Теология

ТЕОЛОГИЯ (греч. θεολογία от θεός - бог, λόγος — слово, речь, рассказ (устный и писаный); история, историческое сочинение; положение, определение, учение; разум, разумное основание, причина, рассуждение, мнение, предположение, понятие, смысл), богословие (русская «калька» с греч.) — основанное на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах и выраженное в дискурсивной форме учение о Боге, о его сущности и действиях, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения, обоснование верности содержания и способов культовых действий, норм и правил жизни. Большинство исследователей полагают, что Т. в строгом смысле слова является достоянием теистических (см. Теизм) религий — иудаизма, христианства, ислама. Термин «Т.» появился до возникновения христианства, впервые встречается у Платона, который употреблял его в отношении не собственного философского учения о Боге, а в отношении философски интерпретированных мифов, а также народной молвы, сказаний о богах...

Далее см. определения дефиниции в разделе "Теология":

Теология диалектическая (Новиков, 1987)

ТЕОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ, или «теология кризиса», - одна из богословских школ в протестантизме, которая появилась после первой мировой войны в Швейцарии и Германии. Основателем нового направления был швейцарский кальвинист Карл Барт. Идеи теологии диалектической позже развивали Э. Бруннер, Р. Бультман, П. Тиллих и другие. Они во многом были не согласны между собой, но все разделяли требование критики либеральной теологии, распространенной в протестант, богословии конца 19 века.

Гадание [в Древней Греции]

Греки верили, что боги открывают людям свою волю в виде особых знаков и предзнаменований. Предзнаменования при этом не рассматривались как проявления божественного гнева. Некоторые из них были довольно очевидны (например, природные феномены или случайно произнесенные слова с определенным смыслом), но большинство знаков не было столь очевидно и требовало специального истолкования. Искусство чтения предзнаменований для предсказания будущего называлось дивинацией (гадание).

Теология (Ильичёв, 1983)

ТЕОЛОГИЯ (греч.  εολονία, от  eóς - бог и  λόγος; — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, достроенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок теологии — концепция личного бога, сообщающего непреложное знание о себе через своё «слово», почему теология в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистической тенденций. Вторая предпосылка теологии — наличие достаточно развитых форм идеалистической философии; основные философские истоки традиционной теологии христианства, иудаизма и ислама — учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма....

Теодицея (Новиков, 1987)

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theos - бог и dike - право, справедливость; буквально - богооправдание) - религиозно-философское учение, цель которого доказать, что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о боге как абсолютном добре. Впервые понятие теодицея встречается у немецкого философа-идеалиста Лейбница (1646-1716), рассматривавшего мир как «совершенное творение», считавшего зло благом для человечества, неразрывно связанным с добром. В ряде философских систем зло выступает как ниспосланное богом испытание для людей с помощью которого укрепляется их дух, их вера в бога.

Теодицея (Ильичёв, 1983)

ТЕОДИЦЕЯ (франц. theodicee, от греч.  εός — бог и δίκη — справедливость), «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божеств. Управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом тёмных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в одноименном трактате (1710, см. «Теодицея»).

Исторические формы теодицеи целесообразно рассматривать в свете идеи о расширении «ответственности» бога за мировое бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно-анимистических формах или в греко-римской мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности...

Теология процесса

ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА — одна из разновидностей современной секулярной теологии, получившая значительное развитие в США и Англии. Ее представители Д. Кобб, Ш. Огден, Д. Гриффин, Р. Джеймс в США, Н. Питиндорф, П. Гамильтон в Англии исходят из того, что философия процесса англо-американского математика и философа Алфреда Норта Уайтхеда и современного американского философа Чарлза Хартшорна содержит концептуальный аппарат, с помощью которого можно осуществить принципиально новую интерпретацию всех традиционных христианских положений. В «процессуальном» истолковании мира и бога, данном в философии А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна, природа рассматривается как процесс, сущность которого состоит в переходе «вечных объектов» или «чистых возможностей» в мир пространства и времени, в «события» внешнего мира...

Теология — королева наук

Средневековое богословие на самом раннем этапе своего существования находилось под воздействием духовного наследия святого Августина, а начиная с XIII столетия на его развитие оказали большое влияние разногласия, возникшие между приверженцами учения Августина и сторонниками установления единства между верой и учением Аристотеля. В XI в. началась новая фаза эволюции богословия, выражавшаяся в стремлении применить к христианской доктрине последние достижения грамматики и диалектики.

Теология освобождения (Митрохин, 1990)

ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ - одно из направлений современной леворадикальной христианской идеологии, получившее наибольшее распространение в 70— 80-х годах 20 века в развивающихся странах, прежде всего в Латинской Америке и Африке. Основные идеи теологии освобождения были сформулированы в работах перуанского католического священника Г. Гутьерреса и бразильского протестантского теолога Р. Альвеса, в настоящее время в Латинской Америке их развивают У. Ассман, Ф. Бетту, Л. Бофф, Э. Дюссель, П. Причард, Х.-М. Сомбрино и др.; в Африке — К.

Теология надежды (Митрохин, 1990)

ТЕОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ — одно из направлений в политической теологии, в которой христианство трактуется как «великая социальная надежда». Получила распространение в Западной Европе в 60—70-х годах 20 века. Основные представители — протестантские теологи Ю. Мольтман, В. Панненберг, Ф. Чайлдз. Проблемы социального освобождения осмысливаются в русле христианской эсхатологии. Предпринимается попытка создать своеобразную концепцию «революционного хилиазма» — учения об утверждении тысячелетнего царства божьего на земле.

Теология культуры

ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — одно из направлений в современной протестантской теологии; крупнейший представитель — П. Тиллих. В работе «Религиозная субстанция культуры» (1959) он обосновывал необходимость диалога христианства с науками и искусством тем, что автономия культуры, утрата ею «религиозной субстанции» равнозначна утрате смысла. Церковь должна стремиться не к тому, чтобы возрождать свои «культурные рудименты», а открывать в формах существующей автономно от нее культуры самые глубокие измерения — ее конечный смысл, отношение к безусловному. Целью является теономия, т. е. преодоление противоположности между культурой и церковью...

Страницы