Конфуцианство

Конфуцианство после отмены запрета

Материалистическое учение Ван Чуна и других философов этого направления вызывало яростные нападки со стороны представителей конфуцианства, целиком перешедших на идеалистические позиции.

После того как при Лю Хэне (Вэнь-ди, 179—157) был отменён циньский указ о запрещении конфуцианских трактатов, началась оживлённая деятельность по восстановлению классических книг, составлению многочисленных комментариев и филологическому исследованию древних текстов. Образовалось несколько школ по изучению и трактовке классических текстов, выдвигавших свои версии по поводу подлинности различных списков древних конфуцианских трактатов...

Возникновение даосизма, конфуцианства и фацзя

Самыми значительными из этих [идеологических] течений были даосизм, конфуцианство и фацзя, которое принято условно называть школой «легистов» («законников»). Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, были выражением интересов, с одной стороны, знати: старой, потомственной, и новой, имущественной, а с другой — эксплуатируемого земледельческого населения — общинников. Характерно, что создателями и проповедниками этих учений часто выступали люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов.

Недеяние и нежелание

Если конфуцианство родилось как протест против смутного времени, то даосизм можно считать реакцией на деспотический произвол. Основатель этого учения Лаоцзы называет словом «дао» естественный ход возникновения, развития и исчезновения всех вещей, а также поведение, соответствующее природе человека и законам Вселенной. Даосизм осуждает не только деспотический произвол, но и моральные заповеди. Это призыв сбросить оковы власти, бремя обычаев и традиций, вернуть народ к примитивной простоте и неведению. Главными принципами поведения Лаоцзы называет естественность и недеяние.

Конфуцианство (Ильичёв, 1983)

КОНФУЦИАНСТВО, собственно «жуцзя» (буквально — школа учёных книжников), древнекитайская философская школа, затем самое влиятельное из трёх главных философско-религиозных течений (сань цзяо, буквально — три религии: конфуцианство, даосизм и буддизм); основано Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун).

Предшественниками конфуцианцев можно считать выходцев из потомственных чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих учителей, зарабатывавших на жизнь преподаванием древних книг: «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», ставших затем частью конфуцианского канона (см. Тринадцатикнижие), и утраченной впоследствии «Юэцзин» («Книга о музыке»). В период Чуньцю (722—481 годы до н. э.) особенно много их было в царствах Лу (родина Конфуция) и Цзоу (в будущем родина Мэн-цзы, оба — на территории современной провинции Шаньдун); видимо, поэтому именно там зародилось конфуцианство...

Конфуцианство в Древнем Вьетнаме

Конфуцианство само себя считает в первую очередь моральным кодексом и философией управления, основанного на просвещении. Его рекомендации связаны с централизованным, бюрократизованным, иерархическим правлением, ограничивающим как власть первого лица, так и влияние аристократических семейств. Заслуги определяются системой гражданских экзаменов, проверяющих знания кандидатов. Когда для набора высших чиновников (мандаринов) стали устраивать регулярные конкурсы, конфуцианство постепенно заняло важное место в духовной жизни и устройстве общества.

Конфуцианство Классического Китая

Иван Каменарович рассматривает религии Классического Китая в их неразрывном триединстве, ставя на первое место конфуцианство: «Очевидно, что из этих трех учений конфуцианство наименее религиозно. Эта система, основанная прежде всего на связях между законами природы и моральными запретами, связях, ритуализация которых обеспечивает действенную силу, в китайском языке называется «Школой ученых» (жуцзя). Из наблюдения за миром и перенесения этого наблюдения в жизнь посредством обучения эта школа создает базу для социальной организации.

Конфуцианство в Китае XVIII века

КОНФУЦИАНСТВО — ОСНОВА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА. То, что принято называть конфуцианством, в Китае именуется жуцзяо — «учение книжников». Фигуру Конфуция в этом учении на первый план выдвинули иезуиты; они же придумали и латинизированную форму его имени. Китайцы зовут его Кунцзы — «учитель Кун» 1. Конфуций жил в VI—V вв. до н.э. 2 — смутное в политическом плане время. Царь государства Чжоу — главной силы тогдашнего Китая — не был верховным государем над своими вассалами: те пытались стать независимыми местными правителями. Войны ожесточались, геополитическая ситуация была весьма нестабильной. Конфуций всю жизнь переезжал из княжества в княжество, пытаясь найти такого правителя, который внял бы его советам, но никого не нашел...

Конфуцианство (Новиков, 1987)

КОНФУЦИАНСТВО — философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н. э. в религию. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные последователями Конфуция (6 век до н. э.). Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в обществе действует закон „жэнь", ниспосланный небом.

Конфуцианство (НФЭ, 2010)

КОНФУЦИАНСТВО (кит. жу цзя [цзяо] - [учение] школы ученых-интеллектуалов) — древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже 6—5 веков до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя — Конфуция, что соответствует исходной установке последнего — «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее». Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей полу-мифической древности, выраженной гл. о. в историко-дидакткческих и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых — восходящие к кон. 2-го — 1-й пол. 1-го тысячелетия до н. э. каноны «Шу цзин» и «Ши цзин». Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства...

Китайская философия: роль конфуцианства

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. СТЕРЖНЕВАЯ РОЛЬ КОНФУЦИАНСТВА. И в «осевое время» зарождения китайской философии, и в эпоху «соперничества ста школ», и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре традиционного Китая, поэтому его история является стержневой для всей истории китайской философии или по крайней мере той ее части, которая начинается с эпохи Хань.

Страницы

Subscribe to RSS - Конфуцианство
Яндекс.Метрика