Реформация

Гуманизм — реформация — контрреформация

Мечта гуманистов из круга флорентийской Платоновской академии и их единомышленников в Италии и за ее пределами о наступлении золотого века, предсказанного сивиллами и поэтами классической древности, века расцвета возрожденных паук и искусств, земного блаженства в условиях всеобщего согласил и гармонии, мечта, нашедшая свое выражение в Рафаэлевых фресках Палаты подписей Ватиканского дворца, в идеальной общности европейской «республики ученых» и в «Золотой книжице» Томаса Мора, рухнула при столкновении с европейской действительностью XVI столетия, сгорела в огне вероисповедных конфликтов с наступлением Реформации и католической реакции...

Реформация в Швейцарии и Франции

Мы видели, в каком отношении находился Мориц Саксонский к Карлу V. Карл не хотел верить доходившим до него слухам об измене Морица и его замыслах и продолжал заниматься возвратившимся в Тридент собором. Мы видели, вследствие какой причины собор разделился. Можно сказать, что упорство Павла III и подозрительность спасли протестантов от величайшей опасности. Если б собор не разделился именно в ту решительную эпоху, когда император, окончив Шмалькальденскую войну, стоял во главе Германии, то, конечно, решения Тридентского собора могли бы получить совсем иной вес. Разделение собора заставило императора принять иное средство, именно Аугсбургской интерим. После Павла III Юлий III, его преемник, согласился с императором и сам приказал духовным лицам воротиться из Болоньи в Тридент...

Реформация (Ильичёв, 1983)

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio — преобразование, исправление), разнородное социально-политическое и идеологическое движение 16—17 веков, охватившее большинство стран Западной и Центральной Европы и направленное против средневековой католической церкви как «...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 361).

Реформация в Польше

Реформационные идеи находили отклик во всех слоях польского общества — среди плебейских масс города и крестьянства, в средних слоях горожан и в шляхте, а также в среде светских магнатов.

Причины этого заключались в могуществе и особых привилегиях католического духовенства. В XVI в. церковные владения составляли в Польше 1/5 всей земли. Церковная десятина, взимавшаяся как с крестьян, так и с других слоёв населения, была весьма разорительна и вызывала всеобщее возмущение, равно как и особые сборы в пользу папской курии, церковных судов и т. п...

Начало Реформации

Недовольство охватило различные слои немецкого общества в начале XVI века. Ни императорская власть, ни крупные территориальные князья не могли остановить нараставшее внутри страны революционное движение народных масс а подъём оппозиционных настроений бюргерства и рыцарства. В Германии складывалась революционная ситуация Оппозиционные течения оставались долгое время разобщёнными. Только тогда, когда на почве широкого общественного подъёма получили большое распространение оппозиционные и революционные идеи в религиозной форме, различные элементы оппозиции стали объединяться...

Реформация [во Франции]

РЕФОРМАЦИЯ. С 20-х годов XVI века во Франции начинают распространяться реформационные идеи. Следует, однако, отметить с самого начала, что Реформация во Франции никогда не имела той силы и того распространения, какое она получила в Германии и некоторых других странах Европы.

Крепкая королевская власть и достигнутое уже в XVI веке территориальное единство Франции способствовали тому, что французская церковь, не порывая с Римом, сумела оградить себя от чрезмерных притязаний папы и обирательства римской курии и сохранила свои богатства в интересах французского национального клира...

Реформация (Митрохин, 1990)

РЕФОРМАЦИЯ (От лат. reformatio — преобразование, исправление) — социальное и идеологическое движение 16 века, осуществившее пересмотр средневековой культуры в соответствии с потребностями нарождавшегося буржуазного строя. Охватившая большинство стран Западной Европы, Реформация была направлена прежде всего против римско-католической церкви как «наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 361) и привела к возникновению протестантизма.

Реформация (НФЭ, 2010)

РЕФОРМАЦИЯ (лат. reformatio – преобразование) – в религиеведении означает приведение сложившихся форм той или иной религии в соответствие с изменившимися условиями; при этом легитимность изменения утвердившейся религиозной традиции обосновывается необходимостью восстановления ее в «истинном», т.е. первоначальном, виде. Так сознает свою задачу религиозный реформатор в отличие от пророка-основателя новой религии. Это не исключает того, что реальным результатом реформации может стать возникновение новой, отличной от традиционной религии.

Реформация (Лопухов, 2013)

РЕФОРМАЦИЯ — разнородное социально-политическое и религиозно-идеологическое движение XVI—XVII веков, охватившее большинство стран Западной и Центральной Европы и направленное, прежде всего, против средневековой католической церкви, против папства. Началась с пересмотра основных догматов католицизма, но уже скоро приобрела характер политической и идеологической борьбы с ним (выступления гуситов, учения Лютера, Цвингли, Кальвина, Меланхтона, социальное движение под руководством Томаса Мюнцера).

Реформация (НКА, 1985)

По словам Энгельса, Реформация была первой решительной битвой в борьбе европейской буржуазии против феодализма, первым актом буржуазной революции в Европе. Первый акт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных войн. Чувства и сознание масс были целиком вскормлены той духовной пищей, которую предлагала им церковь. В силу этого историческое движение, содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, должно было принять религиозную окраску. Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера (1483-1546) против индульгенций. Лютер выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и богом. „Бог, - писал Лютер, - не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе". Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении, или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.

Страницы