Психология

Расщепление

РАСЩЕПЛЕНИЕ (Splitting). Чтобы лучше понять этот термин, его следует рассматривать в контексте основных положений Кляйн, утверждавшей, что действие инстинктов в дифференцированной форме проявляется с момента рождения ребенка, что фантазия, репрезентирующая психическую активность, также в дифференцированной форме действует с момента рождения и отображает превращения инстинктов, что инстинкты подразумевают существование объектов, что между ребенком и его объектами существует комплекс взаимодействий, и, наконец, что термин “внутренний объект” предполагает процессы интроекции и проекции между частями детских фантазий и объектов...

Фобии

ФОБИИ (от греч. phobos — страх). Один из видов невротических нарушений, представленный навязчиво возникающими состояниями страха перед каким-либо явлением или ситуацией, которые сопровождаются непреодолимым стремлением их избежать. Считается, что основой для формирования фобий (прежде всего таких, как боязнь змей или высоты) выступает значение тех или иных предметов, зафиксированное в процессе биологического приспособления человека к окружающей среде и передающееся либо генетически, либо методом социального научения.

Память оперативная

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени, нужного для выполнения некоего действия или операции. От памяти краткосрочной отличается тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, соответственно решаемой задаче дополняются данными, хранимыми в памяти долговременной.

Юность (Шапарь, 2009)

ЮНОСТЬ — период развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (см. Зрелость). Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяют раннюю юность — старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание.

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность...

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя) — связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при стремлении его сохранить объективность весьма велика вероятность того, что экспериментатор невольно и незаметно передаст свои ожидания испытуемым, и это может повлиять на их поведение.

Американский психолог Розенталь назвал так явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности некой гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

Темперамент

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая своей физиологической основой тип высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности; темперамент проявляется в силе чувств, их глубине или поверхностности, в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене.

Темперамент всегда связывался с органическими основами или физиологическими особенностями организма. Эта физиологическая ветвь учения о темпераменте восходит к временам античности (см. Темперамент: учение физиологическое). Гиппократ, исходя из представлений тех времен, описал четыре типа темперамента...

Сангвиник (Шапарь, 2009)

САНГВИНИК (лат. sanguis (sanguinis) — кровь, жизненная сила) — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, который характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Он стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживаются неудачи.

Меланхолик (Кондаков, 2007)

МЕЛАНХОЛИК (от греч. melas — черный и chole —- желчь). Тип темперамента, развернутое описание которого дано Галеном на основе учения Гиппократа, в соответствии с которым человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредоточиваться на чем-то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. По И. П.

Холерик (Головин, 1998)

ХОЛЕРИК — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, резкого, стремительного, с силой и быстрым темпом движений, с высоким уровнем активности психической, энергичностью действий, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

Холерик (Кондаков, 2007)

ХОЛЕРИК (от греч. chole — желчь). Тип темперамента, развернутое описание которого дано Галеном на основе учения Гиппократа, в соответствии с которым человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, эффективность. По И. П. Павлову, он имеет сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности.

Страницы

Subscribe to RSS - Психология
Яндекс.Метрика