Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

+ + +

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Святогор

СВЯТОГОР. Этот русский былинный богатырь был великаном и обладал сверхъестественной силой. В былинах рассказывается, что его тяжести не выдерживает "мать - сыра земля", но сам он не может превозмочь тяги земной, заключенной в суме; пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. Святогор воплощает в себе первобытную природную силу, которая не находит своего применения и потому обречена на гибель. Илья и Святогор примеряют гроб, встреченный ими в пути, тот оказывается впору Святогору, который не может снять крышки.

Аглавра

АГЛАВРА (Aglaums). В греческих мифах такое имя носили две женщины. Первая из них была дочерью Актея, мифического первого царя Афин. Она вышла замуж за Кекропа и родила дочь, которую также назвали Аглаврой и впоследствии стали почитать как божество. Жертвоприношение Аглавре, совершавшееся жителями аттического дема Зрхия, производилось в третий день месяца Скирофориона.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 325.

Рождественский сочельник (РСК, 2005)

Колядо (Коляда). Рождественский сочельник. Колядо в славянской мифологии являлся воплощением новогоднего цикла. У поляков его изображал сноп, принесенный в дом на Рождество, у хорватов кукла "колед". У восточных славян воспоминание о культе Коляды сохранилось в обряде колядования. "Пришла Коляда накануне Рождества, мы ходили, мы искали, мы нашли Коляду", - пели в рождественских величальных песнях-колядках. Колядками называли и маленькие печения из пресного ржаного теста с различными начинками, которые получали в подарок колядующие.

Деметра

ДЕМЕТРА («земля-мать»). Греческая богиня плодородия, идентифицируемая с римской Церерой. Она также — покровительница материнства. Поиски Деметрой дочери Персефоны (или Коры, т. е. «девы»), похищенной Аидом, описаны Гомером в «Гимне Деметре». Поиски привели ее в Элевсин, где она вновь обрела свою дочь Персефону (Аид согласился отпускать ее на поверхность земли на полгода). В благодарность богиня дала юному сыну царя Триптолему семена пшеницы и повелела ему обучить земледелию людей по всему свету. Эта легенда изображена на известном барельефе V века в Элевсине.

Зевс (ЛГ.Э, 2013)

ЗЕВС — в греческой мифологии верховный бог. Анализируя мировоззрение греков и их мифологему, [Лев] Гумилёв отмечает, что они верили в гигантов, но поклонялись третьему началу, персонифицированному в виде 3евса, то есть бога. Сила 3евса, согласно анализу ученого, заключалась в электричестве — молнии. 3евс победил Сатурна, заключил его в пещеру и навел порядок. Он установил власть олимпийских богов, которые с тех пор постоянно воюют с гигантами, так как гиганты все время нападают на них. Такая же мифологема существует в Индии.

Хуан-ди

ХУАН-ДИ. Как многие мифологические персонажи Китая, это божество имеет несколько разных обличий, подчас не связанных между собой, во всяком случае явно. Даже имя его толкуют по-разному: «Желтый государь» или «Блестящий государь». Первое, пожалуй, больше отвечает действительности, потому что Хуан-ди связывали с магическими силами земли. Как известно, в Китае широко распространены палево-желтые лёссовые породы, в которых издавна и поныне устраивают местные жители подземные жилища и даже храмы (кстати, знаменитые киевские пещеры тоже пробиты в лёссах).

Сопдет

СОПДЕТ, [в египетской мифологии] богиня звезды Сириус, покровительница умерших. Сопдет очищает умерших. Изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами. Первый утренний восход Сириуса после зимнего перерыва совпадал с началом нового года по египетскому календарю и разлива Нила, поэтому Сопдет почиталась также как богиня наступающего года, наводнений и чистой воды. Сопдет по своим функциям близка Исиде и Сатис.

Словарь египетской мифологии. Сост. Швец Н.Н. М., 2008.

Клио

КЛИО — в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница истории. Изображалась с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков. Как писал [Лев] Гумилёв, «Клио не следует ссориться с Уранией; на Парнасе места много для всех сестер», имея в виду синтез наук истории и географии, выражаясь словами великого ученого, академика К. Бэра, который мечтал о построении «мостов между науками». Этнология, по мнению Гумилёва, — это один из таких «мостов» («Конец и вновь начало», 353).

Сешат

СЕШАТ, богиня письма [в Древнем Египте], имя происходит от слова «сеш», что значит «писец» в мужском роде. Она является спутницей Тота. Изображалась женщиной в шкуре пантеры, накинутой поверх рубашки, с семиконечной звездой на голове. Почитание Сешат зародилось в Саисе, но центром её культа стал Гермополь. Сешат — глава «дома жизни», т. е. собрания рукописей, архива, на листьях дерева «шед» она записывает годы жизни и правления фараона, ведает искусством счёта (главным образом подсчёта военных трофеев, пленных, даров, дани), составлением строительных планов, покровительствует строительным работам. Поскольку день рождения Сешат праздновался в один день с днем рождения Мафдет, возможно, Сешат считалась её сестрой-близнецом.

Палес

ПАЛЕС — в римской мифологии пастушеское божество, покровитель коз и овец. Сохранились посвящения Палес как женскому и мужскому божеству, но чаще выступал как божество женского рода. По преданию, Рим был основан в день праздника в честь Палес — палилии, или парилии (21 апреля). В этой связи Палес считали тайной покровительницей Рима, другие причисляли ее к пенатам Рима. Ее отождествляли с Матерью-землей.

Страницы

Subscribe to RSS - Мифология
Яндекс.Метрика