Литература

ЛИТЕРАТУРА [лат. litteratura — написанное] — 1) в широком смысле — совокупность письменных и печатных произведений (научных, художественных, философских и др.) того или другого народа, эпохи или всего человечества; 2) вид искусства — творчество, выраженное в письменном слове.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 194.

 

Свисток

«Свисток» — сатирическое приложение к «Современнику», издавалось в 1859—1863 годах. Всего появилось на свет девять выпусков. Как вспоминал Некрасов, идея создания «Свистка» принадлежала ему самому, однако, по его же словам, «душу ему («Свистку».— Примечание составителя), конечно, дал Добролюбов» (Литературное наследство. М., 1946. № 49—50. с. 153). «Свисток», обладая безусловной автономией, являлся, прежде всего, органом редакции «Современника», тесно связанным с публицистикой журнала. Не случайно, прекращение существования «Свистка» явилось следствием назревшего в редакции в 1863 году внутреннего идейного конфликта между Салтыковым и Антоновичем, Пыпиным, Елисеевым.

Авангардизм (ЭСЮЛ, 1988)

Авангардизм (от франц. avant-garde — передовой отряд) — условный термин, обозначающий так называемые левые течения в искусстве и литературе, возникшие (главным образом на Западе) во втором десятилетии XX века и проявившиеся преимущественно в поэзии и драматургии. Авангардизм отразил стихийный бунт поэтов против современного им буржуазного уклада. Ясной политической программы у представителей авангардизма не было. Они бунтовали против «сытых», против контрастов города, против несправедливой войны, развязанной империалистами в 1914 году. Они считали устаревшими привычные формы литературы и искусства, в том числе и строгие нормы стихосложения (даже синтаксиса), выступали против реализма, который казался им недостаточным для выражения их бунтарских настроений...

Акмеизм (ЭСЮЛ, 1988)

Эти трое поэтов, а также С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут в том же году назвали себя акмеистами (от греческого akme — высшая степень). Приятие земного мира в его зримой конкретности, острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира, мысль о равноправии всего сущего — вот что объединяло в ту пору всех шестерых. Почти все они прошли ранее выучку у мастеров символизма, но в какой-то момент решили отвергнуть свойственные символистам устремленность к «мирам иным» и пренебрежение к земной, предметной реальности...

Серапионовы братья

СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ (по названию кружка друзей в одноименном произведении Э. Т. А. Гофмана) — литературная группа, возникшая в 1921 году в Петрограде (Вс. Иванов, М. Зощенко, Л. Лунц, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов, М. Слонимский и др.). Группа сформировалась как некое противостояние официальной литературе, писатели не принимали искусство, сложившееся с пропагандой новой власти, провозглашали независимость искусства, особенно от политики, являлись сторонниками формулы «искусство ради искусства». Серапионовы братья искали новые реалистические приемы письма, экспериментировали с ним.

Поэма

ПОЭМА, один из центральных жанров поэзии Лермонтова, важный для понимания русского романтизма в целом. За период 1828—1841 годы Лермонтов создал около 30 поэм. Сам же он опубликовал три поэмы: «Песню про ... купца Калашникова» и «Тамбовскую казначейшу» в 1838 году, «Мцыри» в 1840 году. «Хаджи Абрек» напечатан в 1835 году без ведома автора.

Лирико-эпические жанры особенно отвечали интересу Лермонтова к внутреннему миру личности: «вырастая» из лирики, развивая те же мотивы, поэма не только сохраняла возможность самораскрытия героя, но и показывала его «со стороны» — в действии, в противоборстве с миром, в эпическом отношении к важнейшим общечеловеческим проблемам. Наследуя непосредственно предшествующие жанровые традиции русской и западной поэмы...

Натуральная школа

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА, этап развития реализма в русской литературе 40-х годов 19 века, характеризующийся критической и демократической направленностью, сознательным осуществлением реалистических принципов, интересом к проблемам общественной среды (и соотношения с нею природы человека), а также спецификой жанровых форм, типа героя, конфликта, сюжетосложения. Термин принадлежал Ф. В. Булгарину («Северная пчела», 1846, № 22), но был переосмыслен и утвержден в литературе В. Г. Белинским.

Белинский консолидировал вокруг журнала «ОЗ» (позже в «Современнике») авторов, творчество которых составило Натуральную школу с относительно высокой степенью идейно-творческого единения...

Пураны: мифосложение

Индийские трактаты по поэтике, как известно, не удостаивали пураны своим вниманием. Специально разработанной теории компиляции и редактирования пуран не было: по крайней мере о ее существовании ничего не известно. В свою очередь, сопоставление существующих текстов пуран позволяет думать, что в среде их оформления отсутствовали какие бы то ни было жесткие канонические нормы, определявшие последовательность, излагавшихся в пуране мифов.

 Если в обоих эпосах древней Индии при всей неоднородности их текстов существует единая сквозная сюжетная линия — судьба героя (героев),— проходящая от начала первой книги да конца последней, и все побочные и вставные повествования, как бы интенсивно они ни разрастались, так или иначе наращиваются на нее, то найти что-либо подобное в большинстве пуран не удается...

Анекдот (УИЭ, 2000)

АНЕКДОТ, заимствовано в XVIII веке из французского anecdote, которое в свою очередь генетически связано с греческим anecdote, означающим «неизданное». Значение слова в русском языке менялось: сначала анекдот — рассказ о тайных делах, затем — рассказ о любопытных случаях, фактах; в XIX веке анекдот — веселый случай, забавное происшествие, имевшее место в реальности; в XX веке анекдот — короткий комический рассказ вымышленного характера с неожиданной развязкой. В народной среде анекдотом могут называть короткую пародию, каламбур, сюжетный юмористический рассказ, даже небылицу. Записей уральских анекдотов XVIII века до нас не дошло. В XIX веке на Урале широко бытовали фольклорные анекдоты бытового и исторического характера. Последние были связаны с историческими личностями...

Ирония (на примерах из Лермонтова)

ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и — шире — элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо-критическое отношение к действительности. Как средство художественной выразительности (стилистический прием) и как эстетическая категория ирония находится на периферии творчества Лермонтова-поэта: ею окрашены некоторые ранние стихи [«Примите дивное посланье» (1832), «На серебряные шпоры» (1833), «Юнкерская молитва» (1833)] и лермонтовские эпиграммы (см. «Новогодние мадригалы и эпиграммы»), показывающие, что Лермонтов владел всеми видами иронии, от легкой насмешки до едкого сарказма, но в сферу серьезной исповеди его лирического героя ироническая интонация не проникала (см. Комическое). Ироническое обыгрывание трагического в ранней лирике Лермонтова встречается едва ли не единственный раз:

Пураны: природа жанра (Сахаров, 1991)

Если просмотреть текст любой индуистской пураны, то и в самом деле можно найти соответствие каждому — или почти каждому — из упомянутых признаков. Прежде всего, большинство пуран содержит космогоническое повествование о стадиях творения мира, завершающихся возникновением Вселенной из Мирового Яйца. Здесь же, как правило, рассказывается о последовательном принятии Брахмой четырех обликов, из которых возникают асуры, боги, предки и люди, еще не способные к продолжению рода; описывается сотворение Брахмой из собственного ума божественных провидцев (риши), Первого Ману (прародителя человеческого рода) и следующая за этим сексуализация всех живых существ. Рассказ о Первом Ману сопровождается обычно географической картиной мира с его семью континентами и разно-вещественными океанами...

Страницы