Мифология

Богиня-небо и ее супруг (в египетской мифологии).

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

+ + +

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Алатырь

Алатырь, латырь — в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец», пуп земли, наделяемый сакральными и целебными свойствами. Легенды об А. восходят к представлениям о янтаре как обереге (ср. назв. Балтийского моря — Алатырское море). В стихе о Голубиной книге и русских заговорах А. («бел-горюч камень») ассоциируется с алтарем, расположенным в центре мира, посреди океана, на острове Буяне; на нем стоит мировое дерево, или трон, святители, сидит девица, исцеляющая раны; из-под него растекаются по всему миру целебные реки и т. п.

Бали

БАЛИ, иначе Махабали — добродетельный царь дайтьев, благодаря своему благочестию получивший господство над всеми тремя мирами (трилока). По поручению богов Вишну в образе карлика Ваманы перехитрил Бали: испросив у него земли на три своих шага, принял грандиозный облик, в два шага переступил через небеса и землю, а на третьем немного задержался и из уважения к достоинствам Бали оставил для его обитания область паталы. Бали — один из центральных персонажей легенд, связанных с малаяльским праздником Онам.

Веста (Грейдина, Мельничук, 2007)

Веста — в римской мифологии богиня священного очага городской общины, дома. Жрицы Весты — весталки, которые избирались из числа девочек в возрасте 6–10 лет, Предусматривалось, что они должны сохранять девственность в течение 30 лет. За нарушение этого запрета они замуровывались живыми. В храме Весты весталки поддерживали постоянный огонь как символ государственной надежности и устойчивости. Хотя угасание огня Весты считалось предзнаменованием, но в первый день Нового года его гасили и зажигали снова трением священного дерева о дерево. В частных домах Весте посвящался вход в дом — вестибул. Весту причисляли к пенатам Рима, т. е. магистраты, вступая в должность, приносили жертвы пенатам и Весте. Веста изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром, палладием. Соответствует греческой богине Гестии.

Василиск

ВАСИЛИСК — зооморфное мифическое существо, убивающее взглядом или дыханием. Представления о Василиске, восходящие к античным источникам, включались в средневековые бестиарии (сборники описаний раз[1]личных животных), проникали в фольклорные легенды. Западные славяне считали, что Василиск выглядит как петух, но имеет голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи. Иногда В. имел облик петуха с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы, клювом орла или походил на большую ящерицу. В древнерусских словарях-азбуковниках Василиск описывается как змей, одновременно имеющий сходство с петухом. Василиск рождается из петушиного яйца, высиженного жабой, или из яйца, снесенного и высиженного петухом в алтаре...

Ад в славянской мифологии

АД — часть того света, где пребывают грешники, испытывающие муки за свои земные грехи. У всех славян, прежде всего южных и восточных, книжные (церковные) представления об А. смешиваются с народными либо со[1]существуют с ними, находясь нередко в противоречивом отношении даже в одних и тех же традициях. Православная книжная и народная традиция противопоставляет Ад раю, а католическая с 12 века выделяет на «том свете» еще чистилище, переходное место из Ада в рай. Наиболее архаичными верованиями можно считать те, по которым Ад и рай территориально не расчленены, так что обитатели «того света» мучаются или блаженствуют по соседству...

Тлалок

Жители деревни Коатлинчан, расположенной неподалеку от некогда могущественного Теночтитлана, были чрезвычайно взволнованы. Служители Национального музея антропологии Мехико в 1964 году решили украсить вход монументальной фигурой, изображавшей, по всеобщему мнению, Тлалока, бога дождя. Огромная статуя лежала в той же позе, в какой оставили делавшие ее мастера 1000 лет тому назад. В народе верили, что если бога потревожить, то могут прекратиться дожди, а следовательно, исчезнет и жизнь.

Жители Коатлинчана не сдавались до тех пор, пока правительство не пообещало им разнообразные блага. Чтобы перевезти 168-тонный идол, из Техаса прибыл специальный трейлер с десятками резиновых колес...

Ирландские саги

Ирландские саги — основной жанр светской прозаической литературы на ирландском языке в эпоху Средневековья. Принятое в русской историографии название «саги» заимствовано из скандинавской традиции (см. также Исландские саги), ирландцы называли эти произведения seel — «рассказ», «повесть», «известие». Вопросы, связанные с происхождением, авторством и аудиторией Ирландских саг, в XX веке стали предметом полемики, многие из них до сих пор не получили ответа. С точки зрения ученых-«нативистов» (П. Мак-Кана, Дж. Мёрфи), тексты Ирландских саг, отражавшие реалии дохристианской и дописьменной эпохи, устно передавались поколениями филидов — поэтов и знатоков старины. «Антинативисты» (Дж. Карни, К. Мак-Кон) утверждали, что тексты создавались христианскими клириками под влиянием античной литературы...

Агастья

АГАСТЬЯ - упоминающийся в «Ригведе» в качестве создателя ряда гимнов знаменитый мудрец-риши. Родился в кувшине от семени Митры и Варуны. К числу наиб, известных из связанных с ним сюжетов принадлежат следующие: о том, как горный хребет Виндхья склонился перед ним, чтобы дать ему возможность пройти на юг (сюжет, традиционно интерпретируемый как отражение процесса распространения индоарийского влияния на юг субконтинента); о том, как этот мудрец выпил океанские воды, в которых укрылись от богов их недруги-демоны, и о поглощении асуры Ватапи (демоноборчество); о том, как царь Нахуша силой проклятия Агастьи был превращен в змея (отзвук брахманской апологетики)...

Якша

ЯКША  (в женском роде единственного числа — якши, якшини) — мифические существа, божества низшего разряда; являются хранителями царства бога богатств Куберы; преимущественно безвредны, но могут быть вовлечены в действия злых сил. Иногда считается, что якшы обитают в собственном мире — якша-лока. Якши/Якшини в качестве имени собственного обозначает супругу Куберы; якшини составляют и один из разрядов демониц, сопровождающих Дургу. Исторически термин якша, возможно, имел характер этнонима. В иконографии индуизма якша и якшини чаще всего изображаются в виде прекрасных мужчин и женщин.

Адонис (СА, 1989)

АДОНИС (от финикийского adon—господин), финикийско-сирийское божество плодородия и растительности с центром культа в городе Библ. В 6 веке до н. э. культ Адониса был занесен финикийскими торговцами в ионические приморские города, где он получил особое распространение среди женщин. Являвшийся первоначально культом произрастания (праздники в честь Адониса — адонии — летом, садики Адониса с быстро увядающими цветами), культ Адониса в сочетании с богиней Афродитой был облечен в историко-мифологическую форму. Адонис превратился в возлюбленного Афродиты, убитого на охоте...

Страницы