Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

+ + +

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Василиск

ВАСИЛИСК — зооморфное мифическое существо, убивающее взглядом или дыханием. Представления о Василиске, восходящие к античным источникам, включались в средневековые бестиарии (сборники описаний раз[1]личных животных), проникали в фольклорные легенды. Западные славяне считали, что Василиск выглядит как петух, но имеет голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи. Иногда В. имел облик петуха с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы, клювом орла или походил на большую ящерицу. В древнерусских словарях-азбуковниках Василиск описывается как змей, одновременно имеющий сходство с петухом. Василиск рождается из петушиного яйца, высиженного жабой, или из яйца, снесенного и высиженного петухом в алтаре...

Ад в славянской мифологии

АД — часть того света, где пребывают грешники, испытывающие муки за свои земные грехи. У всех славян, прежде всего южных и восточных, книжные (церковные) представления об А. смешиваются с народными либо со[1]существуют с ними, находясь нередко в противоречивом отношении даже в одних и тех же традициях. Православная книжная и народная традиция противопоставляет Ад раю, а католическая с 12 века выделяет на «том свете» еще чистилище, переходное место из Ада в рай. Наиболее архаичными верованиями можно считать те, по которым Ад и рай территориально не расчленены, так что обитатели «того света» мучаются или блаженствуют по соседству...

Тлалок

Жители деревни Коатлинчан, расположенной неподалеку от некогда могущественного Теночтитлана, были чрезвычайно взволнованы. Служители Национального музея антропологии Мехико в 1964 году решили украсить вход монументальной фигурой, изображавшей, по всеобщему мнению, Тлалока, бога дождя. Огромная статуя лежала в той же позе, в какой оставили делавшие ее мастера 1000 лет тому назад. В народе верили, что если бога потревожить, то могут прекратиться дожди, а следовательно, исчезнет и жизнь.

Жители Коатлинчана не сдавались до тех пор, пока правительство не пообещало им разнообразные блага. Чтобы перевезти 168-тонный идол, из Техаса прибыл специальный трейлер с десятками резиновых колес...

Ирландские саги

Ирландские саги — основной жанр светской прозаической литературы на ирландском языке в эпоху Средневековья. Принятое в русской историографии название «саги» заимствовано из скандинавской традиции (см. также Исландские саги), ирландцы называли эти произведения seel — «рассказ», «повесть», «известие». Вопросы, связанные с происхождением, авторством и аудиторией Ирландских саг, в XX веке стали предметом полемики, многие из них до сих пор не получили ответа. С точки зрения ученых-«нативистов» (П. Мак-Кана, Дж. Мёрфи), тексты Ирландских саг, отражавшие реалии дохристианской и дописьменной эпохи, устно передавались поколениями филидов — поэтов и знатоков старины. «Антинативисты» (Дж. Карни, К. Мак-Кон) утверждали, что тексты создавались христианскими клириками под влиянием античной литературы...

Агастья

АГАСТЬЯ - упоминающийся в «Ригведе» в качестве создателя ряда гимнов знаменитый мудрец-риши. Родился в кувшине от семени Митры и Варуны. К числу наиб, известных из связанных с ним сюжетов принадлежат следующие: о том, как горный хребет Виндхья склонился перед ним, чтобы дать ему возможность пройти на юг (сюжет, традиционно интерпретируемый как отражение процесса распространения индоарийского влияния на юг субконтинента); о том, как этот мудрец выпил океанские воды, в которых укрылись от богов их недруги-демоны, и о поглощении асуры Ватапи (демоноборчество); о том, как царь Нахуша силой проклятия Агастьи был превращен в змея (отзвук брахманской апологетики)...

Якша

ЯКША  (в женском роде единственного числа — якши, якшини) — мифические существа, божества низшего разряда; являются хранителями царства бога богатств Куберы; преимущественно безвредны, но могут быть вовлечены в действия злых сил. Иногда считается, что якшы обитают в собственном мире — якша-лока. Якши/Якшини в качестве имени собственного обозначает супругу Куберы; якшини составляют и один из разрядов демониц, сопровождающих Дургу. Исторически термин якша, возможно, имел характер этнонима. В иконографии индуизма якша и якшини чаще всего изображаются в виде прекрасных мужчин и женщин.

Адонис (СА, 1989)

АДОНИС (от финикийского adon—господин), финикийско-сирийское божество плодородия и растительности с центром культа в городе Библ. В 6 веке до н. э. культ Адониса был занесен финикийскими торговцами в ионические приморские города, где он получил особое распространение среди женщин. Являвшийся первоначально культом произрастания (праздники в честь Адониса — адонии — летом, садики Адониса с быстро увядающими цветами), культ Адониса в сочетании с богиней Афродитой был облечен в историко-мифологическую форму. Адонис превратился в возлюбленного Афродиты, убитого на охоте...

Миф об Осирисе и Исиде

Особое место среди богов Египта занимали Осирис и его жена Исида. Это были божества земного плодородия. О них существовало такое религиозное сказание (миф): Осирис был когда-то царём Египта. Это был добрый царь, научивший людей земледелию. Его злой брат Сет стал завидовать ему. Он убил Осириса и гроб с его телом бросал в Нил. Исида после долгих поисков нашла тело своего мужа и похоронила его. Когда возмужал их маленький сын, он вступил в бой с Сетом и после упорной борьбы победил его. Тогда боги воскресили Осириса и сделали его царём подземного мира...

Троянский конь (Утченко, 1962)

Ночь была морозная. Сильный ветер с моря продувал насквозь маленькую, наскоро сколоченную хижину. Генрих Шлиман и его жена гречанка София, несмотря на поздний час, не могли уснуть. Холод был настолько сильный, что от него нельзя было укрыться ни под какими одеялами. Даже Шлиман, много лет живший в Петербурге и привыкший к русским морозам, не мог заснуть в такую погоду.

...Была зима 1873 года. Уже второй год жили Шлиманы в глухом уголке Турции, занимаясь раскопками холма Гиссарлык. 

Само название холма подсказывало, что копать надо именно здесь. «Гиссарлык» по-турецки означает «место развалин». Местность очень походила на ту, где, по описанию Гомера, находилась древняя Троя, или, как ее иначе называли греки, «Священный Илион»...

Зевс (Бородай, 1996)

«С Зевса начнем!» Если верить Гомеру, «Зевс, меж богов величайший и лучший». Однако учтем методологическое наставление А. Ф. Лосева: "Чтобы дойти до наиболее древних корней мифологии Зевса, надо забыть не только гомеровского Зевса, светлого, мудрого, могучего и прекрасного, надо забыть и все его относительно поздние философские интерпретации". Иными словами, в данном случае нас будет интересовать не общеизвестный античный бог, а первоначальный, так сказать, "пралогический", фетишистско-хтонический демон эпохи наиболее примитивной тотемической организации социума, основанного на архаической форме нравственности, — табу...

Страницы