Социология

СОЦИОЛОГИЯ - наука о взаимодействии и взаимосвязи общественных феноменов и процессов. Термин был введен в научный оборот французским философом XIX в. О. Контом. Но социологические проблемы в истории философии ставились и освещались еще в античную эпоху. С. изучает общество как целостное образование, имеющее свои законы развития и функционирования. В центре ее внимания находятся проблемы взаимоотношений общества и личности, социальной структуры и социальной стратификации, социальных институтов и социальных организаций, социального действия и социального поведения и др. Социологические теории можно разбить на общие, специальные, отраслевые и т.д. Общие теории изучают процессы и явления, касающиеся всего общества как структурированного целого (например, теория социальных изменений), специальные теории рассматривают те или иные общественные явления (скажем, С. семьи), а отраслевые — те или иные сферы общественной жизни (С. политики, С. культуры и др.)...

Рабочее время

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, 1) норма продолжительности труда, установленная законом (например, 41-часовая неделя, 7-часовой рабочий день). 2) Время, в течение которого работник должен выполнять работу в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками работы конкретного предприятия, учреждения, а также (в виде исключения) в соответствии со специальными указаниями администрации о выходе на работу вне установленного распорядка или графика (например, сверхурочная работа). 3) Фактически проработанное время, т. е.

Социометрия

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas — общество и греч. μετρέω — измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками.

Термин «cоциометрия» появился в 19 веке в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. В 20 веке возникла макросоциология, сторонники коорой (Гурвич и др.) пытались объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Морено придал новое значение термину «социометрия», ограничив его сферой взаимоотношений индивидов и включив в социометрию наряду с оригинальными методами ряд постулатов психоанализа и теории ролей, а также реакционно-утопические рассуждения о возможности разрешения всех социальных конфликтов капиталистического общества с помощью изучения и «улучшения» межличностных отношений...

Социология в послевоенный период

СОЦИОЛОГИЯ. В послевоенный период в буржуазной социологии существовало несколько различных теоретико-методологических ориентации. Самой влиятельной из них был структурный функционализм (Парсонс, Мертон), который выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого. Интеракционизм (Дж. Хоманс, Э. Гофман) ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе которых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры и учреждения.

Фактор (Осипов, 2014)

ФАКТОР (лат. factor — виновник, создатель) — движущая сила, лежащая в основе или определяющая ход какого-либо процесса, явления, его характерные черты или особенности развития. В социологии: 1) предполагаемая, теоретически определяемая причина конкретного эмпирически изучаемого события. Широко используется в теориях среднего уровня при описании, интерпретации, объяснении конкретных социальных структур, процессов, институтов, групп; 2) понятие, используемое в так называемых теориях фактора — ряде социологических концепций, объясняющих особенности общественного развития с помощью сведения различных элементов социального процесса к действию одного или многих факторов...

Бюджет Геллера

БЮДЖЕТ ГЕЛЛЕРА - один из наиболее известных бюджетов потребления, используемых в США для оценки стоимости жизни. Представляет бюджет среднестатистической семьи из 4 человек (муж, жена, сын 13 лет, дочь 8 лет), потребляющих типовой набор товаров и услуг, количество и качество которых стандартно, а стоимость исчисляется в рыночных ценах текущего года.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 58.

Подростки (Райзберг, 2012)

ПОДРОСТКИ — дети в переходном возрасте от детства к юношеству (обычно от 12 до 16 лет), обладающие специфическими особенностями, обусловленными физическим, психическим, психологическим, социальным становлением личности, происходящим в этот период; возрастной слой в составе молодежи, отличающийся особыми интересами и ценностями, эмоциональным и поведенческим состоянием, связанными с процессом взросления, степенью половой зрелости.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 374.

Единство общества

ЕДИНСТВО ОБЩЕСТВА. Особое качественное состояние общественной жизни, при котором, несмотря на наличие в обществе различных социальных групп и политических сил со своими специфическими интересами и целями, удается достичь высокого уровня их доверия, согласия, взаимодействия и сотрудничества, существенного сближения принципиальных позиций и согласования общих усилий на базе решения конкретных проблем. Единство общества – мощный фактор ускорения прогресса общества, укрепления целостности и силы государства.

Урбанизация

УРБАНИЗАЦИЯ. Социальный процесс роста городов, городского населения, повышения их роли в развитии общества и распространения черт, особенностей, образа жизни, характерных для крупных городов, на остальное население. Урбанизация порождает большое число проблем экологического, социально-психологического и иного характера, отдаляет человека от природы, особенно в крупных городах.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Профессиональные интересы

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ (от лат. profiteer — объявляю своим делом и interest — важно). Элементы мотивационно-потребностной сферы, которые обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы — по механизмам эмоционального удовлетворения — связаны не столько с продуктом или результатом деятельности, сколько с процессом.

Желательность социальная

ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — фактор, искажающий самоотчеты, в частности ответы на пункты личностных опросников путем увеличения частоты тех самоотчетов, которые кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете. Влияние желательности социальной необходимо учитывать при разработке любых опросников, тестов и шкал, использующих самоотчеты. Существует ряд способов, уменьшающих их влияние, например составление каждого пункта опросника из двух альтернатив, равных по желательности.

Страницы

Subscribe to RSS - Социология
Яндекс.Метрика