Даосизм

ДАОСИЗМ — одно из основных направлений китайской философии и выросшая из этой философии религия, в основу которой положены поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновий долг, терпение, самопожертвование и др.) и соблюдением заповедей.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 104.

 

Даосизм в Классическом Китае

ДАОСИЗМ, без сомнения, является столь же древним, что и конфуцианство, и многократно воспроизводившаяся легенда делает из Конфуция ученика Лао-цзы. Так же, как и конфуцианство, и в тех же самых терминах даосизм ставит своей целью помочь каждому «насытить его витальное волновое дыхание, ян ци». Но вместо того, чтобы исходить из представления о неизбежности жизни в обществе, а значит, считать отношения между людьми столь же естественным элементом, что и отношения между человеком и миром, частью которого он является, даосизм рассматривает приоритетной форму воз-вращения к спонтанной, инстинктивной, аутентичной жизни, которую обычно изводят сделки с совестью и отклонения от заданного пути....

Даосизм и народная религия

ДАОСИЗМ И НАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ. Даосизм — синкретическая религия, в которой откровение божественного слова через посредников смешано со стародавними практиками, глубоко укорененными в китайском обществе, — например, с культом бога Земли. Религиозный даосизм (в отличие от философского даосизма, в основе которого лежат такие тексты, как «Книга пути и истины» (Дао дэ цзин), «Чжуан-цзы» и «Ле-цзы») 1 возник примерно во II веке н.э. в связи с распространением милленаристских учений.

Даосизм (Ильичев, 1983)

ДАОСИЗМ (кит. дао цзя — школа дао), наряду с конфуцианством одно из двух основных течений китайской философии. Возникло во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. После проникновения в Китай буддизма вместе с ним даосизм и конфуцианство составили сань цзяо (букв.— три религии) — философско-религиозную триаду сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологическую жизнь Китая вплоть до 20 века. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы, однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы.

Даосизм (Мчедлов, 1999)

ДАОСИЗМ — философское учение, появившееся в Китае в 4—3 веках до н. э., на основе которого во 2 веке н. э. складывается религия, ставшая одной из трех основных традиционных религий Китая. Впитавший элементы конфуцианства и буддизма даосизм получил распространение и в других странах, где ощущалось влияние китайской культуры. В недрах даосизма возникло множество конфессиональных ответвлений со своей догматикой, ритуальной практикой и собственными взглядами на обязанности адептов веры. В частности, в 8 веке н. э.

Даосизм (НФЭ, 2010)

ДАОСИЗМ — направление китайской философии, соотносящееся весьма сложным образом с известной под именем даосизма традиционной религией Китая. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы. Особый ореол окружает Лао-цзы — всеми признанного патриарха философствующих в даосском стиле.

Даосизм (Грицанов, 1998)

ДАОСИЗМ - учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 6- 5 вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан - 7-9 вв. - был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. до н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью. (Д.

Даосизм (Фролов, 1991)

ДАОСИЗМ — учение о дао, или «пути» (вещей), возникло в Китае в 6—5 вв. до н. э. Основоположником Даосизма считается Лаоцзы (6—5 вв. до н. э.) — древнекитайский философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью; в эпоху Тан (7—9 вв.) был канонизирован как святой. Его основные идеи изложены в книге «Дао дэ цзин». Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному «пути»— дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность.

Даосизм (Кузнецов, 2007)

ДАОСИЗМ (кит. - Taoism[e]) - принятое в западной культуре обозначение одного из ведущих направлений китайской философии и традиционной религии. В китайской традиции закрепилось идущее от поздней конфуцианской ортодоксии противопоставление дао цзя (школы дао) и дао цзяо (учения дао, наставления в дао). На Западе оно вылилось в различение философского и религиозного Д., правомерность которого ряд современных исследователей отрицает. Идейные и религиозные предпосылки Д. коренились, вероятно, в традициях шаманов и магов южных и северо-восточных царств Древнего Китая. Философия, сложившаяся в IV—III вв. до н.э., стала результатом рефлексии на возникшие ранее представления и верования. В сочинениях II—I вв. до н.э. это философское течение обозначено как «школа дао и дэ» (даодэ цзя), хотя отнесенные к нему мыслители такого самоназвания не применяли, а в I в. — дао цзя. Ее учение представлено главным образом в трактатах «Дао дэ цзин» («Канон дао и дэ») и «Чжуан- цзы». «Дао дэ цзин» именуется также «Лао-цзы» («Старый мудрец») — по прозвищу предполагаемого автора, историчность которого вызывает сомнения…

Subscribe to RSS - Даосизм
Яндекс.Метрика