История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Московское боярство (Веселовский, 1969)

История московского боярства представляет двоякий научный интерес. Боярство, во-первых, было одним из важнейших элементов социально-экономического строя русского феодализма, а во-вторых, большой политической силой, на основой при помощи которой московские государи добились великокняжеской власти, а затем ликвидировали раздробленность Руси и объединили ее в мощное великорусское государство. Само собой разумеется, что в истории социально-экономическое положение боярства было неразрывно связано с его политической ролью, но для удобства исследования и изложения вопрос следует расчленить на две темы...

Адалет (ППР, 1996)

«АДАЛЕТ», «Адалат» (персидский — «Справедливость»). В эту мусульманскую социал-демократическую организацию входили представители полупролетарских и пролетарских слоев Южного Азербайджана, выходцы из Персии, отдельных народностей Средней Азии. Создана в марте 1917 года по решению Бакинского комитета РСДРП Б.Д. Агаевым. К.Д. Ага-заде, Б. Агасиевым, М. Алекперовым, Г.Б. Гаджиевым. А. Гафар-заде, К. Садыхзаде (Садык-заде), А.Б. Юсифзаде (Юсиф-заде), А. Кафарзаде и др.; работала в тесном сотрудничестве с социал-демократической организацией «Гуммет», социал-демократической группой «Фарук» («Поборник справедливости»). С 10.6.1917 года издавал в Баку на азербайджанском и фарси языках журнал «Байраги адалет» («Знамя справедливости»). 17.12.1917 года в Баку представители «Адалета» участвовали в работе съезда «Гуммет» и обсуждали вопросы о власти, о рабочем контроле, аграрный и национальный вопросы, об уставе РСДРП(б), организационной работе...

Космополитизм и партикуляризм в Италии

Политическая система итальянских государств во второй половине XV века явилась результатом длительного и сложного исторического процесса и была обусловлена как развитием коммун, синьорий и Южной монархии, так и влиянием и соперничеством двух учреждений, носивших космополитический характер и издавна тяготевших над политической и культурной жизнью Италии: папства и империи. Существование этих двух институтов в известной мере предопределило влияние древней истории Италии на развитие ее средневековой и современной истории. После того как Рим из города-государства преобразовался в империю, пройдя через глубокий социальный и политический кризис в I веке до н. э., Италия сразу же стала центром (распространения космополитических тенденций и центром притяжения для тех сил и тех институтов, которые стремились играть на Средиземноморье и в Европе космополитическую роль Римской империи...

Абвер (ЭШ, 1999)

Германская служба военной разведки с 1921 по 1944 год. Название образовано от слова «Abwehren», которое означает «отражение нападения» и понимается, как контрразведка или контршпионаж. Использование именно этого слова в названии службы военной разведки стало уступкой державам — победительницам в первой мировой войне, которые настаивали на том, чтобы вооруженные силы потерпевшей поражение Германии впредь выполняли исключительно оборонительные функции.

Абвер был образован в 1921 году в составе Министерства обороны, после того как Германии позволили вновь иметь свою армию — рейхсвер. Первым шефом абвера стал майор Фридрих Темп, бывший заместитель полковника Вальтера Николаи...

Евангелие Иакова

Евангелие Иакова (в научной литературе именуется — «Первоевангелие Иакова») — одно из апокрифических евангелий, повествующее о рождении богородицы, ее детстве, благовещении, рождении Христа, пришествии волхвов, бегстве Марии с Иосифом и Иисусом в Египет.

В древнерусской литературе Евангелие стало известно очень рано: на него ссылается уже Даниил игумен в своем «Хождении» (начало XII века). Отразилось также в анонимном Сказании о Борисе и Глебе, а позднее — в тексте Русского хронографа, в его 110 главе. Фрагменты из Евангелия вошли также в состав ВМЧ [Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием, СПб.-М., 1868-1917] под 9 сентября, из чего можно заключить, что в XVI веке памятник не воспринимался как апокрифический...

Сионизм (Кузнецов, 1977)

Для определения места сионизма в системе империализма важен учет наряду с экономическими и политических факторов. Речь идет прежде всего о некоторых новых моментах в самом содержании современного сионизма, об изменениях в его политических и идеологических концепциях и целях на втором этапе, после образования государства Израиль и переориентации его на нового внешнего покровителя — Соединенные Штаты Америки.

После образования государства Израиль сионизм, его идеология и политика вступают как бы в новую фазу своего развития. Во всей сионистской деятельности существенную роль приобретают вопросы, связанные с судьбами государства Израиль, задачами его всемерного укрепления и развития, превращения этого государства в «духовный и политический центр всемирной еврейской нации». Государство Израиль объявляется сионистами «родиной» всех евреев, где бы они ни жили и как бы ни относились к сионизму...

Раввин (Хундерт, 2014)

Раввин являлся авторитетом в вопросах Галахи. В его задачи входила обязанность возглавлять раввинские суды общины, поэтому он носил титул авбейт га-дин (главный судья). Если раввин также исполнял обязанности главы местной ешивы, что случалось часто, к его титулу добавлялось реши метивта (глава академии). Как правило, он участвовал в заседаниях кагала и скреплял его решения своей подписью.

В больших общинах действовало несколько судебных коллегий, рассматривавших дела разной степени важности. По большей части это были гражданские дела, но и в случаях уголовных правонарушений суды обладали правом выносить целый ряд приговоров. Наиболее часто применяемой мерой наказания являлись штрафы, хотя антиобщественное поведение или преступление могло караться и лишением права на проживание в городе...

Кибуцы в 90-е годы XX века: состав населения

Начало 90-х годов ознаменовалось рекордным уровнем численности населения в кибуцных поселках: в 1991 году оно достигло 129,3 тысяч человек. Предшествующий пик был отмечен в 1987 году, после этого началось сокращение числа обитателей кибуцев. Однако реального перелома тенденции в 1991 г. не произошло - рост населения был обусловлен участием кибуцев в государственной программе «Первый дом на Родине», в рамках которой кибуцы получили солидные субсидии для приема репатриантов, приехавших в Израиль из бывшего СССР. Государственные субсидии были использованы для приобретения нескольких сотен караванов (передвижных домов) и ремонта более тысячи единиц пустовавшего в кибуцах жилья, в котором предполагалось разместить 9 тысяч репатриантов...

Жидовствующие (Маслин, 2014)

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (Новгородско-московская ересь антитринитариев) - резко анти-православное умонастроение, распространявшееся в конце XV - начале XVI века в Москве и Новгороде среди служилого сословия, купечества, в придворных великокняжеских кругах, а также среди некоторых представителей духовенства и в посадских кругах. Представления о взглядах жидовствующих дают памятники обличительной литературы, важнейшие из которых «Просветитель» Иосифа Волоцкого и антиеретические послания новгородского епископа Геннадия. Сохранились благодаря тайнописи и иносказаниям некоторые оригинальные еретические сочинение, а также сочинения, переписывавшиеся писцами-еретиками (комментирующие пометы Ивашки Черного на полях «Елинского летописца», тенденциозное редактирование «Мерила Праведного» Иваном-Волком Курицыным)...

Горожане, гости и суконники

В источниках XIV—XV вв. довольно часто употребляется тер[1]мин «горожане»—«гражане»—«град», обозначающий население городов в противоположность сельским жителям—крестьянам. Так, когда в 1318 г. в Тверь привезли тело убитого в Орде князя Михаила Ярославича, «...изыде весь град в сретение ему», «бояре же и вси людие плачь велеи сътвориша» 1. Следовательно, в понятие «град» летопись включает, с одной стороны, бояр, с другой—«людей», т. е., очевидно, основное торгово-ремесленное население Твери.

Более детально летопись перечисляет разряды городского населения под 1389 г. в рассказе о смерти великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского: «И плаката над ним князи, бояре, велможе, епископы, архимандриты, игумены...

Страницы