История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Промбюро

ПРОМБЮРО (промышленное бюро), полномочные представительства ВСНХ в советских республиках и крупных регионах. Первое Промбюро — украинское, создано в начале 1920 года после освобождения Украины от белогвардейцев. Структура Промбюро складывалась по примеру ВСНХ с учётом особенностей отраслей местной промышленности. 9-й съезд РКП(б) (март—апрель 1920 года) рекомендовал создавать для районов, удалённых от центра и отличавшихся своеобразием хозяйственных условий, компетентные хозяйственно-областные органы (бюро) с широкими полномочиями в вопросах руководства местной хозяйственной жизнью...

Средние века

СРЕДНИЕ ВЕКА, средневековье (лат. medium aevum), - период всемирной истории, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории. Понятие Средних веков было введено в 15-16 веках итальянскими гуманистами эпохи Возрождения, считавшими предшествующий Возрождению период истории (от падения Римской империи) «темными веками» европейской культуры. Итальянский гуманист Ф. Бьондо дал первое систематическое изложение истории Средних веков в Западной Европе как особого периода истории, но термин «Средние века» утвердился в европейской науке лишь после того, как профессор университета в Галле X. Келлер назвал одну из трех книг своего учебника «Историей Средних веков» (Ch. Cellarius, Historia medii aevi, a tempori bus Constantini Magni ad Constantinopolim a Turcas captain deducta..., Jenae, 1698). В 18 веке возникла специальная отрасль исторической науки, изучающая историю Средних веков, - медиевистика...

Плебеи и патриции

Основным содержанием внутренней истории раннереспубликанского Рима была борьба между патрициями и плебеями. Эта борьба развернулась вокруг двух жизненно важных вопросов: аграрного (и связанного с ним долгового вопроса) и вопроса о политических правах. Античная историография, а вслед за ней и буржуазная наука обычно выдвигают на первое место борьбу плебса за политические права. Однако борьба за политические права была лишь следствием борьбы за землю. На это обстоятельство указал ещё Маркс.

Аристократы у этрусков

В древние времена этрусское общество почти не имело среднего класса. Жак Эргон и многие другие этрускологи хорошо определяют это: общество разделялось на две очень различные категории, где одни были хозяевами, а другие — слугами. Власть находилась в руках глав богатых аристократических семей, стремившихся захватить монополию во всех отраслях общественной жизни.

Жрецы [Набатеи]

Терракотовая фигурка жрецаСуществовало несколько категорий жрецов: собственно жрецы более или менее высокого звания, прорицатели и слуги, нанятые для работы при храме или жертвеннике. Стоит также упомянуть панегириархов — распорядителей праздников и пиров. Об этих разных типах нам известно прежде всего по надписям, свидетельствующим о существовании специализации жрецов в зависимости от исполняемого ритуала.

Сисситии

СИССИТИИ (греч. мн. ч. syssitia) - общественные обеды в Спарте (под названием - piditia), на Крите (под назв. andria, греч. ед. ч.) и некоторых других областях Древней Греции. Происхождение ведут от обычаев родового общества. В Спарте оформились, очевидно, в 8-6 веках до н. э. - в условиях борьбы спартанцев за гегемонию в Пелопоннесе и войн с илотами. Способствуя сплочению войска, сисситии стали одной из черт государственного строя Спарты; античная традиция приписывает введение их Ликургу. В сисситиях участвовали спартиаты, достигшие совершеннолетия и вносившие регулярные взносы (продовольствием и деньгами). Проходили они в специальном месте, под открытым небом, за столами, где все получали одинаково скромную пищу...

Искусство позднего Возрождения

Искусство позднего Возрождения, т. е. в период с 30-х годов до конца XVI столетия, представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Воинствующая католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и потому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые связали своё творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своём творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома. Эти художники получили название «маньеристов», потому что они стремились не изучать природу и её законы, а внешне усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и главным образом Микельанджело...

Кармелиты

КАРМЕЛИТЫ (лат. Carmeliti) - католический монашеский орден, основан во 2-й половине 12 века в Палестине. Первоначальная резиденция - на горе Кармель (отсюда название). В 1226 году орден был признан папой Гонорием III. К середине 13 века кармелиты переселились в Европу и приняли характер нищенствующего ордена (1245). Занимались миссионерством в Индии, Латинской Америке и ряде других стран. Существуют по настоящее время в Италии, Франции, Испании и некоторых других странах (около 5 тысяч к середине 50-х годов).

Бельский наказ

БЕЛЬСКИЙ НАКАЗ — так называемый наказ Разбойного приказа о посылке некоего дворянина Богдана Поликарповича на Белую «за разбоями», который в даёт обобщённое представление о борьбе (1602—1603) правительства царя Бориса Годунова с разбойниками, наводнившими центральные волости Московского государства. По свидетельству «Нового летописца», они действовали на проезжих дорогах и прежде всего в пустынных местах: «умножилось разбойство... по пустым местом проезду не бысть». Бельский наказ отражает ту же картину.

Царь [в Набатейском царстве]

Деятельность набатейских общественных институтов контролировалась царем. Они были организованы по моделям, существовавшим при дворе Птолемеев. Страбон пишет, что набатейские цари были царского рода, но часто поручали управление государством своему советнику — другу детства, которого именовали своим «братом» (География. XVI, 4, 26).

Хотя нам неизвестно, когда появился институт царской власти в Набатее, нет сомнения в том, что фигура царя является центральной для набатейского самосознания. В описании нападения греков в 312 году упоминается некий Раббел, царь арабский. Поскольку это упоминание оставляет много неясностей, Раббела не включают в список набатейских царей. О набатейском царе (basileos) идет речь во фрагменте из Посидиппа из Пеллы, датируемом второй половиной III века до н. э. Таким образом, институт царской власти выработался у набатеев на раннем этапе становления государства...

Страницы

Subscribe to RSS - История
Яндекс.Метрика