Языкознание

Зияние

ЗИЯНИЕ — стечение гласных внутри морфемы: наивный, диез, поэт, паук; на стыке морфем: полуостров, по-армейски, наутро, радиоузел (внутреннее зияние) или на стыке слов: аэропорта, по идее, на уборке урожая (внешнее зияние). Зияние не свойственно русскому корню, встречается только в корнях заимствований. На стыках морфем и слов частично преодолевается с помощью вариантов приставок и предлогов, сравните о-писать и об-ыскать, об-учить; о сыне и об отце. Внешнее зияние и особенно стечение зияний (а у Иры; пробы и исследования, а аукцион перенесли) приводит к неблагозвучию устной речи, т. е.

Диахрония и синхрония

ДИАХРОНИЯ И СИНХРОНИЯ (от греч. δια — через и χρόνος — время; σύγχρονος — одновременный), понятия, характеризующие историческую последовательность развития явлений в некоторой области действительности (диахрония) и сосуществование, состояние этих явлений в определенный момент времени (синхрония). Понятия диахрония и синхрония были введены применительно к языку Ф. де Соссюром, резко разграничившим диахроническую и синхроническую лингвистику. Первая из них изучает отношения, которые связывают элементы, следующие друг за другом во времени, не воспринимаемые одним и тем же коллективным сознанием и не образующие систему. Вторая занимается отношениями, которые связывают сосуществующие элементы и образуют систему; эти отношения воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием...

Звукосимволизм

ЗВУКОСИМВОЛИЗМ (анаграмма 2) — один из видов звукописи, а именно: создание такого звукоряда высказывания, который выражает задуманное автором впечатление — не слуховое (оно обслуживается звукоподражанием — см.), а любое другое из области чувств, представлений и переживаний: зрительную картину, духовный подъём, радость, нежность, боль и т.д.

Звукосимволизм в определённой мере опирается на общеязыковую символику звуков (так, большинству носителей русского языка звук [р] представляется решительным, сильным, грубым; [л], [м], [н] — плавными, нежными; [и] — подходящим для изображения чего-либо малого), но более всего создаваемый звукосимволический образ зависит от звуковой формы ключевых слов речевого ряда...

Пунический язык

ПУНИЧЕСКИЙ ЯЗЫК, как и его материнский язык, финикийский, принадлежал к северо-западной группе семитских языков, куда входили также иврит и арамейский языки. Семитские языки имеют одну особенность, которая заключается в том, что их консонантные корни служат основой для формирования словарного состава. В отличие, например, от индоевропейских языков, в них всегда легко выделить корни (так, КТВ = писать), точное значение и грамматические категории формируются путем присоединения гласных и некоторых аффиксов, например: KiTaB — книга; KaTiB — писатель; КаТаВа — он писал; maКТаВа — библиотека и т.д...

Науатль

Ацтеки говорили на языке науатль (произносится «на-уа-тль»). Они не придумали его, не усовершенствовали, так как на этом языке уже говорили тольтеки, чичимеки и многие другие племена. Но науатль стал языком империи общения в Мексике и Центральной Америке (подобно тому как язык кечуа стал языком инков в Перу) после завоевания ацтеками одних регионов и благодаря ацтекским купцам, то есть торговле с другими регионами.

Звукоподражательные слова

ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (звукоподражания) - неизменяемые слова, в которых звуками речи передаются звуки окружающего мира (буль-буль, тик-так, бах, тр-р-р, дзинь- дзинь), в том числе издаваемые животными (мяу, гав-гав, куд-куда, ква-ква, га-га-га, кукареку), а также неречевые звуки, которые издает человек (апчхи, ха-ха-ха, топ-топ). Звукоподражательные слова — полноправные слова языка. Они включаются в толковые словари. В детской речи используются как названия животных, птиц, предметов: — Феденька, это кто бежит?— Гав-гав.

Звукопись

ЗВУКОПИСЬ (инструментовка) — общее обозначение особой выразительности звучания, фонетической образности речевого ряда, а именно: использование звучания слов, применение специальных фонетических приёмов в целях усиления выразительности поэтической речи (реже — художественной прозы). Осуществляется за счёт особого подбора и расстановки слов, звучание которых оттеняет нужный автору смысл, например: Печать забытых троп необъяснима, / Печаль осенних пристаней горька (Г. Флоров) — элегическое настроение этих строк поддержано их звучанием и, прежде всего, обилием глухих согласных.

Зачин (Матвеева, 2010)

ЗАЧИН — начало текста в произведениях устного народного творчества (былинах, сказках, исторических песнях), характеризующееся использованием особых приёмов и интонации. В расширенном понимании — начальный фрагмент ораторского монолога, нацеленный на подготовку адресата к восприятию: установление контакта, создание психологического комфорта общения. зачин привлекает внимание адресата, создаёт психологический фон к цели текста, настраивает на запланированный автором тип восприятия.

Замысел

ЗАМЫСЕЛ — глобальная цель, макроинтенция автора, образ результата, который определяет общее направление всей совокупности речевых действий и целостность всей суммы высказываний. Замысел свойствен не отдельному высказыванию, а целому тексту; целостность текста определяется именно единством авторского замысла. При воплощении замысла в текст за начальной стадией мотива следуют стадии планирования, разработки, речевого оформления в соответствии с адресованностью и условиями речевого общения. Текст является коммуникативно адекватной речевой реализацией авторского замысла.

Разговорная речь

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ – разновидность устной литературной речи, обслуживающая повседневное обиходно-бытовое общение. В разговорной речи проявляются общие свойства устной речи – неподготовленность, линейный характер, дефицит или, напротив, избыточность речевых средств, непосредственный характер. Степень идентичности разговорной речи литературному языку определяется уровнем эрудированности и развитости речи говорящего, в диалогических (полилогических) формах журналистики (интервью, беседа и др.), являющих примеры применения разговорных форм речи, предпочтительно приближать их к литературному языку.

Страницы

Subscribe to RSS - Языкознание
Яндекс.Метрика