Антропология

Голова парантропа.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, образовании рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX в.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 21.

Раса (Бейкер, 2015)

ЗНАЧЕНИЕ «РАСЫ». Раса или подвид уже неоднократно упоминалась в главе о значении видов. Читатель должен знать, что следствием широкого распространения животного по всему ареалу его среды обитания часто могут стать изменения его внешности. Изменения особенно очевидны там, где присутствуют частичные географические барьеры, такие как цепь гор, пустыня или широкая река. Популяция по разные стороны такого барьера, однако, не полностью различна. Промежуточные формы могут быть найдены, и это часто прямое свидетельство скрещивания, хотя и не настолько масштабного, чтобы сделать две популяции неразличимыми. Если две популяции настолько различны, что можно в целом сказать, из которого региона образец был получен, то принято давать разные имена двум расам...

Конституция человека

КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (от лат. conslitutio — устройство). Анатомо-физиологическая организация, представляющая систему генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, которая допускает отнесение его к одному из ряда определенных типов. Так, различают: дигестивный тип телосложения (преимущественное развитие пищеварительной системы), респираторный (дыхательная система), мышечный, церебральный. Как было показано прежде всего на клиническом материале (Э. Кречмер, Г. Ю. Айзенк, У. Шелдон и др.), между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности выявляются определенные корреляции...

Происхождение человека современного типа

Вполне понятен поэтому тот большой и острый интерес, который в науке издавна вызывал вопрос о возникновении человека современного типа, в частности о ближайших предках Homo sapiens. Противники материалистических взглядов на происхождение современного человека от древних человекообразных обезьян и их позднейших потомков типа питекантропа, синантропа и неандертальского человека пытались противопоставить этим взглядам свою реакционную концепцию о возникновении Homo sapiens из каких-то иных существ, с самого начала обладавших будто бы чисто человеческими чертами. В качестве доказательства приводилась, например, находка коллекционера Даусона, который обнаружил в 1912 году в Пильтдауне, неподалеку от Лондона, в графстве Суссекс, часть черепа человека и нижнюю челюсть, представляющие собой совершенно необычное и непонятное сочетание признаков человека и обезьяны...

Происхождение речи

Развитие мышления, таким образом, не может рассматриваться независимо от развития речи. Язык и мышление с самого начала вырастали на одной и той же трудовой почве, находились в неразрывной связи и во взаимодействии друг с другом. Язык закрепляет и регистрирует результаты работы мышления и делает возможным обмен мыслями, без чего невозможно общественное производство, а следовательно, и самое существование общества.

Отсюда ясно, какое огромное значение в истории древнейшего человечества, в развитии его мышления и культуры должно было принадлежать языку.

Неандерталец: развитие мышления

Не может быть сомнения в том, что прогрессивное развитие труда и общества вызывало соответствующие прогрессивные изменения в сознании, в мышлении первобытного человека. Существуют идеалистические теории, пытающиеся доказать, что мышление первобытного человека было будто бы насквозь иррациональным и мистическим, что наши далёкие предки имели якобы целиком ложные, в неправильные, полностью превратные и фантастические представления о действительности.

Синантроп

Долгое время не был известен, однако, облик самого человека ашельской поры. Единственной европейской находкой (мы имеем в виду так называемую гейдельбергскую челюсть, найденную в 1907 г. близ Гейдельберга, в Германии,— откуда и происходит её название), относящейся примерно к этому периоду, было недостаточно для выяснения облика человека ашельской поры. Совершенно исключительное значение имеют поэтому замечательные находки китайских учёных в Чжоукоудяне, заполняющие разрыв, имеющийся между находками останков древнейшего обезьяночеловека (питекантропа), с одной стороны, и человека следующего этапа (неандертальца) — с другой...

Шелльский период

Следующий этап развития материальной культуры древнейших людей назван археологами «шелльским» (по селению Шелль во Франции, при впадении реки Марны в Сену, где были впервые обнаружены каменные орудия, характерные для этого этапа). Полнее всего изучены шелльские местонахождения во Франции, в долине Соммы, у Амьена. Они рисуют уже вполне сложившуюся технику использования кремня, в основе которой лежит приём двустороннего стёсывания гальки, получавшей таким образом определенную, строго целесообразную форму массивного орудия, один конец которого имел вид острия.

Неандертальский человек

Человек мустьерского времени по многим своим признакам стоял уже значительно выше древнейших людей типа питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека останки людей мустьерского времени впервые были обнаружены в Европе в 1856 г долине Неандерталь (Германия). Затем последовали новые находки — на территории Испании, Бельгии, Югославии, Франции, Италии. На территории СССР кости людей мустьерского времени открыты в пещере Киик-Коба в Крыму, в гроте Тешик-Таш (Узбекистан).

Питекантроп (ВИ, 1955)

Первым был найден наиболее древний из всех известных сейчас первобытный человек — питекантроп (буквально «обезьяночеловек»). Кости питекантропа впервые были обнаружены в результате настойчивых поисков, продолжавшихся с 1891 по 1894 годы, голландским врачом Э. Дюбуа вблизи Триниля, на острове Ява. Отправляясь в Южную Азию, Дюбуа поставил своей целью найти останки переходной от обезьяны к человеку формы, так как существование такой формы вытекало из эволюционной теории Дарвина.

Антропология тела

АНТРОПОЛОГИЯ ТЕЛА – одна из дисциплин социальной и культурной антропологии. Исследует все области социальной жизни (предельно широко понимаемой), где так или иначе проявляются значимые функции тела, поскольку оно включено в производство многих сложнейших социокультурных – перцептивных, коммуникативных, символических, познавательных и т.п. – процессов и влияет или подчас определяет развитие того или иного феномена или поведения. Обретает свой объект исследования на пересечении двух дополняющих типов анализа (Д.

Страницы

Subscribe to RSS - Антропология
Яндекс.Метрика