Культура

КУЛЬТУРА — совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обо-значения уровня совершенства того или иного умения, а также его внепрагматиче- ской ценности. К. изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь куль-турологией, философией К., этнографией, культурной антропологией.

Далее читай подробное определение понятия Культура.

Массовая культура и религия

«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И РЕЛИГИЯ. Понятие «массовая культура» используется в социологии, философии, культурологии и просторечии для обозначения низкопробной, суррогатной культуры, рассчитанной на вкус неразборчивого, усредненного потребителя. В этом значении название «массовая культура» утвердилось и вошло в широкий обиход в середине 20 века. Воспроизводству и тиражированию «массовой культуры» существенно способствуют средства массовой коммуникации — телевидение, радио, кино, аудиодиски, рекламные клипы, дешевые низкопробные печатные издания, направленные в известной мере на манипулирование общественным сознанием и ориентированные на примитивные вкусы и грубые инстинкты человека...

Культура: теории культуры

Домарксистские и немарксистские теории культуры. Первоначально понятие культура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-й половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за её пределами (например, жэнь в китайской традиции, дхарма в индийской традиции). Эллины видели в «пайдейе», т. е.

Культура (Ильичев, 1983)

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культура фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей (например, античная культура, социалистическая культура, русская культура, культура майя)...

Аккультурация (Ильичёв, 1983)

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ, acculturation, от лат. ad — к и culture — образование, развитие), процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа, обычно более развитого. Термин «аккультурация» вошёл в научный обиход в США в 1930-х годах в связи с изучением изменений в культуре американских индейцев в условиях насильственной ассимиляции их американцами европейского происхождения. После 2-й мировой войны проблема аккультурации культурно отставших народов заняла видное место в работах учёных США, а также Индии и стран Латинской Америки.

Матица галицко-русская

МАТИЦА ГАЛИЦКО-РУССКАЯ. Галицко-русская матица, - культурно-просветительное общество в Галичине 1848-1939 годов. Основано во Львове по образцу Матицы сербской. В 1914 году была закрыта австрийскими властями. Возобновила деятельность в 1923  году. Матица галицко-русская издавала школьные учебники, популярные книги по всем отраслям знаний, научые труды и произведения художественной литературы на украинском, русском литературных языках. Способствовала распространению русской культуры и русского языка среди галичан.

Культурно-историческая школа (Кондаков, 2007)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — психологическое направление, основанное в первую очередь Л. С. Выготским. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Постулируется, что индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Процессы, связанные с культурой и общением, присваиваются (интериоризируются), при этом деятельность приобретает осознанный и произвольный характер, кроме того, происходит сворачивание внешних действий. Исторический контекст.

Возрождение византийское и итальянское

Рассматривая вопрос о влиянии на итальянское Возрождение средневековой греческой традиции в целом и византийских греков в частности, очень важно помнить, что не интерес к классической античности и знакомство с ней вызвали Возрождение в Италии. Наоборот, условия итальянской жизни, вызвавшие и развившие Возрождение, стали основной причиной интереса к античной культуре. В середине XIX века некоторые ученые полагали, что итальянское Возрождение было вызвано греками, бежавшими от турецкой опасности в Италию, особенно после падения Константинополя в 1453 году. Для примера можно привести слова нашего известного славянофила первой половины XIX века И. В. Киреевского, который писал: “Когда со взятием Константинополя свежий, неиспорченный воздух греческой мысли повеял с Востока на Запад, и мыслящий человек на Западе вздохнул легче и свободнее, то все здание схоластики мгновенно разрушилось.” ...

Аполлоническое и дионисическое

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ - две стороны жизни культуры: светлое, гармоничное, разумное начало, очищающее от страстей, выражающееся в чувстве меры и порядка и в созидании красоты законченных форм, и динамично-экстатическое, порывистое, творчески-обновляющее, внеморальное, отказывающееся от сложившихся форм и авторитетов. Последнее в своих крайних проявлениях иррационально до безумия, опасно своим демоническим весельем, оргийно до свирепости, срывается в разрушительный бунт, противится оформлению и мере, но, в лучших своих выражениях оно чутко к трагизму жизни.

Анамнесис (Кондаков, 2007)

АНАМНЕСИС (греч. anamnesis — воспоминание). Понятие античной культуры, выступающее центральным в теории познания Платона. По его мнению, чувственный мир может быть воспринят лишь потому, что он является подобием мира идей, который единосущ человеческой душе и с которым она находилась в единстве до своего воплощения в земное тело. В соответствии с этим познание предметов есть припоминание идей, соответствующих этим предметам. Контекст. От этого понятия образован термин «анамнез» как совокупность записей истории болезни.

Мейстерзингер

МЕЙСТЕРЗИНГЕР — в буквальном переводе с немецкого языка означает «мастер пения». Мейстерзингеры проходили специальное обучение по определенным песенно-поэтическим канонам в цеховых мастерских. Особой популярностью пользовались состязания мейстерзингеров, на которых певцы показывали свои достижения в данном ремесле. Явление мейстерзингеров было распространено в средневековой Европе, а затем развивалось в эпоху Возрождения.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 170.

Страницы

Subscribe to RSS - Культура
Яндекс.Метрика