Буддизм

Буддизм в Индии: начало упадка

Если попытки создания прочных общеиндийских государственных объединений оказались несостоятельными, то попытки насадить буддизм в качестве господствующей религии были столь же мало успешными. Наибольшего распространения буддизм достиг там, где рабовладельческие отношения были более развитыми (главным образом долина Ганга), или там, где он пользовался поддержкой государственной власти (например, в Северо-Западной Индии при кушанах). На остальной территории продолжали преобладать местные племенные религии, объединяемые обычно под общим наименованием — брахманизм.

Школа Дзодо-сю

ШКОЛА ЧИСТОЙ ЗЕМЛИ (Д3ОДО-СЮ). Основанная в конце XII столетия монахом Хонэн, школа Дзодо (Чистая Земля) учит тому, что в текущие, весьма удаленные от эпохи исторического Будды времена людям стало почти невозможно достичь просветления. Единственная надежда на спасение в сей век упадка (известный как маппо, конец Дхармы) заключается в том, чтобы довериться Будде Амиде, пребывающему в Западном Раю, или Чистой Земле, и обещавшему доставить верующих после смерти в Чистую Землю.

Тэндай

ШКОЛА ТЭНДАЙ (ТЭНДАЙ-СЮ). Буддийское учение Тэндай впервые было проповедано монахом Сайко (767—822), посмертно известным как Дэнгё Дайси (Великий Учитель, передающий учение), на горе Хиэй в начале IX столетия. После обучения в Китае Сайко вернулся в Японии, чтобы проповедовать Тэндай. Однако он сразу же столкнулся с сопротивлением школ Нара. Сайко хотел учредить свою кафедру на горе Хиэй, однако школы Нара воспротивились этому, так как подобный поступок угрожал их праву принимать монахов и таким образом сохранять единоличный контроль над структурой монашеского ордена.

Нара

ШЕСТЬ БУДДИЙСКИХ ШКОЛ НАРА. Эти шесть школ китайского буддизма впервые появились в Японии на протяжении VII и VIII столетий и стали официальными в период Нара (710—794), названные так в честь столицы, где они находились.

Санрон — школа, основанная на писаниях индийских монахов Нагарджуны и его ученика Арьядевы, сосредоточивавших свое внимание на понятии пустоты (санскр. шуньята) и представлении о том, что все предметы в мире явлений возникают из причинно-следственных взаимоотношений со всеми прочими феноменами. Школа Санрон впервые появилась в Японии в начале VII века и размещалась в Гангодзи и Дайандзи, Нара...

Культ в буддизме (НКА, 1985)

Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано тем, что, распространяясь в различных странах, буддизм широко ассимилировал местные культы и включал в свою обрядовую практику укоренившиеся у данного народа обычаи. Буддийское духовенство давало этим обрядам новое толкование, связывая их с догматами буддизма и с мифическими событиями из жизни Будды, его учеников и видных деятелей буддийской церкви. Мы остановимся лишь на тех обрядах и праздниках, которые сохранились у буддистов, живущих на территории СССР, т. е. у исповедующих ламаизм бурят, калмыков и тувинцев.

Гелугпа

ГЕЛУГПА (дословно с тибетского - закон добродетели), другие названия - гелданпа (от названия монастыря Галдан), желто-шапочная (по цвету шапок священнослужителей), школа в буддизме ваджраяны. Гелугпа возникла в конце 14 - начале 15 веках на основе реформированной школы Кадампа. Инициатор реформ и основатель Гелугпы - Цзонхава (1357-1419). В дополнение к философии ранней буддийской школы мадхьямиков - прасангиков Цзонхава разработал учение о «ступенях пути» (лам-рим) к состоянию духовного совершенства под руководством учителя-наставника ламы.

Даосизм и буддизм [в Китае]

Период распада Китая на две части (IV—VI вв.) ознаменовался в области религии широким распространением даосизма и буддизма. Даосизм стал мощным идеологическим течением ещё во времена Ханьской империи и в качестве верований, широко распространённых в народе, и в качестве одного из философских направлений, имевшего приверженцев в правящем классе и возникшего в этой среде. Как религия, восходящая к примитивным верованиям глубокой древности, к временам первобытнообщинного строя, даосизм выражался в вере в сверхъестественные силы и в возможность магического использования этих сил для достижения земных благ — здоровья, долголетия, богатства. Различные секты даосизма нередко превращались в объединения трудящихся, которые боролись против своих угнетателей...

Буддизм и политика [в Дайвьете]

Основная философия буддизма предусматривает отсутствие интереса к наличному, реальному миру. Поэтому в те времена, когда Дайвьет постепенно становился организованным централизованным государством, использование религии в управлении империей представляло собой проблему. В махаянском буддизме бодхисатвы возвращались в мир помогать всеобщему спасению. Поэтому их долг был — помогать главам страны, советовать им, учить, как править сострадательно. Вот почему в XI в. религия была тесно связана с политикой. Вероятно, это способствовало смягчению нравов.

Ваджраяна (Швейер, 2014)

БУДДИЗМ МАХАЯНЫ И ТАНТРИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ ВАДЖРАЯНА. Ни в текстах, ни в иконографии нет никаких доказательств существования буддизма тхеравада («Малая колесница») в Тямпе в древние времена. Он появился здесь намного позже. Напротив, буддизм махаяны («Великая колесница») и ваджраяны («Алмазная колесница») оставили ясные следы.

Хотя царь поддерживал дхарму, он знал наставления не только индуизма, но и других религий. Археологические памятники Тямпы показывают, что учение Будды распространилось в стране одно-временно с индуистскими культами, хотя надписи, свидетельствующие об обрядах махаянского буддизма, появляются только в IX веке и исчезают во второй половине XII века. Влияние буддизма отразилось в надписях крайне ограниченно, потому что надписи — в первую очередь инструмент царской власти...

Сюгэндо

[Буддийский] Орден Сюгэндо и его представители (ямабуси) объединили элементы японской народной религии, включавшей поклонение горам, с доктринами эзотерического (тайного) буддизма в попытке высвободить мистические силы гор, служивших домом этим аскетическим сообществам.

Школа эта восходит к буддийским отшельникам периода Хэйан, известным как хидзири, жившим в горах Японии, изучая тайны буддийских текстов, таких как Сутра Лотоса. Последователи этого вполне состоявшегося еще в XII в. религиозного движения были верны учению легендарного отшельника Эн-но Гёдза и его практике, сосредоточенной вокруг сезонных горных паломнических маршрутов, известных как нюбу, которые, как считают, преобразуют паломника в будду, поднимая его от мирского к священному по мере восхождения на гору. К числу священных гор Сюгэндо относятся Кумано, Дайсэн и Дэва Сандзан.

Страницы

Subscribe to RSS - Буддизм
Яндекс.Метрика