Педагогика

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.

Эрудиты

ЭРУДИТЫ. В сфере религии особенной активностью отличаются бенедиктинцы, под началом которых состоит около двухсот учебных заведений (в том числе аббатство Сен-Жермен-де-Пре). Дон Жан Мабийон (De re diplomatica, 1681 г.) и дон Бернар де Монфокон (Paleographia Graeca, 1702 г.) разрабатывают методы по установлению подлинности древних документов, поставив перед собой цель служения исторической правде. Подобно монахам ордена Святой Женевьевы, они являются хранителями обширных знаний прошлого, бесценных библиотек, подспорья для их теологических и духовных изысканий.

Бурса

БУРСА (от нем. Bursche — парень, студент) — так называлось общежитие при Киевском братском училище (впоследствии Киевская Духовная академия). Возникла в 1-й половине XVII века стараниями митрополита Петра Могилы, преобразовавшего находившийся при училище странноприимный дом в постоянное жильё для иногородних воспитанников (так называемых бурсаков), которых насчитывалось от 200 до 500. Их положение в конце столетия стало, однако, весьма незавидным, поскольку условия проживания, пища и одежда, предлагавшиеся им бесплатно, были очень скудны, и потому обычным средством поддержания самого непритязательного существования в бурсе считался в конце XVII и в течение почти всего XVIII века сбор добровольных пожертвований и подаяний, осуществлявшийся самими бурсаками...

Экзамены [в Китае]

Детальная разработка системы экзаменов в эпоху династии Тан, основные принципы которой восходят к эпохе Хань (206 г. до н. э. — 220 гг. н. э.), наряду со сложной конструкцией административной иерархии составляет основной вклад этого исторического периода в образование китайской цивилизации, чьи доминирующие черты дошли до нашей эпохи. Эти две черты (экзамены и администрация) явились, к тому же, образцом для всего Дальнего Востока, как и для других регионов.

Интеллигентность

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - сложное свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, ощущение ценности и необходимости культуры. Это скорее совокупность личностных и интеллектуальных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, которые считаются носителями культуры. Интеллигентность - свойство прежде всего высоконравственное.

Школа [в Византии]

Византия унаследовала древнюю систему общего образования, сохранила ее и даже усовершенствовала. Кризис городов в V и VI веках привел к исчезновению муниципальных школ, но начальная школа под управлением грамматиста, обязанностью которого было обучение письму (грамата), по-прежнему имела широкое распространение. Она существовала даже в самых небольших селениях в глубинке Малой Азии и готовила к переходу на следующую образовательную ступень. В начальной школе преподавалось письмо; другие знания давались позднее.

Образование в эпоху барокко

Как говорит нам «Энциклопедия», в XVIII веке под воспитанием понимали прокормление, воспитание и обучение детей. Необходимо было заботиться об их теле, нравственным воспитанием формировать дух и учить их полезным вещам. Прежде дети были чуть ли не брошены на произвол судьбы; некоторые имели возможность получить религиозное образование, но большинство получало уроки жизни на улице. Правительства века Просвещения восприняли его образовательную программу, чтобы избавить воспитание и образование от влияния Церкви и улицы.

Лицеи в России

ЛИЦЕИ в России (от греч. Luxeion - название школы в Древней Греции, где учил Аристотель) - привилегированные учебные заведения с программой средней и высшей школы и сроком обучения от 6 до 11 лет, предназначенные преим. для дворянских детей. Готовили главным образом чиновников для государственной службы. Царскосельский Лицей открыт в 1811 году; в 1844 году переименован в императорский Александровский и переведен в Петербург. В нем учились А. С.

Палестра

Это учреждение было неким подобием гимнасия. Латинское слово «palaestra» иногда ошибочно используется для обозначения гимнасия, хотя на самом деле греческая палестра (palaistra — «борцовская школа») довольно значительно отличалась от него. Будучи школой, в которой мальчиков обучали атлетике (в основном борьбе и кулачному бою), она, в отличие от гимнасия, нередко была частным владением какого-либо лица. Палестра обычно состояла из площадки для тренировок на открытом внутреннем дворе, покрытом песком, и окружающей ее прямоугольной колоннады, за которой находились раздевалки и ванные комнаты.

Переобучение

ПЕРЕОБУЧЕНИЕ — система мероприятий, проводимых службой занятости в связи с тем, что квалификация безработных устарела в результате технологического прогресса или потому, что они (безработные) были заняты в отрасли экономики, пришедшей в упадок. Основная цель службы занятости в области переобучения — повысить конкурентоспособность потерявших работу (рискующих ее потерять) путем развития новых профессиональных знаний и навыков и расширения возможностей поиска нового рабочего места.

Дидактогения

ДИДАКТОГЕНИЯ — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя, педагога, тренера, руководителя и прочих негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх и пр.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и отношениях межличностных. Может быть причиной неврозов.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 179.

Страницы

Subscribe to RSS - Педагогика
Яндекс.Метрика