Феноменология

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (отгреч. φαινόμενον и λόγος — учение о феноменах) — понятие, введенное И.Г. Ламбертом для обозначения «учения о видимости» в его «Новом органоне» (1764). И. Кант в одном из писем к Ламберту размышляет о «phaenomenologia generalis» как о пропедевтической дисциплине к метафизике. Кроме того, Кант использует понятие Ф. в качестве названия для одной из частей чистого учения о движении в «Метафизических основах естествознания». В философии И.Г. Фихте Ф. приобретает черты учения о бытии сознания и его фактах. «Феноменология духа» Г.В.Ф. Гегеля — это развертывание диалектического процесса саморазвития духа, процесса, совпадающего с самопознанием духа, восходящего к абсолютному знанию в понятии. Моментами становления здесь выступают формообразования сознания как проявления духа, поэтому Ф. духа представляет собой науку об опыте сознания...

Развернутое определение феноменологии см. ниже.

Феноменализм

ФЕНОМЕНАЛИЗМ, субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т. п.). Считая, что всё содержание познания может быть редуцировано к чувственным восприятиям, феноменализм признаёт их единственной реальностью, доступной человеку. Существование материальных объектов приравнивается в феноменализме к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъекта (положение Беркли: «существовать значит быть воспринимаемым»), толкуется как продукт воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль) или «комплекс ощущений» (махизм)...

Феноменологическая социология

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ, теоретико-методологическое направление в современной буржуазной социологии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Философской основой феноменологической социологии послужили идеи Гуссерля, Шелера, Мерло-Понти. Основоположник феноменологической социологии — Шюц, работы которого, получив распространение в 60—70-х годах 20 века, стали исходным пунктом множества концепций феноменологической социологии. Однако их новейшее развитие (структурная социология Э. Тиракьяна, социология знания П.

Интерсубъективность (СЗФ.ЭС, 2009)

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - в философии Э. Гуссерля проблематика конституирования других существ в качестве сознательных субъектов, возникшая в связи с разработкой проекта трансцендентальной феноменологии. Феноменологическая постановка проблемы и. состоит в том, чтобы благодаря своеобразному эпохе («примордиальной редукции») «выключить» все связанные с другими субъектами смыслы и переживания и понять формирование смысла конструкции «другого Я» исключительно на почве самоконституирующей активности трансцендентального сознания.

Социология феноменологическая

СОЦИОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ. Феноменология — направление социальной мысли, разработанное Э. Гуссерлем. Главный акцент феноменологии делается на внутреннюю работу человеческого сознания и способы, с помощью которых люди классифицируют окружающий мир и объясняют его. Это направление не занимается каузальным объяснением человеческого поведения. Если люди воспринимают свой чувственный опыт таким, каков он есть, то им приходится сталкиваться с массой впечатлений, цветов, звуков, запахов, ощущений, которые сами по себе бессмысленны.

Жизненный мир (СЗФ.ЭС, 2009)

ЖИЗНЕННЫЙ МИР (нем. Lebenswelt) - в феноменологии позднего Э. Гуссерля самоочевидный универсум значимостей повседневного опыта. В естественной установке жизненный мир предзадан в виде знакомого мира вещей и личностей, а также как конкретная историческая духовная среда (языковая, национальная, профессиональная). В трансцендентальной феноменологии жизненный мир понимается в качестве всеохватывающего горизонта возможных чувственных, волевых, теоретических актов. Жизненный мир является смысловым фундаментом научных идеализаций, неизбежно возникающих в горизонте пред научного опыта.

Естественная установка (СЗФ.ЭС, 2009)

ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАНОВКА (нем. natürliche Einstellung) - в феноменологии Э. Гуссерля обозначает позицию, характерную для обыденного сознания с присущим ему наивным восприятием мира в качестве достоверной данности. К сущности естественной установке принадлежит «генеральный тезис» - длящаяся вера в действительность совокупного сущего, образующая фон для отдельных полагающих бытие актов (утверждения, сомнения, предположения). Естественная установка лежит в основе как практической жизнедеятельности, так и научного познания, остающегося в рамках генерального тезиса.

Конституирование

КОНСТИТУИРОВАНИЕ, конституция (нем. Konstitution) — понятие феноменологии Э. Гуссерля, обозначающее широкий спектр проблем и методов анализа, которые позволяют ухватить многомерные процессы формирования человеческим сознанием его предметных целостностей (вещь-вещность, тело-телесность, живое тело), духовных единств (душа, личность), универсальных формообразований (природа, мир, история). Теория и концепция конституирования представлены уже в «Идеях» I (1913), но особенно масштабно развернуты в поздних работах и рукописях Гуссерля.

Жизненный мир (Кириленко, Шевцов)

ЖИЗНЕННЫЙ МИР (нем. Lebenswelt) — понятие, широко используемое в современных философских, социологических, психологических исследованиях; введено Э. Гуссерлем. Интуитивно ясное содержание этого понятия — мир в его значимости для жизни человека — позволяет отделить жизнь отдельного человека от жизни общества, мир социальных взаимодействий — от жестких социальных структур, богатство человеческого опыта — от выхолощенных научных абстракций.

Редукция феноменологическая

РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ (нем. die phänomenologische Reduktion) – одно из ключевых понятий феноменологии Э. Гуссерля, характеризующее те цели и процедуры феноменологического метода, которые выполняют по преимуществу критико-очистительную функцию на пути к собственно феноменологическому анализу «чистого сознания» и его феноменов. Трактовка феноменологической редукции в произведениях Гуссерля подвергалась изменениям.

Жизненный мир (НФЭ, 2010)

ЖИЗНЕННЫЙ МИР. Понятие жизненного мира систематически используется в феноменологической социологии А. Шюца, в которой внимание сосредоточено на исследовании жизненного мира как естественной установки сознания, элиминируемой Гуссерлем в процессе трансцендентально-феноменологической редукции. Для естественной установки сознания жизненный мир является интерсубъективным повседневным миром, универсумом жизнепрактических смыслов, обладающих непосредственной очевидностью, тотальной конфигурацией взаимосогласованного человеческого опыта.

Страницы