Мифология

Богиня-небо и ее супруг (в египетской мифологии).

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

Фантастический сюжет в росписи этрусского кратера:
Битва пигмеев с журавлями. Глина. IV век до н. э.

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Миф как «болезнь языка» (Найдыш, 2004)

Движение от мифа к реальной истории, принципы и методы которого были успешно разработаны Баховеном, — это одна сторона системного взаимодействия мифа и общества. А вторая сторона представлена движением от истории к мифу, от знания конкретно-исторических характеристик общества к знанию соответствующей ему мифологии. Каким образом возможны постижение и выражение этой второй стороны системного взаимодействия мифа и общества, мифа и реальной истории? Прежде всего, разумеется, через те исторические элементы культуры, которые должны быть закономерно связаны с мифом. Важнейшим из них является язык...

Ведьмак

ВЕДЬМАК (укр. видьмак, видьмар, видьмун; белорус, ведзьмак, ведзьмар) — персонаж восточнославянской демонологии. Как и ведьма, В. может быть прирожденным и наученным. У прирожденного В. может не быть усов и бороды, волос на теле, либо вообще нет половых органов, у него есть небольшой хвостик с четырьмя волосками; изображение в зрачках перевернуто вверх ногами. У ведьмака две души: человеческая и демоническая (ср. Двоедушник), душа ведьмака может выходить ночью из тела через отверстие под коленной чашечкой, под бедром или под копчиком. Ведьмак способен быть оборотнем, он превращается в мотылька, коня, волка и т.п. Ведьмака, как и ведьму, можно распознать: если под церковным порогом закопать косточки ножек ягненка — тогда ведьмак не сможет выйти из церкви...

Праджапати (Немировский, 2001)

Пищи же в мире, могущей прокормить Агни, не нашлось, и понял Праджапати, что Агни сожрет его. От испуга он открыл рот и выронил свою Силу сила же его — Речь — появилась после Агни второй. Чтобы принести жертву, Праджапати потер ладонью ладонь, и они лишились волос. Продолжал тереть Праджапати ладони, пока из них не вылились жертвенное масло и молоко, но они смешались с волосами, отделившимися от ладоней. Поэтому он опрокинул эту смесь в огонь, и превратились волосы в корни и стебли растений, и мир радостно зазеленел.

Так, принеся жертву, Праджапати продлил себя и спасся от обжоры Агни Так же и тот, кто совершает всесожжение, спасает себя от Агни, готового его сожрать, а когда человек умирает, его возлагают на огонь, сжигающий лишь тело, и он возвращается к жизни из пепла...

Дионис (СИЭ, 1964)

Дионис (Dionysos) - в древнегреческой мифологии и религии бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия; сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Долгое время не входил в число олимпийских богов. Культ Диониса, восходящий к крито-микенской эпохе, был земледельческим, пользовался особой популярностью среди сельского демоса, особенно почитался в Дельфах и Аттике, где его культ поддерживал Писистрат. Мифы о Дионисе имеют ряд вариантов. В мифе о страдании, смерти и воскрешении Диониса нашли свое отражение представления греков о жизни природы, умирающей и возрождающейся. Дионис известен и под другими именами: Вакх, Бассарей и др.; в Риме - под именем Вакха.

Родогунда

Однажды археологи извлекли из земли часть какой-то статуи из серого мрамора. Через три года они нашли еще один обломок, а затем голову. Когда ученые все три части сложили, перед ними предстала прекрасная полуобнаженная женская фигура, высеченная из белоснежного мрамора и задрапированная в серый. Высокая тонкая шея и слегка наклоненная вперед, совершенная по своим очертаниям голова, властное, волевое лицо. Такое же, как у греков, понимание красоты тела, но удивительно своеобразная трактовка выражения лица.

По поводу этой статуи II — I веков до н. э. было высказано несколько предположений. Скорее всего скульптор изобразил парфянскую принцессу — жену одного из селевкидских царевичей, которого парфяне держали в плену, Родогунду. Древний историк и писатель Полней рассказывает, что в тот момент, когда Родогунда начала мыть волосы, к ней пришел вестник. Он сообщил, что один из подвластных народов поднял восстание...

Кала

КАЛА (Время) — архаическое божество, персонификация циклического времени (существительное «кала» в санскрите восходит к индоевропейскому корню со значением вращения, сравните русское «коло» и т. п.). Издревле циклическое время в индийской традиции метафорически описывается в виде Колеса Времени (калачакра). Времени как главному космогоническому фактору посвящены два гимна «Атхарваведы» (XIX, 53, 54).

Архаическое представление о круговороте времени как о благом явлении, залоге вечного возвращения души в мир живых сменяется затем в проникнутом пессимизмом и фатализмом мировоззрении эпоса на концепцию кала как всепожирающего божества всеобщей неизбежной гибели (см. Калавада)...

Ашшур

АШШУР (Ashur), или Ассур, божество солнца, главный бог города Ашшур и Ассирии в целом. Благодаря ассирийской агрессии он завоевал главенствующее положение среди других богов Месопотамии. Город Ашшур, религиозная столица ассирийской империи, лежит в 60 милях (96,5 км) к югу от Мосула. В источниках он первоначально выступает как пограничный пункт аккадской империи, затем становится независимым городом-государством и столицей могущественной державы, падение которой в 612 году до н.э. оказалось для него гибельным. Жизнь возобновилась в нем на короткое время при парфянах. При раскопках 1903–1914 годов исследовались районы храмов, дворцов и стен, внутри храма Иштар был заложен стратиграфический шурф для изучения слоев 3-го — начала 2-го тысячелетия до н. э. Техника шурфовки использовалась в археологии Месопотамии впервые.

Демонизм как тема творчества

ДЕМОНИЗМ, восходящее к библейской мифологии обозначение отношения к миру, предельная цель которого — разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто. Демонизм основывается на абсолютной свободе воли его носителя, который воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от моральных обязательств перед людьми, утверждает её как свободу проявления его собственных волеизъявлений и в противовес идеям добра и любви выдвигает идеи тотального скептицизма. Мысль о необходимости разрушить и пересоздать мир на основании свободы воли, обусловленная личной обидой носителя демонизма на мироустройство, обосновывается им путем доказательств того, что мир «не состоялся» и что бессмыслица переполняет мир...

Ананта

АНАНТА (буквально бесконечный, беспредельный) — великий змей в индуистской мифологии, всегда сопутствующий Вишну. Участвует в одной из устойчивых иконографических композиций вишнуизмаВишну в йогическом сне возлежит на огромном змее (Ананта), свернувшемся в кольца; у ног бога — его супруга Лакшми; из пупа Вишну вырастает лотос, на котором восседает Брахма. Мифологически эта сцена чаще всего локализуется в небесном царстве Вишну Вайкунтхе; в некоторых мифах — в царстве Вод, расположенном за царством Ночи. Ананта также по приказу Брахмы поддерживает Землю. Когда боги снаряжали Дургу на войну с демонами, Ананта снабдил ее браслетом, сплетенным из змей (см. также Шеша). Иногда Ананта считается царем змей.

Пишачи

ПИШАЧИ - низший из 3 основных классов демонов (еще асуры и ракшасы). Упоминаются уже в Ведах как отвратительные бесы, пожиратели трупов, мучители больных, вселяющиеся в одержимых. Позднее постоянно ассоциируются с мертвыми, описываются как обитатели кладбищ; вместе с бхутами и другими низшими злыми духами появляются и пляшут на полях сражений. Считаются детьми Пулахи, сына Брахмы, или одноименного злого духа, или порождениями тьмы...

Страницы