Педагогика

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.

Славяно-греко-латинская академия

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - первое высшее учебное заведение России, основанное в Москве в 1687 году под названием Славяно-греко-латинского училища или Эллино-греческой академии. Возникла на основе школы при Богоявленском монастыре. Инициатива в организации Славяно-греко-латинской академии принадлежит Симеону Полоцкому и его ученику С. Медведеву. Согласно привилегии, пожалованной в 1682 году, академия ставила целью подготовку образованных людей для государственного и церковного аппарата; ей поручались цензура книг духовного содержания, суд над отступниками от православия.

Йирасека тест школьной зрелости

ЙИРАСЕКА ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ - тест для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Содержит три задания: рисование фигуры человека, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек. Оценка каждого задания производится по пятибалльной системе. Исследуются тонкая моторика, согласованное функционирование зрительного анализатора и системы, обеспечивающей движения правой руки, умение подражать образцам. Ориентировочно оценивается и общее умственное развитие. Применяется для исследования детей в возрасте 6 лет.

Семь искусств

СЕМЬ ИСКУССТВ. Поздний античный и средневековый термин «семь искусств» или «семь свободных искусств» (septem artes liberalis) обозначал полный курс общего светского образования. Этот курс делился на два учебных цикла, или «пути»: 1) тройной путь (тривий, латин. trivium) словесный наук – грамматика, диалектика и риторика и 2) четверной путь (квадривий, лат. quadrivium) математических наук – арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Цитируется по изд.: Книга Марко Поло / Предисл. В. Бартольда. М., 2012, [Разночтения и примечания] с. 245-246.

Культ знаний [в Древнем Китае]

Что должно было лежать в основе строго упорядоченных отношений в том обществе, очертания которого проступают сквозь изложенные в афоризмах и беседах Конфуция идеальные конструкции с воспеванием в них порядка и гармонии, основанных прежде всего на высокой этической норме? Очевидно, все та же должным образом откорректированная традиция, а точнее — ее лучшие, с точки зрения мыслителя, и старательно обогащенные им принципы жизни. Именно эти принципы и соответствующие им понятия и категории этической нормы должен был знать каждый. Разумеется, в той степени, какая была ему доступна.

Кальмекак

КАЛЬМЕКАК. Поступление ребёнка в кальмекак начиналось с рождения. Родители устраивали пышное торжество, отдавая своих детей племенным жрецам, обучавшим их наукам, фольклору, толкованию календарей, истории, мифологии, письму и законам. Торжество начиналось после того, как они приглашали жрецов и соседей на пир, где было вволю еды и напитков. Отец, предлагая своего сына или дочь, называл их пером птицы кецаль (Кецалькоатль был богом-покровителем кальмекак и образования, получаемого жрецами и знатными людьми) и просил жрецов либо жриц взять его ребёнка под свою любовную опеку.

Интересов воспитание

ИНТЕРЕСОВ ВОСПИТАНИЕ. Содержание и характер интересов в процессе развития человека существенно изменяются. Интересы формируются и развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависят от условий обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые часто внешней занимательностью объектов, в процессе развития постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересом, вызываемым важными и существенными особенностями объектов.

Московская Духовная академия

Московская Духовная академия и семинария — первое российское высшее общеобразовательное учебное заведение, просуществовавшее до 1814 года под наименованием «Славяно-греко-латинская академия». Основана в 1685 году в кельях Богоявленского монастыря в Москве братьями Ионникием и Софронием Лихудами, учеными монахами, прибывшими в Россию по рекомендации Иерусалимского патриарха Досифея и Константинопольского патриарха Софрония. Первоначально в ней преподавались духовные и светские науки: грамматика, пиитика, риторика, диалектика, философия и богословие; языки — славянский, греческий, польский и латинский. В декабре 1687 года академия была переведена в Заиконоспасский монастырь...

Интерес (Рапацевич, 2006)

ИНТЕРЕС - одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определённом предмете. Интерес - проявление не только познавательной, но и других потребностей. Иначе говоря, интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес носит избирательный характер и влечёт за собой тенденцию обращать внимание на объекты определённого рода, на их познание или на выполнение определённой деятельности. Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека: является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, вызывает стремление работать в определённой области, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе...

Пропедевтика

ПРОПЕДЕВТИКА (от греч. προπαιδεύω – предварительно обучаю) – подготовительные занятия, учебное изложение философской системы, позволяющее перейти к более глубокому усвоению основных дисциплин. В системе культуры, ставящей целью воспитание и образование человека, пропедевтике всегда отводилось важное место. Содержание пропедевтики изменялось на протяжении истории философии.

В Академии Платона пропедевтикой в философию считались математические науки (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). В Средние века пропедевтическое значение имело обучение логике и ее правилам, методам рассуждения...

Азбуковники (СИЭ, 1961)

АЗБУКОВНИКИ в России 13-18 веков безымянные рукописные сборники учебного, нравоучительного и справочного характера. Первый список толкуемых слов типа азбуковника помещен в Новгородской кормчей 1282 года. До 17 века азбуковники были главным образом толковыми или энциклопедическими словарями. С 17 века азбуковники в значительной мере стали учебными сборниками. Широкое распространение азбуковники получили в России 16-18 веков. Учебные азбуковники включают азбуку (обычно толковую), слоги, прописи в порядке алфавита, иногда - образцы тайнописи, грамматич.

Страницы

Subscribe to RSS - Педагогика
Яндекс.Метрика