Политика

Политик. Гравюра В. Хогарта [Англия].

 

Коренизация (Шубин, 2020)

КОРЕНИЗАЦИЯ — политика РКП(б) (ВКП(б)) (см. Коммунистическая партия Советского Союза) и советской власти, направленная на укрепление их позиций (укоренение) в национальных республиках СССР и развитие национальных культур. Коренизация предусматривала ведение делопроизводства и развитие просвещения и средств массовой информации на национальных языках, укрепление связей советской власти и национальной интеллигенции, развитие национальных учреждений культуры, подготовку и назначение на руководящие должности национальных «кадров», создание национально-территориальных автономий.

Страна

СТРАНА, 1) в политической и социально-экономической географии – часть территории, важнейший элемент территориально-политической организации общества. Страна обычно отождествляется с государством, но понятие «страна» – культурное, а «государство» – политико-правовое. Таким образом, границы страны представляют собой одновременно культурные и политические рубежи – государственные границы, так или иначе зафиксированные правовыми нормами. Любое государство, стремясь легитимизировать себя в представлении своих граждан, прямо или косвенно развивает общее для них самосознание, отличающее их от жителей других стран, а следовательно, способствует укреплению культурных границ, отделяющих его от соседей...

Гнчак

ГНЧАК (Гнчякян) — армянская политическая партия. Основана в 1887 году в Женеве группой студентов из России (А. Назарбекян, М. Варданян, Р. Ханазат, Г. Кафян и др.), издававших газету «Гнчак» («Колокол»), Хотя Гнчак являлась порождением армянского национально-освободительного движения, на нее оказали воздействие идеи А. И. Герцена и его газета «Колокол» (отсюда название в переводе на армянский). Немалое влияние на Гнчак оказала также группа «Освобождение труда» Г. В. Плеханова.

Цезарепапизм (СИЭ, 1974)

ЦЕЗАРЕПАПИЗМ (от лат. caesar - цезарь и papa - папа) - термин, обозначающий форму правления в Византийском государстве, при которой глава светской власти - император (цезарь) фактически являлся одновременно главой церкви (папой); введен католической историографией 19 века (немецкий ученым Й. Хергенрётером и другими). Изредка этот термин употребляется в исторической литературе и в настоящее время и не только применительно к Византии.

Византийская церковь в экономическом отношении значительно больше зависела от государства, чем католическая; ее права не были конституированы, назначение патриарха являлось прерогативой императора...

ОДКБ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью.

Сфера влияния

СФЕРА ВЛИЯНИЯ, сфера интересов, - территория или часть территории зависимой страны, где империалистическое государство пользуется преобладающим или даже монопольным экономическим или политическим влиянием. Впервые термин «сфера влияния» появился во 2-й половине 19 века в связи с разделом Африки между европейскими державами (например, договоры Великобритании с Португалией в 1890 года, с Германией в 1886 и 1890 годы, с Италией в 1891 году, с Францией в 1898 году).

Республика (СИЭ.Г, 2006)

РЕСПУБЛИКА, форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией на определённый срок. По механизму действия исполнительной власти республики подразделяются на парламентские и президентские. В парламентских республиках основная государственная власть сосредоточена в руках выборного органа – парламента. Примеры парламентских республик – Германия, Австрия, Индия, Италия, Израиль. В президентских республиках роль главы государства в управлении страной выше, чем роль парламента.

Система политическая (НФЭ, 2010)

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Эта категория пришла в политическую философию из социологии в 50–60-е годы 20 века, чтобы помочь исследователям упорядочить описание политических процессов, выяснить внутренние закономерности развития политических структур. Концептуальные очертания категория «политическая система» приобрела в работах американских политологов Д. Истона и Г.

Индийский Национальный Конгресс

Национальный индийский капитализм развивался в условиях английского колониального гнета. Главным источником накоплений формировавшейся индийской буржуазии были компрадорская торговля, ростовщичество и участие в феодальной эксплуатации крестьянства. Кроме того, имущие слои вкладывали средства в ценные бумаги, в первую очередь в государственные займы, приносившие надежный доход.

Крайне немногочисленная крупная индийская промышленная буржуазия формировалась почти целиком из числа богатейших купцов. Например, виднейший капиталист Тата составил миллионное состояние на посреднических операциях, на торговле опиумом с Китаем и на поставках различных товаров английским войскам, Между национальной буржуазией и колониальными хозяевами Индии существовали серьезные противоречия...

Федерализм

ФЕДЕРАЛИЗМ, территориальная стратегия социального контроля для обеспечения сосуществования различных этносов и/или территорий. Главные принципы федерализма: двухзвенная территориальная структура управления (федеральный центр – регионы); наличие хотя бы одной сферы деятельности, в которой низшее звено не зависит от высшего; использование территориального принципа в организации политического представительства граждан – равного участия территорий в принятии политических решений. Это означает признание культурной и иной самобытности территорий и их особых экономических и политических интересов; конституционные гарантии самостоятельности двух уровней управления в пределах их компетенций. Из этого следует, что центральные органы власти не могут по своему усмотрению менять границы регионов...

Страницы