Педагогика

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.

Свободоспособность

СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ — способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и социальную заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор. Введено в оборот О. Газманом.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.

Тельпочкалли

ТЕЛЬПОЧКАЛЛИ. Обучение в тельпочкалли было более простым по сравнению с кальмекак, где огромное внимание уделяли интеллектуальному развитию и религиозному воспитанию. В каждом административном центре, крупном городе или квартале имелось собственное тельпочкалли. Учащиеся в тельпочкалли были более самостоятельны. Мальчиков, обучавшихся в этом заведении, готовили к походной жизни и войне, и поэтому им предоставлялась большая свобода. Под руководством нанятых государством наставников, тельпочтлатоке («учитель молодых людей») или ичпочтлатоке («учительница девушек»), учащиеся проходили большую часть программы кальмекак, но от них не требовали такого послушания и особо примерного поведения...

Академия [платоновская]

АКАДЕМИЯ (Άχκαδήμεια) платоновская, основанный Платоном около 385 года до н. э. религиозно-философский союз, имевший целью почитание муз, так называемая школа Платона; просуществовала до 6 века н. э. Название академии (первоначально Академия) происходит от имени мифического героя Академа, которому были посвящены приобретённые Платоном гимнасий и сад близ Афин. Во главе союза стоял схоларх, избираемый из членов Академии. Члены Академии добровольно ограничивали себя во сне, воздерживались от плотской любви и мясоедения.

Славяно-греко-латинская академия

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - первое высшее учебное заведение России, основанное в Москве в 1687 году под названием Славяно-греко-латинского училища или Эллино-греческой академии. Возникла на основе школы при Богоявленском монастыре. Инициатива в организации Славяно-греко-латинской академии принадлежит Симеону Полоцкому и его ученику С. Медведеву. Согласно привилегии, пожалованной в 1682 году, академия ставила целью подготовку образованных людей для государственного и церковного аппарата; ей поручались цензура книг духовного содержания, суд над отступниками от православия.

Йирасека тест школьной зрелости

ЙИРАСЕКА ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ - тест для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Содержит три задания: рисование фигуры человека, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек. Оценка каждого задания производится по пятибалльной системе. Исследуются тонкая моторика, согласованное функционирование зрительного анализатора и системы, обеспечивающей движения правой руки, умение подражать образцам. Ориентировочно оценивается и общее умственное развитие. Применяется для исследования детей в возрасте 6 лет.

Семь искусств

СЕМЬ ИСКУССТВ. Поздний античный и средневековый термин «семь искусств» или «семь свободных искусств» (septem artes liberalis) обозначал полный курс общего светского образования. Этот курс делился на два учебных цикла, или «пути»: 1) тройной путь (тривий, латин. trivium) словесный наук – грамматика, диалектика и риторика и 2) четверной путь (квадривий, лат. quadrivium) математических наук – арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Цитируется по изд.: Книга Марко Поло / Предисл. В. Бартольда. М., 2012, [Разночтения и примечания] с. 245-246.

Культ знаний [в Древнем Китае]

Что должно было лежать в основе строго упорядоченных отношений в том обществе, очертания которого проступают сквозь изложенные в афоризмах и беседах Конфуция идеальные конструкции с воспеванием в них порядка и гармонии, основанных прежде всего на высокой этической норме? Очевидно, все та же должным образом откорректированная традиция, а точнее — ее лучшие, с точки зрения мыслителя, и старательно обогащенные им принципы жизни. Именно эти принципы и соответствующие им понятия и категории этической нормы должен был знать каждый. Разумеется, в той степени, какая была ему доступна.

Кальмекак

КАЛЬМЕКАК. Поступление ребёнка в кальмекак начиналось с рождения. Родители устраивали пышное торжество, отдавая своих детей племенным жрецам, обучавшим их наукам, фольклору, толкованию календарей, истории, мифологии, письму и законам. Торжество начиналось после того, как они приглашали жрецов и соседей на пир, где было вволю еды и напитков. Отец, предлагая своего сына или дочь, называл их пером птицы кецаль (Кецалькоатль был богом-покровителем кальмекак и образования, получаемого жрецами и знатными людьми) и просил жрецов либо жриц взять его ребёнка под свою любовную опеку.

Интересов воспитание

ИНТЕРЕСОВ ВОСПИТАНИЕ. Содержание и характер интересов в процессе развития человека существенно изменяются. Интересы формируются и развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависят от условий обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые часто внешней занимательностью объектов, в процессе развития постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересом, вызываемым важными и существенными особенностями объектов.

Московская Духовная академия

Московская Духовная академия и семинария — первое российское высшее общеобразовательное учебное заведение, просуществовавшее до 1814 года под наименованием «Славяно-греко-латинская академия». Основана в 1685 году в кельях Богоявленского монастыря в Москве братьями Ионникием и Софронием Лихудами, учеными монахами, прибывшими в Россию по рекомендации Иерусалимского патриарха Досифея и Константинопольского патриарха Софрония. Первоначально в ней преподавались духовные и светские науки: грамматика, пиитика, риторика, диалектика, философия и богословие; языки — славянский, греческий, польский и латинский. В декабре 1687 года академия была переведена в Заиконоспасский монастырь...

Страницы

Subscribe to RSS - Педагогика
Яндекс.Метрика