Литература

ЛИТЕРАТУРА [лат. litteratura — написанное] — 1) в широком смысле — совокупность письменных и печатных произведений (научных, художественных, философских и др.) того или другого народа, эпохи или всего человечества; 2) вид искусства — творчество, выраженное в письменном слове.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 194.

 

Мозг - текст - культура - искусственный интеллект (Лотман, 1992)

Неопределенность, которая царит до сих пор в этом вопросе, в значительной мере связана с тем, что единственным реально данным нам интеллектуальным объектом до сих пор предполагался механизм индивидуального сознания человека. Поскольку объект этот не включается ни в какой ряд, оставаясь уникальным, изучение его чрезвычайно затруднялось: что в нём принадлежит сознанию как таковому, а что следует отнести за счёт случайной и частной его формы - человеческого сознания - оказывалось практически невыяснимым. Неясность исходного понятия - "интеллект" - влечёт за собой ряд последствий. В частности, открытым остаётся вопрос о том, в какой мере, моделируя отдельные элементарные звенья мыслительного процесса или формализуя отдельные аспекты логического сознания, мы действительно приближаемся к построению искусственного автономного интеллекта...

Итинерарий

Итинерарии — произведения латинской христианской литературы. В связи с движением паломников, усилившимся с IV века н. э., рождается ряд путеводителей, описывающих Святую Землю и ее памятники. К ним принадлежат Бордосский итинерарий — описание путешествия из Бордо (Бурдигалы) до Иерусалима по святым местам (333 год), Свод сведений об Иерусалиме V/VI веков. О положении Святой Земли (De situ Terrae Sanctae) Феодосия и приписываемый Антонину из Плаценции Итинерарий, представляющий описание паломничества в Иерусалим около 570 года. Особое место занимает итинерарий Эгерии. Итинерарии являются важным документом для изучения ментальности того времени и паломнического движения, а также содержат неоценимые сведения по географии, топографии и археологии, в особенности относительно Палестины.

Баллада

Баллада (от позднелат. ballo — танцую) — наиболее популярный жанр народной поэзии; начал складываться почти одновременно во многих странах Западной Европы с XIII века, но первые записи были осуществлены только спустя почти два столетия. Все это время баллада существовала в устной традиции. Первоначально термин означал плясовую песню. Отличительная черта балладного жанра — краткость и драматичность, даже трагичность сюжета, но главное — реальность, жизненность. Объектом баллады являлась психологическая коллизия, связанная с семейной или социальной проблемой. Герой баллады — всегда активная, деятельная личность, которая пытается бороться против существующих несправедливых порядков. Ранняя народная баллада связана с сюжетами героического эпоса, многие баллады имеют исторические источники. К лучшим образцам народной поэзии относятся англ. баллады, посвященные Робин Гуду.

Былины (Погодин, 1871)

Былины, или песни былевые, дошли до нас в самом поврежденном виде, почти изуродованные, но основание их, без всякого сомнения, относится к глубокой древности и ко времени главного лица, около которого все они, так или иначе, обращаются, — стольного князя киевского Владимира. Киев, Чернигов, Волынь, Галич, Дунай, Днепр — вот имена, которые беспрестанно слышатся в этих песнях и показывают место их сочинения или происхождения, — на юге, в Киеве и около Киева.

Подлинность их доказывается убедительнее всего «от противного», как говорится в логике.

Объяснимся сначала по вопросу о времени. Ни к какому времени, кроме Владимирова, всего менее после татар, нельзя приурочить наши былины...

Ирландские саги

Ирландские саги — основной жанр светской прозаической литературы на ирландском языке в эпоху Средневековья. Принятое в русской историографии название «саги» заимствовано из скандинавской традиции (см. также Исландские саги), ирландцы называли эти произведения seel — «рассказ», «повесть», «известие». Вопросы, связанные с происхождением, авторством и аудиторией Ирландских саг, в XX веке стали предметом полемики, многие из них до сих пор не получили ответа. С точки зрения ученых-«нативистов» (П. Мак-Кана, Дж. Мёрфи), тексты Ирландских саг, отражавшие реалии дохристианской и дописьменной эпохи, устно передавались поколениями филидов — поэтов и знатоков старины. «Антинативисты» (Дж. Карни, К. Мак-Кон) утверждали, что тексты создавались христианскими клириками под влиянием античной литературы...

Агиография (Гуревич, 2003)

К агиографии могут быть отнесены тексты, существенно различающиеся по своим жанровым и функциональным параметрам: как предназначенные для литургических целей — мартирологи, особые службы и т. п., так и повествовательные тексты — страсти мучеников, жития святых, сказания об обретении и перекосе (translatio) реликвий, истории о чудесах святых. В единую классификационную группу они объединены в силу того, что их содержание сфокусировано на образе святого и интерпретации феномена святости.

Истоки средневековой агиографии уходят в эпоху раннего христианства. Своеобразным преддверием жанра считают многочисленные апокрифические сочинения, обращенные к образу Христа, его матери и первых учеников - апостолов...

Некролог (Матвеева, 2010)

НЕКРОЛОГ — письменный жанр публицистики, а именно: монологический текст об уходе человека из жизни. С помощью некролога одновременно извещают о смерти и прощаются с умершим. В некрологе важна информационная составляющая (как правило, называется точная дата смерти, даются биографические данные, обязательно уделяется внимание заслугам умершего перед отечеством), но ещё важнее личная интонация печали, скорби, хотя некролог может иметь и коллективное авторство. Чувство утраты, боль разлуки — ведущая тональность некролога, которая может дополняться другими эмоциями...

Готический роман

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН — вид романа, прозаическое произведение, наполненное разнообразными тайнами и ужасами. Впервые это понятие возникло в XVIII-XIX веках в Англии при переходе от литературы эпохи Просвещения к романтизму. Само название готический роман возникло из интереса к средневековой готике. Основателем данного направления стал X. Уолпол, создавший роман «Замок Отранто».

Обзор

Обзор СМИ как жанр – слово «обзор» обычно понимается в журналистике как описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение. Говоря об обзоре СМИ, чаще всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности изданий, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями с целью дать представление об их содержании, форме. Исторически исходной формой обзоров СМИ были обзоры печати. Появление этого жанра было связано с расширением круга газетной продукции, со стремлением разобраться в разнообразии газет и журналов, узнать, что они пишут, как и почему, и рассказать об этом читателю...

Итихаса

ИТИХАСА (буквально именно так и было) — первоначально — обозначение нарративного жанра, противополагаемого ведийской поэзии гимнов и заклинаний, также используемого, однако, во время религиозных церемоний; в древней экзегетической литературе, начиная с брахман, означает «традиция», «рассказ о минувшем». В самоназвании «Махабхараты», в частности, тесно сближается с понятием «пурана» в значении «старина», образуя комплексное понятие, в составе которого «итихаса» восходит к традиционному пониманию абсолютной достоверности героических событий прошлого, а «пурана» указывает на восприятие древнего как сакрального.

Страницы