Архитектура

Церкви Константинополя

ЦЕРКВИ. Одним из важнейших элементов городского пейзажа были купола церквей. Раннехристианские церкви не имели куполов, как, например, церкви Студийского монастыря, созданного в 450-х годах консулом Студитом в квартале Саматия около Золотых Ворот и являвшегося в X веке самым большим монастырем столицы (современное название — Имрахор-Джами). Однако после строительства церкви Святого Полиевкта, возведенной одной из родственниц Феодосия I, Юлией Аницией (524— 527 гг.), купола стали обычными в архитектуре храмов, а при завершении Юстинианом Святой Софии (532—537 гг.) купола становятся практически обязательным элементом конструкции. Ни одно церковное здание не достигло таких исключи-тельных размеров, как храм Св. Софии, который до 1453 г. оставался самой большой христианской церковью...

Колокольня

КОЛОКОЛЬНЯ — часть христианского церковного здания или особая постройка вблизи него, где помещаются колокола, созывающие своим звоном на богослужение. Самые древние колокольни, сохранившиеся до наших дней, были построены у двух базилик Святого Аполлинария в Равенне в начале VII века. С IX-X веков круглые или квадратные колокольни стали обычной принадлежностью христианских храмов на Западе. Обычно они стояли отдельно от церковных зданий и лишь в редких случаях соединялись с ними галереями. Ярким примером такой колокольни романского стиля служит знаменитая Пизанская башня.

Акрополь (Адкинс, 2008)

АКРОПОЛЬ (akropolis, букв, «верхний город») изначально представлял собой городскую цитадель. Это была наиболее легко обороняемая и наиболее тщательно укрепленная часть города, часто служившая последним убежищем при осаде. Из-за постоянных войн в греческом мире большинство городов делилось на акрополь и нижний город. При подчинении города иноземной власти в акрополе часто располагался иностранный гарнизон. В классический период военное значение акрополя в городах постепенно уменьшалось, и он стал местом расположения религиозных построек.

Булевтерий

БУЛЕВТЕРИЙ. Совет греческого города — буле (boule) обычно заседал в так называемом булевтерии (bouleuterion), т. е. доме совета. Булевтерий представлял собой несложное прямоугольное (часто — квадратное) здание. В нем располагался один зал для проведения дебатов в совете с рядами сидений по трем сторонам. Крышу, вероятно, поддерживали внутренние колонны. Ранние булевтерии были, очевидно, простыми и ничем особо не выделявшимися строениями с деревянными сиденьями. В новом булевтерии, построенном в Афинах в конце V века до н.э. для заседаний Совета пятисот, также были деревянные сиденья.

Ипподром (Филатов, 2011)

ИППОДРОМ (Большой ипподром, Большой цирк) — крупнейший из пяти ипподромов Константинополя, второй по величине в Средиземноморье после римского Большого цирка. Константинопольский Большой ипподром был построен в 324-330 гг. на месте ипподрома древнего Византия, представлявшего из себя относительно небольшое сооружение из камня и дерева, характерное для провинциального города. В 203 г., в правление императора Септимия Севера, византийский ипподром был капитально перестроен по образцу римского Большого цирка в масштабе 1: 1, 277, и значительно увеличился в размерах.

Ипподром (Каплан, 2011)

ИППОДРОМ. Императору не нужно было покидать дворец Дафну, чтобы попасть на Ипподром: дворец соединялся с ним крытым переходом. Дворец Дафна имел три этажа, с императорскими апартаментами, где император мог переодеваться в церемониальные облачения, и с помещением трапезной. На третьем этаже располагалась выходившая на Ипподром открытая царская ложа кафисма. Там император являлся народу в окружении важнейших сенаторов. Ипподром, предназначенный для проведения бегов, служил прежде всего местом встречи императора с народом.

Протехисма

ПРОТЕХИСМА — передовая оборонительная стена, возводившаяся на расстоянии около 5-10 метров перед линией главных крепостных куртин и башен с целью затруднить к ним приближение противника и его осадных машин, а также для того, чтобы обеспечить скрытую от врага переброску военных сил к нужному месту обороны.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.226.

Лувр

ЛУВР (Louvre) - бывший дворец французских королей, с 1793 года - художественный музей, одно из величайших художественных хранилищ мира. Название Лувр происходит, вероятно, от позднелатинского lupara - места сбора охотников на волков. Сооружен на месте воздвигнутого в 13 веке королевского охотничьего замка, перестроенного в конце 14 века, при Карле V, во дворец (архитектор Р. де Тампль), который стал королевской резиденцией. В 1541 году, при Франциске I, это здание было разобрано, и на его месте в 1546-1574 году по проекту крупнейшего архитектора французского Возрождения П.

Альхамбра

АЛЬХАМБРА — памятник арабо-исламской архитектуры в Гранаде. Комплекс крепости-цитадели с дворцами, садами и башнями разного уровня. Выстроен на вершине горы Сабика. Название получил от арабск. «калаат аль-хамра» (красный замок) ввиду красноватого оттенка стен Альхамбры в лучах предзакатного солнца. Выстроен в XIII–XIV века с применением приемов композиции, разнообразных форм и техники декора, характерных для Магрибa, Египта, Сирии и Ирана. С тех пор служит наивысшим образцом для архитектуры всех стран ислама.

Икос

ИКОС — 1) господский дом в сельской местности, византийское поместье. Богатая господская усадьба XI в. в Малой Азии представляла собой, как правило, дом с куполом, опиравшимся на колонны, и с открытой верандой. Рядом с домом располагались баня с мраморными полами и амбар из двух отделений: в нижнем, включая подвал, хранились продукты сельского хозяйства, а в верхнем печеный хлеб. Имелись также особые склады для зерна, соломы и мякины, конюшни, хлевы, помещения для работников и слуг. Крыши каменных зданий крыли черепицей.

Страницы

Subscribe to RSS - Архитектура
Яндекс.Метрика