История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Арианство (ВИ, 1956)

Миланский эдикт привлёк на сторону Константина христиан Востока во время его борьбы с другими претендентами на власть. Константину тем легче было пойти на союз с церковью, что на Западе христианство распространилось позже, чем на Востоке, и преимущественно среди аристократии, ставленником которой был Константин. О настроениях западных христиан позволяют судить постановления (так называемые «каноны») двух епископских съездов — соборов, состоявшихся на Западе в 306 и 314 годы.

Кальпулли

КАЛЬПУЛЛИ (на языке нахуатль - большой дом) - род, позднее территориальная община у ацтеков. Экономическую основу кальпулли составляло общинное владение землей. Часть земли кальпулли выделялась отдельным семьям для индивидуального пользования, другая сохранялась для общих нужд (лес, места охоты, рыбной ловли и т. п.). Некоторые участки обрабатывались для нужд кальпулли совместно. Кальпулли возглавлялась старейшиной. Ее начавшееся расслоение на зажиточную, эксплуататорскую верхушку и эксплуатируемую массу общинников было ускорено исп. завоеванием.

Уложенная комиссия 1767 года

Одним из наиболее ярких проявлений «просвещенного абсолютизма» в царствование Екатерины II был созыв Комиссии по составлению нового уложения. Эту меру правительство объясняло необходимостью кодификации законов, так как действовавшее «Соборное уложение» 1649 г. к этому времени совершенно устарело.

Выборы депутатов Комиссии носили сословный характер. Дворяне (помещики) выбирали депутата от каждого уезда, горожане выбирали одного депутата от каждого города, кроме того, в состав Комиссии входило по одному депутату от Синода, Сената, от каждой коллегии. Инструкция предусматривала также выборы депутатов от казачества, от нерусских народностей (по одному депутату от каждой провинции)...

Зарождение диссидентского движения (Спицын, 2015)

Сам термин «диссидент», то есть «несогласный», получил широкое хождение в нашей стране в средине 1970-х гг., и первоначально использовался только для обозначения определенного, достаточно узкого круга лиц, выступавших против коммунистической доктрины и пришедших в силу этого обстоятельства к прямому столкновению с властью. Известная «бабушка» диссидентского движения мадам Л.М. Алексеева, которой принадлежит первая попытка изложения теории диссидентства в ее книге «История инакомыслия в СССР» (1992), включает в это понятие такие формы инакомыслия, как национальные, национально-религиозные, национально-демократические движения, движение советских евреев за выезд на их историческую родину, движение за права человека, движение социалистов и т.д...

Первоначальное накопление в Англии

Экономическому развитию Англии в XVI веке немало способствовало то обстоятельство, что после переворота в мировой торговле, связанного с великими географическими открытиями, она оказалась в центре мировых морских торговых путей. Однако основным условием, определившим успехи развития капитализма в Англии в это время, явилось то, что процесс первоначального накопления, образующий предысторию капиталистического способа производства, проходил в ней гораздо интенсивнее, чем в других странах.

Челядь (холопы)

ЧЕЛЯДЬ (холопы).  Практически все историки сходятся во мнении, что это была наиболее бесправная прослойка зависимого населения Древней Руси. Но дальше наблюдались серьезные разногласия по этой проблеме. Академик Б.Д. Греков и его сторонники (М. Тихомиров, И. Смирнов, В. Пашуто) делили всех холопов (челядь) на «обельных», т.е. полных, которые не вели самостоятельного хозяйства и являлись личной дворней феодала, и «наймитов», т.е. бывших свободных общинников, попавших в разряд рабов за долги. Профессор С.В.

Нукеры

НУКЕРЫ (от монгольского нохор - друг, товарищ) - дружинники предводителей родов и племен в период разложения родового строя и развития феодальных отношений в Монголии. Нукеры - вооруженные свободные люди, добровольно служившие нойонам и ханам и находившиеся на их содержании. Во время войны нукеры прежде всего воины, в мирное время - стража и «домашние люди», приближенные. За службу нукеры первоначально получали кров, пищу, одежду и вооружение, а затем часть военной добычи и пожалования землей и крепостными (типа бенифиций), что способствовало превращению их в обычных вассалов крупных феодалов. Термин «нукеры» в 14- 20 веках стал употребляться в смысле «слуга» у народов Передней и Средней Азии.

Кальвинистская церковь

Первоначально Кальвин отрицал необходимость создания особой церковной организации. Тем не менее потребности ведения борьбы, с одной стороны, против усиливающегося натиска контрреформации, а с другой — против революционных плебейских ересей, в частности анабаптизма, заставили Кальвина признать необходимость такой организации. Однако если католическая церковь в соответствии с социально-политической структурой феодального общества была организована по монархическому принципу, со строгим иерархическим подчинением низших служителей высшим, то кальвинистская церковь строилась на республиканских основах...

Фольварк

ФОЛЬВАРК (folwark, от нем. Vorwerk - хутор) - польское наименование помещичьего хозяйства, в узком смысле слова - барской запашки. Фольварочная система ведения феодального хозяйства была неразрывно связана с барщиной как основной формой феодальной ренты и обычно называется фольварочно-барщинной системой. Фольварк, относительно незначительный до 15 века, затем начинает расти за счет крестьянских наделов, общинных и вновь осваиваемых земель. В 16 веке фольварк, производивший продукцию для сбыта на рынке (городском или внешнем), становится основным источником доходов феодала.

Папство и католическая церковь

Врагом политического объединения Италии, как и прежде, являлось папство. Папские владения разрезали Италию на две части, а сами папы, стремившиеся лишь к политическому господству и росту своего богатства, ни в какой степени не желали считаться с коренными интересами итальянского народа. Наиболее видным представителем папской теократии после Григория VII был Иннокентий III. Он настойчиво добивался признания за папством первенствующей роли не только в церковных, но и в светских делах, заявляя, что папская власть подобна солнцу, а императорская — луне, которая светит лишь отраженным солнечным светом. Иннокентий III писал, что папы «поставлены господом над народами и царствами, чтобы вырывать, разрушать, созидать и насаждать...»..

Страницы

Subscribe to RSS - История
Яндекс.Метрика