Этика

Натуралистическая ошибка

НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА (англ. naturalistic fallacy) - термин метаэтики, введенный Дж. Э. Муром в работе «Принципы этики» (1903) для обозначения логической ошибки в дефинициях добра, выработанных в метафизической и натуралистической системах этики, в несоразмерности добра как такового и определений добра. Согласно Дж. Э. Муру, любое определение добра содержит «натуралистическую ошибку», так как добро не поддается определению и не подлежит эмпирической фиксации и описанию. Такие «естественные качества», как удовольствие, польза и т.

Совесть

СОВЕСТЬ – способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние. С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля.

Легальность и моральность

ЛЕГАЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬНОСТЬ, одно из основных понятий этики Канта, вытекающее из его концепции автономии морали. Согласно Канту, действие морально лишь в том случае, если при его свершении воля руководится только нравственным законом — категорическим императивом, т. е. если действие совершается исключительно ради него. Если же действие соответствует нравственному закону, но мотивом его свершения выступает не он сам, а какая-либо чувственная склонность, то действие не морально, а только легально.

Эвдемонизм

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. ευδαιμονία — счастье, блаженство), античные принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внешнего мира.

Моральность и легальность

МОРАЛЬНОСТЬ и ЛЕГАЛЬНОСТЬ (от лат. moralitas - нравственность и legalitas - законосообразность) - основополагающие понятия теории долга, относящиеся прежде всего к кантовской этике и кантианцам, вплоть до И.Г. Фихте, а в 20 веке принадлежащие общим теориям морали, права и конституционной теории. У И. Канта моральность означает соответствие внутренней мотивации человеческого поступка с данным в разуме моральным законом (поступок на основе долга); легальность означает, напротив, соответствие внешнего образа действия юридическим законам (поступок в соответствии с долгом). Моральность выступает здесь как качественная характеристика основания поступка, а легальность, в свою очередь, как качественная характеристика самого поступка. При этом моральность имеет отношение к сфере внутренней свободы действия, к совести и убеждениям...

Благоразумие

БЛАГОРАЗУМИЕ – качество характера, принцип действия, ориентирующие человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья). Аристотель проанализировал специфически этическое значение благоразумия (φρόνησις, в лат. переводе – prudentia). В русских изданиях термин Аристотеля переводят как рассудительность, а словом «благоразумие» передают термин σωφροσύνη. Однако в последующей истории философии проблемы, стоящие за этими терминами, стали обозначать соответственно понятиями благоразумия и умеренности.

Ответственность (НФЭ, 2010)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности (т.е. иным) могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д. В праве объектом ответственности является закон.

Целомудрие (Слободяник, 2001)

ЦЕЛОМУДРИЕ. Спасительная Божия благодать обязывает нас, верующих, чтобы мы "целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (Тит. 2:11-12). Тит по совету ап. Павла должен был увещевать, что старцы и юноши были целомудренными (Тит. 2:2-6).

Что такое целомудрие? Чтобы знать, как же нужно жить, чтобы жить целомудренно?

В простонародье, да и некоторые верующие, порою проповедники, толкуют это слово по-своему, как обычно по-разному. Но специалисты русского языка, чьи толкования слов признаны и подтверждены Академией наук СССР, это слово толкуют так: "целомудренный — сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно". Целомудренность — добродетель, это плотская чистота. Так толкует В. Даль...

Благодарность

БЛАГОДАРНОСТЬ — чувства обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность благодарность восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами (подарок всегда предполагал «отдарок» — возвратный, воздающий дар), а также к отношениям взаимности услуг.

Протестантская этика (Митрохин, 1990)

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА - неформальная система норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от декалога и евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры.

Страницы

Subscribe to RSS - Этика
Яндекс.Метрика