Культура

КУЛЬТУРА — совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обо-значения уровня совершенства того или иного умения, а также его внепрагматиче- ской ценности. К. изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь куль-турологией, философией К., этнографией, культурной антропологией.

Далее читай подробное определение понятия Культура.

Матица галицко-русская

МАТИЦА ГАЛИЦКО-РУССКАЯ. Галицко-русская матица, - культурно-просветительное общество в Галичине 1848-1939 годов. Основано во Львове по образцу Матицы сербской. В 1914 году была закрыта австрийскими властями. Возобновила деятельность в 1923  году. Матица галицко-русская издавала школьные учебники, популярные книги по всем отраслям знаний, научые труды и произведения художественной литературы на украинском, русском литературных языках. Способствовала распространению русской культуры и русского языка среди галичан.

Культурно-историческая школа (Кондаков, 2007)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — психологическое направление, основанное в первую очередь Л. С. Выготским. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Постулируется, что индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Процессы, связанные с культурой и общением, присваиваются (интериоризируются), при этом деятельность приобретает осознанный и произвольный характер, кроме того, происходит сворачивание внешних действий. Исторический контекст.

Возрождение византийское и итальянское

Рассматривая вопрос о влиянии на итальянское Возрождение средневековой греческой традиции в целом и византийских греков в частности, очень важно помнить, что не интерес к классической античности и знакомство с ней вызвали Возрождение в Италии. Наоборот, условия итальянской жизни, вызвавшие и развившие Возрождение, стали основной причиной интереса к античной культуре. В середине XIX века некоторые ученые полагали, что итальянское Возрождение было вызвано греками, бежавшими от турецкой опасности в Италию, особенно после падения Константинополя в 1453 году. Для примера можно привести слова нашего известного славянофила первой половины XIX века И. В. Киреевского, который писал: “Когда со взятием Константинополя свежий, неиспорченный воздух греческой мысли повеял с Востока на Запад, и мыслящий человек на Западе вздохнул легче и свободнее, то все здание схоластики мгновенно разрушилось.” ...

Аполлоническое и дионисическое

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ - две стороны жизни культуры: светлое, гармоничное, разумное начало, очищающее от страстей, выражающееся в чувстве меры и порядка и в созидании красоты законченных форм, и динамично-экстатическое, порывистое, творчески-обновляющее, внеморальное, отказывающееся от сложившихся форм и авторитетов. Последнее в своих крайних проявлениях иррационально до безумия, опасно своим демоническим весельем, оргийно до свирепости, срывается в разрушительный бунт, противится оформлению и мере, но, в лучших своих выражениях оно чутко к трагизму жизни.

Анамнесис (Кондаков, 2007)

АНАМНЕСИС (греч. anamnesis — воспоминание). Понятие античной культуры, выступающее центральным в теории познания Платона. По его мнению, чувственный мир может быть воспринят лишь потому, что он является подобием мира идей, который единосущ человеческой душе и с которым она находилась в единстве до своего воплощения в земное тело. В соответствии с этим познание предметов есть припоминание идей, соответствующих этим предметам. Контекст. От этого понятия образован термин «анамнез» как совокупность записей истории болезни.

Мейстерзингер

МЕЙСТЕРЗИНГЕР — в буквальном переводе с немецкого языка означает «мастер пения». Мейстерзингеры проходили специальное обучение по определенным песенно-поэтическим канонам в цеховых мастерских. Особой популярностью пользовались состязания мейстерзингеров, на которых певцы показывали свои достижения в данном ремесле. Явление мейстерзингеров было распространено в средневековой Европе, а затем развивалось в эпоху Возрождения.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 170.

Субкультура

СУБКУЛЬТУРА (ПОДКУЛЬТУРА) - понятие, характеризующее культуру социальной или демографический группы, отличающуюся от господствующей культуры. Чаще употребляется для характеристики социальной общности с ограниченной в чем-то культурой. Неравноправное положение в обществе, ограниченный доступ к культурному наследию, сужение социальных связей в сфере культуры, разного рода препятствия на пути к саморазвитию приводит к воспроизводству упрощенных суррогатов культуры, удовлетворяющих сиюминутные потребности в ней, вытесняющих ее нормальные, естественные формы, в той или иной степени противостоящие ей (например, субкультура криминальных групп, некоторых религиозных сект, отдельных объединений, движений, коммерческих структур)...

Поп-культура

ПОП-АРТ, -а, м. (2 пол. XX в.). Модернистское направление в искусстве, использующее в живописи и скульптуре элементы техники, различные комбинации реальных бытовых предметов, рекламы, упаковок товаров и т. п. в расчёте на популярность. Выставка поп-арта. Появление поп-арта во второй половине 50-х годов XXв. в США и Великобритании. Не нужно воспринимать поп-арт серьёзно.

— Англ. pop art — поп-арт, от popular art — популярное, общедоступное искусство.

Культура как система

Представление о бытии мировой культуры, взятом в целостности, предполагает её единство в каждый исторический период. Рассмотрение культуры как целого означает признание типа связей; культура выступает системой, она обладает внутренней структурой. Результатом такого исследования выступает сложная картина бытия культуры. Однако выделение одной системы культуры с соответствующей единой структурой затруднено по очевидной причине: культура синкретична и многомерна. Сложность культуры является ведущим фактором недостаточного знания о ней для создания общепризнанной системы (модели). Немаловажную роль играет и другой фактор: результаты исследования во многом зависят от методологии изучения...

Дхарма (СИЭ, 1964)

ДХАРМА (санскр.) - слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий: закон, религия, долг, справедливость, душа, естество, характер, обычай и т. д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает высвобождение души человека из-под действия кармы и вечное счастье в загробной жизни.

Страницы

Subscribe to RSS - Культура
Яндекс.Метрика