Этика

Этика (КПС, 1988)

ЭТИКА (греч. ethika, от ethos - нрав, обычай) - 1) наука, объектом изучения которой являются мораль, ее природа и сущность, структура и функции, происхождение и развитие. Этика - одна из древних теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого строя. Термин «этика» был введен Аристотелем, Домарксистская и современная буржуазная этика, трактуя природу морали, усматривает в ней либо проявление естественных, врожденных качеств человека, либо изобретение человеческого разума, либо нечто полученное людьми «свыше» - от бога или богов, либо, наконец, явление необъяснимое. Подлинную природу и сущность морали, закономерности ее функционирования и развития установил марксизм-ленинизм, показав, что в классовом обществе мораль, как и др. формы идеологии и идеологических отношений...

Атараксия (Василенко, 1996)

АТАРАКСИЯ (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) - безрелигиозный идеал мудреца у эпикурейцев, включающий в себя ясность души, удовлетворенность ума, отсутствие страха перед смертью, независимость, размеренность, простоту и спокойствие жизни, умеренный самоконтроль, определенную степень добродетельности, предусмотрительность и безразличие к Высшему. Добродетель, однако, лишь условие атараксии, ее ценность определяется вкладом в общее удовлетворение. Сторонникам атараксии чужды мистика, идеалистические искания, духовное восхождение к Высшему. В Деян.

Аскетизм (Василенко, 1996)

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis-упражнение) - термин стоиков и других древних философов для обозначения системы практических мер, направленных на обуздание порока и укрепления добродетели. Это меры самоограничения и воздержания, благодаря которым человек преодолевает себя, духовно возрастает в познании Высшего и достигает полнокровной духовной жизни. Цель аскезы-бесстрастие (апафея), но критики философского аскетизма отмечали, что главная страсть-гордость (гордыня)-остается незатронутой, что аскетизм, не просветленный христианской любовью, может соблазниться ожесточением сердца.

Интеллектуалистская этика

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИСТСКАЯ ЭТИКА - направление в новоевропейской философии (с 18 века), исходящее из положений о том, что мораль основана на разуме, а необходимым условием моральности человека является интеллектуально-интуитивное, осуществляемое в понятиях познание морали. Идеи интеллектуалистской этики развивали Р. Кадворт (R. Cudworth), С. Кларк, Дж. Бэлгай (J. Bulgay), Р. Прайс, Г. Сиджвик, на позициях, близких интеллектуалистекой этике, стояли Т. Рид, А. Смит (A. Smith) и У. Уэвэлл (W. Whewell). Интеллектуалистская этика формировалась как одна из первых в истории этики попыток осмысления морали в единстве ее ключевых характеристик — объективности, абсолютности, универсальности, автономности. Свое понимание морали ин-теллектуалисты изначально противопоставляли волюнтаристским...

Адюльтер

АДЮЛЬТЕР (франц. adultdre), нарушение супружеской верности. Тема адюльтера широко использована литературой 19 века и особенную популярность приобрела в упадочную эпоху, ставши как бы необходимой принадлежностью беллетристических произведений (например, во Франции; наоборот, английская беллетристика до 20 веке об адюльтере предпочитала умалчивать).

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том первый. А – Аколла. – М., АО Советская энциклопедия. – 1926. Колонка. 633.

Честь [в Средневековой Испании]

Структура жилищ имела цель оградить частную жизнь от взглядов посторонних. Но эти посторонние были необходимы в той степени, в какой они подтверждали место каждого в обществе: известность была необходима в общественной жизни. Это была форма контроля, которая гарантировала, что порядок, угодный Богу, сохранится. Итак, взгляды других накладывали определенные обязательства на человека и его семью, их репутация могла одинаково быстро сложиться и разрушиться. 

Натуралистическая ошибка

НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА (англ. naturalistic fallacy) - термин метаэтики, введенный Дж. Э. Муром в работе «Принципы этики» (1903) для обозначения логической ошибки в дефинициях добра, выработанных в метафизической и натуралистической системах этики, в несоразмерности добра как такового и определений добра. Согласно Дж. Э. Муру, любое определение добра содержит «натуралистическую ошибку», так как добро не поддается определению и не подлежит эмпирической фиксации и описанию. Такие «естественные качества», как удовольствие, польза и т.

Совесть

СОВЕСТЬ – способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние. С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля.

Легальность и моральность

ЛЕГАЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬНОСТЬ, одно из основных понятий этики Канта, вытекающее из его концепции автономии морали. Согласно Канту, действие морально лишь в том случае, если при его свершении воля руководится только нравственным законом — категорическим императивом, т. е. если действие совершается исключительно ради него. Если же действие соответствует нравственному закону, но мотивом его свершения выступает не он сам, а какая-либо чувственная склонность, то действие не морально, а только легально.

Эвдемонизм

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. ευδαιμονία — счастье, блаженство), античные принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внешнего мира.

Страницы

Subscribe to RSS - Этика
Яндекс.Метрика