Искусство

Проторенессанс

ПРОТОРЕНЕССАНС – наименование явления европейской культуры, предшествовавшего эпохе Возрождения, то есть уже имевшей черты ренессанса, но развивавшейся в рамках старых традиционных культурных традиций. Впервые проявился в итальянской культуре XIII-XIV веков. На фоне еще сильных византийских и готических традиций постепенно стали появляться черты нового искусства - которое впоследствии станет именоваться искусством Возрождения. Поэтому этот период его истории и назвали Проторенессансом (от греч. «протос» - «первый», т.е. подготовивший наступление Ренессанса). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой же Италии проторенессансное искусство возникло и развивалось только в Тоскане и Риме...

Рыцарская литература [в средневековой Франции]

ОТ ШАНСОН ДЕ ЖЕСТ ДО РОМАНОВ ЦИКЛА КОРОЛЯ АРТУРА. Шансон де жест обычно исполнялись перед гостями, приглашенными отметить в торжественной обстановке победы королей и подвиги героев, прославившихся в битвах с врагами и сарацинами. Песни в честь королей были известны еще начиная со времен Карла Великого, который велел их записать, чтобы они не канули в безвестность. Первые сохранившиеся свидетельства этого вида литературного творчества датируются приблизительно 1030 годом, а дошедшие до нас образцы шансон де жест являются воплощением образа идеального рыцаря феодального общества, заключавшегося в преданности и верном служении своему сеньору и защите интересов церкви. Первый полностью сохранившийся текст шансон де жест — «Песнь о Роланде» ...

Озерная школа

Реакция на французскую революцию нашла отражение в творчестве романтиков Уильяма Вордсворта (1770—1850), Семюэля Тейлора Кольриджа (1772—1834) и Роберта Соути (1774—1843), образовавших так называемую Озерную школу. В молодости все они пережили в той или иной форме увлечение Французской революцией, но, испуганные ее радикализмом и разочарованные ее результатами, перешли в консервативный лагерь. Особенно далеко в этом отношении зашел Соути, ставший придворным поэтом и певцом Священного союза.

Трубадуры

ТРУБАДУРЫ (франц. troubadour, от провансальского trobador, от trobar - находить, слагать стихи) - южно-французские поэты конца 11 - 13 веков. Известно около 500 трубадуров, как правило, светских феодалов (большей частью мелких рыцарей, живших при дворах могущественных сеньоров), реже - горожан (например, Фуше Марсельский (1-я половина 13 века) - сын купца, Пейре Видаль (около 1175 - около 1210) - сын тулузского меховщика, Фигейра (13 век) - из семьи портного, Арнаут Марейль - нотариус). Главные темы поэзии трубадуров - любовь (характерен культ «прекрасной дамы») и воинские подвиги.

Гармония сфер (Ильичёв, 1983)

ГАРМОНИЯ СФЕР, музыка сфер, античное учение о музыкальном звучании планет (в том числе Солнца и Луны и планетных «сфер») в рамках геоцентрических представлений Евдокса, Птолемея и других (астрономия до Евдокса не знала сфер, Платон говорит о «кругах», Аристотель просто о звучании «светил») и — шире — о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической традиции. В латинских, в том числе средневековых, текстах употребляется также термин harmonia (musica) caeli (mundi) —«гармония (музыка) неба (или мира)».

Deus ex machina

БОГ ИЗ МАШИНЫ (лат. Deus ex machina) - в древнегреческих сценических представлениях фигура, изображающая одного из персонажей языческого пантеона и необходимая для развязки сложной драматической ситуации. В более общем смысле означает привлечение ссылок на Бога для разрешения философских проблем, с которыми разум не справляется.

Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.

Возникновение профессионального театра

Иначе складывались судьбы театра. Вместе с отмиранием средневековых театральных представлений, изживших себя, отпали общенародные зрелища, и, поскольку гуманистический театр существовал только для небольшой группы придворных, народная потребность в театре должна была удовлетворяться другими путями. В Италии были широко распространены карнавалы о масками, где каждый веселился как умел, но там же выступали и профессиональные «забавники».

Псковская школа

ПСКОВСКАЯ ШКОЛА, одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы (собор Ивановского монастыря, до 1243 года), в то же время отличаясь по конструктивному решению типа крестово-купольного храма (собор Мирожского монастыря; …). Основной тип приходского храма сложился к конце 14 века (известен по памятникам 15 века) - кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с пониженными угловыми частями храм имел одну главу и многоскатное покрытие (церковь села Кобылье Городище, 1462 год), иногда на повышенных подпружных арках (церковь Успения в Мелётове, 1463 год). В 15 веке был разработан также тип небольшого бесстолпного храма с барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки [церковь Николы Каменноградского, 16 век(?)]...

Барокко: новые художественные вкусы

В 1734 году, придя к власти, Карл Бурбон затеял крупные проекты для прославления своего царствования и для благоустройства города. Прежде всего мы рассмотрим постройки, имевшие в виду первую цель. Карл решил построить на господствующей над городом высоте дворец Каподимонте. 

В 1735 году он поручил архитектору Джованни Антонио Медрано заняться приобретением земли, где будет возведен дворец. Первый камень был заложен в 1738 году, но работа шла медленно, потому что почва оказалась очень рыхлой. Чтобы возвести массивное прямоугольное здание с тремя внутренними дворами, требовалось заложить прочный фундамент. Большую лестницу, которая  по первоначальному проекту должна была располагаться в центральном дворе, сделали на первом этаже. В 50-е годы, с началом строительства другого королевского дворца (в Казерте), стройка на Каподимонте еще больше замедлилось...

Искусство позднего Возрождения

Искусство позднего Возрождения, т. е. в период с 30-х годов до конца XVI столетия, представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Воинствующая католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и потому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые связали своё творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своём творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома. Эти художники получили название «маньеристов», потому что они стремились не изучать природу и её законы, а внешне усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и главным образом Микельанджело...

Страницы

Subscribe to RSS - Искусство
Яндекс.Метрика