Религия

РЕЛИГИЯ (лат. religio — набожность; святыня, предмет культа) — 1) мировоззрение мироощущение, поведение, культовые действия, основанные на верованиях, ритуалах, вере в чудодейственные силы, существа в виде Бога или богов, являющихся объектами поклонения; 2) учение, постулирующее существование незримой высшей силы, направляющей все явления и процессы во Вселенной.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 438.

 

Хасиды

ХАСИДИЗМ (древнеевр. «хасид» – «благочестивый, набожный человек»), еврейское религиозное движение, берущее свое начало в 18 веке и характеризующееся склонностью к мистицизму и религиозной экзальтации. До появления хасидизма еврейской мысли был присущ рационализм и приверженность букве религиозного закона, хотя черты хасидского учения можно проследить с очень давних времен, поскольку элементы мистицизма можно найти в иудаизме уже в позднебиблейский период.

Хасидизм как движение был основан Израилем Баал Шем Товом (1700–1760), поселившемся в Меджибоже (Польша; ныне Украина). БЕШТ (аббревиатура имени Баал Шем Тов), проповедовал бедным евреям, не имевшим ни средств, ни возможности учиться у великих раввинов той эпохи, учение о служении Всевышнему в радости...

Иконоборческое движение в VIII — IX вв.

В конце VII—начале VIII века Византия переживала период политической анархии, вызванной острой борьбой различных группировок господствующего класса за престол. За 22 года после свержения в 695 году Юстиниана II на византийском престоле сменилось 6 императоров. Внешнеполитическое положение Византии в это время резко ухудшилось, и она потерпела ряд тяжёлых поражений от своего самого опасного и сильного врага на востоке — арабов. В 693—698 годы византийские владения в Африке окончательно перешли под власть Халифата. Арабские войска совершали опустошительные набеги на Малую Азию и Армению.

Храмы, обряды и праздники [у хеттов]

Культовые центры хеттов — от скального святилища под открытым небом в Язылыкая до высившихся близ Богазкёя храмовых построек из циклопических каменных глыб — отличались чрезвычайным многообразием. В некоторых городах, как уже говорилось, храм был одновременно и местным административно-хозяйственным центром, и при нем состоял огромный штат жрецов и гражданских чиновников.

С другой стороны, в текстах упоминаются такие области, в которых сразу несколько храмов, — очевидно, имевших весьма скромные размеры, — находились под опекой одного-единственного жреца...

Павликиане во второй половине IX в.

Рост крупной феодальной собственности и продолжавшийся в IX в. процесс закрепощения крестьянства обострили борьбу между крупными феодальными землевладельцами, так называемыми динатами («сильными»), и разорённым крестьянством, получившим в византийских памятниках того времени название пенетов («убогих»). В 821 г. в Малой Азии вспыхнуло широкое народное движение, известное под названием восстания Фомы Славянина, военного командира одной из мало-азийских фем, вставшего во главе восстания. Активное участие в этом восстании приняли славяне, армяне и лазы, а также другие племена и народности.

Моисей

МОИСЕЙ. Это имя не может иметь еврейского происхождения по двум причинам. Во-первых, в нем присутствуют два дифтонга, что несвойственно консонансным языкам, каковым является иврит. Во-вторых, имя этому персонажу Библии, по свидетельству оной, было дано дочерью фараона, а верховная власть в древнем Египте находилась в руках гиксосов либо нумидийцев, но никак не евреев, причем гиксосы, очевидно, были выходцами из «пределов Севера», поэтому есть смысл обратиться к тексту Библии, который свидетельствует, что дочь фараона «нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его». Женщины, насколько это известно, в древнем Египте рабовладельцами не были, но в описываемом случае ребенок был вынут из воды, фактически с того света. Такое приобретение слуги или раба, скорее всего, не было предусмотрено законами фараонов. Это позволило дочери фараона-гиксона сказать: «Мой сей» — «Это мой», что впоследствии и закрепилось как широко известное имя.

Вишишта-адвайта

ВИШИШТА-АДВАЙТА, древнеиндийское религиозно-философское направление, разновидность веданты. Связана прежде всего с деятельностью Рамануджи (11—12 вв.). Вместе с адвайтой-ведантой Шанкары принадлежит к недуалистическим системам, признающим тождество «Я» и бога (брахмана) и в этом противостоящим дуалистической веданте (двайта) Мадхвы, полагающей «Я» и бога как две совершенно различные и самостоятельные сущности. В то же время в отличие от адвайты-веданты Шанкары монизм вишишты-адвайты ограничен присутствием различий (вишеша, ви-шишта): при общем тождестве «Я» и бога, согласно вишиште-адвайте, существует множественность реальных душ, наделённых сознанием, и материи, не имеющей сознания; мир создан богом и столь же реален, как и он. Соответственно Вишишта-адвайта настаивает на истинности всякого познания и отрицает существование иллюзорных объектов, оспаривая учение адвайты-веданты об иллюзорности (см. Майя).

Религия (ДЭС, 1985)

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистического мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестественные силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его существование после смерти; искажённое, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними сил природы и общества. Реакционная роль религии * проявляется в ослаблении общественного сознания людей, отвлечении их от классовой борьбы, разъединении сил трудящихся различной религиозной принадлежности. Религия играла и продолжает играть значительную роль в личной и социальной жизни людей многих стран мира, в их демографическом поведении **; религиозные факторы влияют на развитие миграций, имеющих важные демографические последствия (например, при разделе Британской Индии на Индию и Пакистан)...

Диофизиты

ДИОФИЗИТЫ (δυό θ φύσις), то есть дву-естественники — так называли православных еретики-монофизиты, признававшие в Христе только одну божескую природу, или естество, и осужденные вселенским четвертым собором в Халкидоне, по определению которого в едином лице Христа пребывают без слияния и без разделения две природы, или два естества: божеское и человеческое.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Семейный алтарь в буддизме

АЛТАРЬ. В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные «священные» предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большие доходы.

Богомильское движение (ВИ, 1957)

Внешнеполитические успехи не привели к какому-либо облегчению положения народных масс. Все государственные повинности падали исключительно на крестьян. Крестьяне же должны были платить и все государственные налоги: поземельный — волобещину, подворный — димнину, поборы со скота, пчёл и прочие. Значительные платежи с крестьян взимала и церковь.

Тяжесть эксплуатации вызвала в Х веке в Болгарии антифеодальное народное движение. Это движение, распространившееся и в некоторых других южнославянских странах, а также в Византии, было облечено в форму богомильской ереси *. В соответствии с народными представлениями о происхождении зла и насилия богомилы учили, что в мире постоянно происходит борьба двух начал: доброго (бога) и злого (сатаны), что гнёт и насилие — порождения зла — не вечны и могут быть в конце концов уничтожены...

Страницы

Subscribe to RSS - Религия
Яндекс.Метрика