История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Вилланы в Паннонии

Развитие городского строя и распространение в Паннонии римских форм хозяйства шло одновременно с распространением в провинции рабства и основывавшихся на рабском труде вилл. В I—II веках свидетельства о рабах и отпущенниках относятся преимущественно к пришлому населению провинции и происходят из южных и западных ее районов. Среди племен рабство было наиболее распространено у бойев, отчасти у эрависков. С территории civitas бойев дошли сведения I — начала II века о рабах у аристократии бойев. Так, Тит Флавий Кобромар, потомок одного из последних царей бойев, получивший римское гражданство от Флавиев, имел рабов: известны его рабы Кобромар, Амука, Артемидор и отпущенник Тит Флавий Уксавиил...

Греческая фаланга

Разумеется, нельзя видеть во всем этом становление и в самом деле совершенно особой породы героев, породнившихся с бессмертными обитателями Олимпа, победительных сверхчеловеков, «белокурых бестий», для которых уже не существует ни преград, ни ограничений. В действительности все то, что должно было отличать их от окрестных варваров, могло и не бросаться в глаза. Но в противостоянии любых сил решающее значение принимают даже микроскопические превосходства. Объективные законы действительности таковы, что килограммовая гиря при прочих равных всегда перевесит ту, в которой насчитывается лишь 999 грамм. Вот так и чемпионом становится вовсе не тот, кто на целый порядок превосходит второго призера — на практике их разделяют ничтожные доли секунды, граммы и миллиметры...

Долговременная огневая точка

Долговременное огневое сооружение (ДОС) – фортификационное сооружение из прочных и долговечных материалов (железобетон, броня), предназначенное для ведения огня. Оснащается штатным войсковым и специальным вооружениями (орудия, минометы, пулеметы и другие средства поражения); оборудуется, как правило, различными системами (фильтро-вентиляции, связи, водоснабжения, электрооборудования и др.), обеспечивающими эффективность действия вооружения и условия обитаемости. Совместно с другими типами фортификационных сооружений ДОС применяются в укрепленных районах и на укрепленных полосах при заблаговременной военно-инженерной подготовке территории к войне на наиболее важных направлениях (в основном в системе обороны государственных границ). В период 1-й и 2-й мировых войн сооружения аналогичного назначения назывались  долговременными огневыми точками (ДОТ)...

Естественные неотчуждаемые права

Другим принципом французского буржуазного государства [помимо «народного суверенитета»] является провозглашение буржуазно-демократических свобод, вытекающих из «естественных неотчуждаемых» прав индивида. Эта сторона политической идеологии французской буржуазии XVIII века нашла свое выражение, на ряду с другими принципами, в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

«Свободы», провозглашенные в Декларации, выражают собою, самую сущность буржуазного государства, основой которого является общество, построенное на началах свободной конкуренции. Буржуазное государство должно признать своей естественной основой «независимого человека, связанного с другим человеком исключительно увами частного интереса и бессознательной естественной необходимостью»...

Народный суверенитет

Буржуазная политическая идеология XVIII века исходит из принципа народного суверенитета. Принцип этот признавали бесспорным почти все французские политические мыслители предреволюционного времени. Мы встречаем его у Гольбаха, Кондорсе, Мабли и др.; с особенной силой он был развит в «Общественном договоре» Руссо.

Народу принадлежит суверенитет единый, неделимый, неотчуждаемый — таково основное положение Руссо. Только общая воля народа в праве создавать законы и устанавливать правительство. Руссо выводил из этого положения требование непосредственной демократии и отрицал допустимость народного представительства...

Фритредеры

ФРИТРЕДЕРЫ (от английского free trade - свободная торговля) - представители движения английской буржуазии за свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую деятельность. Идеи свободной торговли получили широкое распространение в Англии в процессе промышленного переворота как отражение политической и экономической платформы промышленной буржуазии, однако первые ростки этих идей можно проследить уже в конце 16 века. Развернутое теоретическое обоснование идеи свободной торговли получили в трудах А. Смита и других представителей классической английской политэкономии. Движение фритредеров возникло в начале 1820-х годов. Его возглавила промышленная буржуазия Манчестера - крупного центра текстильной промышленности и торговли (отсюда второе название фритредеры-манчестерцы), направившая в 1822 году в парламент петицию с требованием отмены хлебных законов и других протекционистских пошлин...

Ихэтуань

ИХЭЦЮАНЬ («Кулак во имя справедливости и согласия») - тайное общество, возглавившее антиимпериалистическую борьбу народа в Северном Китае, известную под названием Ихэтуаньского восстания (1899-1901). Основными районами деятельности общства были провинции Шаньдун и Чжили; наиболее известными вождями общества - Чжу Хун-дэн, Цао Фу-тянь, Ли Лай-чжун, Чжан Дэ-чэн. Впервые название Ихэцюань встречается в императорском указе 1808 года, однако идентичность обществ начала и конца 19 века не доказана. Основной костяк общества состоял из крестьян, наивно веривших, что, натренировав свое тело и заучив несколько заклинаний, они обретут бессмертие в сражениях с врагами. Члены общества поклонялись богам, среди которых были имена реальных людей, обожествленных после смерти за их выдающиеся дела, например, Гуанькоу Эр Лян (Ян Бин)...

Мистерии (Дюрант, 1997)

По существу, греческая религия знала три элемента и три стадии: хтоническую, олимпийскую и мистериальную. Первая имела, скорее всего, пеласго-микенские корни, вторая — вероятно, ахейско-дорийские, третья — египетско-азиатские. Первая традиция почитала подземных, вторая — небесных, третья — воскресших богов. Первая была наиболее популярна среди бедноты, вторая — среди людей состоятельных, третья — в низах среднего класса. Первая господствовала в до-гомеровскую, вторая — в гомеровскую, а третья — в после-гомеровскую эпоху. Во времена Периклова Просвещения самым мощным элементом греческой религии были мистерии. В греческом смысле слова, мистерия представляла собой тайную церемонию, во время которой раскрывались священные символы, совершались символические обряды; в ней участвовали только посвященные...

Французский абсолютизм (Волгин, Тарле, 1941)

Абсолютистско-феодальный строй во Франции сохранился вплоть до 1789 года. Располагая неограниченной властью, освященной теорией так называемого «божественного права», король мог по своему усмотрению решать все дела административные и судебные, объявлять войну или заключать мир, издавать или отменять любые законы.

В течение двух столетий, предшествовавших буржуазной революции, власть французских королей все более и более усиливалась. Собрание представителей трех сословий, так называемые Генеральные штаты, не созывалось с 1614 года. Высшие судебные органы, называвшиеся во Франции парламентами, безуспешно пытались вернуть абсолютную монархию к порядкам монархии XIV—XVI веков. Итоги длительной, почти двухвековой борьбы парламентов с королями были совсем не утешительны для дворянства мантии (известно, что в отличие от родовитого дворянства...

Силлабус

«Силлабус, или Список важнейших заблуждений нашего времени» был опубликован вместе с энцикликой «Кванта кура» 8 декабря 1864 года. Этот документ направлен не только против буржуазной демократии, либерализма, прогрессивной общественной мысли, социализма и коммунизма, но и против либерального католического движения, искавшего пути согласования католицизма с буржуазной демократией, прогрессом и наукой. «Силлабус» может рассматриваться как декларация воинствующего мракобесия и в то же время как выражение бессилия последнего противостоять тому, что уже победило и побеждало в тогдашнем мире.

«Силлабус» состоит из 80 параграфов, в которых папа Пий IX осуждает не только то, что в какой-то мере относится к критике католического учения, но и разум, науку — поскольку они противоречат вере...

Страницы