Документы

«Документы». Настоящая подшивка содержит как определения разных видов документов, так и краткие описания (пересказ) некоторых конкретных документов и комментарии к текстам, которые сыграли существенную роль в политике, истории, дипломатии – в других сферах человеческой деятельности. Это может быть международное соглашение, мирный договор, религиозный текст, указ монарха и т. д. А вот так выглядит нормализованное определение понятия ДОКУМЕНТ — письменный источник, в котором содержится та или иная информация, которая имеет важное историческое, научное и другие значения. Содержание различных документов нередко служит основой для создания художественных литературных произведений и т.п. (Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 88).

 

Боярские списки

БОЯРСКИЕ СПИСКИ  - именные перечни по чинам членов Государева двора (думных и высших дворцовых чинов, дьяков, стольников, стряпчих, жильцов, московских дворян, выборных дворян) с пометами об их служебных назначениях, пожалованиях, местонахождении и пригодности к службе. Основной учетный документ Разрядного приказа для высшего слоя русского дворянства. Появились во 2-й половине XVI века. До 1667 года велись в форме столбцов, затем тетрадей.

Зеленая книга

«ЗЕЛЕНАЯ КНИГА» — устав Союза благоденствия; названа так по цвету переплета, который был выбран не случайно. Зеленый цвет символизировал надежду. Первая часть «Зеленой книги», пронумерованная   и   прошнурованная    имела   печать   в   виде   улья и пчел вокруг него. В первой части излагались основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов. «Сокровенная цель» Союза благоденствия, состоявшая во введении представительного правления и в уничтожении крепостного права, была означена во второй части «Зеленой книги», которая формально не была принята декабристами и до нас не дошла.

Беглые грамоты (Богуславский, 2004)

БЕГЛЫЕ ГРАМОТЫ — в XV—XVII веках документы о возвращении по суду беглых холопов их владельцам. Если старый владелец холопа документально доказывал своё право собственности на холопа, который перешёл к другому холоповладельцу по ьеглой грамоте, то холоп должен был возвращаться к старому господину. Образцы беглых грамот пока не найдены.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Ордонансы

ОРДОНАНСЫ (франц. ordonnances, англ. ordinans) - во Франции и Англии королевские указы, имевшие силу государственных законов (в Англии без обязательного утверждения их органами сословного представительства). Во Франции ордонансы появляются во 2-й половине 12 века, когда Капетинги стали осуществлять политику объединения страны. Ордонансы, как правило, охватывали не один, а ряд вопросов и предназначались для распространения по всей территории государства. С 15 века установилась практика, согласно которой ордонансы приобретали силу закона лишь после регистрации их парламентами.

Пира

ПИРА (греч. peira - опыт) - сокращенное название сборника судебных решений выдающегося византийского судьи магистра Евстафия Романа, деятельность которого относится к 1-й трети 11 века. Сборник составлен после 1034 года, по-видимому, одним из помощников Евстафия. Пира - важный источник для изучения аграрных отношений, административной и налоговой систем Византии, византийского судопроизводства (Пира показывает, как в 11 веке на практике применялось римско-византийское право, Василики и новеллы императоров Македонской династии).

Гейльброннская программа

Во Франконии весной 1525 году также образовались расположившиеся лагерями крупные крестьянские отряды. Сторонники революционной тактики пользовались среди массы восставших большим влиянием и составляли значительную силу в крестьянских отрядах Франконии. Яков Рорбах, предводитель крестьян Неккарской долины, представлявший собой яркий пример крестьянского революционера времён Великой крестьянской войны, возглавил решительные действия по подавлению сопротивления франконского рыцарства.

Писцовые книги

ПИСЦОВЫЕ КНИГИ - сводные документы хозяйственных описаний, систематически проводившихся в России в 15-17 веках. Наиболее ранними из сохранившихся являются новгородские писцовые книги конца 15 века. Регулярно начали составляться с 16 века, когда появился и сам термин. Последнее описание было предпринято в 1684-1685 годы, но осталось незавершенным. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения того времени - сошного письма. Постепенно они становились средством укрепления феодального землевладения и закрепощения крестьян.

Межевые книги

МЕЖЕВЫЕ КНИГИ - документы, содержащие описание границ земельных феодальных владений. Служат важным источником по истории развития феодального землевладения и исторической географии России. Межевые книги 16-17 веков хранятся в фонде Поместного приказа в ЦГАДА, уникальный фонд Межевых книг от генерального межевания - в межевом архиве ЦГАДА. Крупные фонды Межевых книг имеются в областных архивах, но эти документы сохранились главным образом от эпохи специального межевания 40-50-х годов 19 века и от поздних пореформенных землеустроительных работ.

Двенадцать статей

«12 статей». Требование о введении «божественного права» сделалось в Верхней Швабии, как и в других местах, охваченных Крестьянской войной, общим требованием всех восставших. Однако в крупных крестьянских лагерях, возникавших в районах городов Кемптена, Кауфбейрена, Меммингена, Бибераха, Ульма, Лейпгейма и у Боденского озера, не было единства в понимании сущности «божественного права». В то время как революционеры толковали его в духе «Статейного письма» — как требование устранения всех господ,— сторонники умеренной тактики, находившиеся под влиянием швейцарского реформатора Цвингли, понимали под лозунгом «божественного права» лишь требование смягчения существующих феодальных тягот и упразднения крепостного состояния крестьян. Пропаганда умеренной тактики имела успех у зажиточных крестьян и многих руководителей. Массы же бедного крестьянства, так же как и городской плебс, жадно слушали революционные речи сторонников Мюнцера...

Веды

Слово веда значит «знание», в смысле «священное знание». К Ведам обычно относят ряд разнообразных литературных памятников религиозного содержания. Основными из них являются четыре сборника (самхиты): «Ригведа» — Веда гимнов, «Самаведа» — Веда напевов, «Яджур-веда» — Веда молитв и жертвенных формул, «Атхарваведа» — Вода заклинаний. Каждая из самхит имеет свои ритуальные комментарии — Брахманы, составленные много позже, когда религиозный культ значительно усложнился, а многие из текстов Вед стали уже непонятными.

Страницы