Риторика

РИТОРИКА (RHETORIQUE). Искусство дискурса (в отличие от красноречия как искусства речи), направленного на убеждение. Риторика подчиняет форму со всеми ее возможностями убеждения содержанию, то есть мысли. Например, такие формы, как хиазм, антитеза или метафора, сами по себе ничего не доказывают и не способны служить аргументом чего бы то ни было, но как вспомогательное средство они могут помочь в убеждении. Поэтому не следует злоупотреблять риторическими приемами. Риторика, тяготеющая к самодостаточности, перестает быть риторикой и превращается в софистику. Риторика необходима, и только самодовольные люди могут думать, что без риторики легко обойтись. Лучшие умы человечества не брезговали риторикой. Возьмите Паскаля или Руссо: блестящее владение ораторскими приемами отнюдь не помешало каждому из них стать гениальным писателем и мыслителем. Правда, признаем, что Монтень на их фоне смотрится выигрышнее — он более непосредствен, более изобретателен и более свободен. Он гораздо меньше стремился убедить кого-либо в своей правоте, ему вполне хватало истины и свободы. Впрочем, нельзя сказать, что он полностью обходился без риторики, — просто он лучше других умел сохранить свою независимость от риторики. Как говорится, сначала обучись ремеслу, а потом забудь, что ты ему учился.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 496-497.

Юмор (Ильичёв, 1983)

ЮМОР (англ. humour — причуда, нрав, настроение, от лат. humor — влага, жидкость: согласно античному учению о соотношении четырёх «жидкостей» человеческого тела, определяющем четыре темперамента, или характера), особый вид комического, переживание противоречивости явлений, соединяющее серьёзное и смешное и характеризующееся преобладанием позитивного момента в смешном. Как форма переживания юмор, в отличие от иронии и остроумия, интеллектуальных по своей природе, относится не только к сфере сознания, но ко всему душевному строю человека, выступает как свойство его характера.

Интонация

ИНТОНАЦИЯ – единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения звуков. Иногда в состав интонации включаются также паузы. Интонация является важным средством формирования речи и выражения ее смысла. Интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию; различает части высказывания соответственно их смысловой, содержательной важности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции...

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — в риторике: конечная, итоговая композиционная часть монологического текста. Основная задача заключения — ещё раз прояснить поставленную автором цель, обобщить всё сказанное, в соответствии с замыслом сделать логический вывод либо эмоционально подытожить текст. Новой логической информации заключение содержать не должно, за исключением той, что намечает перспективу, касаясь продолжения разработки темы, возможного дальнейшего развития событий и др.

Пауза

ПАУЗА – перерыв в речи, которому акустически обычно соответствует отсутствие звука, а физиологически – остановка в работе речевых органов. Пауза между словами выполняет важные языковые функции, являясь средством членения речи на интонационно-смысловые единицы, средством выражения характера связи между частями высказывания, средством смыслового и эмоционального выделения слова или синтагмы. Обусловленные смыслом высказывания паузы используются для вдоха.

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. КРСУ, 2002.

Аллитерация (Князев, 2002)

АЛЛИТЕРАЦИЯ – (лат. ad – к, littera – буква) – один из способов звуковой организации речи, относящийся к так называемым звуковым повторам и заключающийся в симметричном повторении однородных согласных звуков. Слова, связанные аллитерацией, выделяясь в общем звуковом (речевом) потоке, приобретают определенную интонационную значимость. Как стилистический прием употребляется в художественной и публицистической речи. (Например, пушкинское «Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень голубой…», или в таком заголовке – «Заложники захолустья»).

Жест (Матвеева, 2010)

ЖЕСТ — невербальный (несловесный) способ передачи информации, а именно телодвижение в качестве средства общения и сообщения. Термин применяется преимущественно к движениям рук, хотя жест может создаваться также движением головы, плечевого пояса, корпуса. Широкое понимание термина жеста связано с включением в состав жестикуляции мимики (см. мимика) и позы говорящего, что обусловлено тесной взаимосвязью всех невербальных компонентов и совместным их применением.

Полемика (ССИС, 2001)

ПОЛЕМИЗИРОВАТЬ, -рую, -руешь (2 пол. XIX в.). Спорить в печати, на диспуте. Горячо полемизировать. Постоянно полемизировать. Полемизировать на страницах «Литературной газеты».

— Франц. polemiser — полемизировать < греч. polemos — спор. 

ПОЛЕМИКА, -и, ж. (нач. XIX в.). Острый спор, дискуссия, столкновение мнений по какому-л. вопросу. Оживлённая полемика. Полемика в печати. Развернуть полемику. Вступить в полемику. Отстаивать право на полемику.

Полемичность, -и, ж.

Полемичный, -ая, -ое. Полемичная статья.

Доклад

ДОКЛАД — развёрнутое устное публичное изложение какой-либо темы. Доклад характеризуется ёмкостью логического содержания и ответственностью ситуации во время его представления адресату. В силу этого доклад специально готовится: формулируется тема, собирается материал, составляется план или тезисы, обдумываются выводы. Доклад преподносится в устной форме, но при этом считается нормой наличие полного текста и его чтение.

Доказательство (Матвеева, 2010)

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — подтип рассуждения (см.) — функционально-смыслового типа речи, соответствующего форме мышления — умозаключению. Будучи, как и другие подтипы, артументативным текстом, доказательство отличается от них коммуникативно-познавательной целью, это цель установления истинности какого-либо утверждения. Логическую структуру доказательства составляют тезис, и логические аргументы, в тексте им соответствуют ключевая и комментирующая часть. Всё высказывание в целом имеет причинно-следственную направленность.

Проповедь

ПРОПОВЕДЬ — жанр религиозной пропаганды, публичная речь священнослужителя (проповедника) в храме, обращенная к прихожанам и содержащая разъяснение положений вероучения, комментарии к священному писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям. В отличие от молитвы проповедь строится не по фиксированной схеме и тексту, а достаточно свободно. Проповеди могут быть гимнические, панегирические, назидательные, апологетические и пр. Через проповедь осуществляется религиозное влияние на верующих во внерелигиозных сферах их жизни — экономической, социальной, политической и т. д.

Страницы

Subscribe to RSS - Риторика
Яндекс.Метрика