Литература

ЛИТЕРАТУРА [лат. litteratura — написанное] — 1) в широком смысле — совокупность письменных и печатных произведений (научных, художественных, философских и др.) того или другого народа, эпохи или всего человечества; 2) вид искусства — творчество, выраженное в письменном слове.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 194.

 

Ирония (на примерах из Лермонтова)

ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и — шире — элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо-критическое отношение к действительности. Как средство художественной выразительности (стилистический прием) и как эстетическая категория ирония находится на периферии творчества Лермонтова-поэта: ею окрашены некоторые ранние стихи [«Примите дивное посланье» (1832), «На серебряные шпоры» (1833), «Юнкерская молитва» (1833)] и лермонтовские эпиграммы (см. «Новогодние мадригалы и эпиграммы»), показывающие, что Лермонтов владел всеми видами иронии, от легкой насмешки до едкого сарказма, но в сферу серьезной исповеди его лирического героя ироническая интонация не проникала (см. Комическое). Ироническое обыгрывание трагического в ранней лирике Лермонтова встречается едва ли не единственный раз:

Пураны: природа жанра (Сахаров, 1991)

Если просмотреть текст любой индуистской пураны, то и в самом деле можно найти соответствие каждому — или почти каждому — из упомянутых признаков. Прежде всего, большинство пуран содержит космогоническое повествование о стадиях творения мира, завершающихся возникновением Вселенной из Мирового Яйца. Здесь же, как правило, рассказывается о последовательном принятии Брахмой четырех обликов, из которых возникают асуры, боги, предки и люди, еще не способные к продолжению рода; описывается сотворение Брахмой из собственного ума божественных провидцев (риши), Первого Ману (прародителя человеческого рода) и следующая за этим сексуализация всех живых существ. Рассказ о Первом Ману сопровождается обычно географической картиной мира с его семью континентами и разно-вещественными океанами...

Демонизм как тема творчества

ДЕМОНИЗМ, восходящее к библейской мифологии обозначение отношения к миру, предельная цель которого — разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто. Демонизм основывается на абсолютной свободе воли его носителя, который воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от моральных обязательств перед людьми, утверждает её как свободу проявления его собственных волеизъявлений и в противовес идеям добра и любви выдвигает идеи тотального скептицизма. Мысль о необходимости разрушить и пересоздать мир на основании свободы воли, обусловленная личной обидой носителя демонизма на мироустройство, обосновывается им путем доказательств того, что мир «не состоялся» и что бессмыслица переполняет мир...

Баллада (ЛЭ, 1981)

БАЛЛАДА, лиро-эпическое сюжетное стих, с четкими жанрово-структурными признаками, представленное в поэзии Лермонтова сравнительно небольшим числом произведений. Однако в круг его балладного творчества входит множество явлений промежуточных, междужанровых — на границе лирического стихотворения и баллады (песня, дума), эпоса и лирики (историческая и военная песни). Их «балладность» обнаруживается в острой сюжетности, лиризме повествования, фрагментарности композиции, особой роли диалога, четкой ритмической организации стихотворного текста. Ранние баллады создавались под прямым воздействием предромантической и романтические традиции, в первую очередь B. А. Жуковского и немецких поэтов Ф. Шиллера и Г. Бюргера, интерес к которым был пробужден переводами Жуковского; таковы «Баллада» («Над морем красавица-дева сидит»), «Перчатка», «Гость» («Как прошлец иноплеменный»)...

Антитеза у Лермонтова

АНТИТЕЗА, антитетичность, в широком смысле — принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в искусстве — прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психол. состояний, ситуаций, атрибутов быта и т. п. Антитеза интенсивно используется Лермонтовым на протяжении всего творческого пути; из локального художественного приема антитеза у Лермонтова перерастает в мировоззренческий гносеологический феномен и обретает новую жизнь, полную художественных неожиданностей.

В произведениях Лермонтова выделяются несколько уровней антитезы...

Агитка

АГИТКА (от лат. agitatio — побуждение) — литературное произведение, написанное на злободневную общественно-политическую тему, в котором все изобразительные средства направлены к одной цели — максимальному агитационному воздействию на читателя (слушателя).

В 20-х годах 19 века А. Бестужев-Марлинский вместе с К. Рылеевым написал агитационные песни «Царь наш немец прусский», «Ах, где те острова», «Ах, тошно мне на чужой стороне», «Ты скажи, говори». Популярные агитационные песни в 50—60-х годах создали поэты революционно-демократического лагеря. В советскую эпоху искусство агитки получило большое развитие. Мастером большевистской агитки был Д. Бедный. В годы гражданской войны агитационное воздействие его стихов на бойцов Красной Армии было исключительно сильным...

Мозг - текст - культура - искусственный интеллект (Лотман, 1992)

Неопределенность, которая царит до сих пор в этом вопросе, в значительной мере связана с тем, что единственным реально данным нам интеллектуальным объектом до сих пор предполагался механизм индивидуального сознания человека. Поскольку объект этот не включается ни в какой ряд, оставаясь уникальным, изучение его чрезвычайно затруднялось: что в нём принадлежит сознанию как таковому, а что следует отнести за счёт случайной и частной его формы - человеческого сознания - оказывалось практически невыяснимым. Неясность исходного понятия - "интеллект" - влечёт за собой ряд последствий. В частности, открытым остаётся вопрос о том, в какой мере, моделируя отдельные элементарные звенья мыслительного процесса или формализуя отдельные аспекты логического сознания, мы действительно приближаемся к построению искусственного автономного интеллекта...

Итинерарий

Итинерарии — произведения латинской христианской литературы. В связи с движением паломников, усилившимся с IV века н. э., рождается ряд путеводителей, описывающих Святую Землю и ее памятники. К ним принадлежат Бордосский итинерарий — описание путешествия из Бордо (Бурдигалы) до Иерусалима по святым местам (333 год), Свод сведений об Иерусалиме V/VI веков. О положении Святой Земли (De situ Terrae Sanctae) Феодосия и приписываемый Антонину из Плаценции Итинерарий, представляющий описание паломничества в Иерусалим около 570 года. Особое место занимает итинерарий Эгерии. Итинерарии являются важным документом для изучения ментальности того времени и паломнического движения, а также содержат неоценимые сведения по географии, топографии и археологии, в особенности относительно Палестины.

Баллада

Баллада (от позднелат. ballo — танцую) — наиболее популярный жанр народной поэзии; начал складываться почти одновременно во многих странах Западной Европы с XIII века, но первые записи были осуществлены только спустя почти два столетия. Все это время баллада существовала в устной традиции. Первоначально термин означал плясовую песню. Отличительная черта балладного жанра — краткость и драматичность, даже трагичность сюжета, но главное — реальность, жизненность. Объектом баллады являлась психологическая коллизия, связанная с семейной или социальной проблемой. Герой баллады — всегда активная, деятельная личность, которая пытается бороться против существующих несправедливых порядков. Ранняя народная баллада связана с сюжетами героического эпоса, многие баллады имеют исторические источники. К лучшим образцам народной поэзии относятся англ. баллады, посвященные Робин Гуду.

Былины (Погодин, 1871)

Былины, или песни былевые, дошли до нас в самом поврежденном виде, почти изуродованные, но основание их, без всякого сомнения, относится к глубокой древности и ко времени главного лица, около которого все они, так или иначе, обращаются, — стольного князя киевского Владимира. Киев, Чернигов, Волынь, Галич, Дунай, Днепр — вот имена, которые беспрестанно слышатся в этих песнях и показывают место их сочинения или происхождения, — на юге, в Киеве и около Киева.

Подлинность их доказывается убедительнее всего «от противного», как говорится в логике.

Объяснимся сначала по вопросу о времени. Ни к какому времени, кроме Владимирова, всего менее после татар, нельзя приурочить наши былины...

Страницы