Философия

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo —люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Рождение Ф. как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древней Греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой которого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных н духовно-нравственных проблем. Термин «Ф.» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же Ф. как особой науки впервые предпринял Платон...

Далее см. полное определение понятия "философия".

Сократические школы

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ,   «СОКРАТИКИ»   (οἱ Σωκρατικοί) – философские школы, основанные вскоре после смерти Сократа его ближайшими учениками: Мегарская школа (Евклид), Элидская (Федон из Элиды, см. Элидо-эретрийская школа), Киренская школа (Аристипп), школа киников (Антисфен, Диоген Синопский); Платон основал Академию, история которой самостоятельна, хотя и связана с контекстом сократических школ.

Для всех школ авторитетной фигурой был Сократ, память о котором его последователи стремились зафиксировать в «сократических сочинениях» (Σωκρατικοὶ λόγοι). Главным персонажем этих сочинений неизменно был Сократ, а главной задачей – описание его характера (этоса)...

Произведение философское

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЕ. Формы философских произведений видоизменялись от эпохи к эпохе, в процессе изменения направлений философствования и его задач, и ни одна из них до настоящего времени не утратила своего значения в организации философского опыта. Сначала это была диалогическая форма платоновской философии, затем трактат (средневековый и «научный»), сумма, magnus opus, «корпус текстов» или собрание сочинений, энциклопедия, словарь и т.д. Форма трактата используется в философии Л. Витгенштейна («Логико-философский трактат»), Э. Гуссерля и М. Хайдеггера («Бытие и время»).

Определение (НФЭ, 2010)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, дефиниция (от лат. «definitio» – «предел», «граница») – логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка. Так как значения терминов зависят от их смыслов, то всякий раз, придавая через определение какой-либо смысл (содержание) языковому выражению, одновременно с этим указывают и его значение (экстенсионал), то есть в некотором универсуме очерчивается (определяется) граница того класса предметов, которые подпадут под него. Иначе говоря, каждое определение задает не только смысл термина, но и его значение.

Брахман (НФЭ, 2010)

БРАХМАН (санскр. brahman, первоначально — молитва) — одно из системообразующих понятий индийской мысли, означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов, структурировавшее мифологические (Брахман персонифицируемый в виде божества Брахмы), ритуалистические и мистические парадигмы всей «ортодоксальной» религиозной традиции Индии, начиная с Брахман, Араньяк и Упанишад (см. Веды). Брахман, отождествляемый (согласно этим текстам) с Атманом как духовным ядром индивида, «обеспечивает» панентеистическую картину мира в индуизме, а в философских школах веданты претворяется в Абсолют как универсальное мировое сознание, онтологически трансцендентное и одновременно имманентное миру...

Платон и Аристотель: классика античной мысли

ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ: КЛАССИКА АНТИЧНОЙ МЫСЛИ (4 в. до н.э.). Самый выдающийся из многочисленных слушателей Сократа – Платон стал родоначальником тысячелетней традиции платонизма, самого влиятельного философского учения античности. В 387 им была основана философская школа (Академия), история существования которой завершится вместе с историей самой античной философии. Среди учеников, а впоследствии сотрудников Академии – Евдокс Книдский, Гераклид Понтийский, Ксенократ, Филипп Опунтский, Спевсипп, Аристотель. После смерти Платона (347) Академию возглавил Спевсипп, после Спевсиппа – Ксенократ.

Кантианство (Ильичёв, 1983)

КАНТИАНСТВО, критицизм, 1) учение Канта. 2) Совокупность учений, примыкающих к учению Канта. Появление «критической» системы Канта вызвало ожесточённую полемику, в ходе которой сложилась группа его сторонников, популяризировавших и защищавших взгляды Канта от обвинений в иррелигиозности и политическом радикализме (И. Шульце, X. Шмидт, Г. Меллин, С. Мутшелле и другие в Германии, III. Вилле во Франции, М. Кинкер в Голландии). Кантианство проникает в историю философии (К. Хайденрайх, И. Громан, В. Г. Тенноман) и другие дисциплины: право (Г. Гуфеланд, Λ. Фейербах), историю (К.

Интуитивизм (Маслин, 2014)

ИНТУИТИВИЗМ - направление в русской философии, возникшее в самом начале XX века. Крупнейшие представители - Н. О. Лосский и Франк. Интуитивизм - гносеологическое учение, базирующееся на принципе непосредственного знания. В своих основных истоках русский интуитивизм восходит к древним традициям религиозно-философской мистики, проповедовавшей возможность слияния человеческого духа с Богом еще в этой земной жизни.

Сознание (НФЭ, 2010)

СОЗНАНИЕ – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т. д.). Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано с значительными трудностями. В конце 19 века биолог Т. Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19–20 веках (В. Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания...

Софисты и Сократ: эллинское просвещение

СОФИСТЫ И СОКРАТ: ЭЛЛИНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ (2-я пол. 5 в. до н.э.). С этого времени основным философским центром Греции становятся Афины. Для данного периода характерен перенос внимания с натурфилософских проблем познания мира на этико-социальные проблемы воспитания человека. Софисты не составляли единой «школы», но вместе их позволяет объединить общее для них стремление к публичным диспутам, профессиональной педагогике, особое внимание к риторике как форме выражения любых идей.

Созерцание

СОЗЕРЦАНИЕ – чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его понимания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках – лат. Intuitio, нем. Anschauung). Первое понимание восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе понимание связано с именем Канта, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке...

Страницы

Subscribe to RSS - Философия
Яндекс.Метрика