Буддизм

Философия буддизма

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в северо-восточной части Индии в 6-5 веках до н. э. В ходе исторического развития буддизм стал одной из наиболее распространенных религий наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, прозванный Будда Щакьямуни (буквально «Просветлённый мудрец из рода Шакьев»). Уже при жизни личность Будды была окутана легендами. Считается, что перед беременностью мать Сиддхартхи Гаутамы увидела предзнаменование: ей приснилось, что в её тело вошёл белый слон. Она поняла, что родит великого человека. Когда ребёнок появился на свет, отец постарался воспитать его так, чтобы будущий властелин не знал ни в чём ни нужды, ни горя, и не выпускал его из дворца...

Буддизм

БУДДИЗМ – основанная историческим Буддой в V веке до н. э. духовная традиция, могущая представать и как религия, и как философия. Зародилась на территории нынешнего штата Бихар. Буддизм сыграл исключительную роль в духовной культуре Индии на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до ухода из нее в XI веке (в нынешней Индии христиан больше, чем буддистов) по не вполне ясным причинам (разгром его центров мусульманами; сближение непрофессиональных форм буддизма и индуизма; подъем веданты и пр.). В основаниях своих буддизм отличен от индуизма неприятием ведийского канона и наличием своего («Трипитака»)...

Буддизм уйгуров

После возникновения Великого шелкового пути, а в особенности — в период между эпохами Хань и Тан, Турфан стал одним из центров торговли Пути. На востоке Синьцзяна, с его большой плотностью населения и развитым производством, сформировался самый ранний политический, экономический и военный центр. Вот почему в этих местах и строилось множество буддийских монастырей — центров распространения религиозной культуры. Пещерные монастыри наподобие Туюйгоу и Бешбалика, как правило, создавались в окрестностях древнего города Гаочан.

Самые древние буддийские памятники Турфана датированы периодом Восточная Цзинь. В начале XX века экспедиция японского археолога Кодзуя Отани обнаружила в пещерном храме Туюйгоу целый ряд буддийских артефактов, включая фрагмент копии перевода «Чжу фо яо цзи цзин»...

Буддизм в Японии (Сенсом, 1999)

Наверное, наиболее впечатляющей чертой буддизма эпохи Камакура является то, что он становится народной религией. О причинах этого уже говорилось. Их следует искать в упадке аристократического общества, поощрявшего буддизм как эстетический культ, в гордыне и мздоимстве духовенства, в возвышении класса воинов и в общем беспорядке эпохи, когда страданий и нищеты было в достатке, а сознание людей приветствовало учения, несущие утешение. Несомненно, с течением времени какие-то сведения о вероучении просачивались из аристократических кругов к народу; очевидно, что постепенное усвоение простого японского письма способствовало распространению более легких для понимания течений...

Вэйши школа

ВЭЙШИ ШКОЛА (Вэйши цзун) — школа китайского буддизма, принадлежащая к одному из двух ведущих направлений махаяны — виджняна-ваде. Основателями китайского варианта учения признаются Сюаньцзан (602—64) и его ученик Куйцзи (632—92), жившие в танской столице Чанъани в монастыре Дацыэньсы (Обитель великой доброты и милосердия). По названию этого монастыря школу Вэйши именуют также «школой Цыэнь» (Цыэньцзун). Известна и как «школа отображения (знаков) дхарм» (Фасян цзун, или Фасян вэйши цзун), т.

Буддизм (Дик, 2000)

Буддизм – самая ранняя и наименее распространенная в современности мировая религия – возник в Индии и остался преимущественно азиатской религией. Как традиция этнических религий Востока, буддизм сильно отличается от христианства и ислама.

С возникновения и по настоящее время буддизм является необычайно сложным феноменом. Некоторые исследователи вообще отказываются давать ему общую характеристику. Существуют разногласия даже по поводу классификации раннего буддизма: религия или философско-этическое учение, приобретшее религиозную форму позднее. Если исходить из того, что религиозными можно считать верования, признающие существование личного Бога, то первоначальный буддизм религией не является...

Распространение буддизма в Китае (ВИ, 1956)

Китайская традиция относит появление в Китае первых буддийских проповедников ещё ко II веку до н. э. Распространение же буддизма в Китае началось значительно позднее, во всяком случае не ранее I—II веков н. э. Буддизм внёс новую струю в развитие китайской философии и оказал сильное влияние на китайскую культуру.

С III века н. э. в Китае появились буддийские монастыри, обогащавшиеся за счёт дарений верующих и отдачи под их покровительство разоряющихся земледельцев и мелких собственников, которые, таким образом, попадали в личную зависимость от монастырей. IV век был отмечен быстрым ростом монастырского землевладения; с этого времени буддизм приобрёл огромное влияние в Китае и буддийская феодальная церковь превратилась в крупную политическую и экономическую силу.

Буддизм и его секты в Японии

В конце XII — в XIII веках появились новые секты буддийской религии: «дзэн», «дзедо» и «нитирэн».

Наибольшее распространение имела возобновившая свою деятельность секта «дзэн» (буквально «созерцание, размышление»), ранее занесенная из Китая. В отличие от других сект ее приверженцы признавали созерцание как волевой акт самоуглубления, как единственный и в то же время доступный каждому путь постижения истины через интуитивное восприятие с помощью внутреннего созерцания. Они призывали к простоте и аскетизму, выступали против всякого книжного знания и просвещения, как источника свободомыслия...

Ранний буддизм

Буддизм, как и другие религиозно-реформационные учения, получил наибольшее распространение в Северо-Восточной Индии, и прежде всего в Магадхе, которая рассматривалась как центр не-ортодоксальных учений, как страна, с трудом поддающаяся брахманизации. Неортодоксальные, так называемые еретические течения имели много общего между собой, хотя между ними существовали немалые различия. Буддизм вначале не имел особого влияния и конкурировал с другими неортодоксальными течениями, добиваясь поддержки со стороны сильных государств, и особенно магадхских правителей...

Школа Сото Дзэн (Сото-сю)

Школа Сото Дзэн была основана монахом Догэном (1200—1253), первоначально служившим на горе Хиэй в качестве священника школы Тэндай. Неудовлетворенный учением Тэндай, Догэн отправился в Китай, где интенсивно изучал теорию и практику Сото Дзэн. Летопись утверждает, что во время своего пребывания в Китае Догэн достиг просветления. После возвращения в Японию в 1228 году Догэн основал Сото как отдельную буддийскую школу, занимаясь обучением монахов и монахинь, а также написанием нескольких трактатов о практике дзэн.

Страницы