Религия

РЕЛИГИЯ (лат. religio — набожность; святыня, предмет культа) — 1) мировоззрение мироощущение, поведение, культовые действия, основанные на верованиях, ритуалах, вере в чудодейственные силы, существа в виде Бога или богов, являющихся объектами поклонения; 2) учение, постулирующее существование незримой высшей силы, направляющей все явления и процессы во Вселенной.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 438.

 

Религия (ДЭС, 1985)

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистического мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестественные силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его существование после смерти; искажённое, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними сил природы и общества. Реакционная роль религии * проявляется в ослаблении общественного сознания людей, отвлечении их от классовой борьбы, разъединении сил трудящихся различной религиозной принадлежности. Религия играла и продолжает играть значительную роль в личной и социальной жизни людей многих стран мира, в их демографическом поведении **; религиозные факторы влияют на развитие миграций, имеющих важные демографические последствия (например, при разделе Британской Индии на Индию и Пакистан)...

Религия: распространение по регионам

Распространение мировых религий в 80-х годах 20 века. Буддизм является преобладающей религией в странах Индокитая, Шри-Ланке, среди части населения Кореи, Китая и Японии; ламаизм - среди тибетцев, монголов, бурят, калмыков, тувинцев.

Христианство получило распространение среди народов Европы и в других частях света, заселенных переселенцами из Европы. Католицизм исповедуют в Европе романские народы (итальянцы, испанцы, португальцы, французы и др.), ирландцы, бретонцы, баски, некоторые германские народы (австрийцы, фламандцы, часть немцев), большая часть верующих венгров, некоторые славянские народы (поляки, чехи, хорваты, словенцы, большая часть словаков, часть западных украинцев и белорусов), литовцы и часть латышей...

Религия (её будущее)

БУДУЩЕЕ РЕЛИГИИ не поддается однозначным оценкам. Претензии христианства на монопольное решение т.н. экзистенциальных, смысложизненных проблем путем постулирования высших ценностей, выходящих за рамки кругозора смертного индивида, далеко не безупречны: эту функцию осуществляет культура в целом, обеспечивая преемственность живого, личностного опыта поколений. «Культура – это связь людей, а цивилизация – связь вещей», – говорил М. Пришвин, определяя творчество писателя как «жизнь, пробивающую себе путь к вечности».

Религия (в европейской культуре)

РЕЛИГИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ. Сегодня общепризнано, что христианство в совокупности его главных разновидностей – католицизма, православия и протестантизма – оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизации. Обычно оно связывается с диктатурой церкви, подмявшей под себя всю сферу духовной жизни. Однако это могущество в первую очередь определялось тем, что в эпоху Средневековья религия (а именно христианство) доминировала в европейском массовом сознании. Для человека той поры вера в Бога была высшей истиной, основой понимания мира, определявшего повседневное поведение.

Религия (её происхождение)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ не может быть объяснено ни изъянами в познании или невежеством людей, ни злонамеренным обманом со стороны «попов и тиранов». Между тем в религиеведении в явном или скрытом виде до сих пор присутствует образ любознательного, но невежественного дикаря, который, будучи не способным ни объяснить, ни практически подчинить себе природные стихии, испытывал чувство страха, ужаса, приходил к выводу о существовании иного, сверхъестественного мира и стремился особыми действиями предотвратить их губительное вмешательство.

Религия (определение понятия)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ. Каждый крупный мыслитель (и светский, и религиозный), как правило, предлагает собственное, так или иначе отличающееся от уже имеющихся определение религии, неявно включающее исходные предпосылки, навеянные общим социальным и культурным контекстом. Причины понятны. История становления европейской культуры отмечена конфронтацией защитников религиозного и светского сознания (символом последнего прежде всего выступала наука), что неизбежно породило бесконечное множество дефиниций религии, поскольку развитые конфессии включают свойственное объяснение своего происхождения, несовместимое с секулярным...

Религия (этимология термина)

РЕЛИГИЯ (этимология термина остается спорной. Чаще всего его выводят из лат. religio – «благочестие, святыня, предмет культа»; Цицерон (I в. до н.э.), однако, связывал его с лат. religere – «собирать, вновь обдумывать, благоговеть, соблюдать», а Лактанций (IV в.), Фейербах, Энгельс с religare – «связывать, соединять»). Обычно религию определяют как мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ – духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий (культ религиозный), обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие (церковные) организации и объединения верующих...

Религия (Осипов, 2014)

РЕЛИГИЯ — это феномен сознания, социальный институт и часть культуры. В самом общем виде религия — это вера и поклонение священному и/или сверхъестественному на уровне сознания, поведения и отношений как в религиозных, так и нерелигиозной сферах. Религия определяется богословами и представителями различных наук (философии, истории, феноменологии, герменевтики, социологии, психологии и др.) в зависимости от их исходной перспективы, которая обусловлена спецификой предметной области исследования.

Религия (КПС, 1988)

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение, а также соответствующие поведение и специфические действия (культ), обусловленные фантастическим отражением «в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,  - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс). В классово-антагонистическом обществе Р.

Страницы