Религия

РЕЛИГИЯ (лат. religio — набожность; святыня, предмет культа) — 1) мировоззрение мироощущение, поведение, культовые действия, основанные на верованиях, ритуалах, вере в чудодейственные силы, существа в виде Бога или богов, являющихся объектами поклонения; 2) учение, постулирующее существование незримой высшей силы, направляющей все явления и процессы во Вселенной.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 438.

 

Жрецы у ацтеков: функции

Жрецы вели добродетельную, непорочную и скромную жизнь. Они были богобоязненны, и поэтому им не полагалось ни лгать, ни проявлять гордыню, ни глядеть на женщин. Католический монах и хронист XVI столетия Саагун особо указывал на то, что этим жрецам неведом порок и разврат. Если же жрец согрешил и выпил пульке (спиртной напиток) либо предался похоти, пощады не было: его удушали, сжигали живьём или расстреливали из луков. Если же жрец совершал незначительных грех, ему пускали кровь, надрезая шипами агавы или заострённой костью уши, бока либо бёдра.

Саньлунь школа

САНЬЛУНЬ ШКОЛА (Саньлунь цзун – «школа трех шастр») – китайская буддийская школа мадхьямики. Название связано с опорными текстами, авторство двух из которых («Чжун лунь» – «О срединном видении» и «Шиэр мэнь» – «О двенадцати вратах») приписывается Нагарджуне (Луншу, 2–3 века), третьего («Бай лунь» – «Рассуждение в ста стихах») – его ученику Арьядеве (Типо, 3 в.), а заслуга их перевода на китайский язык – Кумарадживе (Цзюмолоши, 4–5 века). Основателем школы считается Цзицзан (549–623), предки которого, возможно, были выходцами из Парфии.

Благовещение (ЭсРц)

БЛАГОВЕЩЕНИЕ, один из Великих Богородичных праздников христианской церкви, приходящийся на 25 марта и посвященный воспоминанию возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. О самом событии повествуется в одном только Евангелии от Луки (Лук. 1: 26-38), но подробно, что соответствует важности его.

Событие совершилось в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя. По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших Богородичных праздников. Настолько же древне приурочение его к 25 марта. Крайние сроки, с которыми совпадает Благовещение,- четверг третьей недели Великого поста и среда Светлой седмицы...

Мистика (НФЭ, 2010)

МИСТИКА (от греч. μυστικός – таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

Мировоззренческие основы мистики могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют – это личный бог и «единение» с ним – это диалогическое «общение», которое требует согласия партнера и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием...

Тескатлипока (Баландин, 2007)

ТЕСКАТЛИПОКА. Под этим именем (в переводе — «Дымящееся зеркало») выступают в некоторых случаях первые четыре божества [ацтеков], порожденные Верховным владыкой, а в других — одно из этих божеств. Можно предположить (соединяя обе версии), что если три Тескатлипоки имели дополнительные имена — Кецалькоатль, Уицилопочтли, Шипе-Тотека, — то один из них так и остался под общим именем.

Суть этих четырех богов тоже понималась по-разному в различных преданиях. Ойи олицетворили четыре цвета (белый, черный, красный и синий), четыре природные стихии или элемента природы, четыре стороны света, а также четыре эпохи мироздания...

Брахманизм (Чанышев, 1981)

БРАХМАНИЗМ. Третий слой арийского мифологического мировоззрения отражен во втором упомянутом выше слое ведийской литературы, — в Брахманах. Каждая веда имела свои Брахманы. Одна из наиболее значительных Брахман — Шатапатха («Сто путей»). В ней есть элементы предфилософии. Но в основном Брахманы — описания религиозного ритуала. Это уже время арийских раннеклассовых государств «века бронзы», торжества брахманов и начала борьбы с ними кшатриев за идеологическую гегемонию. По пока что брахманы главенствовали. Они усложнили ритуал, а тем самым монополизировали его исполнение.

Анабаптисты (РИЭ, 2015)

АНАБАПТИСТЫ (от греч. άναβαπ-τίζω — «перекрещиваю») — религиозное течение в христианстве, появившееся в Германии и Швейцарии XVI в. в результате Реформации. Основную массу последователей составляли радикально настроенные городские низы и бедные слои крестьянства. Предшественниками А. были религиозно-мистические секты, в частности «Пророки из Цвиккау» (1521–1522) — группа городской бедноты, возглавляемая ткачом Н. Шторхом, студентом М. Штюбнером и ремесленником Т. Дрехзелем.

Чуриковцы

ЧУРИКОВЦЫ - религиозная секта в России, основная в религиозно-этическом движении трезвенников, в котором существовали и другие секты (анисимовцы, григорьевцы, колосковцы, мироновцы, смирновцы). Основатель бывший самарский купец И. А. Чуриков (1862 - после 1930). Он проповедовал нравственное, религиозное спасение путем отказа от алкогольных напитков и курения. Его приверженцы создали легенду о Чурикове, будто бы обладавшем божественной силой исцеления от пьянства. Чуриковцы пользовались некоторым влиянием среди городских низов Петербурга и Москвы.

Буддизм и джайнизм в Древней Индии

В период, когда рабовладельческие отношения окончательно оформились, брахманизм — религия раннерабовладельческого общества, освящавшая племенную раздроблённость и исключительность,— не мог уже служить удовлетворительной идеологической основой для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий. Появляется буддизм — идеология относительно развитого рабовладельческого общества в Индии.

В буддийской религиозной литературе, относящейся ко времени, близкому к началу нашей эры, основание этой религии приписывается странствующему проповеднику Сиддхартхе, известному под прозвищем Шакьямуни («отшельнику из племени шакьев»). Годы его жизни определяются чаще всего между 560 и 480 гг. до н. э...

Священники и монахи [в Китае]

Религиозный синкретизм, характерный для китайского мышления, находит свое основание, как уже говорилось, в безразличии к догмам. Это безразличие никогда не мешало китайцам обращаться в определенных ситуациях к услугам специалистов в области проведения религиозных церемоний. Число таких задействованных специалистов зависело от финансовых возможностей человека. Так, богатые люди могли в случае похорон членов своих семей чередовать буддистские и даосские службы, проводимые соответственно членами двух клиров.

Страницы