Мусульманство

Газии

ГАЗИИ (араб. единственное число гази, от газа - сражаться) - 1) участники войн мусульман с немусульманскими народами («неверными»); 2) почетный титул лиц, предводительствовавших или особо отличившихся в войнах с «неверными» (особенно в Турции); 3) в средние века в некоторых государствах Ближнего и Среднего Востока также специальные отряды (иначе мутатавви' а - добровольцы), по существу наемники, вербовавшиеся преимущественно из бедняков и деклассированных элементов для защиты границ от «неверных»; использовались также для подавления народных восстаний.

Шариф

ШЕРИФ (араб, шариф, буквально - высокий, благородный, множественное число ашраф) - в доисламской Аравии представитель знатного рода, вождь племени, градоправитель. Впоследствии шериф - почетный титул мусульман, наследуемый по мужской и женской линиям; строго говоря, на этот титул имели право только потомки Хасана - внука пророка Мухаммеда, но обычно шерифами, как и сеидами, называли всех потомков Мухаммеда. В 10 веке – 1916 году в Аравии шериф (точнее «великий шериф») - правитель Хиджаза и Мекки. В 1916 году шериф Мекки Хусейн ибн Али принял титул короля.

Карматы (РИЭ, 2020)

КАРМАТЫ (араб. карамита, или карматийа; ед. ч. кармати) — религиозно-политическое течение в исламе, пик активности которого пришелся на конец IX — начало X века и совпал с кризисом Халифата. Выделились из исмаилитов и первоначально именовались мубаракитами или «семеричниками» (сабийа, от числа почитавшихся ими имамов шиизма). Название — предположительно, от прозвища Кармат (или Карматавайхи, интерпретации разнятся — от «Коротконогий» до «Красноглазый»), данного Хамдану ибн аль-Ашасу, который считается основателем течения (хотя первое упоминание о карматах встречается у Табари под 869 годом, когда их отряд якобы сражался против Аббасидов халифата в ходе Зинджей восстания)...

Мусульманские праздники

МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ — знаменательные дни, традиционно отмечаемые приверженцами ислама; сопровождаются определенными культовыми действиями и ритуалами. Главными мусульманскими праздниками считаются Курбан-байрам (ид-аль-адха), Ураза-байрам (ид- аль-фитр), Раджаб-байрам (мирадж), посвященный описанному в предании чудесному путешествию пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим и вознесению его на небеса, где он предстал перед Аллахом, видел ад и рай, а затем был возвращен на Землю.

Шейхеты

ШЕЙХЕТЫ - приверженцы мусульманской шиитской секты, созданной в конце 18 века шейхом Ахмедом Ахсаи (1744-1827/28), проповедовавшим в Ираке и Иране. Главные идеи шейхетов - неизбежность пришествия скрытого имама Махди, который уничтожит распространившуюся на земле несправедливость; появление человека, которого шейхеты называют «вратами» («баб»), - посредника между скрытым имамом и людьми. Основы учения шейхетов были развиты Бабом (см. также Бабизм). В 40-х годах 19 века секта шейхетов фактически распалась; часть последователей примкнула к бабидам, часть перешла в лагерь их противников.

Алавиты (БСЭ, 1969)

АЛАВИТЫ, алави, нусайриты, 1) последователи одноимённой шиитской секты (см. Шиизм). Название «алавиты» получили от имени халифа Али, которого почитают как воплощение бога. Другое название - нусайриты - от имени Ибн Нусайра (9 век), считающегося основателем секты. Алавиты имеются в Сирии и Южной Турции. Вероучение алавитов близко к исмаилизму (см. Исмаилиты), но включает также элементы древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают Солнце, Луну, веруют в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. 2) Династия в Марокко [с 1664-1666]; другое её название - Филалиды (или Филалийские шерифы).

Шейх (СИЭ, 1976)

ШЕЙХ (араб., буквально - старик, старец) - у арабских кочевников глава или предводитель рода, племени или союза племен (в этом значении иногда совпадает с термином «сейид»). В странах распространения ислама термин «шейх» приобрел значение почтенного человека вообще; чаще всего шейхами называли руководителей мусульманских сект, дервишских орденов (равнозначно - пир, муршид), видных богословов, мусульманских законоведов. В 11 веке ведущих мусульманских богословов стали называть почетным титулом шейх-уль-ислам.

Джихад (РИЭ, 2018)

Джихад (арабское «рвение», «старание») — обязательство верующего мусульманина подвизаться «на пути Божием» ради конечного торжества ислама. Основано на ряде предписаний Корана и сунны, неоднозначно интерпретируемых в толкованиях (тафсир) и хадисоведении. Различные суры, в зависимости от хронологического (до и после хиджры) и ситуативного (мекканские и мединские) контекста, по-разному трактуют применение насилия в отношении врагов религии — от советов избегать открытых столкновений, обращаясь к «мудрости и благому увещанию», до дозволения при необходимости правомерной обороны и далее — до призывов в ходе боевых действий нападать на враждебных немусульман везде и повсеместно (порой даже не считаясь с запретом на кровопролитие в священные месяцы доисламских арабов)...

Фетва (СИЭ, 1974)

ФЕТВА (араб. - мнение, решение) - письменное, обязательное для мусульман заключение (обычно в форме вопросов и ответов) высшего религиозного авторитета (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии или несоответствии нормам ислама правовых, политических и других постановлений светских властей, а также относительно обстоятельств общественной жизни. В средние века и новое время получение фетвы было обязательно по каждому важному вопросу (в том числе объявление войны, заключение мира и пр.).

Минарет

МИНАРЕТ (от арабского манара, буквально - маяк), башня для призыва мусульман на молитву, ставится рядом или включается в здание мечети. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи, поздние - внутри башни. Для Египта, Ирака, Ирана, стран Центральной и Средней Азии характерны высокие, сужающиеся кверху, круглого или многогранного сечения минареты, украшенные узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ярусами ажурных балконов. Квадратные в плане минареты характерны для Сирии и стран Северной Африки. Турецкие минареты отличаются тонким многогранным стволом с игловидным завершением.

Страницы