История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Ихэтуань

ИХЭЦЮАНЬ («Кулак во имя справедливости и согласия») - тайное общество, возглавившее антиимпериалистическую борьбу народа в Северном Китае, известную под названием Ихэтуаньского восстания (1899-1901). Основными районами деятельности общства были провинции Шаньдун и Чжили; наиболее известными вождями общества - Чжу Хун-дэн, Цао Фу-тянь, Ли Лай-чжун, Чжан Дэ-чэн. Впервые название Ихэцюань встречается в императорском указе 1808 года, однако идентичность обществ начала и конца 19 века не доказана. Основной костяк общества состоял из крестьян, наивно веривших, что, натренировав свое тело и заучив несколько заклинаний, они обретут бессмертие в сражениях с врагами. Члены общества поклонялись богам, среди которых были имена реальных людей, обожествленных после смерти за их выдающиеся дела, например, Гуанькоу Эр Лян (Ян Бин)...

Мистерии (Дюрант, 1997)

По существу, греческая религия знала три элемента и три стадии: хтоническую, олимпийскую и мистериальную. Первая имела, скорее всего, пеласго-микенские корни, вторая — вероятно, ахейско-дорийские, третья — египетско-азиатские. Первая традиция почитала подземных, вторая — небесных, третья — воскресших богов. Первая была наиболее популярна среди бедноты, вторая — среди людей состоятельных, третья — в низах среднего класса. Первая господствовала в до-гомеровскую, вторая — в гомеровскую, а третья — в после-гомеровскую эпоху. Во времена Периклова Просвещения самым мощным элементом греческой религии были мистерии. В греческом смысле слова, мистерия представляла собой тайную церемонию, во время которой раскрывались священные символы, совершались символические обряды; в ней участвовали только посвященные...

Французский абсолютизм (Волгин, Тарле, 1941)

Абсолютистско-феодальный строй во Франции сохранился вплоть до 1789 года. Располагая неограниченной властью, освященной теорией так называемого «божественного права», король мог по своему усмотрению решать все дела административные и судебные, объявлять войну или заключать мир, издавать или отменять любые законы.

В течение двух столетий, предшествовавших буржуазной революции, власть французских королей все более и более усиливалась. Собрание представителей трех сословий, так называемые Генеральные штаты, не созывалось с 1614 года. Высшие судебные органы, называвшиеся во Франции парламентами, безуспешно пытались вернуть абсолютную монархию к порядкам монархии XIV—XVI веков. Итоги длительной, почти двухвековой борьбы парламентов с королями были совсем не утешительны для дворянства мантии (известно, что в отличие от родовитого дворянства...

Силлабус

«Силлабус, или Список важнейших заблуждений нашего времени» был опубликован вместе с энцикликой «Кванта кура» 8 декабря 1864 года. Этот документ направлен не только против буржуазной демократии, либерализма, прогрессивной общественной мысли, социализма и коммунизма, но и против либерального католического движения, искавшего пути согласования католицизма с буржуазной демократией, прогрессом и наукой. «Силлабус» может рассматриваться как декларация воинствующего мракобесия и в то же время как выражение бессилия последнего противостоять тому, что уже победило и побеждало в тогдашнем мире.

«Силлабус» состоит из 80 параграфов, в которых папа Пий IX осуждает не только то, что в какой-то мере относится к критике католического учения, но и разум, науку — поскольку они противоречат вере...

Азиатский способ производства у майя

В современных схемах эволюции докапиталистических обществ мы находим ответ на вопрос относительно противоречия между экономическим базисом и культурной надстройкой общества майя. Этот ответ содержится в комплексе понятий, составляющих теорию "азиатского способа производства", намеченную в нескольких работах К. Маркса. Этот способ производства характеризуется сосуществованием сельских общин и зачаточного государства, объединявшего в своих руках экономическую, политическую и духовную власть. Его называют также деревенско-деспотическим, общинно-деспотическим и с недавнего времени данническим. Попытаемся кратко изложить отличительные черты азиатского способа производства...

Летоисчисление в Японии

На протяжении своей истории японцы использовали несколько систем датировки тех или иных событий. Наиболее ранняя — заимствованный ими из Китая (и общий для всех стран Дальнего Востока) счет годов по 60-летнему циклу, окончательно сформировавшемуся там к началу династии Поздняя Хань (25-220 гг.).

Согласно этой системе для обозначения каждого года используется комбинация из двух иероглифов. Первый из них — один из десяти циклических знаков, второй — относится к ряду двенадцати знаков зодиака.

Циклические знаки называются «дзиккан» (букв. — «десять стволов»). Согласно древней китайской натурфилософской традиции к ним относятся 5 основных элементов, из которых и образуется все сущее: ки (дерево), хи (огонь), цути (земля), ка (сокращение от канэ — металл), мидзу (вода)...

Южное общество декабристов

ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО ДЕКАБРИСТОВ - тайная революционная организация, созданная в марте 1821 году на Украине на базе Тульчинской управы «Союза благоденствия». Возглавлялась директорией в составе П. И. Пестеля (председатель), А. П. Юшневского («блюститель») и Н. М. Муравьева как представителя Северного общества. Члены Южного общества декабристов делились на 3 разряда, различавшихся степенью осведомленности в целях и средствах общества и правами на расширение его состава. Уставными «правилами» предусматривались их обязанности, нормы поведения, подчиненность низших разрядов высшим, конспиративный характер деятельности, форма присяги. Ежегодно в январе в Киеве проводились съезды руководящих членов («бояр»). На 1-м съезде (январь 1822 года) главное место занимал вопрос о создании конституционного проекта...

Прусская школа историков

ПРУССКАЯ ШКОЛА ИСТОРИКОВ – «малогерманская школа», «политическая школа», - господствующее направление немецкой буржуазной историографии 2-й половины 19 века. Ведущие представители: Г. фон Зибель (1817-1895), Г. фон Трейчке (1834-1896), И. Г. Дройзен (1808-1884), а также Л. Гейсер (1818-1867), Г. Баумгартен (1825-1893), М. Дункер (1811-1886).

Представители Прусской школы историков, которая вошла в историю главным образом как идейно-политическое направление, выступали в качестве идеологов крупной немецкой буржуазии, напуганной революцией 1848-1849 годов и стоявшей за соглашение с юнкерством. В 50-60-х годах 19 века Прусская школа историков активно выступала за малогерманский путь объединения Германии (во главе с прусской монархией), борясь против революционного и против великогерманского путей объединения. Историки этой школы восторженно встретили осуществление Бисмарком объединения Германии «железом и кровью»...

Свободная Франция (де Голль)

Продолжать войну? Да, конечно, продолжать! Но с какой целью и в каком масштабе? Многие, даже когда они и одобряли такое решение, хотели, чтобы это ограничивалось лишь поддержкой, которую горстка французов оказывает Британской империи, несломленной и сражающейся. Я никогда не рассматривал в этом плане наше стремление продолжать борьбу. Для меня речь шла прежде всего о спасении нации и государства.

Я считал, что навеки будут потеряны честь, единство и независимость Франции, если в этой мировой воине она одна капитулирует и примирится с таким исходом. Ибо в этом случае чем бы ни кончилась война, независимо от того, будет ли побежденная нация освобождена от захватчика иностранными армиями или останется порабощенной, презрение, которое она испытала бы к самой себе, и отвращение, которое она внушила бы другим нациям, надолго отравят ее душу и жизнь многих поколении французов. Что касается настоящего момента, то во имя чего же повести некоторых ее сынов в бой, который не будет битвой за Францию?..

Гуситы в ходе восстания

Выступления крестьян и городских масс сыграли решающую роль в деле превращения гуситского движения в широкое народное антифеодальное движение. Это была «национально-чешская крестьянская война религиозного характера» 1. Массовое крестьянское движение в Чехии стало развертываться уже весной 1419 года и первоначально приняло форму паломничества крестьян, собиравшихся целыми селениями в места, где совершались гуситские богослужения. Не имея возможности собираться в церквах, находившихся в руках католического духовенства, крестьяне и горожане, сочувствовавшие учению Гуса, собирались в открытом поле, на горах и там устраивали своеобразные религиозные митинги. Бедные священники, примкнувшие к гусизму, читали народу проповеди о новом учении, обличали католическую церковь, решительно выступали против богатого и развращенного католического духовенства...

Страницы