Философия

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo —люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Рождение Ф. как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древней Греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой которого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных н духовно-нравственных проблем. Термин «Ф.» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же Ф. как особой науки впервые предпринял Платон...

Далее см. полное определение понятия "философия".

Сарводайя

САРВОДАЙЯ (санскр. Sarvodaya – подъем, возрождение всех). Понятие сарводайи впервые встречается в сочинениях джайна Ачарьи Самантабхадры (около 1 века н.э.). Новую жизнь понятие получает у М.К. Ганди, ставившего целью создание в независимой Индии общества, свободного от угнетения и основанного на воплощении в жизнь религиозных принципов истины, ненасилия, веротерпимости и пр. В 1950-е годы последователь Ганди Виноба Бхаве (1885–1982) разработал программу построения сарводайи, также опираясь на религиозно-нравственные принципы.

Индийская философия: проблемы интерпретации

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов индийской культуры, в историческом движении традиционалистского полиформизма. Предложенный способ дефинирования индийской философии является, несмотря на его кажущуюся формальность, концептуальным, т. к. содержит целый ряд презумпций, которые маркируют определенный методологический подход и культуроведческую и хронологическую параметризацию соответствующего материала, не совпадающие с целым рядом других.

Ничто (НФЭ, 2010)

НИЧТО – отсутствие, небытие конкретного сущего или вообще бытия – один из базовых концептов в ряде систем онтологии. В истории философии, начиная с античности, можно проследить два альтернативных подхода к ничто. В учениях одной группы (философия Платона и неоплатонизм, христианская пантеистическая мистика, системы Шеллинга, Гегеля и др.) ничто причисляется к тем ключевым категориям онтологии (как Бог, бытие, абсолют и т.п.), которые «с самого начала выступают как бесконечные» (Гегель).

Понимание

ПОНИМАНИЕ (нем. Verstehen, англ. comprehension, understanding, фр. comprehension) - уразумение смысла или значения чего-либо. В феноменологии, а также в аналитической философии смысл, или значение, есть объективная величина, процесс познания которой следует строго отличать от психических процессов. Сводить идеально-логическое содержание смысла к субъективно-психическому «переживанию» или «вчувствованию» означало бы совершать ошибку психологизма - таков упрек, который бросает Э. Гуссерль В. Дильтею, а представители аналитической философии - сторонникам герменевтики. 

Цель

ЦЕЛЬ, один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

Природа. Античность

ПРИРОДА. АНТИЧНОСТЬ. Греческое существительное φύσις происходит от глагола φύω, означающего «выращивать», «рождать», «производить на свет», а в медиальном залоге (φύομαι) – «вырастать», «рождаться», «возникать». В последнем значении глагол φύομαι близок к γίγνομαι, который в свою очередь связан корнем с лат. (g)natus – natura. Корень φυ восходит к индоевропейскому bheu (со значениями «пробиваться», «прорастать», «распускаться»), послужившему в европейских языках основой для глагола «быть» (fu – лат., je fus – франц., to be – англ., ich bin – нем., быти – старослав.).

Идеализм (НФЭ, 2010)

ИДЕАЛИЗМ (от греч. ιδέα — идея) — категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, Абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г. В. Лейбниц (Соч. в4 т., т. I. М., 1982, с. 332).

Наблюдение

НАБЛЮДЕНИЕ – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций наблюдение выделяется в относительно самостоятельный аспект деятельности (научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. д.).

Деизм (СИЭ, 1964)

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - религиозно-философское течение, сочетающее материалистические тенденции с уступками религии и идеализму; возникло в 17-18 веках в Англии и других странах Западной Европы. Предшественником английских деистов был Жан Боден. Родоначальником деизма считают Херберта Чербери (Herbert E. of Cherbury, "De veritate", 1624). Крупные представители деизма - Локк, Шефтсбери, Болингброк, Коллинз, Толанд, Пристли (Англия конец 17 - начало 18 веков), Вольтер, Руссо (Франция 18 века), Дитель, Эдельман, Реймарус (Германия 18 века).

Повседневность (СЗФ.ЭС, 2009)

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ - понятие, применяемое в современных социальных науках (истории, социологии, философии, социальной и культурной антропологии) для обозначения целостной социокультурной реальности, рассматриваемой в качестве «естественной» предпосылки всякого человеческого знания и действия. Исторически философские науки или не уделяли повседневности должного внимания, или считали ее «низшей реальностью», сферой «неподлинного существования» («das Man» у М. Хайдеггера), производной от более «фундаментальных», глубинных оснований, определяющих человеческое бытие...

Страницы