейдельберга (ФРГ). Челюсть обнаружена в древних отложениях реки Неккар на глубине 24 метров вместе с костями ископаемых животных (этрусский носорог, древний слон, бизон, древняя лошадь, лев и другие) и датируется миндельским оледенением (приблизительно 500 тысяч лет тому назад).

Антропология католическая

АНТРОПОЛОГИЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ - совокупность представлений и учений о человеке, возникших в рамках католической теологии и философии. В своем классическом варианте католическая антропология восходит к Августину, учение о человеке которого стало основополагающим для традиции августинианства. Человек предстает существом, обретающим смысл своего существования в созерцании божественного Абсолюта с его ликами Единства, Блага, Истины и Красоты, сопричастным вечности и одновременно распростертым во времени, несущим в себе момент ускользающего настоящего, сопряженного с прошлым и будущим.

Аскетическая антропология

АСКЕТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ входит в православную как необходимое продолжение и завершение. Исихастская традиция (см. Исихазм) складывалась с первых шагов христианского монашества, как одно из двух его русл, развивающее отшельническую, «пустынножительную» аскезу (в отличие от общежительной). Мы выделяем это русло, поскольку именно в нем аскеза конституируется как феномен, в котором реализуется особый тип антропологии, ее стратегия или модель, имеющая обожение своим телосом.

Этнический таксон

ЭТНИЧЕСКИЙ ТАКСОН. Некоторые заходят дальше, признавая деление уже субрас на таксоны, называемые локальные формы. В дискуссиях по вопросам, которым посвящена книга, появляется потребность во всеобъемлющем термине, который может быть использован без различия для любого из таксонов, младших по отношению к виду, то есть рас, субрас и локальных форм. Никто ранее не предлагал такого термина, хотя очевидно, что это необходимо. На протяжении этой книги для этой цели будет использоваться термин этнический таксон.

Антропология христианская

АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ (от греч. ἄντρωπος – человек и λόγος – учение) – учение христианства о человеке. Христианство как таковое антропологично в самой сути: Евангелие Христа есть откровение о человеке, говорящее о природе, судьбе и пути спасения человека. Но вопреки этому в составе христианского учения, обширном и разветвленном, антропология, казалось, не была на первом плане, а, скорее, в ряду второстепенных разделов, с довольно бедным содержанием. В современном кризисе христианства, широком отходе от церкви немалую роль сыграло именно убеждение в том, что христианство «не занимается человеком»; так, в известных религиозно-философских собраниях в Петербурге начала 20 века, критика церкви строилась вокруг утверждений, что «в христианстве не раскрыто, что такое человек»...

Антропология социальная (НФЭ, 2010)

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (КУЛЬТУРНАЯ) – область знания, объединяющая ряд полуавтономных дисциплин, которая занималась в первую очередь обществами, изолированными от письменной исторической традиции. Излюбленные объекты такого рода исследований – первобытные общества, племенные культуры, традиционные крестьянские общины, т. е. те социоисторические объединения людей, при анализе которых культурное и социальное трудно дифференцировать, ибо реально они выступают как нераздельное целое.

Homo Americanus

Возникновение человека в Америке

Неандертальцы (Бейкер, 2015)

НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ. В ранний период Последней ледниковой эпохи * человечество было представлено в Европе неандертальцами (129, 130, 131). Неандертальский человек был в сравнении с современным человеком невысоким, но отличался массивным телосложением. Тяжелые надбровные дуги сливались друг другом выше носа (рис. "Череп неандертальца"), его лоб был очень низким и покатым, череп был относительно длинным в пропорции к его ширине, уплощенный сверху и необычно сплющенный с боков и снизу в затылочной части, так, что несколько напоминал формой шиньон женской прически (129)...

Таксон

ТАКСОН. Читатель должен знать, что живые существа объединяются, если они показывают сходство, приобретенное в силу происхождения от общих предков. Группы такого вида называются таксон, и ветвь знания, имеющая дело с принципами и практикой классификации организмов, называется таксономия. Группа, включающая всех покрытых волосами животных, младенцы которых пьют материнское молоко, составляют таксон, известный как млекопитающие, который включает столь разнообразных животных, как землеройка, гиппопотам, крылан (плотоядная летучая мышь) и человек.

Страницы

Subscribe to RSS - Антропология
Яндекс.Метрика