Наука

Пробабилизм

ПРОБАБИЛИЗМ (от лат. probable – вероятный) – вероятностный стиль мышления, характерный для развития современного научного познания и проникающий во многие отрасли интеллектуальной жизни. Еще античные мыслители проводили различие между «эпистемой (истиной) и «доксой» (мнением), но считали достойным науки исследование именно истины. До середины 19 века, когда вероятностные методы стали проникать в точное естествознание (кинетическая теория вещества, статистическая механика, популяционная биология и др.), четкое различие и даже оппозиция доказанного вероятному продолжали сохранять свое значение в науке. Считалось, что вероятностно-статистические методы являются вспомогательными средствами исследования...

Tags: 

Космогония

КОСМОГОНИЯ (греч. κοσμογονία, от κόσμος — мир, Вселенная и γονή, γονεία — рождение), в современном [1983 год издания] понимании раздел астрономии, изучающий происхождение космических объектов и систем. Проблемы происхождения и эволюции Вселенной в целом изучает космология.

Древнейшие представления о происхождении мира развивались мифологией и религией, проводившими идею о сотворении мира какими-либо надмировыми силами. С утверждением гелиоцентризма возобладало противоположное представление — о возникновении всего небесного естественным путём. Гипотеза Канта—Лапласа (2-я половина 18 века) возродила на новом уровне знания очень древнюю догадку о возникновении небесных объектов...

Природа. Возрождение

ПРИРОДА. ВОЗРОЖДЕНИЕ. На примере творчества Николая Кузанского можно видеть, как уже в недрах традиционного средневекового богословия зарождается новое понимание природы. Когда бесконечность, актуально вбирающая в себя все (Бог, понятый как «абсолютный максимум»), объявляется «точнейшей мерой всех сущностей», то при этом теряется всякая положительная определенность конечного, служившая прочным основанием аристотелевского четко структурированного космоса. Лишенные прежнего онтологического фундамента границы мира оказываются неопределенными, ибо «у мира центр везде, а окружность нигде»..

Несоизмеримость теорий

НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ ТЕОРИЙ (в философии науки) – тезис, согласно которому невозможно определить рациональные критерии для сопоставления, сравнения различных теорий, относящихся к одной и той же эмпирической области. Понятие несоизмеримости заимствовано из греческой математики, где оно означало отсутствие общей меры. Отрезки некоторой длины считались соизмеримыми, если существует некая общая мера их сравнения. Не все отрезки соизмеримы: диагональ квадрата несоизмерима с его стороной. В философию науки понятие несоизмеримости теорий было введено в начале 70-х годов Т. Куном и П. Фейерабендом...

Tags: 

Робот (ССИС, 2001)

РОБОТ, -а, м. 1. (1 половина XX века). Особое автоматическое устройство программного дистанционного управления с антропоморфным (человекоподобным) действием, пред-назначенное для замены человека при выполнении работ в условиях, опасных для жизни (повышенная радиация, высокая температура), или при относительной труднодоступное™ объекта (под водой, в космосе и т. п.). Промышленные роботы. Радиоуправляемый робот. «Роботы всё больше и больше помогают человеку, часто спасая ему жизнь, например при разминировании» (газ.). 2. (середина XX века). Перен. О человеке, действующем неосознанно, машинально, как бы подчиняясь чужой воле...

Tags: 

Симметрии принцип

СИММЕТРИИ ПРИНЦИП (в науке) – эвристический и методологический принцип научного исследования, в соответствии с которым определенные свойства и взаимосвязи объектов, формулируемые как законы в составе научных теорий, инвариантны относительно некоторых преобразований (составляют группу симметрии); в этом смысле пришил симметрии можно понимать как некоторое обобщение принципов относительности, инвариантности (см. также Простоты принцип). Например, релятивистская симметрия (в рамках специальной теории относительности) заключена в том, что законы изменения состояний физических систем инвариантны в любых координатных системах, находящихся относительно друг друга в равномерном поступательном движении...

Научная школа

ШКОЛА научная — в психологии способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. Под научной школой понимаются: 1) школа научно-образовательная, формирующая будущих исследователей; 2) исследовательский коллектив, группа ученых, совместно разрабатывающих под руководством лидера — главы школы — созданную им исследовательскую программу; 3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей целый ряд ученых и исследовательских коллективов...

Объяснение (НФЭ, 2010)

ОБЪЯСНЕНИЕ (в методологии науки) – познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру определенных связей, отношений и зависимостей, дающей возможность раскрыть существенные черты данного явления. В простейшем случае предметом объяснения выступают отдельные эмпирически фиксируемые факты. В этом случае объяснению предшествует их описание. Но в принципе предметом объяснения может быть реальность любого вида в любых ее проявлениях и на любом уровне ее выражения в системе научного знания...

Логика науки

ЛОГИКА НАУКИ, в специальном смысле дисциплина, применяющая понятия и технический аппарат современной формальной логики к анализу систем научных знания. Термин «логика науки» часто употребляется также для обозначения законов развития науки (логика научного развития), правил и процедур научного исследования (логика исследования), учения о психологических и методологических предпосылках научных открытий (логика научного открытия).

Логика науки как специальная дисциплина начала развиваться в середине 19 века и окончательно оформилась в 1-й четверти 20 века под влиянием идей Фреге, Рассела и Витгенштейна...

Научная проблема

ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ (от др.-греч. πρόβλημα - преграда, трудность, задача) - 1) это теоретическое или эмпирическое суждение, отражающее противоречие, несоответствие имеющегося уровня научного знания с потребностями науки или практики; 2)знание о незнании [В. Берков]. Незнание может быть результатом неполноты и недостоверности имеющихся в распоряжении ученых фактов, отсутствия корректных и надежных методов исследования, недостаточного уровня теоретического осмысления. Чаще всего проблема выступает как отражение противоречия между имеющимися фактами и теоретическими построениями, т. е. между эмпирическими представлениями и теоретическими знаниями...

Tags: 

Страницы