Иудаизм

ИУДАИЗМ — одна из древнейших монотеистических религий человечества. История иудаизма делится на такие большие периоды развития, как «библейский» иудаизм (XX век до н. э. — VI век до н. э.), эллинистический иудаизм (VI век до н. э. - II век н. э.), раввинистический иудаизм (II век н. э. - XVIII век н. э.) и современный иудаизм (с 1750 года по настоящее время). Упоминается Гумилёвым при рассмотрении этногенеза евреев.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 291.

 

Иудаизм в Африке

ИУДАИЗМ. Иудаизм исторически связан с Африкой — об этом есть свидетельства в Ветхом Завете (исход евреев из Египта). Возможно, распространение иудаизма в этом регионе было реакцией на политеизм в Египте. Иудаизм исповедуют около 270 тысяч жителей Африки, мистра — евреи Северной Африки (свыше 100 тысяч) и фалаша — представители одной из многочисленных этнических групп Эфиопии (около 30 тысяч)- В ЮАР проживают потомки этнических евреев, бежавших от Холокоста.

Иудаистские обряды

Иудаистские обряды и ритуалы представляют собой сложную и подробно разработанную систему, складывавшуюся в течение многих столетий и тщательно кодифицировавшуюся. Весьма условно можно указать ритуалы жизненного цикла. Обрезание (древнеевр. "брит мила") — древнейший обычай, по традиции восходящий к праотцу евреев Аврааму, совершившему этот обряд над самим собой в знак особого союза с Богом в возрасте 99 лет. Это — операция по удалению крайней плоти у младенцев мужского пола на восьмой день жизни. Мусульмане совершают этот обряд в 13 лет. Сегодня многие американцы и европейцы совершают обрезание по гигиеническим соображениям...

Ханука

ХАНУКА (обновление) — праздник, установленный в память о победе евреев в борьбе против селевкидов (2 век до н. э.), стремившихся их эллинизировать. Иерусалимский храм был очищен от языческой скверны и в нем снова был зажжен семисвечник. Во все дни праздника в синагоге на семисвечнике зажигают свечи, начиная с одной в первый день праздника и прибавляя по одной в каждый последующий его день.

Ю. П. Зуев

Рош ха-шана

РОШ ХА-ШАНА (евр. — Праздник Труб) — установлен в память возобновления после вавилонского плена (6 век до н. э.) свободного поклонения евреев своему Богу, приношения Ему жертв (Езд. 3:6). В честь этого торжества трубили в самые звучные трубы и читали Закон Моисеев. Значение этого события столь велико, что оно послужило началом нового летосчисления евреев, воспринятого от сирийских селевкидов, освободивших евреев из вавилонского плена. Таким образом Праздник Труб стал и праздником Нового года, который приходится на 1-й день месяца тишри (сентябрь — октябрь).

Иом-кипур

ИОМ-КИПУР (Судный день, День очищения) — отмечается в 10-й день месяца тишри (сентябрь —октябрь) как день прощения Богом прегрешений, совершенных каждым человеком. В древности именно в этот день — единственный в году — первосвященник входил в Святая Святых Иерусалимского храма с кровью жертвенного животного и кропил над очистилищем (покрывало над Ковчегом Завета), в к-ром хранились скрижали Закона Моисеева (Исх. 25:17, 22 и др.) для очищения народа от грехов. День поста, продолжающегося от захода солнца накануне и до появления звезд на исходе праздника.

Пурим

ПУРИМ (древнеевр. — жребий) — отмечается 14—15-го числа месяца адара (февраль — март) в память об избавлении Богом евреев от геноцида в Персидском царстве в 5 в. до н. э. (2 Макк. 15:36). Согласно библейскому повествованию, главный царский вельможа Аман вознамерился уничтожить жившего при дворе Артаксеркса пленного иудея Мардохея, воспитателя Есфири, позднее ставшей царицей Персии. Для осуществления своего плана Аман готовил поголовное истребление всех евреев, находившихся в царстве.

Суккот

СУККОТ (Праздник кущей)  — установлен в воспоминание о том, как евреи жили в шалашах во время 40-летнего странствования по пустыне после освобождения из египетского плена (Левит. 23:34). Праздник знаменует собой также завершение сельскохозяйственного года: он отмечается в середине месяца тишри (сентябрь — октябрь), когда люди еще могли жить в кущах под открытым небом. Непосредственно за Праздником кущей, который длится 7 дней (с 15 по 21 тишри), следует праздник Симхат-Тора (Веселие Торы) — 23-го тишри. В этот день завершается годовой цикл храмового чтения Торы, т. е.

Шавуот

ШАВУОТ (Пятидесятница), называемый также Праздником жатвы. Отмечается через семь недель после начала уборки урожая, т. е. на 50-й день после Песаха. Позднее, уже в новую эру, празднику было придано значение воспоминания о даровании Богом еврейскому народу через пророка Моисея "Закона", включающего в себя нравственное (10 заповедей), гражданское и обрядовое законодательство. Этот день празднуется как и суббота, т. е.

Песах

ПЕСАХ (древнеевр. — прохождение мимо) — праздник, установленный, согласно библейскому повествованию (Исх. 12:11), по Божьему повелению сынам израилевым в воспоминание об освобождении ("исходе") их из египетского плена под руководством пророка Моисея. "Исход" евреев из египетского плена исторической проверке не поддается, т. к. единственным свидетельством о нем является Библия. Однако не исключено, что какое-то из еврейских племен действительно было пленено египтянами.

Праздники иудаизма

ПРАЗДНИКИ ИУДАИЗМА по своему смысловому значению делятся на три группы: субботние (еврейский шабат — покой), исторические (воспоминание о важнейших событиях в истории еврейского народа) и праздники очищения или примирения с Богом. Субботние праздники — еженедельная суббота, первый день седьмого месяца по иудейскому лунному календарю — тишри или праздник труб, субботний год — каждый седьмой год и юбилейный год, наступающий после семи субботних лет, т. е. каждый пятидесятый год. Субботние праздники — это время покоя, подобно тому как Бог, совершив в течение шести дней творение мира, в день седьмой почил. В субботний день запрещалось сеять и жать, разводить огонь и готовить пищу, покупать или продавать...

Страницы

Subscribe to RSS - Иудаизм
Яндекс.Метрика