Буддизм

Вэйши школа

ВЭЙШИ ШКОЛА (Вэйши цзун) — школа китайского буддизма, принадлежащая к одному из двух ведущих направлений махаяны — виджняна-ваде. Основателями китайского варианта учения признаются Сюаньцзан (602—64) и его ученик Куйцзи (632—92), жившие в танской столице Чанъани в монастыре Дацыэньсы (Обитель великой доброты и милосердия). По названию этого монастыря школу Вэйши именуют также «школой Цыэнь» (Цыэньцзун). Известна и как «школа отображения (знаков) дхарм» (Фасян цзун, или Фасян вэйши цзун), т.

Буддизм (Дик, 2000)

Буддизм – самая ранняя и наименее распространенная в современности мировая религия – возник в Индии и остался преимущественно азиатской религией. Как традиция этнических религий Востока, буддизм сильно отличается от христианства и ислама.

С возникновения и по настоящее время буддизм является необычайно сложным феноменом. Некоторые исследователи вообще отказываются давать ему общую характеристику. Существуют разногласия даже по поводу классификации раннего буддизма: религия или философско-этическое учение, приобретшее религиозную форму позднее. Если исходить из того, что религиозными можно считать верования, признающие существование личного Бога, то первоначальный буддизм религией не является...

Распространение буддизма в Китае (ВИ, 1956)

Китайская традиция относит появление в Китае первых буддийских проповедников ещё ко II веку до н. э. Распространение же буддизма в Китае началось значительно позднее, во всяком случае не ранее I—II веков н. э. Буддизм внёс новую струю в развитие китайской философии и оказал сильное влияние на китайскую культуру.

С III века н. э. в Китае появились буддийские монастыри, обогащавшиеся за счёт дарений верующих и отдачи под их покровительство разоряющихся земледельцев и мелких собственников, которые, таким образом, попадали в личную зависимость от монастырей. IV век был отмечен быстрым ростом монастырского землевладения; с этого времени буддизм приобрёл огромное влияние в Китае и буддийская феодальная церковь превратилась в крупную политическую и экономическую силу.

Буддизм и его секты в Японии

В конце XII — в XIII веках появились новые секты буддийской религии: «дзэн», «дзедо» и «нитирэн».

Наибольшее распространение имела возобновившая свою деятельность секта «дзэн» (буквально «созерцание, размышление»), ранее занесенная из Китая. В отличие от других сект ее приверженцы признавали созерцание как волевой акт самоуглубления, как единственный и в то же время доступный каждому путь постижения истины через интуитивное восприятие с помощью внутреннего созерцания. Они призывали к простоте и аскетизму, выступали против всякого книжного знания и просвещения, как источника свободомыслия...

Ранний буддизм

Буддизм, как и другие религиозно-реформационные учения, получил наибольшее распространение в Северо-Восточной Индии, и прежде всего в Магадхе, которая рассматривалась как центр не-ортодоксальных учений, как страна, с трудом поддающаяся брахманизации. Неортодоксальные, так называемые еретические течения имели много общего между собой, хотя между ними существовали немалые различия. Буддизм вначале не имел особого влияния и конкурировал с другими неортодоксальными течениями, добиваясь поддержки со стороны сильных государств, и особенно магадхских правителей...

Школа Сото Дзэн (Сото-сю)

Школа Сото Дзэн была основана монахом Догэном (1200—1253), первоначально служившим на горе Хиэй в качестве священника школы Тэндай. Неудовлетворенный учением Тэндай, Догэн отправился в Китай, где интенсивно изучал теорию и практику Сото Дзэн. Летопись утверждает, что во время своего пребывания в Китае Догэн достиг просветления. После возвращения в Японию в 1228 году Догэн основал Сото как отдельную буддийскую школу, занимаясь обучением монахов и монахинь, а также написанием нескольких трактатов о практике дзэн.

Упадок буддизма. Индуизм

Несмотря на распространение идей махаяны в первые века нашей эры и развитие хинаянских и махаянских философских школ, буддизм в гуптскую и особенно послегуптскую эпоху утрачивает свое влияние. Фактически наступает упадок буддизма на его родине. В записках китайских путешественников рассказывается о заброшенных монастырях, а в литературных сочинениях гуптской эпохи с осуждением говорится о буддийских монахах. Судя по имеющимся сведениям, гуптские цари были последователями вишнуизма и шиваизма, хотя придерживались, очевидно, и политики религиозной терпимости. Постепенно центром буддизма становятся Северо-Западная Индия и Кашмир. В Гангской долине все большее значение приобретает вишнуизм и шиваизм...

Буддизм махаяны

В истории буддизма очень рано наметились различные течения и школы. Уже первые соборы, как отмечалось, выявили разные толкования многих положений буддийской доктрины. К периоду Маурьев оформились два основных направления — стхавиравадины (последователи учения старейших) и махасангхики (сторонники большой общины, выступавшие за более либеральные правила).

Последнее направление явилось, очевидно, основой учения махаяны (большая колесница, широкий путь), последователи которого стали отличать себя от приверженцев хинаяны. Термин «хинаяна» (малая колесница, узкий путь) встречается в буддийских источниках не очень часто. Им обозначались сторонники так называемого ортодоксального буддийского направления...

Сарвастивада (НФЭ, 2010)

САРВАСТИВАДА (санскр. sarvastivāda, буквально – учение о том, что все существует) – одна из 18 школ раннего буддизма, а также комплекс доктрин этой школы. Поскольку сведения о сарвастиваде черпаются из более поздних источников, точно не известно, к какой именно ветви первоначального буддизма она принадлежала: махасангхикам или стхавирам. Сарвастивадины отмежевались как от тех, так и от других на 3-м буддийском соборе при царе Ашоке (около 244 года), когда Катьяянипутра, называемый основателем школы, провозгласил: «Все существует» (sarvam asti), имея в виду все дхармы: прошлые, настоящие и будущие. Разработанная сарвастивадинами концепция дхарм должна была объяснить действие закона кармы на протяжении всех перерождений личности...

Фудзуфусэ

ШКОЛА ФУДЗУФУСЭ (ФУДЗУ ФУСЭ ХА). Одна из школ буддизма Нитирэн. Понятие фудзу фусэ («Ни давать, ни получать») означает, что ради того, чтобы сохранить чистоту учения Нитирэна, следующие его учению буддисты должны отказаться от пожертвований и исполнения обрядов для неверующих и отказаться от получения пожертвований и совершения обрядов в пользу неверующих. Это основанное монахом Нитё (1565—1630) движение было запрещено сёгунатом Токугава из-за непримиримого настроя.

Страницы