Психология

Лата

ЛАТА (происходит из малайских диалектов и означает «боящийся щекотки»). Этно-специфический синдром, характеризующийся нарушением в экстремальной ситуации поведения, которое разворачивается по типу повторения действий, фраз и жестов других людей (эхолалия, эхопраксия), автоматического выполнения приказов, стереотипного повторения отдельных предложений. Все это происходит на фоне резкого возрастания возбуждения, обусловливающего возникновение галлюцинаций. Первоначально такое поведение было описано у малайцев (прежде всего у женщин), в дальнейшем аналогичные данные были получены и в других культурах, в частности у жителей Сибири такое нарушение было изучено А. А. Токарским под именем «мерячение»...

Память: модель трехкомпонентная

ПАМЯТЬ: МОДЕЛЬ ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ — концепция, В коей структура памяти представлена тремя компонентами — совместно работающими блоками:

1) блоком сенсорных регистров — где информация хранится не более секунды почти в полном объеме, в форме модально закодированных физических признаков воспринятого стимульного комплекса;

2) блоком кратковременного хранилища — где объем хранимой в вербально-акустическом коде информации невелик, а длительность хранения — около 30 секунд — обусловлена проговариванием, перекодированием и выбором способа запоминания;

Дифференциальная психология

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая индивидуальные и типологические различия между людьми. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии на рубеже 19—20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Пионером разработки дифференциальной психологии был Ф. Гальтон, который изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий. В. Штерн (Германия) ввёл самый термин «дифференциальная психология» (1900). Первыми крупными представителями дифференциальной психологии были А. Бине (Франция), А. Ф.

Клиент-центрированная терапия

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ (от англ. client-centered therapy). Форма психотерапии, разработанная К. Роджерсом, которая характеризуется тем, что за счет ответного поведения терапевта достигается обусловливание речевого поведения клиента. Терапевт ориентирован на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, это приводит к тому, что клиент-все больше и свободнее выражает свои чувства, Клиент-центрированная терапия, так же как и психоанализ, стремится к достижению целостности клиента.

Распредмечение

РАСПРЕДМЕЧЕНИЕ (распредмечивание) — философское понятие, означающее процесс, в коем свойства, сущность и «логика» предмета становятся достоянием субъекта, — процесс приобретения знаний, умений и навыков, кои ранее были заложены, опредмечены в предметах материала ной и духовной культуры. Благодаря этому способности развиваются и наполняются новым содержанием: распредмечение выступает как основной источник их формирования и развития.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 673.

Немецкая характерология

НЕМЕЦКАЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЯ (от греч. charakter — примета, черта, признак и logos — наука, учение). Ряд психологических направлений Германии, восходящих к классической немецкой философии. Отличается от других психологических направлений постановкой в центр всех исследований двух главных задач: построения типологии характеров и развития методов определения типа характера по выразительным действиям индивида (телосложение, экспрессия, почерк и т. д.).

Игра: развитие

ИГРА: РАЗВИТИЕ / ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ – (развитие игры в дошкольном возрасте) процесс, в коем игра ребенка обретает форму научения социального. Бели в возрасте дошкольном младшем в игре воспроизводятся прежде всего действия предметные людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в возрасте дошкольном среднем в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется игра ролевая, достигающая расцвета в 4-5 лет. В возрасте дошкольном старшем в игру входит контроль выполнения правил, обусловленных взятой на себя ролью.

Раппорт

РАППОРТ — 1. Понятие, характеризующее позитивное отношение и связь между людьми, устанавливаемые в близких межличностных отношениях, а также в процессе положительного взаимодействия исследователя и испытуемого — врача и клиента.

1. В широком смысле термин употребляется в литературе для обозначения позитивных отношений и связей меж людьми:

1) близких отношений межличностных, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств;

Валидность теста

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА (от англ. valid - имеющий силу и test — испытание) Психометрическая характеристика теста, выражающаяся в действительной способности теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Валидность теста определяет, что должен измерять тест но предположению разработчиков и в какой степени хорошо он это делает. Чаще всего для определения валидности психологического теста требуется внешний критерий, использующийся независимо от самого теста, для оценки того психологического качества, которое должно измеряться.

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда

КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ СЕНСОРНОГО РЯДА (от греч. theoria — исследование и лат. sensus — чувство, ощущение). Одна из двух основных теорий классической психофизики, разработанная Дж. Ястровым и Ф. Урбаном, которая характеризуется отвержением понятия сенсорного порога. Основным постулатом данной теории выступает предположение, что сенсорный ряд не является дискретным, структурируемым сенсорными порогами, а строится по принципу непрерывности, представляя собой непрерывный ряд различных степеней ясности.

Страницы

Subscribe to RSS - Психология
Яндекс.Метрика