Теология

ТЕОЛОГИЯ (греч. θεολογία от θεός - бог, λόγος — слово, речь, рассказ (устный и писаный); история, историческое сочинение; положение, определение, учение; разум, разумное основание, причина, рассуждение, мнение, предположение, понятие, смысл), богословие (русская «калька» с греч.) — основанное на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах и выраженное в дискурсивной форме учение о Боге, о его сущности и действиях, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения, обоснование верности содержания и способов культовых действий, норм и правил жизни. Большинство исследователей полагают, что Т. в строгом смысле слова является достоянием теистических (см. Теизм) религий — иудаизма, христианства, ислама. Термин «Т.» появился до возникновения христианства, впервые встречается у Платона, который употреблял его в отношении не собственного философского учения о Боге, а в отношении философски интерпретированных мифов, а также народной молвы, сказаний о богах...

Далее см. определения дефиниции в разделе "Теология":

Протестантская теология

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — религиозно-теоретическое обоснование понятий и принципов протестантской разновидности христианства. Основными источниками протестантской теологии являются идеи Реформации, которые в настоящее время подвергаются обсуждению, особенно в рамках экуменические дискуссии, а также взгляды представителей мировой светской философии (Лейбниц, Кант и др.). Философские проблемы в протестантизме ставились и решались в контексте теологии.

Христианская теология и теория множеств

ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ. В соответствии с пониманием святых отцов христианский Бог-Троица непостижим в своей сущности, но познается в откровении в своих энергиях. Энергии открывают человеку имена Божии, которые характеризуют Его в отношении к миру. Эти имена – Всемогущий, Всеблагой, Всевидящий и т. п. – характеризуют бесконечную мощь божественных проявлений, рядом с которой все аналогичные тварные свойства оказываются, вообще говоря, конечными.

Политическая теология

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — возникшее к 60—70 годы 20 века широкое идейно-теоретическое течение в христианской идеологии, поставившее перед собой цель ввести в ее содержание представления о человеке как субъекте общественно-политической деятельности. В широком смысле слова политическая теология включает такие направления, как теология надежды, теология мира теология политики, теология революции, теология освобождения, «черная теология», женская теология и т. д.

Теодицея (Маслин, 2014)

ТЕОДИЦЕЯ (от греч, theos - Бог и dike - справедливость) - оправдание Бога, попытка примирить существование зла и несовершенства в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием Творца. Стремясь доказать абсолютность добра и относительность зла, теодицея объясняет несовершенство мира или последствием человеческой свободы и грехопадения, или особым промыслом Божьим, ведущим человека к спасению. Термин «теодицея» введен Г. В. Лейбницем, объяснявшим зло как необходимую ступень разнообразия совершенства в предустановленной гармонии мира.

Апофатическая теология (НФЭ, 2010)

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. ἀποφατικός – отрицательный) – один из двух (наряду с катафатической теологией) путей познания Бога, состоящий в последовательном восхождении от тварного мира к Творцу, которое предполагает, с одной стороны, рассмотрение все более совершенных творений и свойств, а с другой – констатацию несоизмеримости каждого из них с Богом, с божественной сущностью. Поскольку всякое знание является знанием о сотворенных вещах, обладание ими привязывает человека к миру; освобождение от власти тварного мира и его образов предполагает отстранение от всего, что не есть Бог, отказ от приложения к Богу понятий и представлений, почерпнутых из рассмотрения конечных вещей, так как с их помощью невозможно достичь положительного знания о Боге...

Либеральная теология

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ — религиозно-философское течение в протестантизме 19— 20 веках, стремящееся учесть результаты развития науки и меняющиеся исторические условия для защиты основ христианского вероучения путем пересмотра его традиционного догматического понимания. Важнейшим теоретическим источником либеральной теологии были идеи немецкого философа и теолога Ф. Шлейермахера. Заметное влияние на ее формирование оказали Ф. X. Баур и Тюбингенская школа богословия, а также исследования по библеистике и христологии Д. Ф. Штрауса, Б. Бауэра и других младогегельянцев.

Антиномизм (Маслин, 2014)

АНТИНОМИЗМ (от греч. antinomia – противозаконное, противоречие в законе) - диалектическое философствование, основным признаком которого является антиномия, т. е. напряженное противостояние противоположных, рассудочно не совместимых положений (тезиса и антитезиса). В истории русской философии антиномизм в наиболее полном виде был присущ воззрениям Флоренского (чаще он употребляет термин «антиномичность») и связан с аритмологией Бугаева и других основателей Московской философско-математической школы, противопоставивших аналитическому (непрерывному миросозерцанию теорию прерывных функций и, шире, идею прерывного миросозерцания, способного объяснить случайное, иррациональное, действия индивидуальности. Аритмология в понимании Флоренского живет чувством «надтреснутости» мира и, возможно, указывает на близость конца света...

Катафатическая теология

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. καταφατικός – утвердительный) – один из двух (наряду с апофатической теологией) путей Богопознания, который ведет к познанию божественных атрибутов. Хотя сущность Бога невыразима с помощью какого-либо понятия, Священное Писание именует Бога сущим, благим, любовью, премудростью и т.д. В трактате Псевдо-Дионисия Ареопагита «О Божественных именах» приписывание Богу позитивных атрибутов осмысляется как определенный способ Богопознания, отличный от эмфатического подхода и в то же время неразрывно связанный с ним, – это познание Бога по его разнообразным проявлениям и энергиям. Как отмечают отцы Церкви, в творениях, в промысле Бога о мире, как в зеркале видимы беспредельная благость, премудрость и сила Божества. Это откровение Бога доступно нашему уму и отчасти постижимо в своем таинственном содержании. Уразумевая смысл бытия тварных существ, можно восходить к созерцанию их Создателя...

Керигма (Митрохин, 1990)

КЕРИГМА (греч. kerygma — возвещение, проповедь) — в теологической системе Р. Бультмана главное содержание христианского вероучения, остающееся после его демифологизации, т. е. очищения от всего фантастического, чудесного, суеверного. В применении к священному писанию керигма есть результат перевода библейских образов, символов, притч и догматов, выраженных в оригинале в архаичной и мифологической форме, на современный язык. Керигма, по Бультману,— это сущность христианской веры, имеющая нормативную ценность для всех времен и народов, независимо от исторических способов ее выражения.

Исцеление верой

ИСЦЕЛЕНИЕ ВЕРОЙ — важнейшее положение теологической доктрины пятидесятников, а также последователей «Христианской науки», считающих, что Иисус Христос в своем «полном очищении» обеспечил не только устранение человеческого греха, но и его результатов — болезней. Чтобы преодолеть болезни, надо уверовать в спасительную силу пролитой сыном божьим крови. Исцеление всегда доступно верующему, если он «наполнен духом», т. е. прошел крещение духом святым, получил божье «благословение». Исцеление различных болезней, так же как и прощение грехов, безусловно, должно быть доступно вере.

Страницы

Subscribe to RSS - Теология
Яндекс.Метрика