Последние обновления понятий

Акали (Семенова, 1963)

Начало общего кризиса капитализма сопровождалось в Индии новым подъемом антиимпериалистического движения, принявшего небывало широкий размах и всенародный характер. В антианглийских выступлениях, охвативших в 1918—1919 годах почти всю страну, принимали участие пролетариат и крестьянство, интеллигенция и национальная буржуазия. Конгресс, самая влиятельная буржуазная партия страны, возглавил борьбу индийского народа, ограничив ее, однако, рамками ненасильственного сопротивления.

Бурный подъем антиимпериалистического движения и особенно усиление революционной активности масс заставили Англию пойти на некоторые уступки имущим классам Индии. ..

Прибаутки

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г. Н. Потанин, В. И. Даль, А. Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров (считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т. д.). Успешно решала вопросы классификации детского фольклора О. И. Капица. Но и она не смогла провести грани между собственно прибаутками и песенками для детей...

Гладиаторы (СИЭ, 1963)

ГЛАДИАТОРЫ (лат. ед. ч. gladiator, от glaudius - меч) - в Древнем Риме рабы, осужденные преступники и другие лица, прошедшие специальное обучение для вооруженной борьбы между собой. Бои гладиаторов, возникшие в Риме под влиянием этрусков, сначала были измененной формой ритуального убийства рабов и начиная с 3 века до н. э. сопровождали похороны знатных лиц. К 1 веку до н. э. гладиаторские бои теряют ритуальный характер, становясь забавой толпы. Развитию гладиаторских боев способствовало стремление представителей правящих кругов в период кризиса Римской республики завоевать популярность среди городского населения. В 65 году до н. э. Цезарь, будучи эдилом, устроил бой 320 пар гладиаторов. Гладиаторов обучали в специальных школах с суровым режимом...

Мунус (Носов, 2010)

В Древнем Риме игры, сопровождавшиеся сражениями гладиаторов, получили название мунус (во множественном числе - мунера). У нас они больше известны под названием гладиаторские игры, и в дальнейшем эти термины будут использоваться как синонимы.

Что же такое гладиаторские игры? Чем отличались гладиаторские игры от, скажем, средневековых турниров, судебных поединков или просто от выяснения отношений двумя вооруженными людьми? Как определить понятие «гладиатор»? Вопрос принципиальный, так как ответ на него служит отправной точкой для определения места возникновения и периода распространения гладиаторских игр. Чтобы найти истоки какого-либо явления, нужно первым делом разобраться с терминологией...

ЛЕФ и Маяковский (Янгфельдт, 2009)

Маяковский и Лили провели несколько дней в Петрограде, в гостинице, чтобы "разные Чуковские" не узнали об их пребывании в городе — им не нужны были сплетни сродни тем, которые так щедро распространял Чуковский пять лет назад. Когда Рита навестила Лили в день их возвращения в Москву, та ее встретила словами: "Володя написал гениальную вещь!" Уже вечером несколько друзей и коллег пришли послушать авторское чтение нового произведения, а на читке, состоявшейся следующим вечером, квартира была набита битком. Новость распространилась быстро: Маяковский написал гениальную вещь...

Становление буддизма: среда (Шарма, 1987)

Буддизм зародился и получил свое первоначальное развитие в государствах Магадха и Кошала на востоке Уттар-Прадеша и в Бихаре. Будда большую часть жизни провел в Бихаре, и там же, на Северо-Востоке Индии, вскоре после его смерти были проведены один за другим три буддийских собора в Раджагрихе, Вайшали и Паталипутре. Почему именно Северо-Восток Индии стал в VI—IV веках до н. э. колыбелью буддизма; не возникли ли неортодоксальные секты как естественная реакция на ритуализм ведийской религии? Но ритуализм имел гораздо более глубокие корни на западе Уттар-Прадеша, чем в его восточной части в Бихаре, где он вызывал отрицательную реакцию. Видимо, не в этом его истоки. Верное объяснение возникновению нового религиозного движения, по нашему мнению, следует искать в существенных изменениях условий материальной жизни народа...

Трибы и курии

На всем протяжении долгой римской истории продолжали жить в более или менее модифицированном виде социальные организмы, возникшие в период первобытности: род, триба, курия, семья. Они настолько сохранились (и в повседневной жизни, и в юридическом языке), что мы зачастую встречаемся с ними в разного вида поздних источниках. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания ученых. Начиная с конца прошлого века и особенно в текущем столетии ставился вопрос о характере и об отношении названных общественных групп к государству, а также о соотношении одноименных социальных форм в до-государственную и государственную эпохи...

Бальдер

Бальдер (или Бальдр) — в скандинавской мифологии бог добра и красоты, гибнущий от козней злых богов и оплакиваемый всей природой.

Во второй половине XIX века ряд немецких ученых (А. Кун, Макс Мюллер и др.) отстаивали теорию, согласно которой мифологические боги являются олицетворением сил природы. Эта теория, которую называют «солярной» (солнечной), оказала свое влияние и на Гауптмана. Поэтому Бальдер рассматривается у него как «сын солнца». При этом в словах Раутенделейн и в монологах Генриха навязчиво проводится параллель между Бальдером—могучим и светлым богом, и самим Генрихом, символически воплощающим в драме «творческое начало»...

Дворянство Франции в XVI-XVII веках (Мандру, 2010)

Восторженно идеализируя благородное прошлое рыцарства, современники без труда описывали эволюцию, разворачивающуюся у них на глазах. В 1576 году — по общему признанию, в самый разгар Религиозных войн — Клод Атон писал:

«В минувшие дни дворяне Франции получали этот благородный титул от королей и принцев за свое мужество и добрую службу, которую они оказывали этим принцам и королям, и своей родине, Франции. Они были благочестивыми, верными, набожными, мудрыми, благоразумными, кроткими, добрыми и милосердными по отношению к своим подданным и другим людям… Дворяне, которые некогда являлись воплощением благородства, ныне — грабители, убийцы, еретики, неверные и непочтительные, идолопоклонники, безумцы, жестокие, гордые и высокомерные, они похищают имущество других людей, кощунствуют и угнетают народ…»

Антисемитизм во Франции

Необычайный успех книги Эдуара Дрюмона «Еврейская Франция» (1886), с которой Альфонс Доде познакомил светские круги, вероятно, обязан тому, что в ее повествовании сливаются сразу несколько идейных течений: здесь в какойто степени присутствует католицизм («кто говорит о еврее, тот говорит о протестанте»), в какой-то — социализм, враждебно воспринимающий «евреякапиталиста». Этот успех поразил всех наблюдателей той эпохи. И в будущем он лишь возрастет, поскольку чувство антисемитизма постепенно усиливается в самых разных слоях общества.

Первый из общественных слоев, пораженных антисемитизмом, — это христиане, издавна настроенные враждебно к иудеям. Они продолжают жить благодаря преподаванию Закона Божьего...

Гаруспики и печень

Одной из важнейших сторон религиозной жизни этрусков было гадание по внутренностям жертвенных животных. Античные авторы называют такие гадания характерной чертой этрусских религиозных представлений. Неоднократно описывалась практика гадания жрецами-гаруспиками по печени животного. И вот при раскопках в Пьяченце была сделана уникальная находка — бронзовая модель печени овцы (рис. 19). Это небольшое бронзовое изделие относится к весьма поздней эпохе, поскольку оно датируется приблизительно 100 г. до н. э., и найдено в регионе, который не считался этрусским: быть может, оно было привезено римлянином или этрусским гаруспиком, служившим римлянам. Римская Плацентия (современная Пьяченца) была основана в 218 году до н. э. как колония, позволявшая Риму контролировать Цизальпинскую Галлию...

Белое и черное духовенство (Тихомиров, 1975)

С утверждением христианства в городах Киевской Руси большое значение получило православное духовенство. В его рядах довольно резко различались два слоя: белое и черное духовенство, причем каждый из этих слоев имел свои специфические особенности и занимал особое положение в среде городского населения. Черное духовенство сильно было своей сплоченностью. Оно, собственно, и создавало из духовенства крупнейшую феодальную силу, в руках которой быстро сосредоточились мощные экономические средства и обширные земельные владения. Черное духовенство в лице своих высших представителей — игуменов и епископов — играло важную роль в политических событиях и в культурной жизни. Роль приходского духовенства была с внешней стороны скромнее. В действительности же именно приходское духовенство служило проводником церковных и политических идей...

Бронза (Таруашвили, 2004)

Бронза. Представляющая собой сплав меди с небольшим (около 10%) количеством других металлов (в древности — олова), бронза впервые стала производиться на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Передней Азии. Благодаря своим преимуществам перед употреблявшейся ранее медью — технологическим (легкоплавкость и податливость холодной обработке) и функциональному (прочность) — новый материал создал основу для бурного развития техники и производства. Период от его появления и до начавшегося на рубеже II—I тысячелетий до н. э. вытеснения его железом называется в археологии бронзовым веком (или эпохой бронзы); именно в этот период стало возможным появление поливного земледелия, образовавшего хозяйственную основу первых цивилизаций Востока с государством, письменностью и монументальной архитектурой...

Панславизм (Энгельс, 1852)

Богемия и Хорватия (еще один из разбросанных членов славянской семьи, который подвергался со стороны венгров подобному же воздействию, какому Богемия подвергалась со стороны немцев) были родиной того, что на европейском континенте называется «панславизмом». Ни Богемия, ни Хорватия не были достаточно сильны, чтобы существовать как самостоятельные нации. Обе эти национальности, постепенно подтачиваемые действием исторических причин, неизбежно ведущих к поглощению их более энергичными народами, могли надеяться на восстановление известной самостоятельности лишь при условии союза с другими славянскими нациями. Существует 22 миллиона поляков, 45 миллионов русских, 8 миллионов сербов и болгар; почему бы не составить мощную конфедерацию из всех 80 миллионов славян, чтобы оттеснить или уничтожить непрошенных гостей, вторгшихся на святую славянскую землю...

Военная школа Вампу

Приехав в революционный Гуанчжоу, мы встретили здесь М. М. Бородина и своих товарищей по академии Яшу Германа и Володю Поляка занятыми напряженной работой, связанной с конгрессом.

М. М. Бородин заметно похудел, в волосах у него появилась седина. Тут было не до расспросов и долгих бесед. Мы сразу же были захвачены водоворотом событий и включились в общее дело. Передо мной, как на экране в минутном эпизоде, промелькнул озабоченный Цюй Цю-бо, с которым я познакомился еще в Москве, где он был в качестве корреспондента текинской газеты «Чэнь бао» и преподавал нам китайский язык.

Мы сразу же почувствовали напряженный ритм жизни наших товарищей в Гуанчжоу и-поняли,-что нам предстоит захватывающе интересная работа...

Леда (Грейдина, 2007)

Леда — в греческой мифологии супруга спартанского царя Тиндарея; дочь царя Фестия, к которому бежал изгнанный из Спарты Тиндарей. Детьми Леды были близнецы — Диоскуры, Клитеместра, Елена. Последняя считалась дочерью Зевса, который соединился с Ледой в образе Лебедя: от этого союза она родила яйцо, из него появилась Елена. Скорлупу яйца показывали в одном из храмов Спарты во II в. Образ Леды отражен на полотнах Леонардо да Винчи, Микеланджело, П. Рубенса, Н. Пуссена. В античную эпоху миф о Леде и Лебеде — излюбленный сюжет изобразительного искусства (мозаика, фрески, рельефы, вазопись, скульптура Тимофея).

Философия в Афинах (Васильева, 1985)

Провести четкую границу между Большим Платоном и Малым Платоном не взялся бы сегодня ни один ученый. В самом деле, диалог «Клитофон» по построению и по диалектическому мастерству, бесспорно, уступает «Феагу», но «Феаг» слабее «Протагора», а по сравнению с «Пармепидом» детским лепетом звучит даже «Горгий». Критерии философской зрелости или литературного мастерства в наши дни не так жестки, как для современников Гегеля или Гёте. Критерий философской последовательности тоже представляется теперь не таким уж надежным, поскольку абсолютной уверенности в авторстве Платона пет ни для «Парменида», ни для «Кратила», ни для «Протагора»...

Фелькиш

«Фелькиш». В немецком языке для слова «народный» имеется общепринятое выражение «националь» — национальный. Слово «фёлькиш» — германизированное «национальный». Оно введено в обиход в 900-х годах со времени возникновения расистского и антисемитского Всегерманского союза. «Фелькиш» употребляется для характеристики крайне правых взглядов с антисемитским налетом. После революции 1918—1919 годов этим термином пользуется германский фашизм (в том числе и национал-социалисты), особенно северогерманский, выпячивающий на первый план не «социальную», а «национальную» демагогию. Движение «фелькише» выступает часто рядом с национал-социализмом в качестве его конкурента и соперника. В конце 1922 года из консервативной партии выделилась группа Вулле, Генинга и Грефе, образовавшая немецкую народную, партию свободы (дейч-фелькише фрейгайрте-партай)...

Свисток

«Свисток» — сатирическое приложение к «Современнику», издавалось в 1859—1863 годах. Всего появилось на свет девять выпусков. Как вспоминал Некрасов, идея создания «Свистка» принадлежала ему самому, однако, по его же словам, «душу ему («Свистку».— Примечание составителя), конечно, дал Добролюбов» (Литературное наследство. М., 1946. № 49—50. с. 153). «Свисток», обладая безусловной автономией, являлся, прежде всего, органом редакции «Современника», тесно связанным с публицистикой журнала. Не случайно, прекращение существования «Свистка» явилось следствием назревшего в редакции в 1863 году внутреннего идейного конфликта между Салтыковым и Антоновичем, Пыпиным, Елисеевым.

Мажоритарная система (Сироткин, 1989)

Мажоритарная система имеет два типа — в один (США, Великобритания) и в два тура (Франция). Для того чтобы быть избранным, надо набрать в первом туре абсолютное (мажоритарное) большинство голосов (50 % плюс один голос). Поскольку во Франции с ее многопартийной системой в отличие от двухпартийных систем США или Англии редко кому из кандидатов удается сразу получить требуемое количество голосов, французское избирательное законодательство предусматривает второй тур (обычно через одну-две недели, в воскресенье), но к участию во втором туре допускаются только два кандидата, набравших больше всего голосов. Чтобы быть избранным во втором туре, достаточно набрать относительное большинство (больше хотя бы на один голос» чем соперник). По мажоритарной системе в два тура во Франции проводятся выборы президента (с 1965 года) и депутатов Национального собрания.

Страницы