Последние обновления понятий

Орхоно-енисейские надписи

ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ - древнейшие письменные памятники тюркоязычных народов. Открыты на Енисее С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696-1722 годы; на реке Орхон (Монголия) - Н. М. Ядринцевым в 1889 году. Дешифрованы датским лингвистом В. Томсеном (1893), впервые прочтены русским тюркологом В. В. Радловым (1894). Датируются 7-10 веками; написаны так называемым руническим письмом, восходящим через старосогдийское к арамейскому алфавиту; их язык сформировался как нормативный литературный язык на основе диалекта племени тюрк.

Церковь в средневековой Испании

С VII по XI век испанские церкви отличались видом, наследованным от древних базилик, но их внутреннее пространство было фрагментировано и разделено на части при помощи колонн и внутренних стен. Вестготская литургия по образцу восточных христианских литургий отделяла священников от народа: между нефом и хором находился пресвитерий 1 (presbyterium), а драпировки играли роль иконостаса. Церкви были покрыты росписью с геометрическими и символическими изображениями, а в капителях располагались фигуры.

Уака

УАКА. Другой [наряду с предком-родоначальником] крупной категорией почитаемых инками существ были уака, которые, в отличие от предков-родоначальников (исключительно мужчин), могли быть как мужского, так и женского рода. Некоторые из людей, живших в первоначальные времена, еще до создания нынешних родов, вследствие некого исключительного поведения, превратились в тот или иной элемент пейзажа, как правило, в гору, сделавшись уака. Последние существуют и в эпоху Инков — в виде переносных резных камней — или представляют собой нечто совершенно особенное.

Веротерпимость в Древнем Вьетнаме

ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ: ВЕРОТЕРПИМОСТЬ . Вьетские политические хроники постоянно говорят о войнах с Тямпа, но они не рассказывают, с каким почтением относились государи Ли к главным божествам тямских земель, особенно к богине По Нагар. Ведь несмотря на то что династия Ли всегда осыпала милостями буддизм, императоры не забывали о невидимых сверхъестественных силах, и каждый всячески старался оставаться в мире с местными духами. Согласно «Собранию чудес и таинств земли Вьет», первым императорам династии Ли множество раз являлись различные духи и объявляли себя их покровителями.

Молитва в пуническом мире

В пуническом мире было принято молиться в полный голос. И это подтверждается выражением «потому что он услышал мои взывающие к нему вопли» (буквально «крик моих слов»), которое часто встречается в некоторых надписях. Согнув правую руку и обратив ладонь к небу, верующий обращался со своими просьбами к божеству. Он просил, чтобы его выслушали и благословили исполнение его желаний, которые он формулировал. Желания касались главным образом продления жизни, сохранения здоровья, репутации, добрых воспоминаний о нем после смерти, процветания, материального благополучия.

Тлалок

ТЛАЛОК. Очень старый бог воды и дождя [у ацтеков], возглавлявший 3-е Солнце, Тлалок в постклассическую эпоху считался живущим в пещерах. Это было божество, наиболее четко представляемое в учетверенной или упятеренной форме: каждый Тлалок приписывался по своему основному цвету к одной из четырех основных сторон, а иногда к центру. Тлалок мог принести благотворный дождь, но также град, молнию и огненный дождь (лаву). Облака и дождь, верили ацтеки, образуются на вершинах гор, где правят помощники Тлалока, Тлалокуэ. Следовательно, культ гор был тесно связан с культом дождя.

Церкви Константинополя

ЦЕРКВИ. Одним из важнейших элементов городского пейзажа были купола церквей. Раннехристианские церкви не имели куполов, как, например, церкви Студийского монастыря, созданного в 450-х годах консулом Студитом в квартале Саматия около Золотых Ворот и являвшегося в X веке самым большим монастырем столицы (современное название — Имрахор-Джами). Однако после строительства церкви Святого Полиевкта, возведенной одной из родственниц Феодосия I, Юлией Аницией (524— 527 гг.), купола стали обычными в архитектуре храмов, а при завершении Юстинианом Святой Софии (532—537 гг.) купола становятся практически обязательным элементом конструкции. Ни одно церковное здание не достигло таких исключи-тельных размеров, как храм Св. Софии, который до 1453 г. оставался самой большой христианской церковью...

Религиозные праздники у галлов

В античных источниках в явном виде не упоминается о наличии у галлов религиозных празднеств. Однако следует иметь в виду, что в Галлии они играют столь же важную роль, как в Греции или Риме. Все великие жертвоприношения, как регулярно совершаемые, так и приуроченные к определенной дате, как раз и являются такими праздниками, на которые собирается масса народа и происходят другие значимые торжества, среди которых главную роль, конечно же, играет пиршество. На подобных праздниках в жертву приносятся явные злодеи, о чем упоминает Диодор Сицилийский.

Системы летосчисления Древнего Ирана

Какой бы календарь ни использовался, общество всегда испытывает некоторую потребность соотнести различные важные события с настоящим моментом. Начиная со времени господства Кира, в течение последующих веков, персы датировали события, согласно годам правления того или иного великого царя. Связь с настоящим сразу становилась совершенно ясной, и, кроме того, такая датировка имела то преимущество, что она была понятна любому человеку в империи. Но у такой системы были также и неудобства, а именно, в том случае, когда цари властвовали не более года.

Пипильтин

По своей социальной структуре ацтекское общество делилось на два класса свободных людей, которые обладали правами граждан, но в зависимости от происхождения занимали в нём различное положение: знать (пипильтин; ед. ч. пилли) и простолюдины (масеуальтин; ед. ч. масеуалли). Внутри этой структуры существовали свои категории. Вот иерархия знати сверху вниз: тлатоани (мн. ч. тлатоке, владыка/правитель), сиуакоатль (второе лицо в государстве, занимавшееся внутренними делами), Кецалькоатль тотек тламакаски и Кецалькоатль пиалок тламакаски (два верховных жреца), тетекутин (высшая знать) и пипильтин, или все остальные знатные люди...

Нюйгуа

НЮЙГУА (Нюйва) - популярный персонаж китайской мифологии, божество. С эпохи Хань (3 век до н. э.) Нюйгуа представлялся в женском облике как жена и сестра древнекитайского правителя Фуси, совершившая ряд героических подвигов: с помощью расплавленного камня она залатала расколовшееся небо, обрубленными ногами гигантской черепахи укрепила небесный свод, спасла землю от потопа и т. п. На ханьских рельефах Нюйгуа изображалась в паре с Фуси и имела терио-антропоморфный вид (голова человека и тело змеи, голова и тело человека и змеиный хвост).

Быт

БЫТ. Сфера повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от духовной, профессиональной, официальной деятельности. Быт связан прежде всего с телесностью человека, его семьей, удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержанием здоровья, воспроизводством и восстановлением физических сил, отдыха. В широком смысле быт – это уклад повседневной жизни, компонент образа жизни людей, оказывающий серьезное влияние на все сферы жизни личности.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Экспонент

ЭКСПОНЕНТ, -а, м. (сер. XIX в.). Лицо, организация, экспонирующие что-либо. Экспоненты прислали на выставку более 700 работ. Множество экспонентов.

Экспонентский, -ая, -ое.

— Нем. Exponent — экспонент < лат. exponens, род. п. exponentis — выставляющий напоказ, от exponere — выставлять напоказ.

Атаман (Беловинский, 2007)

АТАМАН — 1) у разбойников, особенно волжских,— главарь шайки; 2) глава рыбачьей артели на Волге; 3) у казаков предводитель казачьего войска, сначала выборный, в XVIII — начале XX века наказной, т. е. назначавшийся правительством; назначался также походный атаман, ведший войско в поход. Также выборный глава казачьего станичного и хуторского (поселкового) управления. У запорожских казаков были выборные кошевые атаманы, возглавлявшие все войско, и куренные атаманы, возглавлявшие курени — отряды, жившие в одном помещении, также называвшиеся куренями.— «Лишь при условии полнейшего доверия к атаману я возьму пернач». М. А. Шолохов. Тихий Дон.

Дедал

ДЕДАЛ — в греческой мифологии внук афинского царя Эрехфея, сын Метиона. Искусный архитектор, скульптор. Жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса, чье мастерство вызывало зависть у него. Признанный виновным, Дедал бежал на Крит к царю Миносу, где по его поручению построил лабиринт для Минотавра, рожденного женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок и помог ей освободить из лабиринта Тесея: поиск выхода с помощью клубка ниток.

Рабочая сила (ДЭС, 1985)

РАБОЧАЯ СИЛА, способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных способностей, применяемых им в процессе производства. По К. Марксу, рабочая сила - «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» (Соч., 2 изд., т. 23, с. 178). Непосредственную основу рабочей силы составляет трудоспособность, а также знания и умения, позволяющие человеку выполнять работу определенного объема и качества.

Диалектика (Ильичёв, 1983)

ДИАЛЕКТИКА [греч.  διαλεκτική  (τέχνη)— искусство вести беседу, спор, от διαλέγομαι — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика есть философская теория,   метод  и  методология   научного познания  и  творчества  вообще.  Теоретические  принципы диалектики составляют  существенное содержание мировоззрения.

Манипулирование

МАНИПУЛИРОВАНИЕ. В социологии – политическая информационная обработка отдельных лиц, групп, общественного мнения в целом в интересах некоторых политических, экономических и иных персон или структур. Система средств идеологического и духовно-психологического влияния на массовое сознание с целью навязывания определенных идей, ценностей; целенаправленное влияние на общественное мнение и политическое поведение для формирования требуемой направленности. От пропаганды манипулирование отличается скрытым характером воздействия; объекты манипулирования обычно не знают о его осуществлении.

Совесть

СОВЕСТЬ – способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние. С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля.

Страницы

Subscribe to Front page feed
Яндекс.Метрика