Литература

ЛИТЕРАТУРА [лат. litteratura — написанное] — 1) в широком смысле — совокупность письменных и печатных произведений (научных, художественных, философских и др.) того или другого народа, эпохи или всего человечества; 2) вид искусства — творчество, выраженное в письменном слове.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 194.

 

Ценность саг

Как мы уже говорили, сагу определяет ее стиль, удивительно однородный, к какой бы категории она ни относилась. Тексты саг носят преобладающе повествовательный характер, то есть они настолько нагружены разного рода сведениями, что изложить их вкратце практически невозможно — проще было бы переписать! Мы уже отмечали, что в сагах отсутствуют лирические мотивы (как, впрочем, и во всей средневековой исландской литературе).

Лирическая поэзия [Древнего Востока]

Господство религиозных воззрений наложило своеобразный отпечаток почти на всю сохранившуюся древневавилонскую лирику. В храмовых и дворцовых библиотеках и архивах особенно тщательно сохранялись, переписывались и переводились с шумерийского на аккадский язык именно те произведения художественной литературы, в частности лирической поэзии, которые были либо связаны с религиозно-магическим культом, либо выражали религиозное настроение автора. Это были заклинания, предсказания, гимны и молитвы, часто облекавшиеся в своеобразную поэтическую форму.

Драматическая поэзия [Вавилонии]

Основной цикл вавилонской религиозной драмы связан с культом умирающего и воскресающего бога природы. Ещё в шумерийскую эпоху появляются первые образцы этой религиозной драмы. Так, в шумерийской легенде о «Нисхождении Иннины в подземный мир», которая является прототипом вавилонского сказания о «Нисхождении Иштар», сохранились диалоги, которые, возможно, могли декламироваться жрецами, исполнявшими в храме в качестве «певцов» древнейшую религиозную драму. Ко времени династии Исина относится патетический диалог между богиней Эгиме и её братом богом Лиль.

Прециозная литература

Новый этап культурной жизни Франции наступает в первой половине XVII века. Во французской культуре этого времени обозначается несколько основных направлений. При этом отдельные идеологические течения в силу большей развитости общественных противоречий теперь отчётливее и резче противостоят друг другу, чем в предшествующий исторический период. В это время большую активность в области идеологии проявляют реакционные круги французского дворянства. Во главе их стоит феодальная знать.

Плеяда

[Не путать с мифологическим понятием «Плеяды»] В конце 40-х годов возникает литературное направление, известное под именем Плеяды, которое оказало большое влияние на развитие французской национальной поэзии. Этот кружок, во главе которого стояли поэты Ронсар (1524—1585) и Дю Белле (1522—1560), объединял прогрессивных, патриотически настроенных представителей дворянской интеллигенции, горячо сочувствовавших процессу национального объединения страны.

Пародия

ПАРОДИЯ (греч. parodia — противопеснь, перепев) — жанр критической и сатирической литературы, который основан на воспроизведении и осмеянии стилистических приемов, карикатурном подчеркивании и утрировании особенностей писательской манеры какого-либо автора. Сущность пародии состоит в переиначивании оригинала, в переведении его серьезного языка в юмористическую образность и двусмысленность. Одна из самых значительных пародий в мировой литературе — роман Сервантеса «Дон Кихот», представляющий собой осмеяние рыцарских романов, — происходит посредством низведения их канонических образов: старый рыцарь, простая скотница, немощный конь и т. д...

Парадокс (Гурьева, 2009)

ПАРАДОКС (греч. paradoxes — странный, неожиданный) — глубокое по значению, но резко противоречащее здравому смыслу суждение. Служит средством сатирического, разоблачительного изображения действительности, нередко граничит с нелепостью (например, «Чем хуже, тем лучше»; «Торопись медленно»). На парадоксе может быть выстроен сюжет всего произведения. Например, «Пигмалион» Б. Шоу. Некоторые парадоксы становятся крылатыми изречениями — «Трус умирает много раз, храбрец — только однажды» (У. Шекспир, «Юлий Цезарь»).

Психологизм в литературе

ПСИХОЛОГИЗМ — методологический подход, который характерен для определенных направлений социологии (структурно-функциональная школа, неофрейдизм, Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Тард и др.). Объясняет социальные отношения и структуры на основе психологических данных, анализа взаимодействия людей и свойств человеческой психики.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 236.

Саги о современниках

Саги о современниках (samtíðarsögur) близки по жанру к предыдущим. Выделение их в особый тип вызвано тем, что они представляют собой хроники событий, происходивших при жизни авторов. Мы уже упоминали здесь саги о епископах (byskupasögur), которые входят в эту категорию саг, составляя отдельную подгруппу. Существуют также королевские саги, которые можно отнести к этой группе, например та же Сага о Сверрире, о которой мы уже говорили. Однако вершиной этого жанра, бесспорно, является Сага о Стурлунгах (Sturlunga saga), потомках Стурлы Тордарсона; в ней излагается последовательность событий, начавшихся в конце XII века и протянувшихся до XIII века, которые привели к потере исландцами независимости...

Мойры

МОЙРЫ (Moirai). В ранней греческой литературе судьба представляется как некое безличное начало — нечто, управляющее людскими судьбами и по своей силе превосходящее богов. Позднее возникло представление о трех богинях — мойрах (Moirai, ед. ч. Moira — «мойра»), которые считались дочерями Никты (ночь) или Зевса и Фемиды (справедливость). У Платона они — дочери Ананке (необходимость). Три мойры имели вид трех прядущих старух — Клото (прядущая) пряла нить жизни, Лахесис (дающая жребий) определяла длину нити, а Атропос (неотвратимая) обрезала ее в момент смерти.

Страницы