Искусство

Ирландские саги

Ирландские саги — основной жанр светской прозаической литературы на ирландском языке в эпоху Средневековья. Принятое в русской историографии название «саги» заимствовано из скандинавской традиции (см. также Исландские саги), ирландцы называли эти произведения seel — «рассказ», «повесть», «известие». Вопросы, связанные с происхождением, авторством и аудиторией Ирландских саг, в XX веке стали предметом полемики, многие из них до сих пор не получили ответа. С точки зрения ученых-«нативистов» (П. Мак-Кана, Дж. Мёрфи), тексты Ирландских саг, отражавшие реалии дохристианской и дописьменной эпохи, устно передавались поколениями филидов — поэтов и знатоков старины. «Антинативисты» (Дж. Карни, К. Мак-Кон) утверждали, что тексты создавались христианскими клириками под влиянием античной литературы...

Киртан

КИРТАН (КИРТАНА) (восхваление) — форма религиозного песнопения. Предположительно восходит к буддийским песням и, возможно, к «Гитаговинде». Интенсивно развивается в движении бхакти, особенно в Ассаме, Бенгалии, Ориссе. Начиная с Чайтаньи, киртан используется наряду с танцами в качестве основной формы ритуального почитания Кришны (санкиртан). Возникает множество стилей и вариантов киртаны, в том числе большие композиции, состоящие из сольных номеров, хоровых рефренов и иногда — драматических вставок. В нама-киртане на разные лады воспеваются имена Кришны, в лила-киртане — эпизоды кришнаитского мифа...

Модернизм (НФЭ, 2010)

МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne – новейший, современный) – общее наименование в первую очередь художественных течений и практик, формировавшихся с конца 19 века; порвав с принципом гуманистически окрашенного реализма, они тем самым бросили вызов преобладавшим эстетическим нормам эпохи, равно как и самой ее морали. Возникающий в это время новый реализм (Э. МанеШ. Бодлер, Э. Золя и др.) даже при известной преемственности формы наполнен необычным содержанием, эпатировавшим общественный вкус: предметом изображения – как живописного, так и литературно-поэтического – становится «низкое», то, что прежней эстетикой относилось скорее к сфере безобразного (знаменитая «Олимпия» Мане, изображавшая публичную женщину, или стихотворение Бодлера «Падаль»)...

Владимиро-Суздальская школа

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА 12 - начала 13 веков, одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на Северо-Востоке Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет Владимиро-Суздальской школы был обусловлен усилением к середине 12 века Владимиро-Суздальского княжества, а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для Владимиро-Суздальской школы...

Комедия

Комедия — греческое понятие (от греч. komos komazem — совершать шествие). Возникла из различных форм народных увлечений и входила в состав Дионисовых празднеств. Принято различать древнюю комедию, среднюю и новую. Древняя комедия затрагивала насущные государственные проблемы и подвергала критике видных граждан. Представители древней комедии: Эвполид, Кратит и Аристофан. Средняя комедия отражает упадок демократии в Афинах. Наиболее видные представители средней комедии — Антифан и Алексид. Новая комедия (приблизительно с 320 г. до н. э.) черпала темы повседневной жизни города...

Балалайка

БАЛАЛАЙКА — популярнейший в народе, прежде всего в крестьянстве, струнный щипковый музыкальный инструмент, появившийся в XVIII веке и постепенно сменивший домру. Сначала балалайка имела две, затем три струны. Изготовлялась кустарным способом, в том числе и самими балалаечниками из любого материала вплоть до высушенной тыквы-горлянки. Балалайка была непременной участницей деревенских «вечерок», спутницей щеголеватых деревенских парней, дворников, мастеровых. Балалаечники иногда соединялись в хоры, разъезжали по ярмаркам и плясали под игру балалайки и пение.

Формализм

ФОРМАЛИЗМ (франц. formalisme, от лат. formalis — относящийся к форме), предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма). В области человеческих отношений формализм проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу (см. Бюрократия)...

Кельтское искусство

КЕЛЬТСКОЕ ИСКУССТВО (англ. Celtic art), известно также под названием латенского. Один из наиболее впечатляющих стилей искусства древности, развился у кельтов около 500 года до н. Э. Впервые Кельтское искусство появляется в области Среднего Рейна, распространяясь до Верхнего Дуная и Марны (Вальдальгесхейм). Затем его сфера становится более обширной, но никогда не охватывает всей территории, населенной кельтами. Многие шедевры Кельтского искусства изготовлены на Британских островах в 1 веке до н. Э. — 1 веке н. Э., после того как кельты утратили контроль над своими континентальными владениями. В Ирландии, вне пределов досягаемости римских войск, Кельтское искусство сохранилось и после ухода римлян, в 7 веке оно вдохновило художественное возрождение в Нортумбрии...

Искусство палеолита

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА, наделенная глубоким историческим своеобразием древнейшая изобразительная деятельность неоантропа. Первые реликвии ее малых форм открыты Э. Лартэ при раскопках французских пещер в начале 60-х годов 19 века, вскоре после признания идей Буше де Перта о палеолитической древности человечества. Позже коллекция была пополнена изысканиями Э. Пьетта. Однако существование художественного творчества в ледниковую эпоху, подтвержденное пещерной стратиграфией, противоречило постулатам о бездуховности первобытной «доистории»; после ряда драматических событий (трагедия Альтамиры) признание искусство палеолита состоялось лишь в 1901–1902 годы...

Икона

ИКОНА (от греч. εἰκών – образ, изображение) – один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно-эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (4–6 вв.) и приобрела свои классические формы в Византии 9–11 вв. после окончательной победы иконопочитания, а затем – в Древней Руси в 14–15 вв.

Страницы