Религия

РЕЛИГИЯ (лат. religio — набожность; святыня, предмет культа) — 1) мировоззрение мироощущение, поведение, культовые действия, основанные на верованиях, ритуалах, вере в чудодейственные силы, существа в виде Бога или богов, являющихся объектами поклонения; 2) учение, постулирующее существование незримой высшей силы, направляющей все явления и процессы во Вселенной.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 438.

 

Библия (СИЭ, 1962)

БИБЛИЯ (греч. ta biblia, буквально - книги) - собрание «священных» книг иудейской и христианской религий; литературный памятник, который включает искусственно объединенные разнообразные по содержанию и форме сказания, легенды, мифы, законы и другие произведения 12 века до н. э. - 2 века н. э. Состоит из 2 частей - Ветхого завета (книги на древнееврейском и арамейском языках, признаваемые иудеями и христианами) и Нового завета (в основном на греческом языке - признаваемые только христианами). Ветхий завет (у иудеев - священное писание или писания, канонизирован около 100 года н.

Псалтырь

ПСАЛТЫРЬ (греч. paltnrion - музыкальный инструмент типа арфы) - одна из книг Ветхого завета, состоящая из 151 псалма. Сложившаяся в древнееврейском народном творчестве (псалмы пели хором, иногда с ритуальными танцами), псалтырь отразила поэтическое восприятие человеком окружающего мира и его переживания. Старейшие записи псалмов найдены среди кумранских рукописей (см. Кумранские находки); сохранились многочисленные рукописные западноевропейские и византийские псалтыри, часто богато иллюстрированные.

Реформация

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio — преобразование, исправление), разнородное социально-политическое и идеологическое движение 16—17 веков, охватившее большинство стран Западной и Центральной Европы и направленное против средневековой католической церкви как «...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 361). В узком смысле реформация — пересмотр основных догматов католицизма, который привёл к возникновению нового направления христианства — протестантизма.

Индульгенция

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. Indulgentia «милость», «прощение») — в Римско-католической церкви — частичное или полное освобождение церковью верующего от наказания за грехи, и на этом основании — от покаяния, налагаемого священником. Основанием для индульгенции в Средние века были совершение верующим какого-либо деяния (например, паломничества к святым местам) или приравненная к нему уплата денежной суммы в пользу церкви.

В раннее Средневековье, в период перехода от публичного покаяния к частному (VI—X века) формируются предпосылки практики индульгенции. Сократилась продолжительность епитимии; различные виды покаяния стали взаимозаменяемыми. Важная роль в покаянии отводилась посредничеству церкви. Все это способствовало тому, что в Средние века (впервые — в XI веке во Франции)...

Мария Богородица

Мария Богородица, дева Мария, - в христианстве - мать Иисуса Христа. Культ Марии сложился под влиянием распространенных языческих культов богини-матери, богини земли и плодородия: египетской Исиды, вавилонской Иштар, финикийской Астарты, малоазийской Кибелы и др. В древнейшем христианском сочинении "Откровение Иоанна" Мария - еще чисто космическое существо ("жена, облеченная в солнце", гл. 12). По мере разработки мифа о Христе образ Марии приобретает человеческие черты (в наиболее позднем из синоптических евангелий - Евангелии от Луки, гл.

Вера

ВЕРА — принятие какого-либо знания, касающегося того или иного аспекта существования человека в мире, без эмпирической или рациональной проверки его достоверности. Вера, будучи интегрирующим образованием, выполняет роль объяснительного принципа прежде всего в тех случаях, когда рациональное, в частности научное, знание воспринимается индивидом как слишком оторванное от жизни, аналитическое (расчленяющее) и узкое. Содержанием веры являются прежде всего законы мироздания (причинность, справедливость, смысл и пр.).

Доминиканцы

ДОМИНИКАНЦЫ (позднелатинское dominicani или fratres praedicatores - братья-проповедники) – «нищенствующий» монашеский орден в католической церкви, один из оплотов католицизма. Основан Домиником и утвержден (1216) папой Гонорием III; с 1220 года объявил себя нищенствующим (фактически обет бедности не соблюдался и в 15 веке был отменен), с 1227 года получил право повсеместной проповеди и исповеди. В 1232 году доминиканцам была передана инквизиция и они превратились в своеобразную жандармерию папства, обеспечивавшую укрепление его позиций в борьбе с ересями, в столкновениях с городами, университетами, императорской властью, местной церковной иерархией...

Мистика

МИСТИКА (от греч. mystikos - таинственный) средневековое - религиозно-философское направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррациональном созерцании и чувстве. Мистика распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым средневековым философом мистического направления был И. Эриугена (9 век). Мистико-пантеистические учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католическим вероучением и было осуждено в 13 веке католической церковью как еретическое...

Деизм

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог) — философско-религиозное течение в Европе и Северной Америке 16—18 веков, рассматривавшее Бога в качестве отдаленной первопричины природы и человека и с различной степенью последовательности отождествлявшее религию с моралью. Широко распространенное в 16—17 веках религиозно-сектантское движение антитринитариев-социниан признавало Бога в качестве творца неба и земли, но отказалось от ряда важнейших догматов христианского вероучения, применяя ко многим из них критерии человеческого разума.

Библия (Ильичёв, 1983)

БИБЛИЯ (от греч. βιβλία, буквально — книги), собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства в качестве «священного писания». Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания и большая по объёму, получила у христиан название Ветхий завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому «завет» (мистический договор или союз), заключённый богом в древние времена с одним народом (евреями), сменён благодаря явлению Иисуса Христа новым заветом, заключённым уже со всеми народами на условиях более духовного служения...

Страницы