Психология

Фехнера Закон

ЗАКОН ФЕХНЕРА — 1. Сформулированный в 1860 г. Г. Т. Фехнером закон, согласно коему величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя — то есть возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера, где было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия.

Знак

ЗНАК — предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Выделяются несколько видов знаков. Согласно швейцарскому лингвисту Ф. де Соссюру, знак есть имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между коими фиксируется обществом и не зависит от «вещества» и формы знака и предмета. Наука о знаках — семиотика — возникла во второй половине Х1Х-начале XX в. Она связана с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и пр.

Валеология

ВАЛЕОЛОГИЯ (от лат. valeo —здравствовать). Междисциплинарная научно-практическая область, возникла на стыке физиологии, биохимии, генетики, психологии, биологии, экологии, медицины, педагогики и других наук, изучающая здоровье человека. Основная ее цель — в отличие от медицины, которая направлена на недопущение и/или освобождение организма человека от болезнетворных агентов путем лечения, — создание такого состояния организма, при котором болезнетворные факторы не могут вызвать болезнь.

Лейпцигская школа (Кондаков, 2007)

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА - психологическое направление, возникшее в Германии в конце 1910-х годов и просуществовавшее до середины 1930-х годов. К этому направлению принадлежали: Ф. Крюгер, X. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятие «гештальт», по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии, но имеющее большую смысловую наполненность, и понятие «комплекс-качество», родственное понятию «гештальт-качество» в гештальтпсихологии. Комплекс-качество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью...

Самовнушение

САМОВНУШЕНИЕ (автосуггестия) — процесс и результат внушения, направленного на самого себя, адресованный самому себе, когда субъект и объект внушающего воздействия совпадают. Ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями.

Самовнушение произвольное достигается посредством вербальных самоинструкций или мысленного воспроизведения определенных ситуаций, однозначно связанных с требуемым изменением психического или физического состояния (см. тренировка автогенная). Его эффективности способствуют психическая релаксация, богатое воображение...

Работоспособность

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - способность индивида к осуществлению деятельности, например профессиональной или учебной, при известной ее продолжительности и трудности. При выполнении той или иной деятельности закономерно возникает утомление, с которым индивиду необходимо бороться, преодолевая сопровождающие его негативные эмоциональные состояния (физическая усталость, монотония, пресыщение и т. п.).

Действие ошибочное

ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ — общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении коих обнаруживаются ошибки различного характера. Сюда относятся оговорки, описки, очитки, ослышки, забывание, затеривание, запрятывание, ошибки памяти и ошибки-заблуждения — выражение борьбы двух несовместимых бессознательных стремлений (намерений и сопротивлений), в результате коей нарушается задуманное действие и возникает ошибочный поступок. Появление действий ошибочных объясняется:

1) столкновением взаимно противоречащих намерений индивида;

Текст (Головин, 1998)

ТЕКСТ — законченное, целостное содержательно и структурно речевое произведение; продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего); в свою очередь, является основным объектом ее восприятия и понимания. Нередко под текстом понимается только текст письменный — продукт речи письменной; но и структурные — в частности, языковые (лингвистические) — закономерности построения текста, и закономерности его социального функционирования принципиально общи для речи устной и письменной.

Персонализация (Шапарь, 2009)

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации — в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер другого человека, обусловленных деятельностью индивида. Понятие в этом значении введено В. А. Петровским. Поскольку единство понятий «индивид» и «личность» не означает их тождественности, возникают различные парадоксы персонализации: 1) теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия), с другой стороны, возможно существование «личности» (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некоторые мифические или литературные персонажи), причем преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего лица...

Интеллигентность

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - сложное свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, ощущение ценности и необходимости культуры. Это скорее совокупность личностных и интеллектуальных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, которые считаются носителями культуры. Интеллигентность - свойство прежде всего высоконравственное.

Страницы

Subscribe to RSS - Психология
Яндекс.Метрика