Языкознание

Знак (Матвеева, 2010)

ЗНАК — в языке: носитель языковой информации, язык представляет собой знаковую систему. Знак — это двустороннее образование: он имеет материальную форму (план выражения, означающее) и закреплённый за этой формой нематериальный смысл (план содержания, означаемое). Основные языковые знаки — это слово, словосочетание, предложение. Минимальный строевой знак языка — морфема.

• Знаковый (знаковая природа языка, знаковый характер языковой единицы).

Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 116.

Знаки препинания

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ (пунктуационные знаки) — неалфавитные графические средства, обслуживающие письменную речь и выявляющие её синтаксическое строение и смысловую структуру. Делятся на два типа. Разделительные (отделяющие) знаки препинания служат для разграничения предложений, их частей, однородных синтаксических элементов; для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи. Это точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Зевгма 2

ЗЕВГМА 2 — фигура речи (см.), а именно: усиление выразительности за счёт нарушения семантической однородности в цепочке однородных членов предложения или целых предложений. Зевгма как намеренное отклонение от логического закона тождества производит впечатление неожиданным сочетанием понятий, создает эффект обманутого ожидания: К дому помещика Грябова подкатила прекрасная коляска с каучуковыми шинами, толстым кучером и бархатным сиденьем (А.

Зевгма 1

ЗЕВГМА 1 — последовательность одинаково организованных синтаксических конструкций, в которых общий для всех член предложения не повторяется, а используется один раз: либо в начале, либо в середине, либо в конце всего высказывания: Маменьке нужно было дарить карты для гаданья и тёплые платки. Мужу — сигары (Тэффи); Скачет сито по полям, / а корыто — по лугам (К. Чуковский). Зевгма хорошо передаёт единую направленность усилий, общее фразовое единство: зевгма стилистически нейтральна и потому востребована в разных функциональных стилях речи.

Полугласные звуки

ПОЛУГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (греч. hemlphona, лат. semivocaies), термин традиционной грамматики, применявшийся в разные эпохи в разных значениях. Античные грамматики включали в понятие полугласные звуки все длительные согласные — плавные, носовые и свистящие; точнее понимали полугласные звуки древнеиндийские грамматики, относя к ним сонанты y, r, l, v. Современная фонетика определяет полугласные звуки как звуки, образуемые при свободном проходе воздуха в ротовой полости, но более узком, чем при образовании гласных.

Зияние

ЗИЯНИЕ — стечение гласных внутри морфемы: наивный, диез, поэт, паук; на стыке морфем: полуостров, по-армейски, наутро, радиоузел (внутреннее зияние) или на стыке слов: аэропорта, по идее, на уборке урожая (внешнее зияние). Зияние не свойственно русскому корню, встречается только в корнях заимствований. На стыках морфем и слов частично преодолевается с помощью вариантов приставок и предлогов, сравните о-писать и об-ыскать, об-учить; о сыне и об отце. Внешнее зияние и особенно стечение зияний (а у Иры; пробы и исследования, а аукцион перенесли) приводит к неблагозвучию устной речи, т. е.

Диахрония и синхрония

ДИАХРОНИЯ И СИНХРОНИЯ (от греч. δια — через и χρόνος — время; σύγχρονος — одновременный), понятия, характеризующие историческую последовательность развития явлений в некоторой области действительности (диахрония) и сосуществование, состояние этих явлений в определенный момент времени (синхрония). Понятия диахрония и синхрония были введены применительно к языку Ф. де Соссюром, резко разграничившим диахроническую и синхроническую лингвистику. Первая из них изучает отношения, которые связывают элементы, следующие друг за другом во времени, не воспринимаемые одним и тем же коллективным сознанием и не образующие систему. Вторая занимается отношениями, которые связывают сосуществующие элементы и образуют систему; эти отношения воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием...

Звукосимволизм

ЗВУКОСИМВОЛИЗМ (анаграмма 2) — один из видов звукописи, а именно: создание такого звукоряда высказывания, который выражает задуманное автором впечатление — не слуховое (оно обслуживается звукоподражанием — см.), а любое другое из области чувств, представлений и переживаний: зрительную картину, духовный подъём, радость, нежность, боль и т.д.

Звукосимволизм в определённой мере опирается на общеязыковую символику звуков (так, большинству носителей русского языка звук [р] представляется решительным, сильным, грубым; [л], [м], [н] — плавными, нежными; [и] — подходящим для изображения чего-либо малого), но более всего создаваемый звукосимволический образ зависит от звуковой формы ключевых слов речевого ряда...

Пунический язык

ПУНИЧЕСКИЙ ЯЗЫК, как и его материнский язык, финикийский, принадлежал к северо-западной группе семитских языков, куда входили также иврит и арамейский языки. Семитские языки имеют одну особенность, которая заключается в том, что их консонантные корни служат основой для формирования словарного состава. В отличие, например, от индоевропейских языков, в них всегда легко выделить корни (так, КТВ = писать), точное значение и грамматические категории формируются путем присоединения гласных и некоторых аффиксов, например: KiTaB — книга; KaTiB — писатель; КаТаВа — он писал; maКТаВа — библиотека и т.д...

Науатль

Ацтеки говорили на языке науатль (произносится «на-уа-тль»). Они не придумали его, не усовершенствовали, так как на этом языке уже говорили тольтеки, чичимеки и многие другие племена. Но науатль стал языком империи общения в Мексике и Центральной Америке (подобно тому как язык кечуа стал языком инков в Перу) после завоевания ацтеками одних регионов и благодаря ацтекским купцам, то есть торговле с другими регионами.

Страницы

Subscribe to RSS - Языкознание
Яндекс.Метрика