Этнология

Консолидация внутриэтническая

КОНСОЛИДАЦИЯ ВНУТРИЭТНИЧЕСКАЯ (от лат. consolidatio — уплотнять, укреплять, сращивать) — процесс внутреннего сплочения более или менее крупного народа, в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него субэтническими и этнографическими группами. Консолидация внутриэтническая происходит путем нивелирования диалектов и культурно-бытовых отличий в результате упрочения общеэтнического самосознания.

Ассимиляция (Акмалова, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ. Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей группой в плане принятия норм поведения, культуры, обычаев, смешанных браков. Ассимиляция может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов, и насильственно, что может вызвать сопротивление у ассимилируемых, порождая этно-националистический протест.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Брак (Акмалова, 2011)

БРАК. Исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу. По процедуре брачной церемонии браки подразделяются на гражданские и церковные, а также фактические (супружеские отношения не оформлены в установленном законом порядке). По структуре браки бывают моногамные (страны Европы и Америки) и полигамные (некоторые страны Азии и Африки).

Менталитет (ментальность)

МЕНТАЛИТЕТ (МЕНТАЛЬНОСТЬ). Форма осознания окружающего мира, общества, формируемая в ходе осмысления социального опыта индивидуальным и коллективным сознанием, выражающая актуальные для данного коллектива ценности, активно влияющая на общественные отношения и связи. Менталитет – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность устойчивых, распространенных в социальной группе интеллектуально-психологических установок и представлений, выражающих особое, своеобразное видение принадлежащими к ней людьми окружающих реалий и ориентирующих социальное поведение индивида...

Брак в традиционном Китае

БРАК В ТРАДИЦИОННОМ КИТАЕ не был делом любви и привязанности — в первую очередь то был союз двух семей, заключаемый через потомков. Одно из важнейших правил, несоблюдение которого делало брак недействительным: супруги не могли носить одну фамилию (ши — см. гл. X, раздел «Имя»). Родители женихов и невест чаще всего использовали посредников — свах, которые и должны были выбрать лучшую партию для каждой из сторон. Когда выбор был сделан, назначали дату свадьбы: она должна была попасть на день, по календарю благоприятный для таких событий.

Афганские «независимые племена»

АФГАНСКИЕ «НЕЗАВИСИМЫЕ ПЛЕМЕНА» - занимают территорию в 25 тыс. кв. миль, расположенную между государственной индо-афганской границей и административной границей Британской Индии. Население территории «независимых племён», по приблизительным подсчётам, исчисляется в 3 млн. чел. Важнейшие из них: моманды к северу от Хайберского прохода; африди и орказаи к югу от него; тури в долине Курама; вазиры, дервишхели и масуды в горной стране Вазиристан.

Пуналуальная семья

ПУНАЛУАЛЬНАЯ СЕМЬЯ (гавайск. punalua) поздняя форма группового брака, отмеченная в 19 веке у гавайцев, по которой несколько сестер, родных или более дальних степеней родства, состояли в браке с несколькими мужчинами как общими мужьями. Л. Г. Морган ошибочно считал пуналуальную семью всеобщей формой развития семьи в первобытную эпоху, следующей за кровнородственной семьей. В 1891 году в 4-м издании «Происхождения семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс отметил, что Морган неправомерно приписывал пуналуальной семье всеобщее распространение (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21, с. 47). Это предположение Ф. Энгельса было подтверждено дальнейшими исследованиями.

Китайские обряды и церемонии по поводу рождения

РОЖДЕНИЕ. Первые дни новорожденного отмечены несколькими обрядами и церемониями. На третий день после родов младенца обмывают и приносят в жертву предкам петуха. Затем целый месяц новорожденный и его мать не покидают комнаты. Конец первого месяца — еще один важный этап, отмечаемый церемонией «истекшего месяца» (маньюэ): теперь и ребенок, и мать могут покинуть комнату. По этому случаю младенцу подносят разные предметы на счастье: монисто (к богатству), ожерелье с металлической цепочкой (чтобы «приковать» ребенка к жизни), яшмовые браслеты, различные талисманы и т.д.

Конвиксия (Тавадов, 2011)

КОНВИКСИЯ — небольшая группа людей с однохарактерным бытом и общим местом обитания, существующих в течение нескольких поколений; наряду с консорцией — низший таксон этнической иерархии. Примеры К. — сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена. К. отличаются невысокой степенью активности и резистентности.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 150.

Комплиментарность (Тавадов, 2011)

КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ положительная (отрицательная) — ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих». Явление комплиментарности лежит в основе этнического разделения людей, так как появлению любого этноса предшествует образование групп людей, объединенных взаимной симпатией, позволяющей этим людям поддерживать постоянные тесные взаимоотношения и вырабатывать общую линию поведения. На уровне этноса и суперэтноса явление комплиментарность проявляется еще более четко: хотя отдельные представители чужого этноса могут вызывать личную симпатию, весь этот этнос ощущается как нечто чуждое...

Страницы

Subscribe to RSS - Этнология
Яндекс.Метрика