Последние обновления понятий

Тринитарии

ТРИНИТАРИИ (позднелат. trinitarii, от лат. trinitas - троица) - члены католического монашеского Ордена пресвятой троицы (Ordo Sanctissimae Trinitatis), основанного во время 3-го крестового похода французами Жаном де Мата и Феликсом де Валуа. Тринитарии провозгласили своей целью выкуп христиан, попавших в плен к мусульманам. Орден был утвержден папой Иннокентием III в 1198 году; с 1609 года причислен к нищенствующим орденам. Обет тринитариев запрещал мясную пищу и езду на лошадях. Особенно влиятельны тринитарии были во Франции, где назывались «матюринцами» (по церкви святого Матюрина в Париже)...

Беспоповцы (Богуславский, 2004)

БЕСПОПОВЦЫ — одно из 2 наиболее крупных направлений (наряду с поповцами) в старообрядчестве, возникшее в конце XVII века. Основные положения беспоповцев утверждены на старообрядческих соборах 1692 и 1694 годов в Новгороде Великом. Беспоповцы считали, что после реформы Никона Русская Православная Церковь отступила от «истинной», «старой» веры, они отрицали православную церковную иерархию; отказались от священников (отсюда название), заменив их выборными наставниками и начётчиками; провозглашали принцип всеобщего священства поскольку «благодать священства взята на небо», «каждый мирянин есть священник», признавали необходимость только трёх религиозных обрядов (таинств): крещения, исповеди (в несколько иной форме, чем в православии) и причастия (понималось как духовное приобщение к Богу)...

Проповедь как жанр литературы

Являясь самым настоящим орудием убеждения, проповедь обретает славу и достигает вершин красоты и софистики. Ее эволюция в Перу в качестве литературного жанра происходит параллельно кампании языковой унификации. Публикация проповедей поддерживается изданием словарей и грамматик. Проповедь становится не только ключевым элементом общественной морали, но и образцом правильного употребления языка для жителей Испанской Америки. Она служит устной передаче христианской культуры и распространению грамотности.

Маргиналы [в Японии эпохи Эдо]

И, наконец, на самой нижней ступени социальной лестницы находились группы населения, как бы существующие вне системы. Наиболее известные и наиболее многочисленные — эта и хинин. В 1871 году, в момент их уравнения в правах, насчитывалось 280 311 эта, 23 480 хинин и 79 095 прочих.

В японском обществе эти категории людей имеют свою длинную историю. На самом деле, они ведут свое происхождение от понятия сэммин, что буквально означает подлый, нечистый люд, в противоположность рёмин — «хорошие люди». Юридически эти группы были выделены во время реформы Тайка в 645 году. Образ жизни эта и хинин весьма отличался от образа жизни «хороших людей». Группа эта была наиболее многочисленной. Первое упоминание этого термина относится к концу XIII века, но окончательно сформировались они в период Токугава. В начале XVIII века эта были внесены в специальные списки, но еще с древности они выполняли некоторые виды работ, считавшиеся нечистыми, отмеченные смертью: дубление кож, разделка туш, исполнение казней, но также и изготовление деревянных и прочих сандалий...

Адмиралтейство (СИЭ, 1961)

АДМИРАЛТЕЙСТВО 1) (устар.) Основной центр военного кораблестроения для отдельного морского театра. В России в 18-19 веках имелись адмиралтейства в Воронеже (1685-1711), Петербурге, Севастополе, Николаеве и в Кронштадте. Адмиралтейства располагали гаванями, портами и удобными для спуска кораблей берегами. Главное Адмиралтейство в Петербурге было расположено на левом берегу Невы. С 1704 по 1844 годы здесь строились корабли, а затем в нем были размещены органы управления флотом.

Вира

ВИРА, вера, - в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. Происхождение термина спорно. По Русской правде за убийство простого свободного человека платилось 40 гривен, за убийство представителей княжеской администрации (огнищанина, тиуна) - 80. Полувирье (20 гривен) взималось за тяжелые увечья и (по Пространной правде) за убийство неверной жены. Когда убийца не был известен, община-вервь, на территории которой находили убитого, платила «дикую» виру.

Лама

ЛАМА (тибет. - высший, небесный) - буддийский монах в Монголии, Бурятии, Туве, Тибете. У калмыков титул ламы присваивается лишь главе духовенства. В ламаизме лама считается представителем Будды на земле. В классовом обществе ламы всегда стояли на защите интересов эксплуататорских классов, препятствовали социальному и культурному прогрессу народов. В настоящее время число лам значительно сократилось.

Этика (КПС, 1988)

ЭТИКА (греч. ethika, от ethos - нрав, обычай) - 1) наука, объектом изучения которой являются мораль, ее природа и сущность, структура и функции, происхождение и развитие. Этика - одна из древних теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого строя. Термин «этика» был введен Аристотелем, Домарксистская и современная буржуазная этика, трактуя природу морали, усматривает в ней либо проявление естественных, врожденных качеств человека, либо изобретение человеческого разума, либо нечто полученное людьми «свыше» - от бога или богов, либо, наконец, явление необъяснимое. Подлинную природу и сущность морали, закономерности ее функционирования и развития установил марксизм-ленинизм, показав, что в классовом обществе мораль, как и др. формы идеологии и идеологических отношений...

Сопду

СОПДУ - [в египетской мифологии] бог в образе сокола. Охраняет восточную границу и борется с врагами Египта. Центр его культа — восточная дельта Нила. Изображался в длинной одежде, с двумя перьями на голове, с длинными волосами и бородой. Непременная принадлежность Сопду — зубы, его называли «владыка чужеземных стран». Как соколиное божество близок Гору и участвует в битве с Сетом.

Словарь египетской мифологии. Сост. Швец Н.Н. М., 2008.

Атараксия (Василенко, 1996)

АТАРАКСИЯ (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) - безрелигиозный идеал мудреца у эпикурейцев, включающий в себя ясность души, удовлетворенность ума, отсутствие страха перед смертью, независимость, размеренность, простоту и спокойствие жизни, умеренный самоконтроль, определенную степень добродетельности, предусмотрительность и безразличие к Высшему. Добродетель, однако, лишь условие атараксии, ее ценность определяется вкладом в общее удовлетворение. Сторонникам атараксии чужды мистика, идеалистические искания, духовное восхождение к Высшему. В Деян.

Кратер

КРАТЕР — крупный сосуд яйцевидной формы на подставке, с широким, невысоким горлом, завершающимся плоским венчиком, с двух противоположных сторон которого имелись две или четыре ручки. Использовался для смешивания вина с теплой водой на пирах, поскольку византийцы, как и древние эллины, считали питье неразбавленного вина признаком варварства. Поверхность керамических кратеров, за исключением расписных панно на его двух противоположных сторонах и венчика, обычно покрывалась густым черным лаком. Также известны золотые, серебряные и бронзовые кратеры.

Саузкоттиты

САУЗКОТТИТЫ — последователи английской пророчицы Джоанны Саузкотт, которая предрекала близкое пришествие Христа, а себя рассматривала как «жену, облеченную в солнце» и «жену агнца», о которых говорится в Откровении Иоанна Богослова (12:1; 19:7). Экзальтированная женщина, подверженная самовнушению, объявила в 1814 году, что она забеременела от святого духа. Было ей тогда 64 года. Предстоящее рождение сына Саузкотт рассматривала как пришествие Христа. Не выдержав потрясения из-за того, что беременность оказалась мнимой, она в том же году умерла.

Вольноотпущенники в Древней Греции

Хозяин мог освободить (отпустить на волю) раба. В Афинах хозяину было достаточно заявить об этом при свидетелях. Такое освобождение часто было условным, и раб продолжал выполнять свою обычную работу у прежнего хозяина. Чтобы дать другим некоторый стимул, хозяин освобождал раба, который уже не мог работать с прежней отдачей. Кроме того, тем самым он освобождался от имущества, которое становилось обузой. В военное время были случаи освобождения большого количества рабов, с тем чтобы их могли призвать в армию или на флот.

Вольноотпущенники

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ. В Древнем Риме и Древней Греции рабы, отпущенные или выкупившиеся на свободу. В Древнем Риме при освобождении с соблюдением законных формальностей вольноотпущенники получали родовое имя бывшего господина и становились римскими гражданами (приписывались только к 4 городским трибам), однако без права отправлять магистратуры и служить в армии. Существовала и форма освобождения «в присутствии друзей» (т. е. без соблюдения формальностей). Отпущенные таким образом вольноотпущенники в период республики могли быть возвращены в рабство; в период империи они становились не римскими, а латинскими гражданами...

Греческая философия

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (от слова philosophia, т.е. «любовь к знанию») занималась более широким кругом вопросов, нежели философия современная. По сути своей это был поиск нового знания посредством рассуждений, связанных и с научными исследованиями, и с размышлениями о политической и общественной жизни, и с моралью, и даже с отдельными религиозными вопросами.

Судя по всему, греческая философия зародилась в ионийских городах Малой Азии в VI веке до н.э. Философы того времени, такие как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (все — из Милета) в основном занимались размышлениями об устройстве Вселенной и искали некое общее первоначало, из которого, по их убеждению, возникло все в нашем мире...

Поведение: терапия

ПОВЕДЕНИЕ: ТЕРАПИЯ — сложившийся в США метод психотерапии, основанный на принципах бихевиоризма. При этом психические и эмоциональные расстройства рассматриваются как нарушение адаптации индивида к существующим условиям.

Задачу терапии поведения усматривают в формировании привычек, облегчающих конформное приспособление к действительности. Разница между нормальным и «ненормальным» поведением определяется лишь степенью приспособленности индивида к среде, поэтому несогласие с социальными условиями и любые действия протеста против них порой также трактуются как «ненормальность», требующая, подобно неврозам, «исправления» методами терапии...

Ономастика (СИЭ, 1967)

ОНОМАСТИКА (от греч. onoma - имя, название) - имена собственные в их совокупности, а также наука, занимающаяся изучением имен собственных: личных имен (эта отрасль ономастики носит название антропонимики, или ономастики в узком смысле слова), географических названий (см. Топонимика) и названий племен и народов (см. Этнонимика).

Ономастика (в узком смысле слова). Уже первые памятники письменности различных народов фиксируют существование в глубокой древности личных и родовых имен. Постепенно создается более или менее стабильная (но изменявшаяся с развитием общества) система ношения имен (разная у разных народов). Так, например, в Древнем Риме гражданин имел личное имя (praenomen), родовое имя (nomen) и прозвище (cognomen); основным и неизменным являлось родовое имя. В Древней Греции граждане к личному имени присоединяли имя отца (например, Перикл, сын Ксантиппа)...

Духовенство [Англии XVI века]

ДУХОВЕНСТВО. Статус духовенства изменился, изменилось и положение духовных лиц в обществе. Поскольку теперь им было разрешено жениться и заводить семью, представители духовенства перестали быть исключением среди других общественных классов. Не все сыновья священников сами становились священниками, хотя передача профессии по наследству была одним из общественных принципов той эпохи. Тем не менее семьи священников, в которых немалую роль играли жены, постепенно интегрировались в общество, видевшее в них не только представителей духовной власти, но и просто членов местной общины.

Налоги в пользу государства [у ацтеков]

Даже в таком безденежном обществе, как общество ацтеков, за все, к сожалению, надо было платить; налоги и смерть для простого ацтека-масеуалли были неизбежны. В Вавилоне были придуманы деньги, этот символ, который упростил жизнь во всем мире. Но из-за географической изоляции ни одна американская цивилизация в доисторические времена не знала денег (если исключить используемые в качестве средства платежа зерна какао. «Какао – это плод, который по размеру меньше миндаля, – рассказывает нам Хосе де Акоста.

Торговля [в ахеменидском Иране]

Ахемениды располагали хорошо разработанной системой дорог, но в эламитских табличках нет никаких свидетельств о торговых караванах. Однако нет никакого сомнения в том, что в ту эпоху уже существовала торговля, предполагавшая перемещение товаров на значительные расстояния. Кроме того, порты вдоль всего Персидского залива или в Суэцком канале, соединяющем Красное море с Нилом, который приказал выкопать Дарий, играли важную роль в морской торговле, где долгое время господствовали финикийцы.

Страницы

Subscribe to Front page feed
Яндекс.Метрика