История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Вотчинная теория

ВОТЧИННАЯ ТЕОРИЯ - теория части буржуазных историков-медиевистов, характеризующих вотчину (см. Вотчина, раздел 1) как единственную силу, определяющую развитие экономического, социального и политического строя, а также культуры средневековья.

По своему происхождению вотчинная теория связана с реакционно-романтическим направлением (см. Романтизм) в историографии Западной Европы конца 18 - начале 19 веков (особенно отчетливо предпосылки такой интерпретации истории были выдвинуты Ю. Мёзером, А. Мюллером, К. Л. фон Галлером, К. Эйхгорном). В дальнейшем ряд положений вотчинной теории был сформулирован в работах Г. Вайца, К. Нича, отчасти В. Рошера. В 70-80-х годах 19 века вотчинная теория получила большое распространение среди буржуазных медиевистов (прежде всего сторонников позитивизма) Германии, Австро-Венгрии, Франции, Англии, России. Некоторые научно-прогрессивные идеи были присущи взглядам тех представителей вотчинной теории 70-80-х годов, которые сочетали ее с отдельными принципами марковой (общинной) теории Г. Л. фон Маурера (К. Т. Инама-Штернегг, К. Лампрехт, П. Г. Виноградов, а также в известной степени Т. Роджерс, Э. Глассон, П. Виолле)...

Крестьянство и дворянство [во Франции]

Экономическое развитие Франции шло по другому пути по сравнению с Англией, которая представляла собой классический пример капиталистического развития в Европе. Во Франции и до XVI века, и позже отсутствовали благоприятные условия для большой вывозной торговли хлебом и другим сельскохозяйственным сырьем, не было также и своей внутренней промышленности, достаточно емкой для использования больших масс своего сырья.

Поэтому ни дворянство, ни буржуазия во Франции не были заинтересованы в создании в деревне крупных хозяйств предпринимательского типа и не имели надобности изменять технику и размеры сельскохозяйственного производства. Чем дальше, тем больше дворяне отходили от сельского хозяйства и покидали свои деревни ради подчас весьма незавидной жизни в Париже при дворе короля или даже при дворе крупных сеньоров...

Датско-исландская уния

ДАТСКО-ИСЛАНДСКАЯ УНИЯ 1918-1944 годов - объединение Дании и Исландии, произведенное в порядке королевской унии по датско-исландскому соглашению от 30 ноября 1918 года. В рамках этого объединения так называемая самоуправляющаяся колония Дании Исландия получила некоторую самостоятельность. Достижение Датско-исландской унии было облегчено общим развитием национального движения в скандинавских странах после 1905 года, изоляцией Исландии от Дании во время 1-й мировой войны и подъемом международного революционного движения, начавшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. По условиям Датско-исландской унии Исландия получила полную самостоятельность во внутренних делах, в то время как внешние сношения осуществлялись за Исландию Данией (формально считались общими). Глава государства (король) был общим для Дании и Исландии (персональная уния)...

Мюридизм (Мчедлов, 1999)

МЮРИДИЗМ — термин, введенный в литературу для обозначения мусульманского религиозно-мистического течения, получившего распространение на Северном Кавказе в 19 веке. В основе мюридизма лежали идеи и культовая практика суфизма, соединенные со стремлением его сторонников (лидеры — Гази Мухаммад, Гамзат-бек и Шамиль) к борьбе против колониальной политики царизма, за создание исламского теократического государства (имамата). Созданный 3-м имамом Дагестана и Чечни Шамилем имамат просуществовал до 1859 года. Основную опору режима составляли военизированные мюриды.

Деревня (ГЭС.ПиТ, 1988)

ДЕРЕВНЯ, 1) исторический тип крестьянских сельских поселений, распространённый в русских землях в прошлом. Деревня отличалась от села малыми размерами, отсутствием церкви. Часть современных сельских поселений в СССР, несмотря на их перестройку и изменение социально-экономического статуса, сохраняют название деревня. У ряда народов Кавказа, также казахов, туркмен и каракалпаков аналогичный исторический тип поселений называется аулом, у киргизов аилом, у таджиков и узбеков — кишлаком и т. д.

Вилла

ВИЛЛА (лат. villa) - 1) В Древнем Риме комплекс загородных жилых и хозяйственных построек, центр хозяйственной жизни рабовладельческого имения. Собственно имение состояло из господского дома и хозяйственных построек, конюшен, стойл и прочего. На окружающих усадьбу полях, садах и виноградниках использовался труд рабов, живших в имеющихся при вилле эргастулах. Для спешных и трудоемких работ применялся также труд издольщиков и колонов. Вилла имела мастерские для переработки сельскохозяйственного сырья и обслуживания нужд имения. Как правило, владельцы виллы сбывали свою продукцию на рынке.

Истинный социализм

«ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ» - немецкий социализм ("Der wahre Sozialismus"), - одна из разновидностей мелкобуржуазного социализма, получившая распространение в 1844-1847 годы среди интеллигенции и ремесленников Германии и немецких эмигрантов в других странах. Главные представители «истинного социализма» - К. Грюн, М. Гесс, О. Люнинг, Г. Пютмани другие. В Швейцарии идеи «истинного социализма» пропагандировал Г. Кульман, в США - Г. Криге. В художественной литературе взгляды «истинного социализма» нашли отражение в творчестве поэтов К.

Вольноотпущенные у этрусков

Общепризнано, что термин «lautn» в этрусском языке обозначает семью. Слово «лаутни» (lautni), которое ясно указывает на категорию слуг, было переведено латинским термином «familiaris», что обозначает члена семьи (familia). В Риме термин «familia» имел расширенное толкование: он объединял всех обитателей того или иного жилища, в том числе и рабов. Но ясно, что так называемые «lautni» не были равны «leѲe», безвестным и обычно даже безымянным.

Абсолютизм во Франции

История Франции первой половины XVI в. при трех преемниках Людовика XI—Карле VIII (1483—1498), Людовике XII (1498—1515) и Франциске I (1515—1547) была историей формирования во Франции абсолютной монархии, фундамент которой был заложен всевластием короля Людовика XI. Гордое здание новой монархии, впрочем, еще далеко не было достроено во всех своих деталях.

Монархией правили король и его двор. Последний был важным политическим учреждением абсолютной монархии. Здесь происходил постоянный контакт между господствующим классом и его главой — королем. Здесь, следовательно, определялись основные линии политики государства. «Общественное мнение», т. е. мнение дворянства, сгущалось в волю короля, который, в силу своеобразия абсолютизма, был все же достаточно независим для того, чтобы определять способ осуществления принятых решений и выбирать себе помощников и исполнителей этой воли...

Братские демократы

«БРАТСКИЕ ДЕМОКРАТЫ» ("Fraternal Democrats") - международное революционно-демократическое общество, основанное в Лондоне в 1845 году представителями чартизма и немецкими, французскими, польскими и другими революционными эмигрантами. Среди «Братских демократов» преобладали пролетарские элементы, однако сильно сказывалось влияние и мелкобуржуазной идеологии (девиз общества «Все люди – братья»). Общество пропагандировало идею единства трудящихся всех стран, выступало против национального гнета, завоевательной политики. Видную роль в обществе играл лидер левого крыла чартистов Дж.

Страницы

Subscribe to RSS - История
Яндекс.Метрика