Мусульманство

Калам — рационалистическая теология

Сложности, связанные с учением Мухаммада, возникли сразу же после его смерти в 632 г. В борьбе претендентов на власть использовалось то обстоятельство, что Коран  передавался людям в виде устных проповедей, которые запоминались и записывались слушателями, и каждый из них мог внести естественные при этом искажения подлинных слов Пророка. Пользуясь данным обстоятельством, а также ссылаясь на свою близость к Мухаммаду и на имевшее якобы место то или иное его изречение, каждый из претендентов преследовал свою выгоду, провозглашал истинной именно свою версию Корана. Чтобы прекратить распри, необходимо было унифицировать текст Корана и канонизировать его. Первый текст Книги был составлен и узаконен при третьем «праведном халифе» Османе...

Философия джувваниййи

Проблема религии в жизни современного человека, современного мусульманина, сущности этой религии составляет содержание учения Османа Амина.

«Наша эпоха, в которую господствуют марксизм и логический позитивизм, — писал египетский философ Осман Амин, — потеряла веру в Бога и искренность в отношении к человеку». Философия джувваниййи «зародилась у меня, — вспоминал Амин, — в ходе размышления над духом религии и морали вообще и из размышления над стихами Корана и хадисами сунны в особенности».

Перевести термин джувваниййа на язык известных философских понятий трудно, он рождает ложные аналогии, поэтому мы сохраним уже принятое в нашей литературе название этой философии. Ближе всего по содержанию к ней может быть несколько искусственное слово «интрализм», от латинского «внутренний», в противоположность «внешнему», или «экстральному»...

Мутазалиты: основные воззрения

Пять основоположений му'тазилизма (аль-усуль аль-хамса) приводятся ниже.

1. Справедливость (аль-'адль): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить только наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения Богом установленного Им извечного порядка вещей.

2. Единобожие (ат-таухид): строгий монотеизм му'тазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм, но также вечность божественных атрибутов, в том числе отрицает вечность атрибута речи, поэтому му'тазилиты говорят о сотворенности Корана.

3. Обещание и угроза (аль-ва'д ва-ль-ва'ид): Бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным Рай, а непокорным угрожал Адом; ни ходатайство Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало му'тазилитов и хариджитов...

Мутазалиты: общее описание

Му'тазилиты (араб, «му'тазиля» — обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся; самоназвание «ахль аль-адль ват-таухид» — люди справедливости и единобожия) — представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII - IX вв. Направление это было основано Васылем ибн 'Атой и 'Амром ибн 'Убайдом в Басре после того, как они, согласно преданию, «обособились», покинув кружок аль-Хасана аль-Басри.

В 739 г. му'тазилиты с сочувствием отнеслись к восстанию Зайда ибн 'Али, за что подверглись гонениям. В 744 г. приняли участие в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришел халиф Йазид ибн аль-Валид...

Аджал

АДЖАЛ - рок, окончание определенного срока, время, наступление которого неизбежно. В исламском вероучении неизбежное окончание срока жизни, отпущенного каждому живому существу (в частности, человеку) Аллахом. Жизнь любого живого существа находится во власти Аллаха и смерть может наступить только с Его позволения: «Ни один человек не умрет, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный [Им] срок. Тому, кто возжелает вознаграждения в земной жизни, Мы дадим его в этой жизни. А тому, кто возжелает вознаграждения в жизни будущей, дадим его тогда. Мы вознаградим благодарных [Нам]» (Коран, 3: 145).

Понятие рока непосредственно связано с проблемой предопределения (См. Кадар и каза). По этой причине среди различных мусульманских мировоззренческих школ существовали разные мнения...

Ишракизм

ИШРАКИЗМ — также «философия озарения», «иллюминативизм» (от араб. ишрак — озарение) — одно из направлений классической арабо-мусульманской философии. Ишракизм представляет собой переосмысление наследия до-исламской иранской культуры, прежде всего зороастризма, с монистических позиций, характерных для средневековой исламской мысли. Основные идеи ишракизма высказаны, возможно, еще Ибн Синои, а систематически изложены ас-Сухраварди. Дальнейшую разработку ишракизм получил у аш-Шахразурй (13—14 вв.), Кутб ад-Дина аш-Ширази (ум. 1311), Садр ад-Дина аш-Ширази (ум. 1640). По мере развития ишракизм претерпел значительную эволюцию, сблизился с суфизмом и арабоязычным перипатетизмом. 

Шиитские секты (Султанов, 1987)

Приверженцы шиитских сект говорят, что только потомки Пророка имеют исключительную власть над правоверными. Да, Мухаммад - Посланник Аллаха на земле и обладает святой благодатью. Целью его прихода на землю было не только принести истинную веру, но и передать по наследству свою благодать, дабы вечно в подлунном мире царили Истина и Справедливость. А суть этих понятий знают те, кому перешла барака Пророка. Они же знают правильную дорогу, по которой должны вести верующих.

Кому после смерти должна была перейти святая благодать Печати пророков Мухаммада? Конечно, истинно преданному Али - его двоюродному брату и зятю, мужу его дочери Фатимы...

Ибадиты (Шагавиев, 2020)

Ибадиты (ибадыййа) — течение ислама, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Течение ибадитов возникло в VII веке в Ираке, получило название по имени 'Абдаллаха ибн Ибада, сформулировавшего взгляды ибадитов.

Ибадиты вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе в Тахерте (Северная Африка, VIII - начало X веков). В современном мире ибадиты составляют большую часть населения Омана и имеют общины в Алжире, Тунисе, Ливии и на острове Занзибар.

Шейх Са'ид Фуда, перечислил следующие основные различия между Ахлю-с-Сунна (аш'аритами и матуридитами) и ибадитами:

Адат (Али-заде, 2007)

АДАТ - обычаи, присущие различным народам. Их возникновению способствуют различные аспекты общественной жизни. Некоторые ученые в области исламского права отводили адату определенную роль в регулировании общественных отношений. Однако при этом оговаривалось, что адат не должен противоречить шариату. Те же адаты, которые противоречат исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых, как об этом говорится в аяте Корана: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: "И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам [поступать] именно так". А ты [, Мухаммад,] отвечай: "Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?"» (7: 28).

Хариджиты (Шагавиев, 2020)

Хариджиты (от араб, «хаваридж» — выступившие, покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман (суннитов). Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период борьбы за власть между халифом 'Али ибн Аби Талибом и Му'авией.

Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии 'Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Му'авией. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налеты на верные халифу города.

Практиковали политические убийства своих противников (в 661 году ими был убит халиф 'Али, ранен Му'авия) и мятежи как способ достижения своих целей...

Страницы