История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Повоз

ПОВОЗ - феодальная повинность на Руси. «Повоз возити», «возы вести на государя» - обязанность крестьян доставлять продукты сельского хозяйства и промыслов на господский двор и, по распоряжению феодала, на рынок и в поход. Повозом называлась также и «подвода» - обязанность давать «подводных коней» приезжавшим в волость князьям и их слугам. С конца 15 века постепенно заменяется денежным оброком – «повозными деньгами» и перерастает в ямскую повинность.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Свободные церкви

СВОБОДНЫЕ ЦЕРКВИ — общее название протестантских объединений, обществ, общин и миссий, организационно самостоятельных и полностью автономных, находящихся вне церковной иерархии, не подчиняющихся вышестоящим религиозным или государственным инстанциям. Характерным признаком свободных церквей является отсутствие обязательной для всех приходов догматики. К свободным церквям относятся: меннониты (восходящие к анабаптистам), конгрегационалисты (выделившиеся из английских пуритан), баптисты. Слово «свободная» также включает в свое название и некоторые другие протестантские конфессии:

Теократия (Новиков, 1987)

ТЕОКРАТИЯ (от греческого theos - бог и kratos - власть; буквально - боговластие) - форма правления, при которой государственная и духовная власть сосредоточена в руках главы церкви и духовенства, исполняющих якобы волю верховного правителя - бога. Примером теократического государства могут служить Папская область, где правление римского папы поддерживалось силой солдат европейских стран, и город-государство Ватикан. Идею создания теократического строя проповедуют иеговисты. Теократические общества являются одной из форм экономического и духовного закабаления трудящихся масс.

Клиенты

Клиенты. В раннеримском обществе многочисленной прослойкой были клиенты — несостоятельные и политически бесправные люди. Клиентами могли быть или отпущенные на волю рабы, или переселившиеся в Рим иноплеменники, которые были вынуждены искать защиту и покровительство у патрициев и поступали под их патронат. Клиенты вступали как бы в родовую организацию патрициев на правах зависимых членов, получали родовое имя своих покровителей. На них накладывались обязанности работать на землях патронов и выполнять различные повинности: сопровождать своего патрона в походе, на выходах в город.

Патриции (Кузищин, 1993)

Патриции. Свое название патриции получили от слова pater, т. е. отец многочисленной семьи, включающей кроме родных детей также зависимых людей и рабов. «Отцами» в раннем Риме называли также членов высшего органа управления — сената. Патриции были привилегированным, господствующим классом-сословием раннего Рима. Они пользовались всей полнотой гражданских прав, голосовали в куриатных комициях, избирались в сенат, служили как в тяжеловооруженной пехоте, так и привилегированной коннице. Каждый патриций был главой многочисленной фамилии (familias), т.е.

Германский таможенный союз (РИЭ, 2017)

Германский таможенный союз — таможенное объединение германских государств во главе с Пруссией. 26 мая 1818 года в Прусском королевстве был принят закон о формировании таможенного союза, согласно которому отменялись внутренние тарифы между прусскими провинциями. Этот закон вызвал широкое движение за экономическое объединение страны. Либеральная общественность и германские правительства критиковали прусский Таможенный закон как «брутальный акт отдельного государственного эгоизма».

Старый каменный век [в Европе]

Очень плохи и слабы были орудия, которыми располагал человек: они были точно повторением или продолжением его рук и ног, пальцев и кулаков. Он отыскивал острые и крепкие кости животных и рыб, брал себе рога большого оленя и зубы кабана, набирал остроконечные и тонкие обломки кремня.

Постепенно он стал обделывать орудия: ударяя о край камня другим камнем, он отсекал от первого мелкие неправильные кусочки и таким образом заострял конец или ребро кремня. Смотря по величине камня, он получал подобие топора, ножа, скребка. При помощи этих орудий можно было наносить более тяжкие удары на охоте, резать мясо, скоблить шкуру животного, прокалывать кожу его, снимать кору с дерева...

Презентизм

ПРЕЗЕНТИЗМ - (от англ. present - настоящее, имеющее отношение к современности). Осовременивание исторического прошлого. Термин «презентизм» используется и понимается в нескольких смыслах. 1) Неизбежное в процессе исторического познания представление прошлого в адекватных нашему времени образах и понятиях. Картина прошлого воссоздается в рамках иного исторического времени, которое по-своему осознает прошлое, понимает истоки и последствия тех или иных исторических событий.

Араты

АРАТЫ (от монгольского ард - трудящийся; народ) - трудящиеся крестьяне в Монголии. В феодальной Монголии араты представляли собой класс крепостных крестьян, эксплуатируемых феодалами. Араты делились на 3 группы (сословия): албату, шабинары, хамджилга. В дореволюционной Монголии феодалы, составлявшие 7,8% населения, владели 49,5% поголовья скота, тогда как араты, составлявшие 92,2% населения, владели только 50,5% поголовья скота. Классовая борьба аратов против угнетателей принимала самые различные формы, начиная от индивидивидуальных откочевок от князя и кончая массовыми восстаниями.

Харачууд

ХАРАЧУУД (буквально - чернь, беднота) - в дореволюционной Монголии прослойка разорившихся аратов, осевших вокруг Урги и занимавшихся случайной поденной работой. Образование прослойки относится к последней четверти 19 века. По мере развития товарно-денежных отношений и усиления феодальной и торгово-ростовщической эксплуатации аратства росла численность харачуудов. Некоторые из них выполняли не только работу у богатеев, монастырей, государственных учреждений и иностранных фирм, но и занимались ремеслом и промыслом. Первые рабочие элементы вышли из харачуудов.

Страницы