Последние обновления понятий

Ками

Исповедующие синтоизм считают, что существует восемь миллионов божеств, обитающих не только в раю, но и повсюду на земле. Эти божества, или ками, живут в горах, реках, озерах, лесах, в скалах и домах, как следует из верований синтоизма – японской национальной религии Синто (дословно – «путь богов»). Термин ками обозначает любого уважаемого, священного духа, а так как все существующее имеет таких духов, то и все может быть ками. Есть поверье, что ками могут воплощаться во всем – начиная от горы Фудзи до обычной кухонной плиты, их можно найти даже в туалете. В Японии все небесное и земное наделено божественной природой.

Кальмекак – инкубатор элиты

В кальмекак обучали политическую и военную элиту, в основном сыновей вельмож, но попадали сюда и дети менее знатных родителей и даже простолюдинов, которые становились жрецами. Поскольку целью кальмекак была подготовка жрецов, здесь в основном уделяли внимание интеллектуальным аспектам жизни ацтеков, не забывая также и об обучении военному делу.

Эти школы располагались при храмах, и теночтитланская калъмекак находилась в главном ритуальном комплексе и была посвящена богу Кецалькоатлю. В каком возрасте мальчиков отправляли туда — точно неизвестно. Сыновья верховного правителя поступали в кальмекак в пять лет и обучались там до тех пор, пока не достигали «призывного» возраста...

Гигес

ГИГЕС (VIII—VII в. до н. э.). По словам Геродота, Гигес был лидийским пастухом, убившим короля Лидии, женившимся на его вдове и завладевшим троном. Впрочем, все это могло быть позднее объяснение происхождения династии Мермнадов. Гигес стремился к расширению своей власти и распространению ее над всеми греческими городами. Он послал в Дельфы предложения о создании новой денежной системы. Во второй части «Республики» Платона используется легенда о том, что свои победы Гигес одерживал с помощью волшебного кольца-невидимки, т. е.

Семаргл (Симаргл)

СЕМАРГЛ (СИМАРГЛ). Несмотря на то что и этому божеству был установлен в Киеве идол в числе «великолепной семерки» (Перун, Стрибог, Дажьбог, Хоре, Симаргл, Макошь), до сих пор не совсем ясно, имело оно облик человека или собаки.

Согласно фундаментальному «Мифологическому словарю» (М., 1991), наиболее вероятно, что его имя восходит к названию «Семиглав», которое иногда давалось богу войны балтийских славян Руевиту. Но тогда непонятно, почему летописец упомянул не имя божества, а прозвище, «причем вряд ли широко распространенное, да еще в каком-то странном для русского слуха буквосочетании «Симаргл»...

Фьордунги

Важно отметить, что в Исландии очень рано — примерно около 965 года — появилась система тесных связей между тингами. Страна оказалась разделенной по сторонам света на четверти, или фьордунги: nordlendingafjórðungr, austfirðingafjórðungr, sunnlendingafjórðungr и vestfirðingafjórðungr (соответственно северная, восточная, южная и западная четверти). В каждой четверти было три вартинга, в каждом вартинге назначалось три годара, хотя в северной четверти было четыре тинга и соответственно двенадцать годаров, что позволяет нам оценить численность населения каждой части острова.

Скальды

СКАЛЬДЫ (исл. ед. ч. skáld) - исландские и норвежские поэты 9-13 веков, произведения которых представляют собой важный исторический источник. Древнейшие песни скальдов восходят к 1-й половине 9 века, расцвет поэзии скальдов в Исландии приходится на 10-11 века. Песни скальдов сочинялись устно (в Скандинавии до 11 века не было письменности, кроме рунической), но их текст из поколения в поколение сохранялся в памяти, причем в неизменном виде (вследствие особенностей строя стиха). Отличаясь крайней изощренностью стиля, песни скальдов просты по содержанию. Скальды не прибегали к вымыслу.

Могильники

МОГИЛЬНИКИ - в археологии могильниками называют комплексы погребений; античными могильниками называются обычно некрополями, христианские и мусульманские - кладбищами. Первые захоронения умерших появились еще в эпоху палеолита, но тогда они совершались еще в местах стоянок, а не в специально отведенных местах. Настоящие могильники появляются в эпоху неолита, когда сложились первые представления о загробной жизни. Погребения всегда совершались с соблюдением определенного обряда, в могилу вместе с умершим клали различные предметы («погребальный инвентарь»): одежду, оружие, украшения, посуду и другие бытовые вещи, пищу, туши жертвенных животных и прочее...

Драуг, или оживший мертвец

Погребальной культуре средневековой Исландии, где смерть считалась не абсолютным прекращением жизни, а переходом от одного вида бытия к другому, были присущи собственные специфические представления: например, было очень важно и просто необходимо, чтобы мертвец умер по правилам, если можно так выразиться, иначе дело могло иметь самые серьезные последствия. Речь здесь идет о драуге, персонаже, хорошо известном по доступным нам текстам, глубоко вошедшим в мироощущение исландского народа и фигурирующем в исландских народных сказках.

Народное собрание (апелла) в Спарте

В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства. Однако между государственным строем Афинского и Спартанского полисов существовали и глубокие различия.

Греческий полис (Кузищин, 1996)

Архаический период VIII—VI вв. до н. э. был временем формирования социально- расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Это был новый путь развития, отличный от того пути, которым шли в свое время древневосточные общества и древнейшие греческие государственные образования II тысячелетия до н. э. (общества древнего Крита и Ахейской Греции). Каковы же особенности этого нового пути?

Формирование основ греческой цивилизации в VIII—VI вв. до н. э. осуществлялось не путем уничтожения «чистых» родовых отношений, как в громадном большинстве предшествующих обществ, а на более сложной культурной основе, включающей богатое крито-микенское наследство. Исторический опыт II тысячелетия до н. э. не пропал даром, был учтен, он обогатил общий исторический процесс...

Историческая география (ГЭС, 1988)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, область знаний на стыке истории и географии; география определённой территории на определённом этапе её исторического развития. Изучает изменения, происходившие в географической оболочке Земли как в силу естественных причин, так и под воздействием человека. Собственно исторические науки реконструируют и объясняют территориальную дифференциацию социальных и экономических явлений в прошлые эпохи, особенности развития общества в различных странах и районах.

Цезарепапизм (СИЭ, 1974)

ЦЕЗАРЕПАПИЗМ (от лат. caesar - цезарь и papa - папа) - термин, обозначающий форму правления в Византийском государстве, при которой глава светской власти - император (цезарь) фактически являлся одновременно главой церкви (папой); введен католической историографией 19 века (немецкий ученым Й. Хергенрётером и другими). Изредка этот термин употребляется в исторической литературе и в настоящее время и не только применительно к Византии.

Византийская церковь в экономическом отношении значительно больше зависела от государства, чем католическая; ее права не были конституированы, назначение патриарха являлось прерогативой императора...

Воспитание (Коновалова)

ВОСПИТАНИЕ. В современной этико-педагогической литературе, рассматривающей проблемы воспитания, доминируют в основном две полярные позиции: 1) авторитарное, акцентированно патерналистское понимание воспитания как воздействия извне; 2) гуманистический подход, рассматривающий воспитание с точки зрения тех процессов, которые происходят внутри сознания личности.

В первой модели воспитание понимается прежде всего как система строгих требований к поведению, опирающаяся на высший авторитет (отца, лидера, учителя, руководителя и т. д.), как достаточно жесткая регуляция поведения; в ней главное внимание уделяется технике воспитания, тому, как наиболее полно воздействовать на воспитуемого...

Воспитание (Михайлов)

ВОСПИТАНИЕ – целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.

В историческом процессе предметного и социального обособления деятельностей слово «воспитание» приобрело кроме обыденного и особенные смыслы. В профессионально-педагогическом смысле воспитание – это деятельность специально подготовленных взрослых (воспитателей), по особой программе руководящих формированием (в идеале) у своих подопечных нравственного чувства, культурных потребностей и им соответствующих творческих способностей...

Систематика

СИСТЕМАТИКА – учение о принципах и способах упорядочения множеств объектов, обладающих сущностным сходством (систематика звезд, систематика химических элементов, систематика животных и т.п.). Объектами систематики являются индивиды (особи) и их группы. Узаконенная в данной системе группа именуется таксоном и сама является объектом системы. По К. Бэру (1822), таксон задается не границами, а ядром типичных форм; в практику этот принцип ввел У. Уэвелл (1840), выдвинувший тезис «Класс задан точно, хотя и не ограничен четко».

Правовое государство

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан (см. Право).

В основе прав граждан лежат представления о естественном праве, об отсутствии природного подчинения людей во внеобщественном состоянии, о моральном равенстве. Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы, регулируемую правом. Предоставление прав и обеспечение безопасности – сфера деятельности государства.

Самоактуализация (Коджаспирова, 2001)

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis — действительный, настоящий) — одно из важнейших понятий гуманистической психологии. По взглядам американского психолога А. Маслоу, самоактуализация — это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий и соответствующего воспитания.

Сексуальность (Конт-Спонвиль, 2012)

СЕКСУАЛЬНОСТЬ (SEXUALITE). Все, что относится к сексуальной стороне жизни человека, особенно к связанным с ней удовольствиям. Сексуальность — не столько инстинкт, сколько функция, и не столько функция, сколько способность — способность наслаждаться и дарить наслаждение. Это само желание, если признать, что любое желание имеет сексуальную основу. Следовательно, это сущность каждого мужчины и каждой женщины, если только их сущность не одна и та же.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 519.

Абвер (ЭТР)

АБВЕР (Abwehr — оборона, отражение; Abw.), орган военной разведки и контрразведки нацистской Германии. Образован в 1919 правительством буржуазной Веймарской республики, когда генерал фон Шлейхер собрал все секретные службы в ведение министерства обороны. Поскольку условия Версальского договора 1919 не допускали воссоздания в Германии разведывательных органов, на Абвер формально возлагались функции военной контрразведки в вооруженных силах. С 1933 Абвер находился в постоянном конфликте с нацистскими спецслужбами СД и гестапо.

Центробалт

ЦЕНТРОБАЛТ (ЦКБФ, Центральный комитет Балтийского флота) - выборный революционно-демократический орган матросских масс Балтийского флота в 1917 - начале 1918 годов, созданный для координации деятельности флотских комитетов. Идея создания Центробалта возникла у матросов-большевиков Гельсингфорсского Совета и была поддержана флотскими комитетами. 28-30 апреля (11-13 мая) 1917 года на транспорте «Виола» в Гельсингфорсе (Хельсинки) состоялось организационное собрание Центробалта. В 1-й состав Центробалта вошло 33 человека, в том числе 6 большевиков и 4 им сочувствующих.

Страницы

Subscribe to Front page feed
Яндекс.Метрика