Конфуцианство

Конфуцианство в Китае XVIII века

КОНФУЦИАНСТВО — ОСНОВА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА. То, что принято называть конфуцианством, в Китае именуется жуцзяо — «учение книжников». Фигуру Конфуция в этом учении на первый план выдвинули иезуиты; они же придумали и латинизированную форму его имени. Китайцы зовут его Кунцзы — «учитель Кун» 1. Конфуций жил в VI—V вв. до н.э. 2 — смутное в политическом плане время. Царь государства Чжоу — главной силы тогдашнего Китая — не был верховным государем над своими вассалами: те пытались стать независимыми местными правителями. Войны ожесточались, геополитическая ситуация была весьма нестабильной. Конфуций всю жизнь переезжал из княжества в княжество, пытаясь найти такого правителя, который внял бы его советам, но никого не нашел...

Конфуцианство (Новиков, 1987)

КОНФУЦИАНСТВО — философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н. э. в религию. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные последователями Конфуция (6 век до н. э.). Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в обществе действует закон „жэнь", ниспосланный небом.

Конфуцианство (НФЭ, 2010)

КОНФУЦИАНСТВО (кит. жу цзя [цзяо] - [учение] школы ученых-интеллектуалов) — древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже 6—5 веков до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя — Конфуция, что соответствует исходной установке последнего — «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее». Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей полу-мифической древности, выраженной гл. о. в историко-дидакткческих и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых — восходящие к кон. 2-го — 1-й пол. 1-го тысячелетия до н. э. каноны «Шу цзин» и «Ши цзин». Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства...

Конфуцианство (Лопухов, 2013)

КОНФУЦИАНСТВО — этико-политическое и религиозно-философское учение, основой которого является этика сотрудничества представителей различных социальных слоев и учение о достижении личного совершенства, личного благородства как основы благоденствия государства — семьи. Название происходит от имени древнекитайского мыслителя Кун Фуцзы (551—479 гг. до н. э.). В соответствии с конфуцианскими идеями благородство достигается личными усилиями. Успех приходит к тому, кто проводит дни свои в постоянных упражнениях и тренировках тела и души.

Синтоизм. Буддизм. Конфуцианство

СИНТОИЗМ. БУДДИЗМ. КОНФУЦИАНСТВО. Древнейшей японской политеистической религией являлся синтоизм («синто» — букв, «путь богов»), представляющий собой сочетание культа природы, примитивного анимизма, культа предков и веры в магию. Уходя корнями в глубокую древность, синтоизм отражал бессилие древних японцев перед грозными силами природы, заставлявшее их поклоняться небу, солнцу, ветру, грому, рекам и т. д., и обожествлять их. Он сложился из народных верований и суеверий и в древности был тесно связан с земледелием. Вначале жрецами синто являлись старейшины родов, а впоследствии функции священнослужителей стали передаваться по наследству; возникла наследственная корпорация жрецов. После смерти родовых старейшин сородичи превращали их в «родовые божества» («удзигами»), в божественных покровителей рода. Позднее обожествление старейшин рода приняло более широкий характер и было распространено на императора как высшего жреца, объявленного потомком богини солнца Аматэрасу. Наиболее полно синтоизм как религия отражен в мифах, изложенных в «Летописях о делах древности», представляющих основную священную книгу синтоизма, и в «Анналах Японии». Тенденциозный подбор этих мифов был использован реакционными японскими историками и политиками для доказательства «божественности» и «непрерывности» императорской династии, для доказательства «исключительности» Японии...

Конфуцианство (Фролов, 1991)

КОНФУЦИАНСТВО — одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Основоположник конфуцианства — Конфуций (551 — 479 до н. э.), взгляды которого были изложены его последователями в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» («человеколюбие»), представляющая собой систему идей «чжун» («преданность государю»), «и» («верность долгу»), «сяо» («сыновняя почтительность»), «куань» («великодушие»), «ди» («уважение к старшим») и др.

Конфуцианство (Кузнецов, 2007)

КОНФУЦИАНСТВО - принятое на Западе обозначение традиционной китайской философской и идеологической системы по имени ее основоположника — Конфуция (латинизированная форма от Кун Фу-цзы, или Кун-цзы — «учитель Кун», 551—479 гг. до н.э.). Китайский эквивалент понятия К. — жуцзя («школа ученых») — происходит не от имени мыслителя, а указывает на социальный слой ученых-жу, хранителей традиционного знания, ритуалов и обычаев в начале 1-го тысячелетия до н.э.

Subscribe to RSS - Конфуцианство
Яндекс.Метрика