История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Хамовный двор

ХАМОВНЫЙ ДВОР - мастерские для выделки и отбелки полотна (скатертей, убрусов, полотенец и т. п.) в московской Кадашевской слободе на Приказной улице (ныне Старомонетный переулок). По-видимому, существовал уже в 16 веке. До конца 50-х годов 17 века работа производилась в отдельных деревянных избах. В 1658-1661 годы на Хамовном дворе были построены 2 двухэтажных каменных здания. В одном из них изготовлялось полотно. Здесь могли разместиться 90 ткацких станков и 100-150 ткачей. Во втором производилась отбелка тканей. На Хамовном дворе работали тяглецы Кадашевской и Хамовной слобод. С 1693 года здесь изготовляли парусину. Позднее (начало 18 века) изготовление полотна на Хамовном дворе прекратилось, и он был переоборудован в монетный двор.

Третье сословие (СИЭ, 1971)

ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ (франц. Tiers État) - термин, в широком смысле слова обозначающий все податное население Франции 15-18 веков (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее также буржуазия, рабочие), в отличие от первых двух привилегированных сословий - духовенства и дворянства.

Термин «Третье сословие» в узком смысле слова - податное население, представленное на генеральных и провинциальных штатах. Именно такой смысл этот термин имел при своем возникновении в 15 веке. В соответствии с изменениями характера выборов и состава органов сословного представительства менялись и рамки термина «Третье сословие»: первоначально к третьему сословию относилось городское население (чиновники, купцы, ремесленники), в конце 15 века в него были включены и крестьяне, получившие со времени Генеральных штатов в Туре (1484) право избирать депутатов в штаты...

Совет сорока (Ouarantia)

Это — старейшая комиссия Большого совета [Венеции], появившаяся в первой половине XIII века. Совет являлся уголовным и гражданским судом, обладал высшей властью в решении экономических и финансовых вопросов, имел функцию контроля за другими советами и магистратурами. Суд играл огромную роль в законодательной деятельности. Три влиятельных предводителя суда вместе с дожем и Малым советом образовывали Сеньорию.

Проведение уголовного процесса Советом сорока показывает, что Венеция достигла в этом больших успехов. Процедура включала шесть этапов. Вначале выносилось обвинение, которое оформлялось в письменной форме и обязательно заверялось полицейским отделением или магистратом...

Вопрос о концессиях на Севере (1959)

Победа советского народа в борьбе против сил Антанты и успехи восстановления народного хозяйства укрепили международное положение молодой Советской республики. Но когда в начале 1920 года страны Антанты объявили о снятии экономической блокады, этот акт до известной степени еще оставался клочком бумаги, так как империалисты продолжали саботировать восстановление деловых связей с Советской Россией. Об этом свидетельствует, в частности, провал лондонских переговорен о Карской товарообменной экспедиции 1920 года. Но обстоятельства оказались сильнее заправил капиталистического мира.

В 1920—1921 годы в Западной Европе и Америке грянул экономический кризис, который развертывался на фоне общего кризиса капиталистической системы и глубоко поразил ведущие отрасли ее промышленности...

Адриатический вопрос

Огромная важность для Венеции водных путей, которые связывали ее с Востоком, определялась, как мы видели, самыми основами ее хозяйства. По мере того, как центр тяжести ее экономики «смещался все более и более в сторону торгового посредничества между Передней Азией и Западной Европой, возрастало и значение этих путей. «У нас нет полей, у нас нет виноградников, — ответили раз венецианцы лапе, защищавшему свободу плавания по Адриатике,— и все необходимое мы должны привозить из отдаленных чужих стран: тот, кто запрет нам морской путь, тот поставит под угрозу самое наше существование».

Венецианцы очень рано осознали огромное значение для «них Адриатического моря. Борьба за него была краеугольным камнем их политики с самого начала и они не забывали об этом в самые счастливые дни своей великодержавной политики...

Черноголовые

«ЧЕРНОГОЛОВЫЕ» ("Schwarzhäupter") - 1) общество религиозно-сословного характера в Ливонии в 14-16 веках. В него входили слуги и низшие чиновники Ливонского ордена. Название получило от изображения на гербе общества головы святого Маврикия, который по происхождению был мавром. 2) Общества иностранных купцов, не имевших своих домов и семейств в городах Прибалтики, известные с 14 века. Название также получили от святого Маврикия, который считался их покровителем. Общества «Черноголовые» имели целью защиту интересов иностранных купцов и организацию общественной жизни своих членов. В Риге, Таллине, Вильнюсе и др. городах им принадлежали дома, сочетавшие функции клубов и общежитий. Ряд сохранившихся до наших дней зданий, построенных «Черноголовыми», относится к числу замечательных памятников средневековой архитектуры Прибалтики. В Риге в новое время (до 1939 года) «Черноголовые» - общество рижских немецких купцов-холостяков...

Протимисис

ПРОТИМИСИС (греческое protimnsis - предпочтение), право предпочтения, - в Византии право предпочтительной покупки на продаваемую землю. Первоначально одно из положений обычного права (упоминается с 9 века), протимисис был узаконен новеллами императоров Македонской династии (Романа I и Константина VII) с целью воспрепятствовать обезземеливанию свободных крестьян. Протимисисом пользовались в первую очередь совладельцы-родственники, затем другие совладельцы, далее ближайшие соседи по участку, прочие соседи. Лишь после поочередного отказа от покупки всех этих лиц земля могла быть продана постороннему человеку. В 967 году новелла Никифора II отняла у крестьян протимисис на динатские земли и передала его динатам...

Холопство по Русской правде

Русская история XI—XIII веков наполнена бесчисленными насильственными сменами представителей разных княжеских линий на главных столах — в Киеве, Новгороде, на Волыни, в Галиче и т. д. — не говоря уже о столкновениях между князьями, имевшими узко личный характер. При разнородности уровня хозяйственного развития, классового и этнического состава населения и политической географии отдельных княжений, законодательно-указная реакция княжеской власти на выдвигаемые жизнью социально-правовые задания не могла всегда и везде быть одинаковой. Так, например, утечка населения из политического центра со среднего. Днепра, очевидно, невыгодная и для великого княжения Киевского, и для связанного с ним княжения Переяславского, и для династических претензий Мономаховичей XII века...

Начало гуситского движения

Социальные и освободительные движения средневековья проходил» обычно под религиозными лозунгами. Религия была в то время господствующей формой идеологии; в руках класса феодалов она явилась могучим орудием идейного воздействия на массы. Естественно, что, поднимаясь на борьбу против феодального гнета, трудящиеся выступали одновременно против церкви — крупнейшего феодала, причем сами эти выступления в условиях феодализма неизбежно принимали религиозную форму. Трудящиеся создавали свои религиозные учения, оправдывавшие их выступления и идейно обосновывавшие их программу. Так обстояло дело вовремя всякого происходившего в средние века антифеодального освободительного движения. Антифеодальное освободительное движение, развернувшееся на чешских землях в XV веке, не составляло в этом отношении какого-либо исключения...

Табориты (СИЭ, 1971)

ТАБОРИТЫ - представители революционного антифеодального крыла Гуситского революционного движения. Хотя к «общине таборской» (как они себя называли, отсюда - табориты) принадлежали разнородные социальные элементы - широкие слои крестьянства, городская беднота, низшее духовенство, часть мелкого дворянства, ремесленники, но определяющей в таборитстве (особенно в первый период движения) была революционная антифеодальная крестьянско-плебейская идеология. В ее основе лежало хилиастическое учение о «царстве божьем на земле» - «царстве» всеобщего равенства и социальной справедливости. Табориты проповедовали идею установления в ближайшее время такого обществ, строя, при котором не будет ни королей, ни панов, ни крепостных, требовали отмены всех повинностей и феодальных платежей, ликвидации частной собственности (преимущественно крупной феодальной), обязательной для всех трудовой жизни...

Страницы