Искусство

Ваганты

ВАГАНТЫ (позднелат. vagantes - бродяги, от лат. vagor - брожу), голиарды (франц. goliards, возможно, от лат. gula - глотка), - в средние века в некоторых странах Западной Европы бедные бродячие школяры, позднее (с 12-13 веков, с развитием городов и университетов) - нищие странствующие студенты и бродячие безместные клирики. По социальному положению были близки к городскому плебейству. Часто участвовали в борьбе народных масс с феодалами, городским патрициатом, богатеями, выступали против праздного монашества, прелатов и самого папства. В среде вагантов находили отклики социальные ереси.

Икона (Маслин, 2014)

ИКОНА (от греч. eikon - образ, изображение) - один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно-эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (IV- VI века) и приобрела свои классические формы в Византии IX-XI веков (после окончательной победы иконопочитания над иконоборчеством), а затем — в Древней Руси в XIV-XV веков.

Экслибрис

ЭКСЛИБРИС (от лат. ex libris - из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки. Экслибрисы появились с началом книгопечатания, а гравированные экслибрисы - в XVI в. в Германии (в России - с начала XVIII в.). Различают суперэкслибрис, оттиснутый на переплёте или корешке книги, и бумажный экслибрисы, помещённый обычно на внутренней стороне переплёта. Изготовление суперэкслибрисов стоило очень дорого, поэтому с демократизацией книжного дела предпочтительнее стал экслибрис бумажный. Экслибрисы бывают: гербовые, воспроизводящие герб владельца; вензелевые - его орнаментально разработанные инициалы; сюжетные - изображения пейзажей, архитектурных мотивов, эмблемы...

Иконография (Агилар-Морено, 2011)

Происхождение месоамериканской иконографии: человек-ягуар и другие звериные мотивы. Хотя Сан Лоренсо, Ла-Вента и Трес-Сапотес — это не весь ольмекский мир, они тем не менее играют огромную роль. Именно в этих трёх поселениях впервые встречается иконография, связанная с месоамериканской религией. Одним из обнаруженных религиозных символов был человек-ягуар, гибрид ягуара и человека. Ольмеки, очевидно, верили в то, что в далёком прошлом какая-то женщина вступила в половую связь с ягуаром и они породили потомство людей-ягуаров, ставших основателями и правителями ольмекской цивилизации. Ольмекские гравёры и художники изображали этих существ с детскими чертами, но с оскаленной пастью, деснами без зубов либо длинными клыками и лапами...

Экспонент

ЭКСПОНЕНТ, -а, м. (сер. XIX в.). Лицо, организация, экспонирующие что-либо. Экспоненты прислали на выставку более 700 работ. Множество экспонентов.

Экспонентский, -ая, -ое.

— Нем. Exponent — экспонент < лат. exponens, род. п. exponentis — выставляющий напоказ, от exponere — выставлять напоказ.

Натурализм (Гурьева, 2009)

НАТУРАЛИЗМ (лат. natura — природа) — течение в европейской литературе и искусстве, возникшее в 70-х годах XIX века и особенно широко развернувшееся в 1880/90-х годах, когда натурализм стал самым влиятельным направлением в литературе. Теоретическое обоснование это течение впервые получило в книге французского писателя Э. Золя «Экспериментальный роман» (1879 г.). Главные темы натурализма: вопросы физиологии и патологии, проблемы труда в той или иной профессии («Жерминаль» Э. Золя), а также острые социальные проблемы.

Моралите

МОРАЛИТЕ — вид театрального действа, бытовавший в средневековой Европе, воплощающий те или иные эстетические и нравственные принципы, продиктованные, как правило, религиозными воззрениями. Отличалось также активным действием в сюжете аллегорических мотивов и персонажей.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 179.

Колокола

Колокола (clocca) — куполообразные полые металлические приспособления, используемые для подачи звуковых сигналов. Маленькие колокольчики были известны с глубокой древности у многих народов. Римляне звоном легкого колокольчика возвещали начало публичных собраний. Христиане эпохи гонений избегали громко звучащих инструментов при своих богослужениях, и даже после торжества христианства в правление императора Константина Великого в храмах христиан созывали на службу ударами деревянного молотка в доску (било).

Государственная академия художественных наук

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК (ГАХН) - пореволюционное объединение ученых-гуманитариев и естествоиспытателей, художников, музыкантов, музыковедов и искусствоведов, театральных деятелей (1921-1930). Инициатива создания ГАХН принадлежала группе видных художников, ученых, в том числе философов и психологов, - Кандинскому, П. С. Когану, А. Г. Габричевскому, А. А. Сидорову, Шпещу и др. В работе ГАХН принимали участие Эйзенштейн, Б. Л, Пастернак, Челпанов, Лосев, И. В. Жолтовский, Г. Г. Нейгауз, К. Ф. Юон, Кандинский, Малевич, К. С. Станиславский, Зубов, В, И.

Порнография (ССИС, 2001)

ПОРНОГРАФИЯ, -и, ж. (кон. XIX в.). Грубо натуралистичное изображение половой жизни (в литературе, изобразительном. искусстве, театре, кино). Любитель порнографии. Заниматься порнографией. Увлекаться порнографией. Это порнография в чистом виде. Препятствовать распространению порнографии.

Порнографический, -ая, -ое. Порнографический фильм.

Порнуха, -и, ж. Прост. 

— Франц. pornographie — порнография, нем. Pornographic — тж < греч. pornos — развратник, pome — продажная женщина, блудница и grapho — писать.

Страницы

Subscribe to RSS - Искусство
Яндекс.Метрика