Последние обновления понятий

Буддизм периода Нара

Важнейшей стороной процесса становления японского буддизма являлась его «интеллектуализация» в VIII веке, что вы разилось прежде всего в возникновении буддийских школ. Формирование более или менее стабильного слоя монашества, постоянно проживавшего в храмах, повышение грамотности буддийского духовенства, изучение сутр и экзегетических трактатов, миссионерская деятельность корейских и китайских буддистов, поездки японских монахов (гакусо) на обучение в Китай привели к серьезным сдвигам в развитии буддизма на островах в конце VII — начале VIII века.

В 30—40-х годах VIII века в Японии в широком масштабе занимались распространением буддийской литературы. При императорском дворце, столичных и провинциальных храмах для этой цели были организованы специальные мастерские, где работали переписчики...

Урбарии

Урбариями называются документы, составленные вотчинной администрацией [средневековой Чехии] для упорядочения взимания феодальной ренты с крестьян. В урбарии заносились сведения о количестве земли в селе или вотчине, о нормах обложения феодально-зависимых крестьян, о размерах крестьянских участков, об условиях замены барщинных и натуральных повинностей и т. п. Вместе с тем урбарии содержат ценные и многочисленные сведения об особенностях сельскохозяйственного производства в Чехии того времени, о технике сельского хозяйства, о видах культур, о скоте. Большинство сохранившихся урбариев XIV — начала XV века было составлено во владениях архиепископства Пражского, крупнейших монастырей, а также панов Рожмберков.

Европейское Просвещение

Период в истории Европы, хронологически заключенный между буржуазными революциями в Англии и Франции, ознаменован становлением, расцветом и кризисом того комплекса идей, общественных настроений, форм исторического поведения и культурных предпочтений, которые вошли в память человечества под именем просветительских.

Просвещение - именно это слово стало в немалой степени определяющим не только для последующей оценки, но и для самооценки всей рассматриваемой эпохи. "Дух Просвещения", однако, оказался таков, что стал не только важнейшей характеристикой этой эпохи, но и существенно перекрыл ее хронологические и социально-исторические рамки, обрел статус одной из значительнейших общечеловеческих ценностей...

Фронда 1648-1653 годов

Сложный комплекс охвативших Францию в 1648-1653 годы социальных движений, объединяемых под названием Фронда, издавна был загадкой для историков. "Была ли Фронда феодальной реакцией или попыткой буржуазной революции?" - так сформулировал основную историографическую дилемму в 1948 г. Б.Ф. Поршнев. Сам он полагал, что речь должна идти именно о последней 1.

Однако французская буржуазия в середине XVII века была слишком незрелой для того, чтобы совершить буржуазную революцию. Равным образом и вся расстановка социальных сил была в тот период совсем иной, отличной от их расстановки накануне буржуазной революции. Страну волновали другие вопросы, и на политической поверхности оказывались иные конфликты...

Пуританизм – идеология назревавшей революции

Одна из важнейших особенностей Английской буржуазной революции - своеобразие идеологической драпировки ее классовых и политических целей. Революция стала последним в европейской истории социальным движением, проходившим под знаменем борьбы приверженцев одной религиозной доктрины против приверженцев другой. Вопрос о том, почему роль "боевой теории" антифеодальной революции в Англии была призвана сыграть идеология пуританизма (т.е. кальвинизма на английской почве), неизбежно уводит к истокам английской реформации Генриха VIII. Будучи по своему характеру "королевской", английская реформация затронула канонический строй церкви в этой стране ровно настолько, насколько этого требовали интересы укрепления абсолютизма Тюдоров...

«Новый курс» (Козенко, Севостьянов, 1994)

Первым делом Рузвельт созвал чрезвычайную сессию Конгресса, которая длилась ровно 100 дней - с 9 марта по 16 июня 1933 года. За это время она приняла столько законов, сколько обычно принималось за два года работы. Но главная особенность заключалась в характере нового законодательства. Время было напряженное. Истощив фонды, многие банки закрывались, отказываясь от выплат вкладчикам. Даже в Вашингтоне нельзя было получить деньги по чеку. Первым приказом президента были закрыты на 4 дня все банки страны. Конгресс принял за 4 дня закон о чрезвычайной помощи банкам, тут же подписанный президентом. Он предусматривал проверку банков на их надежность. «Здоровые банки» получали деньги от Федеральной резервной системы, а ненадежным в этой помощи было отказано...

Новые негры

Война [Первая мировая] заметно изменила материальное и общественное положение черных американцев. Среди них стало больше рабочих, в том числе квалифицированных. Больше стало горожан. Вернувшиеся из Франции негры - солдаты гордились тем, что помогли «спасти демократию» в Европе. Но на родине их, как и других негров, ждали прежние сегрегация и дискриминация. Более того, расисты горели желанием «поставить на место» зазнавшихся, по их мнению, черных. Поэтому террор расистов в послевоенное время резко возрос. За первые 9 послевоенных лет было линчевано 400 негров, среди них и 10 ветеранов недавней войны. Но «новые негры», негры 20-х годов, не хотели мириться с этим...

Баллада (ЛЭ, 1981)

БАЛЛАДА, лиро-эпическое сюжетное стих, с четкими жанрово-структурными признаками, представленное в поэзии Лермонтова сравнительно небольшим числом произведений. Однако в круг его балладного творчества входит множество явлений промежуточных, междужанровых — на границе лирического стихотворения и баллады (песня, дума), эпоса и лирики (историческая и военная песни). Их «балладность» обнаруживается в острой сюжетности, лиризме повествования, фрагментарности композиции, особой роли диалога, четкой ритмической организации стихотворного текста. Ранние баллады создавались под прямым воздействием предромантической и романтические традиции, в первую очередь B. А. Жуковского и немецких поэтов Ф. Шиллера и Г. Бюргера, интерес к которым был пробужден переводами Жуковского; таковы «Баллада» («Над морем красавица-дева сидит»), «Перчатка», «Гость» («Как прошлец иноплеменный»)...

Антитеза у Лермонтова

АНТИТЕЗА, антитетичность, в широком смысле — принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в искусстве — прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психол. состояний, ситуаций, атрибутов быта и т. п. Антитеза интенсивно используется Лермонтовым на протяжении всего творческого пути; из локального художественного приема антитеза у Лермонтова перерастает в мировоззренческий гносеологический феномен и обретает новую жизнь, полную художественных неожиданностей.

В произведениях Лермонтова выделяются несколько уровней антитезы...

Капыкулу

Первоначально высшая администрация [Османского] государства формировалась из мусульманского духовенства - улемов, но уже в XV веке, а особенно в XVI веке складывается особый слой османского общества - воины и чиновники капыкулу (буквально - рабы августейшего порога), не связанные на первых порах с феодализирующимся османским обществом. Многие из них происходили из военнопленных, принявших ислам. Позже капыкулу стали рекрутироваться путем девширме - принудительного набора детей христиан, проживавших в землях Османского государства. Система девширме окончательно сложилась к XVI веку. Набранных мальчиков отрывали от родителей, обращали в ислам, отдавали в турецкие семьи для обучения «турецкому языку и рабскому служению»...

Польский фольварк

Польский фольварк - домениальное хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян-барщинников - в XVI веке превратился в доминанту аграрного развития. Подобно барщинно-крепостническому хозяйству восточногерманских княжеств, он был ориентирован преимущественно на внешний, удаленный на сотни миль от непосредственного производителя европейский рынок. Вернув себе в 1466 году в итоге победоносной войны с Тевтонским орденом выход к Балтике, Польша быстро стала крупнейшим экспортером зерна. С конца XV по конец XVI века вывоз в Нидерланды, Англию, Францию и другие страны удесятерился, доходя до 100 тысяч тонн в год. Максимума он достиг в 1618 году, когда через Гданьск на запад ушло около 1/4 миллиона тонн ржи и пшеницы. Хлеб вывозили также через Эльблонг, Щецин (Штеттин) и другие порты. Кроме зерна, из Польши в больших количествах экспортировали лен, пеньку, поташ, лес.

Буддизм и синтоизм: функциональные различия

Среди исследователей превалирует мнение, что с самого начала своего распространения в Японии буддизм стал дублировать сложившиеся к тому времени представления и институты синтоизма. Не вызывает, разумеется, сомнения, что на будд и бодхисаттв были перенесены некоторые свойства синтоистских божеств, а определенные буддийские идеи осмыслялись в соответствии с традиционными синтоистскими воззрениями. Однако, как нам представляется, для понимания причин распространения буддизма в Японии и определения его истинного места в совокупности социально-идеологических отношений было бы весьма полезным выяснение функциональных различий между двумя религиями...

Ручное рубило

РУЧНОЕ РУБИЛО (англ. handaxe, нем. Faustkeile), древнейшее орудие целостной и определенной, объемно-гармоничной формы, представляющее ведущий артефакт каменной индустрии эпохи ашеля (…). Впервые было распознано Буше де Пертом (1847 год), который именовал его «топором»; определение Ручного рубила было предложено Г. де Мортилье (1883 г.). Это наиболее характерный тип нижнепалеолитического бифаса, т. е. орудия, образованного оббивкой заготовки с двух сторон (архаичное Р. р. требовало около 30, а более совершенное — до 60 сколов). Двояковыпуклое тело орудия (продольные края обозначали ось относительной симметрии), обычно длиной 12–15 см, в своих классических образцах приближалось к грушевидной или миндалевидной форме...

Ананта

АНАНТА (буквально бесконечный, беспредельный) — великий змей в индуистской мифологии, всегда сопутствующий Вишну. Участвует в одной из устойчивых иконографических композиций вишнуизмаВишну в йогическом сне возлежит на огромном змее (Ананта), свернувшемся в кольца; у ног бога — его супруга Лакшми; из пупа Вишну вырастает лотос, на котором восседает Брахма. Мифологически эта сцена чаще всего локализуется в небесном царстве Вишну Вайкунтхе; в некоторых мифах — в царстве Вод, расположенном за царством Ночи. Ананта также по приказу Брахмы поддерживает Землю. Когда боги снаряжали Дургу на войну с демонами, Ананта снабдил ее браслетом, сплетенным из змей (см. также Шеша). Иногда Ананта считается царем змей.

Маханубхавы

МАХАНУБХАВЫ - приверженцы одного из направлений бхакти в Махараштре, организационно оформленного в замкнутую общину в 60-х годах XIII века Чакрадхаром (настоящее имя — Харпалдев), выходцем из Гуджарата. Маханубхавы — монотеисты. Допуская существование других богов индуизма кроме Парамешвары — верховного бога, отрицают их значение. Согласно их представлениям, Парамешвара имеет множество воплощений, но только пять, называемые «Пятью Кришнами» («Панча-Кришна») обладают антропоморфным обликом: это божества Кришна и Даттатрея, сам Чакрадхар, его гуру Гундам Раул и Чангдев Раул, гуру Гундама. Трое последних — реальные исторические личности; географические точки, связанные с их именами — а их насчитывается от 250 до 1650, — и разнообразные реликвии являются объектами почитания у маханубхавов, обладающих «великим опытом»...

Клэктон

КЛЭКТОН (Clactonian), кремневая индустрия нижнего палеолита, в основном относящаяся к Великому межледниковые (миндель-рисскому). Получила название по г. Клэктон-он-Си, Эссекс. Кроме наконечника деревянного копья, в число артефактов входят обработанные кремневые отщепы и оббитые гальки, некоторые из них могут быть отнесены к чопперам. Ручные рубила отсутствовали. В Сванскомбе и на других стоянках клэктонские орудия подстилают слой, содержащий среднеашельские ручные рубила, поэтому Клэктон, видимо, сосуществует с ранним ашелем. Некоторые ученые считают, что две эти индустрии не имеют ничего общего друг с другом, тогда как другие допускают, что индустрии принадлежат одному народу. Клэктон теоретически может быть ашельской индустрией...

Пишачи

ПИШАЧИ - низший из 3 основных классов демонов (еще асуры и ракшасы). Упоминаются уже в Ведах как отвратительные бесы, пожиратели трупов, мучители больных, вселяющиеся в одержимых. Позднее постоянно ассоциируются с мертвыми, описываются как обитатели кладбищ; вместе с бхутами и другими низшими злыми духами появляются и пляшут на полях сражений. Считаются детьми Пулахи, сына Брахмы, или одноименного злого духа, или порождениями тьмы...

Будха

БУДХА - название планеты Меркурий, а также имя персонифицированного божества, соотносимого с этой планетой в астрологической науке народов Южной Азии. С ним связано и название «среды» как дня недели. Астрологически, как считается, Будха сам по себе не оказывает специфического влияния на тех, кто родился под его знаком, все зависит от расположения других планет по отношению к Будхе. Особое поклонение Будхе и совершение добрых дел по средам должно приносить удачу и процветание. Символический цвет Будхи — желтый, растение соломоцвет (Achyranthes aspera).

Апелла

Как выбирались эфоры, мы точно не знаем. Известно, что стать эфором мог любой спартиат, но кандидатура в эфоры выдвигалась какой-то сравнительно замкнутой группой. Сами выборы происходили в «народном» собрании спартиатов, называвшемся «апелла».

Апелла также имела весьма характерные для спартанского строя черты и во многом напоминала гомеровскую сходку воинов. До VI века до н. э. апелла один раз в месяц созывалась царями; в VI веке это право переходит к эфорам. Право выступления в апелле имели цари, геронты и эфоры, но не рядовые спартиаты. Собрание происходило так: в кратких речах формулировались подлежащие решению вопросы, а также предлагалось и самое решение; никаких других выступлений в апелле быть не могло...

Сиссития (Бергер, 1936)

«Сиссития» в переводе значит совместная трапеза. Каждый спартиат должен был вносить в свою сисситию определенное количество съестных припасов, доставлявшихся ему гелотами с его клера. В сисситиях господствовало полное равенство в питании, причем питание это было очень грубым и должно было поддерживать и в мирное время суровый, военный закал спартиатов. Это были не только, так сказать, общественные столовые, но и мужские клубы, в которых мужчины проводили большую часть времени, а часто даже и ночевали. Сисситии помещались в общественных зданиях, которые разве только размерами отличались от обычных жилищ спартиатов. Во всяком случае, сохранившиеся до нашего времени развалины не дают возможности предположить, что для сисситий строились специальные здания...

Страницы