Буддизм

Ранний буддизм

Буддизм, как и другие религиозно-реформационные учения, получил наибольшее распространение в Северо-Восточной Индии, и прежде всего в Магадхе, которая рассматривалась как центр не-ортодоксальных учений, как страна, с трудом поддающаяся брахманизации. Неортодоксальные, так называемые еретические течения имели много общего между собой, хотя между ними существовали немалые различия. Буддизм вначале не имел особого влияния и конкурировал с другими неортодоксальными течениями, добиваясь поддержки со стороны сильных государств, и особенно магадхских правителей...

Школа Сото Дзэн (Сото-сю)

Школа Сото Дзэн была основана монахом Догэном (1200—1253), первоначально служившим на горе Хиэй в качестве священника школы Тэндай. Неудовлетворенный учением Тэндай, Догэн отправился в Китай, где интенсивно изучал теорию и практику Сото Дзэн. Летопись утверждает, что во время своего пребывания в Китае Догэн достиг просветления. После возвращения в Японию в 1228 году Догэн основал Сото как отдельную буддийскую школу, занимаясь обучением монахов и монахинь, а также написанием нескольких трактатов о практике дзэн.

Упадок буддизма. Индуизм

Несмотря на распространение идей махаяны в первые века нашей эры и развитие хинаянских и махаянских философских школ, буддизм в гуптскую и особенно послегуптскую эпоху утрачивает свое влияние. Фактически наступает упадок буддизма на его родине. В записках китайских путешественников рассказывается о заброшенных монастырях, а в литературных сочинениях гуптской эпохи с осуждением говорится о буддийских монахах. Судя по имеющимся сведениям, гуптские цари были последователями вишнуизма и шиваизма, хотя придерживались, очевидно, и политики религиозной терпимости. Постепенно центром буддизма становятся Северо-Западная Индия и Кашмир. В Гангской долине все большее значение приобретает вишнуизм и шиваизм...

Буддизм махаяны

В истории буддизма очень рано наметились различные течения и школы. Уже первые соборы, как отмечалось, выявили разные толкования многих положений буддийской доктрины. К периоду Маурьев оформились два основных направления — стхавиравадины (последователи учения старейших) и махасангхики (сторонники большой общины, выступавшие за более либеральные правила).

Последнее направление явилось, очевидно, основой учения махаяны (большая колесница, широкий путь), последователи которого стали отличать себя от приверженцев хинаяны. Термин «хинаяна» (малая колесница, узкий путь) встречается в буддийских источниках не очень часто. Им обозначались сторонники так называемого ортодоксального буддийского направления...

Сарвастивада (НФЭ, 2010)

САРВАСТИВАДА (санскр. sarvastivāda, буквально – учение о том, что все существует) – одна из 18 школ раннего буддизма, а также комплекс доктрин этой школы. Поскольку сведения о сарвастиваде черпаются из более поздних источников, точно не известно, к какой именно ветви первоначального буддизма она принадлежала: махасангхикам или стхавирам. Сарвастивадины отмежевались как от тех, так и от других на 3-м буддийском соборе при царе Ашоке (около 244 года), когда Катьяянипутра, называемый основателем школы, провозгласил: «Все существует» (sarvam asti), имея в виду все дхармы: прошлые, настоящие и будущие. Разработанная сарвастивадинами концепция дхарм должна была объяснить действие закона кармы на протяжении всех перерождений личности...

Фудзуфусэ

ШКОЛА ФУДЗУФУСЭ (ФУДЗУ ФУСЭ ХА). Одна из школ буддизма Нитирэн. Понятие фудзу фусэ («Ни давать, ни получать») означает, что ради того, чтобы сохранить чистоту учения Нитирэна, следующие его учению буддисты должны отказаться от пожертвований и исполнения обрядов для неверующих и отказаться от получения пожертвований и совершения обрядов в пользу неверующих. Это основанное монахом Нитё (1565—1630) движение было запрещено сёгунатом Токугава из-за непримиримого настроя.

Саньлунь школа

САНЬЛУНЬ ШКОЛА (Саньлунь цзун – «школа трех шастр») – китайская буддийская школа мадхьямики. Название связано с опорными текстами, авторство двух из которых («Чжун лунь» – «О срединном видении» и «Шиэр мэнь» – «О двенадцати вратах») приписывается Нагарджуне (Луншу, 2–3 века), третьего («Бай лунь» – «Рассуждение в ста стихах») – его ученику Арьядеве (Типо, 3 в.), а заслуга их перевода на китайский язык – Кумарадживе (Цзюмолоши, 4–5 века). Основателем школы считается Цзицзан (549–623), предки которого, возможно, были выходцами из Парфии.

Буддизм и джайнизм в Древней Индии (ВИ, 1956)

В период, когда рабовладельческие отношения окончательно оформились, брахманизм — религия раннерабовладельческого общества, освящавшая племенную раздроблённость и исключительность,— не мог уже служить удовлетворительной идеологической основой для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий. Появляется буддизм — идеология относительно развитого рабовладельческого общества в Индии.

В буддийской религиозной литературе, относящейся ко времени, близкому к началу нашей эры, основание этой религии приписывается странствующему проповеднику Сиддхартхе, известному под прозвищем Шакьямуни («отшельнику из племени шакьев»). Годы его жизни определяются чаще всего между 560 и 480 гг. до н. э...

Юдзу нэмбуцу сю

СЕКТА ЮДЗУ НЭМБУЦУ (ЮДЗУ НЭМБУЦУ СЮ). Секта Юдзу Нэмбуцу приняла идеи учителя школы Чистой Земли Рёнина, утверждавшего, что сила нэмбуцу достигает максимума, когда соединяет личность со всеми приверженцами Чистой Земли. Через такое объединение человек заново рождается на Чистой Земле. Секта испытала возрождение в XIV веке под руководством Рёсона, а исчерпывающее разъяснение его учения было записано в XVII столетии ее патриархом Юканом в труде Юдзу эммонсё.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 271-272.

Дзи-сю

ШКОЛА ВРЕМЕНИ (ДЗИ-СЮ). Основанная Иппэном (1239-1289) в XIII веке, школа Дзи является формой буддизма Чистой Земли. Иппэну приснился сон, в котором ему приказали проповедовать людям учение Чистой Земли о спасении. После этого видения Иппэн стал странствующим проповедником, скитавшимся по деревням и преподававшим людям практику нэмбуцу. Он имел учеников и большое число последователей. Одним из введенных им новшеств стало использование танца как части религиозной практики. Нэмбуцу одори, или танцевальное песнопение, стало основным методом его учения.

Страницы