Анимизм

АНИМИЗМ (лат. anima — дух, душа) — отождествление процессов жизни человека с другими природными процессами, представление о наличии души у животных, растений.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 28.

 

Анимизм (Дюркгейм, 2018)

Располагая этим определением, мы можем теперь отправиться на поиски той элементарной религии, которую намереваемся изучать.

Даже самые грубые религии, с которыми знакомят нас история и этнография, уже обладают сложностью, плохо согласующейся с идеей, которою иногда высказывают применительно к первобытному мышлению. Мы обнаруживаем не только запутанную систему верований и обрядов, но и такое множество различных принципов, такое изобилие основополагающих понятий, что кажется невозможным увидеть в них что-нибудь, кроме конечного результата довольно долгого развития. Отсюда можно заключить: для того чтобы обнаружить действительно первичную форму религиозной жизни...

Анимизм (АС, 1990)

АНИМИЗМ (от лат. anima — душа), важнейший комплекс иррациональной фантазии первобытности, существовавший в единстве с другими ее архаичными формами (охотничья магия, фетишизм, тотемизм). Анимизм составил логическую опору всех религиозных концепций. Начальная сущность анимизма состояла в фантастическом наделении всех явлений мира (и прежде всего человека) особыми душами — животворными началами, управляющими круговоротом жизни и смерти, всеми взаимодействиями бытия. Ярким носителем целой анимистической концепции в культуре верхнего палеолита явился образ «праматери», «женщины вообще» (см.

Традиционные религии Африки

Традиционные религии. К африканским традиционным религиям обычно относят фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков и т. п. В отличие от мировых религий, африканские традиционные религии не имеют единых религиозных текстов, их религиозные нормы не фиксируются в писаниях. Численность адептов традиционных религий определить невозможно: к традиционным культам обращаются как христиане, так и мусульмане в определенных жизненных ситуациях, например, при необходимости провести лечение традиционными методами у местных целителей.

Анимизм (НФЭ, 2010)

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно Тайлору, первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций, что привело к формированию представлений о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени, а в дальнейшем – о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п...

Анимизм (Василенко, 1996)

АНИМИЗМ (от лат. anima - душа.) - вера в населенность природы бестелесными существами (душами, демонами или духами). Собственно религиозной эта вера не является, но нередко ее ошибочно считают вслед за Э. Тайлором древнейшей основой возникновения религии. П. Флоренский воспроизводил ее содержание так: Вся природа одушевлена, вся жива - в целом и в частях. Все связано тайными узами между собою, все дышит вместе друг с другом. Враждебные и благотворные воздействия идут со всех сторон.

Анимизм (СИЭ, 1961)

АНИМИЗМ (от лат. anima или animus - душа, дух) - вера в души и духов, которые представляются сверхъестественными существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Если душа связана в анимистическом представлении с каким-нибудь отдельным предметом или его частью (откуда вера в множественность душ), то духу приписывается самостоятельное существование, обширная сфера действия и способность вселяться в тот или иной объект.

Анимизм (Новиков, 1987)

АНИМИЗМ (от лат. anima - дух, душа) - представление о существовании духовных (нематериальных) сущностей и существ и вера в возможность общения человека с ними. Возникновение анимизма относится к эпохе первобытнообщинного строя. Анимизму предшествовали более простые формы перенесения человеком представлений о себе самом на окружающий мир вещей, явлений и отношений между ними: антропопатизм и аниматизм. Анимистические представления являются составным элементом всех современных религий.

Анимизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

АНИМИЗМ (лат. anima — душа, дух) — ранняя форма религиозных представлений, одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только действующими в природе, но и влияющими на человеческую жизнь, даже поселяющимися в самом человеке. Духи стихий могут быть злыми и доброжелательными, поэтому в необходимых случаях им делаются небольшие пожертвования. Отношение духов непостоянно и может меняться в зависимости от поведения людей.

Анимизм (Конт-Спонвиль, 2012)

АНИМИЗМ (ANIMISME). В узком смысле учение, объясняющее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (объясняющему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (который вообще отказывается ее объяснять). В более широком смысле анимизмом называют стремление во всем видеть душу (anima) или дух (animus) — даже в тех существах, которые, на первый взгляд, лишены способности чувствовать: в деревьях, в огне, в реке, в звездах и т. д. Анимизм — самое первое суеверие и, возможно, принцип, на котором строятся все остальные.

Анимизм (Фролов, 1991)

АНИМИЗМ (лат. anima — дух, душа) — верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира. Анимистические представления возникли в первобытном обществе. Основной причиной возникновения анимизма был крайне низкий уровень развития производительных сил, незначительный запас знаний и вследствие этого неспособность человека противостоять стихийным силам природы, которые представлялись чуждыми, таинственными. Олицетворение этих сил на определенной ступени развития общества служило формой их освоения.

Страницы