Последние обновления понятий

Мусульманское возрождение (Нефёдов, 2007)

Первые века мусульманского завоевания были временем разрухи, голода и чумы. Многие города Востока опустели, великолепный Ктесифон лежал в руинах, Александрия подверглась жестокому разгрому; вместе с половиной города арабы сожгли и знаменитую библиотеку: халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Греческая учёность была забыта, овладевшие половиной мира варвары правили, не слезая со своих коней, и лишь заповеди ислама отчасти сдерживали их грубость и алчность. В то время, как арабская знать изменила заветам пророка, покорённые народы сделали их своим знаменем и, принимая ислам, требовали равных прав – ведь пророк говорил, что все верующие – братья...

Конфуцианство и повседневная жизнь (Бертронг, 2004)

Конфуцианство всегда, как и в наши дни, представляло собой обширную взаимосвязанную систему философии, идеологии, ритуалов и обычаев, оказывавшую влияние на повседневную жизнь многочисленного населения Восточной Азии. Сейчас оно проникло и в другие части света. Хотя на Западе конфуцианство чаще всего воспринимают только как философское учение, все же правильнее видеть в нем всю совокупность духовной жизни многих поколений жителей Восточной Азии. Всевозможные сферы человеческой деятельности испытали на себе воздействие конфуцианства.

В различные времена и в различных государствах конфуцианство оставалось основным религиозным способом осмысления и практики; философским исследованием окружающего мира...

Регресс: античные теории

Один из самых ранних греческих писателей, а именно Гесиод как символ перехода от общинно-родовых порядков к порядкам классово-рабовладельческим выставлял теорию пяти веков человеческой истории, из которых каждый последующий был, по Гесиоду, хуже предыдущего («Труды и дни» 109—201).

Первый век, «золотой», существовал под эгидой Кроноса. Он отличался высоким благочестием, легкостью и здоровьем жизни, полной беспечностью и благоденствием, когда даже смерть людей была безболезненной, а после смерти люди становились добрыми охранителями и опекунами последующих, уже но столь счастливых поколений людей.

Люди следующего, «серебряного», века, по Гесиоду, были неблагочестивы, не приносили жертв богам, были весьма горды, обрекались на беды своей собственной глупостью, за что Зевс и поселил их в подземном мире, хотя все еще с достаточно блаженной жизнью...

Неоконфуцианство в китайской терминологии (Кобзев, 2002)

До появления относительно недавно адекватных предмету, но по необходимости кратких энциклопедических статей [245, с. 412; 98, с. 240-241] в очень немногочисленной отечественной литературе о неоконфуцианстве само это понятие было выражено путанно и противоречиво. Одним из наиболее ярких образцов такой путаницы, граничащей с курьезом, может служить статья Ю.Б. Козловского «Конфуцианство: миф и реальность» [121], в которой автор совершает своеобразный Геростратов подвиг: понятие «неоконфуцианство» им вообще отвергается, будучи квалифицировано как бессодержательная выдумка западноевропейской ориенталистики...

Даосская практика бессмертия

Формирование религиозного даосизма относится к началу эпохи Хань (206 год до н. э.— 25 год н. э.). После длительной вражды философских школ даосов, легистов, конфуцианцев, после падения империи Цинь (249—207 годы до н. э.) — оплота легистов, даосы соперничали с конфуцианцами в стремлении оказать влияние на претендентов на престол новой династии, чтобы получить возможность осуществить свои политические идеалы. Так, Чжан Лян, государственный деятель и известный даос, занятый поисками бессмертия, оказавший поддержку Лю Бану, ставшему первым императором новой династии, имел определенный вес при Гао-цзу...

Тоталитаризм легистов

У всех рассмотренных нами выше философских школ, начиная от конфуцианской и до даосской, наблюдается один общий предмет. Их основатели беспокоились по поводу положения обделенного народа Древнего Китая, придавленного нищетой, терзаемого правителями и войной. Они все подвергали критике правителей, предлагали запретить или облегчить поборы и притеснения с их стороны, а также искали пути прекращения войн.

Представители направления в философии, которое нам теперь предстоит изучить, тоже занимались исследованием условий существования государства. Их занимала, однако, не проблема систематизации сословий своего народа, а поиск причин периодического проявления им неповиновения; причин не его нищеты, а того, почему он отказывается достаточно упорно трудиться ради обогащения своих правителей...

Варны и формы брака (Шарма, 1987)

В соответствии с дхармашастрами одним из условий законного брака была принадлежность жениха и невесты к одной касте 2. Степень следования древних этому формальному требованию составляла и составляет объект многих исследований. В то же время малоизвестно то влияние, которое оказали кастовые соображения на различные формы и институты брака (включая те из них которые соответствовали и не соответствовали дхарме), обычаи развода, повторный брак вдов и нийогу (левират), а также полигамию, моногамию и т. д...

Фатализм (Зиновьев, 2000)

...Утверждения A верны, а утверждения B неверны не в силу какого-то опытного изучения мира, а в силу определения терминов M и N. Последние вводятся в употребление именно такими. Так что если некоторое состояние sx существует, существовало или будет существовать, то из этого логически не следует, что sx необходимо. Не исключено, что из каких-то других источников будет установлено, что sx действительно необходим. Но – из других источников, а не из факта существования sx. Так что утверждение «Все существовавшее и существующее необходимо» неявным образом предполагает иное определение предикатов возможности и необходимости, согласно которому...

Богомильство: космогония (Ангелов, 1954)

Учение богомилов было тесно связано с гностицизмом, принципы которого лежали в основе учения павликиан и мессалиан. Известно, что гностицизм был одним из наиболее ярко выраженных религиозно-философских течений в первые века христианства. Стремление к познанию, к расширению умственного кругозора, жившее в людях древнего мира на протяжении столетий, переплеталось в гностицизме с идеей спасения души, идеей, присущей христианской религии 1. Исходя из этих двух положений гностики проповедовали, что человек может спастись только в том случае, если вера сочетается в нем с познанием, если он проникнет в самые непостижимые, глубоко сокрытые тайны вселенной. Такой человек становился уже «совершенным», обладающим одновременно и нравственной силой веры и силой разума, и был подготовлен к тому, чтобы войти в круг «избранников божиих»...

Штундисты – наследники богомильства? (Стеллецкий, 1902)

В 60-х годах настоящего столетия, под влиянием немецких колонистов, возникла на юге России новая религиозная секта, весьма близкая к ереси богомилов, известная под именем штундизма или штунды 1). Первыми последователями, распространителями и вожаками этой секты были малороссы-крестьяне Михаил Ратушный, Иван Рябошапка (Херсонской губернии), Герасим Балабан (Киевской губернии) и др.; приходившие на юг России на заработки к немцам-колонистам. Эти работники, живя в немецких колониях, иногда удаленных на десятки верст от православных храмов, не имея общения с православным обществом в молитве и таинствах, не слыша поучений православных пастырей, оторванные от своей семьи, не могли устоять против соблазнов немецких пасторов и совращались в штунду. И вот штундизм быстро распространился в южной и отчасти западной России, проник даже в среднюю полосу ее, так что духовная власть должна была прибегнуть к чрезвычайным мерам для борьбы с ним...

Линейный корабль (Дыгало, 2000)

Линейный корабль  — 1. В парусном военном флоте XVII — первой половины XIX века крупный трехмачтовый боевой корабль с двумя тремя палубами (деками), на которых в одну линию размещались по бортам от 60 до 130 орудий. Имели до 800 человек экипажа. 2. В паровом броненосном флоте первой половины XX века один из основных классов крупных надводных кораблей. Имел 70—150 орудий различного калибра, включая зенитные, в том числе 8—12 орудий 280—457 мм, и 1500—2800 человек экипажа. После Второй мировой войны линейные корабли утратили свое значение. В настоящее время только в составе ВМС США имеются два линкора постройки 40 х годов типа «Айова», которые, кроме мощного артиллерийского, имеют и ракетное вооружение. Находятся в консервации.

Иезуитская империя

Основанный в первой половине XVI века испанцем Игнатием де Лойола для борьбы против реформации и народного антифеодального движения, иезуитский орден быстро превратился во всемогущую полицию католической церкви, щупальца которой проникали во все поры общественной жизни и во многие страны, далеко за пределами католического мира. Иезуиты действовали и действуют по принципу «цель оправдывает средства». Употребление таких «средств», как обман, ложь, надувательство, убийство, шантаж, иезуиты возвели в целую систему.

В испанских и португальских колониях в их руках оказались огромные материальные ценности, недвижимость в городах, поместья и сотни тысяч крепостных индейцев. В 1767 году под контролем иезуитов находилось:

Феодализм в Византии (Сказкин, 1977)

В большинстве стран Западной Европы и в Византии в XI веке общество уже распадалось на два антагонистических класса: класс землевладельцев-феодалов и класс феодально зависимых крестьян. В наиболее тяжелом положении повсеместно находились крепостные крестьяне, в некоторых странах (например, во Франции) уже в X—XI веках составлявшие большинство крестьянства. Они зависели от своего сеньора и в личном, и в поземельном, и в судебном отношении и подвергались особенно тяжелой эксплуатации. Таких крестьян можно было отчуждать (обычно только вместе с землей); они были стеснены в распоряжении своим наследственным наделом и даже своей движимостью, так как последние- считались собственностью феодала...

Буддизм и синтоизм: сближение через культ предков

Непрекращавшиеся контакты между адептами двух религий, стойкость синтоистских стереотипов религиозных представлений и поведения, политика царского рода и т. д. приводили к взаимовлиянию буддизма и синтоизма. Важной сферой проявления такого взаимопроникновения являлись храмы.

Уже первые записи хроники «Нихон сёки», связанные с распространением буддизма, позволяют сделать вывод о том, что буддизм под влиянием родовых культов синто был во многом осмыслен в рамках представлений родового строя. В указе Суйко, например, содержится повеление почитать «три сокровища».

В ответ на это повеление подданные стали возводить буддийские храмы, «чтобы обеспечить благоденствие своих предков» [Нихон сёки, Суйко, 2—2— 1, 594 г.]. Не слишком многочисленные данные ранней буддийской эпиграфики также свидетельствуют о сближении двух религий через культ предков. На статуе Амида (Амитабхи) из храма Кансиндзи в Кавати сохранилась надпись 598 г., в которой говорится...

Ками (НРЯ.С, 2008)

Ками являются объектом поклонения в синто. Что означает слово «ками»? В первую очередь этим термином уважительно именуются благородные, священные духи, что подразумевает почитание их власти и достоинств. Все существа и предметы имеют таких духов, и в некотором смысле все они могут называться ками или рассматриваться как потенциальные ками. Однако поскольку термин несет в себе смысл почитания, его, как правило, не применяют к обычным людям или предметам.

Среди объектов или явлений, которые с древних времен обозначались как ками, имеются такие категории, как рост и плодородие; природные явления - ветер, гром; природные объекты - солнце, горы, реки, деревья, скалы; некоторые животные; духи предков. К последней категории относятся духи предков императора, знатных семей и в целом всех людей...

Серапионовы братья

СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ (по названию кружка друзей в одноименном произведении Э. Т. А. Гофмана) — литературная группа, возникшая в 1921 году в Петрограде (Вс. Иванов, М. Зощенко, Л. Лунц, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов, М. Слонимский и др.). Группа сформировалась как некое противостояние официальной литературе, писатели не принимали искусство, сложившееся с пропагандой новой власти, провозглашали независимость искусства, особенно от политики, являлись сторонниками формулы «искусство ради искусства». Серапионовы братья искали новые реалистические приемы письма, экспериментировали с ним.

Сизиф (Грейдина, 2007)

Сизиф — в греческой мифологии сын царя эолян Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Адаманта, Салмонея, отец Главка, дед Беллерофонта. Сизиф был строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа). Сизифу была передана власть в Коринфе Медеей. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сизиф назвал отцу имя похитителя, указал место его укрытия; за это потребовал, чтобы Асон дал воду основанному Сизифом храму и городу. В ответ Зевс послал за Сизифом богиню смерти Танатос. Но Сизиф обманул ее, заковав в цепи и продержав в плену несколько лет. По этой причине люди не умирали. Только Арес освободил Танатос, которая первой своей жертвой избрала Сизифа. Но и в Аиде Сизиф сумел обмануть богов: он оказался единственным умершим, возвратившимся на землю...

Аполлон: главные аспекты культа

Главные аспекты культа Аполлона в ионийско-понтийских полисах. Исходя из многочисленных материалов, накопленных в основном во второй половине прошлого века, можно уверенно считать, что именно Аполлон в большинстве ионийских апойкий на Понте Евксинском являлся верховным богом. Вместе с тем, нельзя отрицать его главенствующего положения и для других потоков колонистов в западном направлении, хотя источники о его широкой популярности не столь многочисленны в полисах на территории Великой Греции. Однако, например, только при основании Наксоса на побережье Сицилии сохранились данные о том, что ойкист Фукл установил прямо на месте высадки кораблей алтарь Аполлону Архегету [Malkin, 1986: 959-972]...

Дриопитеки

Историю антропологического состава населения Китая естественно начинать с вопроса о времени появления на территории этой страны возможных предков гоминид — ископаемых антропоидов третичного периода. Существенное значение для поставленной проблемы имеют находки зубов дриопитеков на юго-западе Китая в уезде Кайюань (Юньнань). Эти зубы, обнаруженные в 1956—1957 гг. группой китайских геологов в нижнеплиоценовых слоях, описаны У Жу-каном, который отнес их к особому виду дриопитеков — дриопитеку кайюаньскому (Dryopithecus keiyuanensis), по многим признакам близкому к дриопитеку панджабскому (Dryopithecus punjabicus) из Сиваликских холмов Северной Индии...

Этнос и его признаки

Разработка основных положений теории этноса привлекала за последние годы пристальное внимание советских этнографов. Одним из важных достижений этнографической науки в этой области является, бесспорно, обоснование вывода об определенной иерархичности, таксономической неравноценности признаков этнической общности. Если раньше такие признаки этноса, как общность территории, языка, культуры и т. д., рассматривались обычно как лежащие в одной плоскости, то теперь становится все более очевидным, что перед нами сложная структура разнородных характеристик, относящихся к нескольким уровням...

Страницы