Литература

ЛИТЕРАТУРА [лат. litteratura — написанное] — 1) в широком смысле — совокупность письменных и печатных произведений (научных, художественных, философских и др.) того или другого народа, эпохи или всего человечества; 2) вид искусства — творчество, выраженное в письменном слове.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 194.

 

Серапионовы братья

СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ (по названию кружка друзей в одноименном произведении Э. Т. А. Гофмана) — литературная группа, возникшая в 1921 году в Петрограде (Вс. Иванов, М. Зощенко, Л. Лунц, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов, М. Слонимский и др.). Группа сформировалась как некое противостояние официальной литературе, писатели не принимали искусство, сложившееся с пропагандой новой власти, провозглашали независимость искусства, особенно от политики, являлись сторонниками формулы «искусство ради искусства». Серапионовы братья искали новые реалистические приемы письма, экспериментировали с ним.

Поэма

ПОЭМА, один из центральных жанров поэзии Лермонтова, важный для понимания русского романтизма в целом. За период 1828—1841 годы Лермонтов создал около 30 поэм. Сам же он опубликовал три поэмы: «Песню про ... купца Калашникова» и «Тамбовскую казначейшу» в 1838 году, «Мцыри» в 1840 году. «Хаджи Абрек» напечатан в 1835 году без ведома автора.

Лирико-эпические жанры особенно отвечали интересу Лермонтова к внутреннему миру личности: «вырастая» из лирики, развивая те же мотивы, поэма не только сохраняла возможность самораскрытия героя, но и показывала его «со стороны» — в действии, в противоборстве с миром, в эпическом отношении к важнейшим общечеловеческим проблемам. Наследуя непосредственно предшествующие жанровые традиции русской и западной поэмы...

Натуральная школа

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА, этап развития реализма в русской литературе 40-х годов 19 века, характеризующийся критической и демократической направленностью, сознательным осуществлением реалистических принципов, интересом к проблемам общественной среды (и соотношения с нею природы человека), а также спецификой жанровых форм, типа героя, конфликта, сюжетосложения. Термин принадлежал Ф. В. Булгарину («Северная пчела», 1846, № 22), но был переосмыслен и утвержден в литературе В. Г. Белинским.

Белинский консолидировал вокруг журнала «ОЗ» (позже в «Современнике») авторов, творчество которых составило Натуральную школу с относительно высокой степенью идейно-творческого единения...

Пураны: мифосложение

Индийские трактаты по поэтике, как известно, не удостаивали пураны своим вниманием. Специально разработанной теории компиляции и редактирования пуран не было: по крайней мере о ее существовании ничего не известно. В свою очередь, сопоставление существующих текстов пуран позволяет думать, что в среде их оформления отсутствовали какие бы то ни было жесткие канонические нормы, определявшие последовательность, излагавшихся в пуране мифов.

 Если в обоих эпосах древней Индии при всей неоднородности их текстов существует единая сквозная сюжетная линия — судьба героя (героев),— проходящая от начала первой книги да конца последней, и все побочные и вставные повествования, как бы интенсивно они ни разрастались, так или иначе наращиваются на нее, то найти что-либо подобное в большинстве пуран не удается...

Анекдот (УИЭ, 2000)

АНЕКДОТ, заимствовано в XVIII веке из французского anecdote, которое в свою очередь генетически связано с греческим anecdote, означающим «неизданное». Значение слова в русском языке менялось: сначала анекдот — рассказ о тайных делах, затем — рассказ о любопытных случаях, фактах; в XIX веке анекдот — веселый случай, забавное происшествие, имевшее место в реальности; в XX веке анекдот — короткий комический рассказ вымышленного характера с неожиданной развязкой. В народной среде анекдотом могут называть короткую пародию, каламбур, сюжетный юмористический рассказ, даже небылицу. Записей уральских анекдотов XVIII века до нас не дошло. В XIX веке на Урале широко бытовали фольклорные анекдоты бытового и исторического характера. Последние были связаны с историческими личностями...

Ирония (на примерах из Лермонтова)

ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и — шире — элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо-критическое отношение к действительности. Как средство художественной выразительности (стилистический прием) и как эстетическая категория ирония находится на периферии творчества Лермонтова-поэта: ею окрашены некоторые ранние стихи [«Примите дивное посланье» (1832), «На серебряные шпоры» (1833), «Юнкерская молитва» (1833)] и лермонтовские эпиграммы (см. «Новогодние мадригалы и эпиграммы»), показывающие, что Лермонтов владел всеми видами иронии, от легкой насмешки до едкого сарказма, но в сферу серьезной исповеди его лирического героя ироническая интонация не проникала (см. Комическое). Ироническое обыгрывание трагического в ранней лирике Лермонтова встречается едва ли не единственный раз:

Пураны: природа жанра (Сахаров, 1991)

Если просмотреть текст любой индуистской пураны, то и в самом деле можно найти соответствие каждому — или почти каждому — из упомянутых признаков. Прежде всего, большинство пуран содержит космогоническое повествование о стадиях творения мира, завершающихся возникновением Вселенной из Мирового Яйца. Здесь же, как правило, рассказывается о последовательном принятии Брахмой четырех обликов, из которых возникают асуры, боги, предки и люди, еще не способные к продолжению рода; описывается сотворение Брахмой из собственного ума божественных провидцев (риши), Первого Ману (прародителя человеческого рода) и следующая за этим сексуализация всех живых существ. Рассказ о Первом Ману сопровождается обычно географической картиной мира с его семью континентами и разно-вещественными океанами...

Демонизм как тема творчества

ДЕМОНИЗМ, восходящее к библейской мифологии обозначение отношения к миру, предельная цель которого — разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто. Демонизм основывается на абсолютной свободе воли его носителя, который воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от моральных обязательств перед людьми, утверждает её как свободу проявления его собственных волеизъявлений и в противовес идеям добра и любви выдвигает идеи тотального скептицизма. Мысль о необходимости разрушить и пересоздать мир на основании свободы воли, обусловленная личной обидой носителя демонизма на мироустройство, обосновывается им путем доказательств того, что мир «не состоялся» и что бессмыслица переполняет мир...

Баллада (ЛЭ, 1981)

БАЛЛАДА, лиро-эпическое сюжетное стих, с четкими жанрово-структурными признаками, представленное в поэзии Лермонтова сравнительно небольшим числом произведений. Однако в круг его балладного творчества входит множество явлений промежуточных, междужанровых — на границе лирического стихотворения и баллады (песня, дума), эпоса и лирики (историческая и военная песни). Их «балладность» обнаруживается в острой сюжетности, лиризме повествования, фрагментарности композиции, особой роли диалога, четкой ритмической организации стихотворного текста. Ранние баллады создавались под прямым воздействием предромантической и романтические традиции, в первую очередь B. А. Жуковского и немецких поэтов Ф. Шиллера и Г. Бюргера, интерес к которым был пробужден переводами Жуковского; таковы «Баллада» («Над морем красавица-дева сидит»), «Перчатка», «Гость» («Как прошлец иноплеменный»)...

Антитеза у Лермонтова

АНТИТЕЗА, антитетичность, в широком смысле — принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в искусстве — прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психол. состояний, ситуаций, атрибутов быта и т. п. Антитеза интенсивно используется Лермонтовым на протяжении всего творческого пути; из локального художественного приема антитеза у Лермонтова перерастает в мировоззренческий гносеологический феномен и обретает новую жизнь, полную художественных неожиданностей.

В произведениях Лермонтова выделяются несколько уровней антитезы...

Страницы