Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО (от имени Конфуция (Кун-цзы) — великого китайского мыслителя V век до н.э.) — этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на принципах морали социальном порядке.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 237.

 

Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО (кит. жу-цзя/жу-цзяо/сюэ — «школа/учение ученых-интеллектуалов») — древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже VI—V веков до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя создателя — Конфуция, что соответствует его исходной установке — «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».

Конфуцианство в КНР

Вы можете ничего не знать о Пушкине, никогда не раскрывать книг Толстого и при этом вполне состояться в России как человек. Вы можете даже не помнить, о чем спорил Платон с Аристотелем, – это не помешает вам сколотить состояние в Европе. Вы можете никогда не слышать о Бертране Расселе и стать миллионером в США. Но вы ничего не сможете сделать в Китае, если не поймете сути конфуцианства.

Конфуцианство – это отнюдь не тоже самое, о чем говорил сам китайский мудрец Конфуций в VI–V веках до н. э. Это целая система политических и морально-этических взглядов – по сути, срез национальной психологии, – которая получила свое название по имени Конфуция...

Конфуцианство (СИЭ, 1965)

КОНФУЦИАНСТВО - этико-политическое учение, основы которого были впервые изложены древнекитайским мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и другими. Возникновение конфуцианства относится к 6 веку до н. э. Конфуцианство уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекитайской государственной системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми: между государем и подданным, между отцом и сыновьями, между знатным и незнатным. На раннее конфуцианство оказали влияние сохранившиеся как пережиток патриархально-общинные отношения...

Конфуцианство после отмены запрета (ВИ, 1956)

Материалистическое учение Ван Чуна и других философов этого направления вызывало яростные нападки со стороны представителей конфуцианства, целиком перешедших на идеалистические позиции.

После того как при Лю Хэне (Вэнь-ди, 179—157) был отменён циньский указ о запрещении конфуцианских трактатов, началась оживлённая деятельность по восстановлению классических книг, составлению многочисленных комментариев и филологическому исследованию древних текстов. Образовалось несколько школ по изучению и трактовке классических текстов, выдвигавших свои версии по поводу подлинности различных списков древних конфуцианских трактатов...

Возникновение даосизма, конфуцианства и фацзя

Самыми значительными из этих [идеологических] течений были даосизм, конфуцианство и фацзя, которое принято условно называть школой «легистов» («законников»). Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, были выражением интересов, с одной стороны, знати: старой, потомственной, и новой, имущественной, а с другой — эксплуатируемого земледельческого населения — общинников. Характерно, что создателями и проповедниками этих учений часто выступали люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов.

Недеяние и нежелание (Овчинников, 1990)

Если конфуцианство родилось как протест против смутного времени, то даосизм можно считать реакцией на деспотический произвол. Основатель этого учения Лаоцзы называет словом «дао» естественный ход возникновения, развития и исчезновения всех вещей, а также поведение, соответствующее природе человека и законам Вселенной. Даосизм осуждает не только деспотический произвол, но и моральные заповеди. Это призыв сбросить оковы власти, бремя обычаев и традиций, вернуть народ к примитивной простоте и неведению. Главными принципами поведения Лаоцзы называет естественность и недеяние.

Конфуцианство (Ильичёв, 1983)

КОНФУЦИАНСТВО, собственно «жуцзя» (буквально — школа учёных книжников), древнекитайская философская школа, затем самое влиятельное из трёх главных философско-религиозных течений (сань цзяо, буквально — три религии: конфуцианство, даосизм и буддизм); основано Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун).

Предшественниками конфуцианцев можно считать выходцев из потомственных чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих учителей, зарабатывавших на жизнь преподаванием древних книг: «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», ставших затем частью конфуцианского канона (см. Тринадцатикнижие), и утраченной впоследствии «Юэцзин» («Книга о музыке»). В период Чуньцю (722—481 годы до н. э.) особенно много их было в царствах Лу (родина Конфуция) и Цзоу (в будущем родина Мэн-цзы, оба — на территории современной провинции Шаньдун); видимо, поэтому именно там зародилось конфуцианство...

Конфуцианство в Древнем Вьетнаме (Швейер, 2014)

Конфуцианство само себя считает в первую очередь моральным кодексом и философией управления, основанного на просвещении. Его рекомендации связаны с централизованным, бюрократизованным, иерархическим правлением, ограничивающим как власть первого лица, так и влияние аристократических семейств. Заслуги определяются системой гражданских экзаменов, проверяющих знания кандидатов. Когда для набора высших чиновников (мандаринов) стали устраивать регулярные конкурсы, конфуцианство постепенно заняло важное место в духовной жизни и устройстве общества.

Конфуцианство Классического Китая (Каменарович, 2014)

Иван Каменарович рассматривает религии Классического Китая в их неразрывном триединстве, ставя на первое место конфуцианство: «Очевидно, что из этих трех учений конфуцианство наименее религиозно. Эта система, основанная прежде всего на связях между законами природы и моральными запретами, связях, ритуализация которых обеспечивает действенную силу, в китайском языке называется «Школой ученых» (жуцзя). Из наблюдения за миром и перенесения этого наблюдения в жизнь посредством обучения эта школа создает базу для социальной организации.

Конфуцианство в Китае XVIII века (Шоссанд, 2016)

КОНФУЦИАНСТВО — ОСНОВА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА. То, что принято называть конфуцианством, в Китае именуется жуцзяо — «учение книжников». Фигуру Конфуция в этом учении на первый план выдвинули иезуиты; они же придумали и латинизированную форму его имени. Китайцы зовут его Кунцзы — «учитель Кун» 1. Конфуций жил в VI—V вв. до н.э. 2 — смутное в политическом плане время. Царь государства Чжоу — главной силы тогдашнего Китая — не был верховным государем над своими вассалами: те пытались стать независимыми местными правителями. Войны ожесточались, геополитическая ситуация была весьма нестабильной. Конфуций всю жизнь переезжал из княжества в княжество, пытаясь найти такого правителя, который внял бы его советам, но никого не нашел...

Страницы