Вводное слово

"Если же мы сможем доказать, что одни и те же слова
употребляются различными авторами в разных значениях,
то мы легко отыщем решение многих противоречий".

Пьер Абеляр

"Вся философия есть не что иное, как работа над
категориями, их точное определение и уяснение"
Н.Н. Страхов.
Письмо В.В. Розанову от 27 января 1888 г.

Примерно так можно представить себе в зримых образах понятия и категории.
Они, как видите, далеко не всегда между собой стыкуются...

Полное наименование проекта – «Понятия и категории, необходимые для понимания хода
истории и сути исторических событий». Он появился как вспомогательный проект портала
ХРОНОС. Поэтому и на него распространяются принятые в ХРОНОСе принципы комплектования материалами, а именно: по каждому термину даются все (по возможности) имеющиеся в литературе толкования. Определяемые слова сгруппированы - при помощи «тэгов» (tags) - в несколько обширных «подшивок»: история, философия, идеология, этнология, политика и пр. (Кстати, точные определения  терминов "История", "философия" и пр. в этих "подшивках" не даются; ищите их в проекте "Понятия и категории", так сказать, на общих основаниях - через Алфавитный справочник). Некоторые термины попали в несколько «подшивок», так как используются (возможно, в разном значении) в текстах различной тематики.

Сами определяемые термины выделены как «ярлыки» (это тоже своеобразные «подшивки» материалов, но только с одним определяемым словом или с одной фразой), а к ним присоединены отдельные  самостоятельные статьи с различными определениями. В «подшивке» одного «ярлыка» могут оказаться тексты (документы) с прямо противоположным толкованием одного и того же понятия. И тут ничего не поделать: таковы мнения разных авторов, высказывавшиеся за все века человеческой истории по одному и тому же поводу. Читателю предстоит самостоятельно разбираться, какое словоупотребление уместно сегодня (или было уместно в текстах прошлых веков). При наполнении проекта материалами его составители заведомо не стремились загнать в один единый текст сразу все суждения по тому или иному термину, как это пытается делать известная всем народная энциклопедия. Мы исходим из того, что текст рождается в голове конкретного автора, и этот текст отражает целостное мировоззрение этого человека. Оттого разные мнения по одному поводу, высказанные без дополнительных оговорок (мол, и так может быть, и так…), вы найдете в различных авторских текстах. Ибо плюрализм в одной голове – это, по определению психиатров, убедительнейший признак шизофрении.

А мы желаем читателю нашего проекта здоровья.

P.S.

Так как определение одного и того же понятия читатель будет постоянно встречать в разных авторских исполнениях – а порой это будут несовместимые, данные с противоположных мировоззренческих позиций определения, с точки зрения атеистов, православных, марксистов, фрейдистов и пр. – то в заглавии отдельных статей мы даем краткие указания на авторство, например, такие:

Патрология (Кузнецов, 2007). Это значит, что в статье приводится определение, данное в кн.: Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007.

Гомилетика (Филатов, 2011).  А это значит, что определение приводится по кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011.

Эпистемология (Фролов, 1991). В данном случае определение дается по кн.: Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991

Католицизм (1988). Эта цифра в скобках означает, что данное определение приводится из какого-то словаря 1988 года издания, со всеми известными обстоятельствами (марксистко-ленинскими), в данном случае речь идет о кн.: Краткий политический словарь. М., 1988. Возможет также другой вариант написания кратких выходных данных - Прагматизм (КПС, 1988).

И т.д., и т. п.

 

Понятие: