Обновленчество: краткий очерк
Краткий очерк истории обновленческого раскола
В течение многих веков Русская Православная Церковь зависела от монархического государства и не могла самостоятельно решать свои внутренние проблемы. Предоставление Церкви самостоятельности с последующим влиянием ее на государственную политику останавливало даже самых либеральных самодержцев. Зависимость от государства вполне устраивала и церковную верхушку, которая не пыталась изменить сложившуюся ситуацию. Попытки отдельных лиц, как со стороны духовенства, так и со стороны интеллигенции, привлечь внимание к церковным нуждам стали проявляться во второй половине XIX в., когда дух преобразований проник во все сферы общественной жизни и общественного сознания. В годы первой русской революции всеобщий интерес к идеям церковной реформации настолько возрос, что ни Церковь, ни государство с ним уже не могли не считаться. В это время в столичной среде сформировалось «Братство ревнителей церковного обновления», члены которого стали активно ратовать за пересмотр церковных устоев. Однако реальные перемены в церковной жизни стали возможны лишь с падением в России монархии и провозглашением республики. 17 марта 1917 г. в г. Петрограде был организован «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян». Инициаторами его создания были священники Дмитрий Попов, Иоанн Егоров, Александр Введенский и Александр Боярский, протоиерей Михаил Попов, диакон Тимофей Скобелев, обер-прокурор Синода В.Н. Львов. У «Союза» имелся свой печатный орган «Всероссийский церковно-общественный вестник» под редакцией профессора Б.В. Титлинова. В том же году Временным правительством России было разрешено проведение Поместного Собора, главным деянием которого стало восстановление патриаршества, продиктованное больше церковно-политическими мотивами, чем каноническими требованиями.
После Октябрьского переворота Русская Православная Церковь оказалась в сложном положении. Принятые советской властью законодательные акты, и в первую очередь закон о свободе совести, поставили Церковь в такие условия, к которым она была не готова. Последовавшие перегибы в проведении антицерковной политики обострили государственно-церковные отношения и привели к открытой борьбе. Наиболее дальновидная часть духовенства понимала, что результатом такого противостояния власти может стать ликвидация Церкви, как социального института. В этих условиях в реформаторском крыле Церкви началось движение, выступавшее за признание советской власти и сотрудничество с государством. Развернувшаяся кампания по изъятию церковных ценностей и вмешательство в церковную жизнь карательных органов способствовали возникновению обновленческой Церкви.
Следует отметить, почему здесь и далее используется термин «обновленческая Церковь». С богословской точки зрения Церковь, безусловно, является единой и неделимой. Однако с организационной точки зрения необходимо признать
[12]
существование самостоятельной обновленческой Церкви, имевшей все конфессиональные признаки: наличие единого объединяющего христианского вероучения, централизованные органы управления, иерархию и паству.
Внутренние противоречия в Русской Православной Церкви имелись всегда, однако церковный переворот не смог бы произойти без поддержки государственно силовых структур. Советская власть, осознав невозможность быстрой ликвидации Церкви, взяла курс на медленное, но верное разложение Церкви изнутри. Стратегические вопросы государственно-церковных отношений решал ЦК РКП (б), а тактические вопросы были поручены 6-му отделению Секретного отдела Государственного Политического Управления (СО ГПУ) под руководством Е.А. Тучкова. Незаменимыми помощниками безбожников стали некоторые священники-ренегаты, среди которых наиболее известен М.В. Галкин.
12 мая 1922 г. группа духовенства в составе протоиерея Александра Введенского, священников Владимира Красницкого, Сергея Калиновского, Евгения Белкова, псаломщика Стефана Стадника, сопровождаемая сотрудниками ГПУ, встретилась с патриархом Московским Тихоном. Ему было предъявлено обвинение в нелояльности к советской власти, следствием которой стал красный террор против Церкви, и требование отказаться от церковного управления. 18 мая 1922 г. последовала резолюция патриарха о передаче синодальных дел Ярославскому митрополиту Агафангелу (Преображенскому), а дел по Московской епархии - епископу Клинскому Иннокентию (Летяеву), а до его прибытия - епископу Верненскому Леониду (Скобееву). В тот же день вышеуказанные священнослужители сформировали Высшее Церковное Управление по делам Православной Российской Церкви (ВЦУ) под председательством епископа Леонида (Скобеева). Первыми священниками, принявшими участие в работе ВЦУ, стали находившиеся в г. Москве маститые протоиереи Саратовской епархии Николай Русанов и Сергей Ледовский. Деятельность нового органа церковной власти началась с отстранения от управления епархиями ряда правящих архиереев, известных своими консервативными взглядами.
Для управления церковными процессами сотрудниками 6-го отделения СО ГПУ было организовано т. н. «Братство ревнителей вселенского православия», вскоре переименованное в «Живую Церковь». 29 мая 1922 г. состоялось учредительное собрание всероссийской группы «Живая Церковь», избравшее центральный комитет и президиум. Эта организация, полностью подконтрольная органам власти, на первых порах объединила всех сторонников церковных реформ. Лидер группы протоиерей Владимир Красницкий разработал устав, главными лозунгами которого стали: белый (женатый) епископат, пресвитерское управление и единая церковная касса. 5 июня 1922 г. по распоряжению ВЦУ состоялась хиротония вдового московского протоиерея Иоанна Чанцева во епископа Бронницкого, викария Московской епархии. Это была первая архиерейская хиротония, совершенная в обновленческой Церкви с принятием рясофора, но без принятия монашества. 8 июня 1922 г. состоялось первое расширенное собрание
[13]
членов ВЦУ, членов Московского Епархиального Управления и благочинных г. Москвы. Присутствовали 30 человек, среди которых управляющий Московской епархией епископ Верненский Леонид (Скобеев) и епископ Бронницкий Иоанникий (Чанцев). На собрании была одобрена деятельность «Живой Церкви», принявшей на себя бразды церковного правления 1.
11 июня 1922 г. в г. Москве состоялась хиротония вдового петроградского протопресвитера Иоанна Альбинского во епископа Подольского, викария Московской епархии. Это была первая архиерейская хиротония, совершенная в обновленческой Церкви без принятия рясофора и монашества. Законность обновленческого ВЦУ признали три видных церковных иерарха: митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), архиепископы Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков). 16 июня 1922 г. они обратились к Церкви с воззванием последовать их примеру. Кандидатура епископа Леонида (Скобеева) во главе нового органа управления не устраивала членов «Живой Церкви» и 18 июня он был уволен, а председателем избран епископ Антонин (Грановский).
6-16 августа 1922 г. в г. Москве в здании 3-го Дома советов (бывшей Московской духовной семинарии) проходил Всероссийский съезд «Живой Церкви». Прибыли 190 делегатов из 24 епархий. Среди участников были 8 архиереев: архиепископы Антонин (Грановский) и Евдоким (Мещерский), епископы Макарий (Павлов), Виталий (Введенский), Вассиан (Пятницкий), Иоанникий (Чанцев), Иоанн (Альбинский), Николай (Федотов). Почетными гостями стали представители Константинопольского и Александрийского патриархов архимандриты Иаков (Димопуло) и Павел (Катаподис). Председатель съезда протоиерей Владимир Красницкий приложил все усилия, чтобы реализовать программу, дающую привилегии белому духовенству. В результате докладов были приняты резолюции о немедленном закрытии монастырей, лишении сана патриарха Тихона, разрешении брачного епископата и второбрачия духовенства. На съезде были переизбраны Высшее Церковное Управление и центральный комитет «Живой Церкви». ВЦУ теперь состояло из 20 членов: 5 епископов, 12 священников, 1 диакона и 2 мирян. В центральный комитет ЖЦ, разделенный на президиум и пленум, вошли 25 человек. В состав президиума были избраны протоиерей Владимир Красницкий - председателем, протоиерей Алексей Нименский - заместителем, протоиерей Дмитрий Соловьев - ответственным секретарем, протоиерей Николай Братановский и протодиакон Покровский 2. В состав пленума, включая членов президиума, вошли все остальные избранные. По окончании съезда архиепископы Антонин (Грановский) и Евдоким (Мещерский) были возведены в сан митрополита, епископы Виталий (Введенский) и Иоанникий (Чанцев) в сан архиепископа, а Красницкий избран протопресвитером «Живой Церкви». Некото-
______
1. Живая Церковь: Православно-христианский журнал, посвященный обновлению Церкви на евангельских началах. М„ 1922. № 3. С. 1-2.
2. Там же. № 8-9. С. 6. 10-11; № 10. С. 18.
[14]
рые наиболее активные делегаты-священники были награждены саном протоиерея и назначены уполномоченными ВЦУ в свои епархии.
Но не всех сторонников обновленчества устраивала позиция «Живой Церкви». 20 августа 1922 г. митрополит Антонин с амвона объявил о создании Союза церковного возрождения (СЦВ), главной целью которого стала защита монашества и идеалов аскетизма. 24 августа 1922 г. в Московском Заиконоспасском монастыре состоялось собрание сторонников СЦВ, на котором присутствовало более 100 человек духовенства и до 300 мирян. Антонин объявил о снятии с себя санов митрополита и архиепископа, полученных от «Живой Церкви» и отказался от должности председателя ВЦУ. После этого он был избран епископом Крутицким, председателем центрального комитета СЦВ. Затем состоялись выборы членов центрального комитета СЦВ, в который вошли епископ Вассиан (Пятницкий), профессор-протоиерей Владимир Страхов, протоиерей Георгий Чиннов и два мирянина 3.
В течение августа-сентября 1922 г. в СЦВ перешли многие ранее убежденные живоцерковники, недовольные крайними взглядами своего лидера Красницкого, и среди них протоиерей Александр Введенский. С каждым днем нарастало противостояние двух групп и, наконец, 22 сентября 1922 г. епископ Антонин заявил о выходе из ВЦУ. Поводом стал публичный отказ епископа Сумского Корнилия (Попова) от монашеских обетов и введение его в состав Высшего Церковного Управления. 23 сентября ВЦУ постановило снять Антонина со всех занимаемых им должностей.
Вмешательство Тучкова позволило преодолеть внутренний раскол в обновленчестве. После проведенных переговоров, Антонин дал согласие вновь возглавить ВЦУ с условием равного представительства всех групп, однако наотрез отказался признать женатый епископат и второбрачие духовенства. Красницкий был вынужден пойти на уступки. 17 октября 1922 г. был сформирован новый состав Высшего Церковного Управления. В президиум ВЦУ вошли 6 человек (по 2 представителя от каждого течения): митрополит Антонин (Грановский), протоиерей Владимир Красницкий, протоиерей Александр Введенский, епископ Николай (Федотов), протоиерей Федор Вдовин, мирянин А.И. Новиков. В пленум ВЦУ вошли 17 человек: по 5 представителей от каждого течения, а также митрополиты Сергий (Страгородский) и Евдоким (Мещерский).
«Живую Церковь» со дня ее образования активно поддержало сибирское духовенство. 9 июня 1922 г. было образовано Сибирское Церковное Управление (СибЦУ) во главе с томским священником Петром Блиновым. О своем переходе в обновленчество заявили епископы Енисейский Назарий (Андреев), Новониколаевский Софроний (Арефьев) и настоятель Томского Алексеевского монастыря Гавриил (Воеводин). Эти три архиерея и положили начало обновленческому епископату Сибири. В конце сентября 1922 г. ими были совершены епископские хиротонии вдовых протоиереев Иоанна Завадовского и Николая Чижова.
_____
3. Центральный архив Федеральной Службы Безопасности. Д. Р-25596. Л. 28-28 об.
[15]
2 октября 1922 г. на Всесибирском съезде духовенства и мирян протоиерей Петр Блинов был единогласно избран епископом Томским и Сибирским. 8 октября 1922 г. он был хиротонисан и стал первым в обновленческой Церкви женатым архиереем. Хиротонию совершили епископы Иоанн (Завадовский) и Николай (Чижов). С этого времени и до мая 1923 г. Петром (Блиновым) и его сподвижниками было совершено 19 архиерейских хиротоний, причем все новопоставленные епископы состояли в браке 4. Поскольку хиротонии совершались без санкции ВЦУ, соборное епископское совещание, проходившее 1 мая 1923 г. в г. Москве, приняло сибирский епископат в каноническое общение 5.
Среди множества группировок, кружков и братств, появившихся летом 1922 г., имелась организация с громким названием Союз общин Древле-апостольской Церкви (СОДАЦ). Главной идеей, которую пропагандировал СОДАЦ, был христианский социализм. Учредители задумали соединить христианство с трудовой кооперацией, т.е. перестроить приход по принципу артели. После того как в октябре 1922 г. СОДАЦ возглавил протоиерей Александр Введенский, на его позиции встала петроградская группа «Живой Церкви», руководимая протоиереем Александром Боярским. Число сторонников СОДАЦ день ото дня стало увеличиваться, заставляя другие обновленческие группировки с ним считаться. К концу 1922 г. обновленческое движение представляло собой три основных течения: «Живую Церковь», СЦВ и СОДАЦ. Недовольство взглядами Красницкого привело к появлению в ЖЦ левого крыла, в которое вошли представители сибирского, воронежского, тульского и кубанского духовенства. Весной 1923 г., в преддверии собора, эта многочисленная группа присоединилась к СОДАЦ, значительно ослабив позиции «Живой Церкви» 6.
Обновленчество стало быстро распространяться. Этому способствовали отсутствие в епархиях правящих архиереев, предусмотрительно арестованных и высланных со своих кафедр, инертность и запуганность клириков и членов церковных общин. В ряде мест обновленчество вызвало единодушное признание духовенства и мирян, что дало возможность организации обновленческих органов управления. Это произошло, прежде всего, потому, что обновленческое ВЦУ в это время обладало единственной реальной властью в Русской Православной Церкви. Другими причинами перехода духовенства стали осознанная необходимость изменения отношения к государственной власти и действительное желание церковных преобразований. В первые месяцы после образования Высшего Церковного Управления его полномочия признали не менее 100 архиереев, как правящих, так и викарных - чуть больше половины всех иерархов Русской Православной Церкви 7. В это число входили и украинские православные
_____
4. Подсчитано автором.
5. 2-й Всероссийский Поместный Собор. М. Мосполиграф, 1923. С. 10.
6. Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1928. № 5. С. 6.
7. Подсчитано автором.
[16]
архиереи. К концу 1922 г. в руках обновленцев, с помощью властей, оказалось две трети из 30 тысяч действовавших в России церквей 8.
С момента захвата власти обновленцы озаботились кадровой проблемой. В 1922 г. было хиротонисано 46 архиереев, из них 13 состояли в браке. В 1923 г. хиротонию получили еще 86 архиереев, из них 39 состояли в браке 9. Следует отметить, что в обновленческой Церкви существовала сложная система определения епископов на кафедру. Как правило, вначале епископ назначался, затем избирался местным епархиальным съездом, затем утверждался. Иногда епископ избирался заочно, а затем его кандидатура Епархиальным Управлением представлялась на утверждение. Приходское духовенство тоже проходило процедуру избрания.
29 апреля 1923 г. в московском Храме Христа Спасителя служением литургии открылся 2-й Всероссийский Поместный Собор, а 2 мая в здании 3-го Дома советов начались его деловые заседания. От 72 епархий прибыли около 380 делегатов 10. Число собравшихся архиереев составляло 67 человек 11. Присутствовали и сторонники патриаршей Церкви. Первым деянием Собора стала отмена анафематствования советской власти, провозглашенного патриархом Тихоном. Восстановление института патриаршества было признано контрреволюционным актом, а сам патриарх объявлен предателем Церкви, лишен сана и монашества. На заседаниях были утверждены резолюции о введении белого брачного епископата (наравне с монашеским), о разрешении второбрачия духовенства (кроме епископата), о закрытии монастырей и преобразовании их в христианско-трудовые общины, о положении монашества, о переходе на григорианский календарь, о культе мощей. Собор отлучил от Церкви заграничное духовенство, поддержавшее борьбу против советского государства. После обсуждения вопроса о церковных преобразованиях была принята резолюция о том, чтобы не вводить в Церкви никаких догматических и богослужебных реформ. Были приняты проекты положений о высшем церковном управлении, о епархиальных и викариальных управлениях, о благочиннических советах. В соответствии с принятым положением ВЦУ было преобразовано в Высший Церковный Совет (ВЦС), в составе 10 представителей «Живой Церкви», 6 представителей СОДАЦ, 2 представителей СЦВ. Председателем ВЦС был избран митрополит Антонин (Грановский). В заключении участниками была признана возможность автокефалии Украинской Православной Церкви, но решение вопроса было отложено до следующего собора. 9 мая Поместный Собор завершил свою работу.
Более года обновленцы доминировали в церковной жизни страны, успев за это время в каждой епархии создать организационные структуры, позволяю-
_____
8. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М. 2005. С. 83.
9. Подсчитано автором.
10. Церковное обновление. Орган Рязанского Епархиального Управления. 1923. № 11. С. 2.
11. 2-й Всероссийский Поместный Собор. М. Мосполиграф, 1923. С. 19-20.
[17]
щие активно проводить обновленческую политику на местах. Перелом, сложившейся ситуации в Русской Православной Церкви, наступил в июне 1923 г., когда патриарх Тихон, длительное время находившийся под арестом, обратился к советской власти с заявлением о лояльности и был освобожден. После этого значительная часть духовенства и паствы, втянутая в обновленчество, вернулась в лоно патриаршей Церкви. В 1923 г. патриарху принесли покаяние 45 архиереев, из которых пятеро в том же году вернулись в раскол. Среди них Вениамин (Муратовский) и Серафим (Руженцев), впоследствии лидеры обновленческой Церкви. В 1924 г. покаялись еще 18 архиереев 12.
В 1923 г. митрополит Антонин (Грановский) продолжал протестовать против реформ живоцерковников, и 25 июня последовало его увольнение из ВЦС. Вместо него председателем был назначен митрополит Евдоким (Мещерский). 29 июня Антонин в своей резиденции в Заиконоспасском монастыре объявил об автокефалии возглавляемого им СЦВ. Необходимость консолидации усилий вынудила обновленцев провести коренные реформы управления. 8 августа 1923 г. на пленуме Высшего Церковного Совета были приняты постановления о роспуске течений и о переименовании ВЦС в Священный Синод Российской Православной Церкви (далее Всероссийский обновленческий Синод). Протопресвитер Владимир Красницкий не признал постановление о ликвидации «Живой Церкви», вернулся в г. Петроград, где продолжил руководить немногочисленными сторонниками.
Для того чтобы подтвердить правильность выбранного курса в глазах всего христианского мира, обновленцы чрезвычайное значение придавали отношениям с другими Православными Поместными Церквами. С этой целью всем восточным патриархам было направлено послание, в котором говорилось, что патриарх Тихон потерял власть, а его «грубое вмешательство» в политику ввергло Русскую Церковь в анархию. Далее говорилось, что обновленческий Синод является единственным законным органом церковного управления и проводит политику примирения с гражданской властью 13. Следует отметить, что представители Константинопольского, Александрийского и Антиохийского патриархов практически с самого начала принимали деятельное участие во всех делах раскольников.
В 1923 г. резко активизировались украинские обновленцы. 13-16 февраля 1923 г. в Киевском Покровском монастыре проходил 1-й Всеукраинский съезд духовенства и мирян, на который собрались делегаты из Киевской, Харьковской, Екатеринославской, Черниговской, Подольской и Таврической епархий. Съезд принял резолюцию об автокефалии Украинской Церкви и образовал Всеукраинское Высшее Церковное Управление (ВУВЦУ) в составе 15 членов под председательством митрополита Киевского Тихона (Василевского). 25-27 октября 1923 г. в г. Харькове состоялся Священный Собор епископов Украины и Крыма, провозгласивший образование Украинской Синодальной Церкви. Собрав-
_____
12. Подсчитано автором.
13. Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1923. № 1. С. 1-3.
[18]
шиеся делегаты окончательно подтвердили курс на автокефалию и переименовали ВУВЦУ в Священный Синод Украинской Синодальной Церкви (далее Всеукраинский обновленческий Синод). В состав Синода под председательством митрополита Подольского Пимена (Пегова) были избраны архиепископы Донецкий Андрей (Одинцов) и Волынский Аверкий (Кедров), епископ Прилукский Феодосий (Сергеев), протоиереи Петр Фомин и Борис Дикарев 14.
Сходные амбиции проявили и белорусские обновленцы. 17-19 мая 1924 г. в Иосифовском кафедральном соборе г. Могилева был проведен 1-й Белорусский Церковный Собор, на который прибыли 42 делегата от Минской, Витебской, Могилевской, Смоленской и Гомельской епархий. В числе участников находились 7 архиереев во главе с митрополитом Костромским Серафимом (Мещеряковым). Собор утвердил создание на территории Белоруссии автономной церковной области, состоящей в канонической и административной зависимости от Всероссийского обновленческого Синода. Для управления областью был создан Белорусский Священный Синод (далее Белорусский обновленческий Синод) под председательством митрополита Серафима (Мещерякова), с титулом Могилевского и Белорусского. Членами были избраны епископ Стародубский Николай (Судиловский), протоиереи Михаил Плещинский и Евстафий Вишневецкий, миряне А.М. Чистяков и А.В. Трусевич 15.
В апреле 1924 г. Константинопольский патриарх Григорий VII уведомил Всероссийский обновленческий Синод, что для прекращения раскола Русской Церкви решил послать особую комиссию, в инструкции которой содержалось пожелание удалить от управления патриарха, а само патриаршество временно упразднить. Патриарх Тихон, извещенный об этом, направил патриарху Григорию письмо, в котором писал, что немало удивлен попыткой вмешательства Вселенской Патриархии в дела автокефальной Русской Церкви. Далее он отмечал, что его отказ от патриаршества, а также и само упразднение патриаршества внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в церковную жизнь 16.
15 апреля 1924 г. патриарх Тихон в своем послании запретил раскольников в священнослужении. С этого дня все обновленческие хиротонии не признавались, а двоеженцы лишались сана. В мае 1924 г. протопресвитер Владимир Красницкий с некоторыми своими приверженцами принял решение покинуть обновленчество и перейти в патриаршую Церковь. 19 мая он был принят патриархом Тихоном в сане протопресвитера, а 21 мая введен в состав Высшего Церковного Совета. Этот акт вызвал вначале недоумение, а затем и противление староцерковников. В результате патриарх был вынужден отменить свое решение.
_____
14. Голос православной Украины. 1925. № 1-2. С. 2.
15. Белорусский православный вестник. 1924. № 1-2. С. 2.
16. Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве вышей церковной власти 1917-1943. / сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 322-324.
[19]
10-18 июня 1924 г. в г. Москве в 3-м Доме советов проходили заседания Всероссийского предсоборного совещания, основной задачей которого ставилась подготовка к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. На совещание съехались более 400 делегатов. Ввиду того, что многие епархии прислали представителей свыше нормы, были признаны правомочными лишь 323 делегата. Состав участников совещания распределялся следующим образом: 83 архиерея (8 митрополитов, 29 архиепископов и 46 епископов), 156 клириков и 84 мирянина. Образовательный ценз духовенства был таков: 79 человек имели высшее образование (5 магистров богословия, 1 доктор богословия, 63 кандидата богословия, 10 человек окончили университеты и институты), а большинство имели семинарское образование17. В конце совещания делегаты признали клятвы Московских Соборов 1666-1667 гг. в отношении старообрядцев потерявшими силу, сняли их и призвали старообрядцев к объединению Церквей 18.
Подобным же образом на Украине готовились к проведению Всеукраинского Поместного Собора. 11-15 ноября 1924 г. в г. Харькове состоялись заседания Всеукраинского предсоборного совещания, на которое прибыли 78 делегатов. В числе участников были 26 архиереев (2 митрополита, 5 архиепископов и 19 епископов), 36 клириков и 16 мирян. Образовательный ценз духовенства представлял собой следующее: 23 священнослужителя имели высшее богословское образование, 38 - среднее (семинарское) образование и один окончил духовное училище 19.
Активизация деятельности сторонников патриарха привела к значительному оттоку приходов и духовенства от обновленчества. Количество обновленческих приходов в стране уменьшилось и составило около трети от общего числа приходов. Чтобы поддержать раскольников советская власть сосредоточилась на передаче в их ведение кафедральных соборов. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, кафедральные соборы изначально были бесприходными, а значит, не имели устойчивого церковного актива, способного противостоять. Во-вторых, в соборах имелись чтимые иконы и мощи, привлекавшие множество прихожан. И наконец, богатая соборная ризница значительно упрощала процесс открытия новых архиерейских кафедр. Вслед за соборами небольшим группам обновленцев стали передаваться и крупные храмы, насильственно изымаемые у староцерковнических общин. К началу 1925 г. в обновленческой Церкви на территории СССР имелось 13 650 церквей, 170 епископов и 17 500 священников20. Только на территории России (исключая Дальний Восток) в 73 епархиях имелось 10 039 церквей и 19 монастырей, 9 378 священников и 1 871 диакон 21.
______
17. Церковное обновление. Орган Рязанского Епархиального Управления. 1924. № 7-8. С. 29.
18. Государственный архив Пермского края. Ф. P-1. On. 1. Д. 4. Л. 56.
19. Голос православной Украины. 1925. № 1-2. С. 5.
20. Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. № 1. С. 3.
21. Там же. С. 15.
[20]
Для распространения обновленчества в Северной Америке был поставлен митрополит Иоанн (Кедровский), из женатых протоиереев. В октябре 1925 г. он инициировал судебный процесс против митрополита Платона (Рождественского), управляющего патриаршими приходами. На суде митрополит Платон не смог документально подтвердить свое назначение, поскольку указ был подписан не самим патриархом Тихоном, а его делопроизводителем. 28 ноября 1925 г. Апелляционным (Верховным) судом штата Нью-Йорк митрополит Иоанн (Кедровский) был признан законным представителем Русской Православной Церкви в Северной Америке. По решению суда он получил возможность управления имуществом 115 православных приходов. Но в связи с тем, что все эти приходы отказались признать его власть, в подчинении обновленческого Синода в Америке долгие годы оставался лишь Николаевский кафедральный собор г. Нью-Йорка 22.
Всероссийский обновленческий Синод состоял из постоянно действующего президиума и пленума, собиравшегося периодически. В феврале 1925 г. Синод возглавил митрополит Ленинградский Вениамин (Муратовский). При Синоде были организованы восемь отделов: иностранный, административный, миссионерский, просветительный, церковно-юридический, издательский, хозяйственный и канцелярия. Кроме того, при высшем органе управления работали миссионерский совет и учебный комитет. Средства содержания Синода складывались из дохода нескольких широко известных московских часовен, переданных властями обновленцам.
К началу 1925 г. в обновленческой Церкви имелось 3 митрополии: Сибирская, Дальневосточная и Северо-Кавказская. Первые две появились в начале раскола и, ввиду удаленности их от центра, существовали вполне самостоятельно, пока в 1924 г. Всероссийским предсоборным совещанием им не были предоставлены права митрополий. В ноябре 1924 г. была образована Северо-Кавказская митрополия. В течение 1925 г. Всероссийским обновленческим Синодом было принято решение об организации еще 4 митрополий: Крымской, Закавказской, Уральской и Северо-Западной, что положительно повлияло на гибкость управления епархиями и в значительной мере повысило авторитет местного обновленчества.
17-27 мая 1925 г. в Трехсвятительской церкви г. Харькова состоялся 2-й Всеукраинский Поместный Собор, на который прибыли 208 делегатов: 34 епископа, 88 клириков и 86 мирян. Делегаты под председательством митрополита Харьковского Пимена (Пегова) вновь подтвердили курс на автокефалию Украинской Церкви. В органах власти было официально зарегистрировано новое название обновленческой Церкви - Всеукраинская Православная Автокефальная Синодальная Церковь. На заседаниях были утверждены положения о епархиальном, викариальном и благочинническом управлении. Был рассмотрен доклад об отношении Украинской Церкви к постановлениям Всероссийского
_____
22. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р.-6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 17, об., 108; Д. 139. Л. 36.
[21]
Собора 1923 г. После прений по докладу была принята резолюция, в которой подтверждена справедливость осуждения патриарха и его антисоветской политики. Однако участники не признали правомочными постановления о брачном епископате и второбрачии клириков, о мощах и монастырях, о введении нового стиля. Было решено приостановить исполнение этих постановлений в Украинской Церкви до решения Вселенского Собора. Последним деянием стали перевыборы Всеукраинского обновленческого Синода 23.
12-16 сентября 1925 г. в Иосифовском кафедральном соборе г. Могилева проходили заседания 2-го Белорусского Церковного Собора. В них под председательством митрополита Могилевского Владимира (Кириллова) участвовали 5 архиереев и 65 клириков и мирян. Собравшиеся постановили признать незыблемыми постановления Всероссийского Собора 1923 г. и рассмотрели текущие дела. Среди прочих обсуждался вопрос о повсеместном употреблении белорусского языка, однако применение его в богослужении было признано преждевременным. Перед завершением Собора был обновлен состав Белорусского обновленческого Синода 24.
1 октября 1925 г. в московском Храме Христа Спасителя открылся 3-й Всероссийский Поместный Собор. На молебне присутствовали 90 архиереев, 109 клириков и 133 мирянина. Всего на Собор прибыли 106 архиереев. К этому времени в непосредственном ведении Всероссийского обновленческого Синода состояло 87 епархий, из которых 47 были объединены в 7 митрополий. Кроме того, одна епархия была образована в Северной Америке. В ведении Всеукраинского обновленческого Синода состояло 16 епархий, а в ведении Белорусского обновленческого Синода 4 епархии. Всего же к 1 октября 1925 г. в обновленческой Церкви имелось 192 архиерея и 108 епархий, включавших 12 593 церкви и 16 540 клириков 25.
На Соборе была принята резолюция о невозможности примирения со староцерковниками по причине их активного противодействия. Делегаты подтвердили правильность соборных постановлений 1923 г. в отношении брачного епископата и второбрачия духовенства. Однако при разрешении клирикам второго брака епархиальной власти было предложено проявлять особую осмотрительность и учитывать согласие церковной общины. В связи с тем, что перевод богослужения на новый стиль вызвал множество осложнений, было признано возможным, придерживаться и старого стиля. Участники форума утвердили положение о высшем церковном управлении и митрополитанских округах, положение о епархиальном, викариальном, благочинническом управлении и приходском уставе. В основу всех этих документов ставилась коллегиальность управления и выборность должностных лиц, как духовенства, так и мирян. На за-
______
23. Голос православной Украины. 1925. № 10. С. 2-6; № 11. С. 4; Украинский православный благовестник. 1925. № 15. С. 2-3.
24. Белорусский православный вестник. 1927. № 1-2. С. 4.
25. Вестник Священного Синода Русской Православной Церкви. 1926. №7, с. 2.
[22]
седаниях были приняты постановления о церковной дисциплине, о духовном просвещении, об издательстве. 6 октября соборяне признали и утвердили автокефалию Украинской Православной Церкви. В заключении участники избрали членов Синода и приняли воззвание к Русской Православной Церкви, призвав церковное сообщество к единению. 10 октября делегаты закончили свою работу.
После окончания Собора продолжилось сокращение обновленческих приходов и обновленческого духовенства, не утвердившихся в своей ориентации. К 1 января 1927 г. в ведении Всероссийского обновленческого Синода имелось 84 епархии, 143 епископа, 10 815 клириков и 6 245 приходов, что составляло 21,7% от общего числа приходов Русской Православной Церкви (28 743) 26.
29 мая 1926 г. в Иосифовском кафедральном соборе г. Могилева открылся 3-й Белорусский Церковный Собор. Участники под председательством митрополита Могилевского Иосифа (Кречетовича) констатировали отсутствие материальной базы для распространения обновленчества в Белоруссии и утвердили открытие двух новых епархий: Оршанской и Мстиславской. На заседаниях был принят новый приходской устав, устав похоронной кассы, решены другие текущие вопросы. В последний день были переизбраны члены Белорусского обновленческого Синода 27.
30 января - 1 февраля 1927 г. в г. Москве проходили заседания пленума Всероссийского обновленческого Синода. После рассмотрения доклада о ситуации в Закавказье, была принята резолюция о признании автокефалии Грузинской Православной Церкви. В соответствии с этим документом Сухумская и Тифлисская епархии переходили в ведение Католикосата Грузии, при условии сохранения приходами (числом 12) русского уклада в церковной жизни. Закавказская митрополия была упразднена, а Бакинская епархия передана в состав Северо-Кавказской митрополии. Широкую дискуссию вызвал доклад о правах женщин в Церкви, по которому было решено разработать к предстоящему Поместному Собору положение о диакониссах, а пока допустить женщин к алтарному прислуживанию с благословения настоятелей 28.
2-4 февраля 1927 г. в помещении Синода под председательством митрополита-благовестника Александра (Введенского) состоялось 1-е Всесоюзное миссионерское совещание, в котором приняли участие прибывшие от епархий 33 архиерея, 32 клирика и 4 мирянина. Кроме них на заседаниях присутствовали представители московских обновленческих общин, студенты Московской богословской академии и приглашенные гости. Проведенное обновленцами в год 10-летия существования атеистического государства мероприятие такого размаха было беспрецедентным, поскольку позволило им вещать о правоте христианского вероучения. Были заслушаны доклады профессора В.З. Белоликова «Типы современного сектанства» и протоиерея Александра Эндеки «О методах борьбы с
_____
26. Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. № 2. С. 17.
27. Белорусский православный вестник. 1927. № 1-2. С. 5-7. 13-14.
28. Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. № 2. С. 8-15.
[23]
сектанством», по которым состоялись прения. В конце совещания было выработано обращение ко всем христианам страны и избран центральный миссионерский совет при Синоде29.
Огромное значение обновленцы придавали созыву Вселенского Собора и даже выступили с инициативой провести его в городах Москве, Киеве или Одессе. Более того, они гарантировали делегатам Собора полную свободу обсуждения церковных вопросов. Ясно, что без предварительного обсуждения в курирующих органах такое приглашение вряд ли было бы возможно. Восточные патриархи признавали законность обновленческой Церкви и вели обширную переписку с Всероссийским обновленческим Синодом, обсуждая сроки созыва Вселенского Собора. Главными аргументами перенесения даты открытия Собора были: отсутствие работы предсоборных комиссий и непредставление докладов Поместных Церквей. Кроме того, был выражен решительный протест против участия в Соборе тех русских архиереев, которые Соборами 1923 и 1925 гг. были лишены сана.
18 мая 1927 г. заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) образовал в г. Москве Временный Патриарший Священный Синод (ВПСС) и через два дня получил официальную регистрацию. 29 июля 1927 г. вышла в свет «Декларация митрополита Сергия», которая провозглашала полную лояльность тихоновской Церкви по отношению к советской власти. В документе от имени патриаршего Синода выражалась благодарность советскому правительству за внимание к духовным нуждам православного населения. Послание внесло смятение в среду духовенства и верующих, и сразу же разделило староцерковников на два лагеря. Обновленцы встретили послание митрополита Сергия с одобрением и предприняли шаги по объединению со староцерковниками. Однако последние на сближение не пошли и ответили решительными нападками на обновленческую Церковь, что привело к дальнейшему обострению отношений. В тоже время «Декларация» стала серьезным ударом по обновленчеству, так как фактически уравняла в правах обе Церкви.
В ноябре-декабре 1927 г. Священный Синод Российской Православной Церкви был переименован в Священный Синод Православных Церквей в СССР. Это было продиктовано желанием обновленческого руководства придать своему высшему исполнительному органу большую значимость, в связи с параллельной деятельностью обновленческих Синодов Украинской и Белорусской Церквей, а также организацией Патриаршего Синода. В это время обновленческая Церковь представляла собой устойчивую структуру, включавшую в себя епископат, клириков и мирян, принципиально ориентированных на идеи обновленчества и защищавших свои позиции перед другими ориентациями. Пример глубокой убежденности в правоте своего выбора показывали все члены Синода. Митрополит-благовестник Александр (Введенский) предпринимал постоянные поездки по стране, совмещая церковные службы и выступления. Только в 1927 г. он посетил 25 городов Сред-
____
29. Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. № 2. С. 5-6.
[24]
ней Азии, в каждом из которых совершил по 2-3 торжественных богослужения и прочитал по 2-3 лекции. Красноречие и глубокая вера этого человека привлекали к нему не только обновленцев, но и староцерковников. Упрочению церковной жизни способствовала деятельность трех обновленческих высших учебных заведений: Московской богословской академии, Ленинградского высшего богословского института и Киевской высшей богословской школы, в которых обучались более 150 студентов. В преподавательскую корпорацию входили 3 доктора богословия, 2 доктора церковного права, 1 доктор церковной истории, 1 доктор философии, 17 магистров богословия, 12 кандидатов богословия и 1 кандидат филологических наук 30.
6-14 мая 1928 г. в Трехсвятительской церкви г. Харькова проходил 3-й Всеукраинский Поместный Собор, на который прибыли 135 делегатов: 34 архиерея, 57 клириков и 44 мирянина. Российская Церковь была представлена митрополитом Вениамином (Муратовским) и протопресвитером Павлом Красотиным, а Вселенский патриархат - архимандритом Василием (Димопуло). На заседаниях под председательством митрополита Пимена (Пегова) были подведены итоги деятельности за прошедшие три года со времени предыдущего Поместного Собора. Собравшиеся с одобрением восприняли информацию о том, что за этот период не было хиротонисано ни одного женатого епископа и клирикам не было дано ни одного разрешения на вступление во второй брак. В богослужебной жизни приходов не были допущены никакие новшества. Была восстановлена монашеская жизнь в Киево-Печерской лавре. Участники Собора заслушали ряд докладов, по которым утвердили соответствующие резолюции и переизбрали председателя и членов Всеукраинского обновленческого Синода 31.
В 1928-1929 гг., в связи новым административно-территориальным делением страны, была восстановлена Закавказская митрополия и учреждены новые митрополии: Казахстанская, Нижне-Волжская, Средне-Волжская, Центральночерноземная, Западная, Ивановская, Московская и Северная. Таким образом, в обновленческой Церкви стало 16 митрополий. В каждой митрополии имелось Митрополитанское Церковное Управление (МЦУ), состоявшее из пленума и президиума. В состав пленума МЦУ входили все епархиальные архиереи по должности, а также в равном количестве клирики и миряне, избираемые на съезде митрополии. Пленум собирался не менее двух раз в год. Персональный состав президиума избирался пленумом из числа своих членов и собирался несколько раз в неделю. Председателем пленума и президиума МЦУ являлся митрополит по должности, также избираемый съездом митрополии и утверждаемый Синодом. Все постановления МЦУ принимались большинством голосов и также утверждались Синодом. Подобным же образом были построены Епархиаль-
_____
30. Подсчитано автором.
31. Подсчитано по: Украинский православный благовестник. 1928. № 10, 11-12, 13-14, 15-16, 17, 18. 19-20.
[25]
ное и Викариальное Управления, с той лишь разницей, что вместо архиереев в их состав входили благочинные, избираемые епархиальным или викариальным съездом духовенства и мирян.
В 1929 г. курс государственно-церковной политики резко изменился. 8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли закон «О религиозных объединениях», по которому Русская Православная Церковь стала полностью подконтрольна государству. Религиозные общества теряли право юридического лица и обязывались не заниматься никакой иной деятельностью, кроме удовлетворения религиозной потребности верующих и только в пределах молитвенных зданий.
При Президиуме ВЦИК была образована Постоянная комиссия по вопросам культов под председательством П. Г. Смидовича, предназначенная для рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений. В состав комиссии вошли представители наркоматов внутренних дел, юстиции, просвещения, финансов и ОГПУ. Последнее ведомство представлял Е. А. Тучков, мнение которого при вынесении постановлений играло решающую роль. С принятием нового закона фактически был дан ход антирелигиозной кампании. Началось массовое закрытие церквей, причем в нарушение имеющегося законодательства. Духовенство стали активно привлекать к трудовым повинностям, а в ряде случаев и к уголовной ответственности. Это привело к резкому сокращению числа приходов и ухудшению уровня жизни духовенства. Весной 1930 г. руководство страны было вынуждено принять ряд мер, позволивших приостановить произвол на местах и вернуть часть закрытых молитвенных зданий. В таких непростых условиях, обновленцы, пользуясь благожелательным отношением властей, не прекращали попыток захвата храмов других ориентаций. Если в 1929 г. на территории РСФСР имелось 2 913 обновленческих церквей, то в 1931 г. насчитывалось 3 283 церкви и 262 молитвенных дома. По мнению ВЦИК такое увеличение, несмотря на закрытие, объяснялось расширением сферы влияния обновленцев 32. Всего же в 1931 г. на территории СССР обновленческая Церковь насчитывала 4 367 религиозных объединений, располагавших 4 159 молитвенными зданиями 33.
15 мая 1932 г. церковные реформаторы торжественно отметили 10-летие обновленчества. В преддверии юбилея была разработана целая программа праздничных мероприятий, как в центре, так и на местах. В каждой епархии были составлены т. н. «Записки по истории обновленческого движения», основанные на архивных материалах и воспоминаниях участников событий. Ко дню праздника постановлением Синода большое количество духовенства и мирян получили награды.
Неудовлетворенность действиями священноначалия, усиление налогов или прямое вмешательство государства вынуждали религиозные общины менять церковную ориентацию. Только в течение 1932 г. в обновленчество перешли
_____
32. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 62-63.
33. Там же, Л. 7.
[26]
89 религиозных общин, главным образом сергиевской ориентации, вместе с храмовыми зданиями 34.
В сентябре 1932 г. начальник 3-го отделения СПО ОГПУ Е. А. Тучков, на протяжении десяти лет руководивший развалом Русской Православной Церкви, был переведен на другую работу. Его преемником стал И. В. Полянский, также введенный в состав Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. Все решения комиссии по закрытию молитвенных зданий выносились после согласования с ОГПУ. Чтобы подорвать авторитет Церкви чекисты использовали любые средства. Наиболее эффективным средством было публичное отречение духовенства от Бога. Только в течение 1932 г. Священный Синод Православных Церквей в СССР на своих заседаниях рассмотрел 26 таких случаев - в отношении 19 священников и 7 диаконов 35.
В 1934 г. под нажимом государства усилилась внутрицерковная борьба. 19 сентября 1934 г. Священный Синод Православных Церквей в СССР, рассмотрев доклад комиссии «О природе староцерковничества и мерах церковной борьбы с ним», постановил определить староцерковничество как еретичествующий раскол. Было решено предупредить верующих, чтобы они избегали принимать таинства у староцерковников и посещать староцерковнические храмы. Клириков, рукоположенных до 15 июля 1923 г., при переходе в обновленчество следовало принимать в сущем сане через покаяние. Клириков, принявших рукоположение после 15 июля 1923 г., следовало признавать как не получивших благодатно-канонического рукоположения и удостаивать рукоположения только после надлежащего испытания. Общины верующих следовало принимать только с разрешения Синода, а присоединяемые храмы - через переосвящение малым чином 36. В соответствии с принятым постановлением объединение Церквей стало невозможным, теперь уже со стороны обновленцев. Следует отметить, что против данного постановления открыто выступил архиепископ Ивановский Александр (Боярский), но не был услышан.
20 декабря 1934 г. постановлением Священного Синода Православных Церквей в СССР была ликвидирована самостоятельность Украинской и Белорусской обновленческих Церквей. Митрополиты Харьковский Пимен (Пегов) и Минский Даниил (Громовенко), выразившие несогласие с принятым решением, были уволены на покой. Украинские епархии были объединены в экзархат, а белорусские вошли в состав митрополии.
29 апреля 1935 г. члены Священного Синода митрополиты Виталий (Введенский) и Александр (Введенский), протопресвитер Дмитрий Адамов и профессор С. М. Зарин подписали постановление «Об упразднении коллегиальной си-
_____
34. Подсчитано по: Протоколы заседаний Священного Синода Православных Церквей в СССР за 1932 г.
35. Подсчитано там же.
36. Государственный архив Калужской области. Ф. Р-1423. Оп. 1. Д. 3. Л. 5.
[27]
стемы управления в Православной Обновленческой Церкви». В соответствии с принятым документом Священные Синоды в СССР, Украине и Белоруссии, митрополитанские, епархиальные и викариальные церковные управления распускались, а члены этих структур снимались с регистрации в государственных органах. Верховная власть в обновленческой Церкви переходила в руки первоиерарха Виталия (Введенского), а власть в митрополиях, епархиях и викариатствах - правящим архиереям. Первоиерарху было предоставлено право в случае необходимости созывать т.н. «Малые Епископские Соборы» и назначать заместителя из областных митрополитов на случай отсутствия или смерти. Митрополитам Киевскому и Минскому вменялось в обязанность помогать первоиерарху в управлении церковными приходами на подведомственной им территории. Вне всякого сомнения, это постановление было принято под давлением советских органов, стремившихся к развалу Церкви. Обновленчеству был нанесен сокрушительный удар, поскольку коллегиальность изначально являлась основополагающим принципом реформаторского движения.
Другим ударом стало закрытие последнего учебного заведения обновленческой Церкви - Московской богословской академии, с потерей которой обновленцы лишились возможности воспроизводства кадров. Формальным поводом стало отсутствие помещения и материальных средств.
В июне 1935 г. сменился куратор Церкви со стороны силовых структур. Начальник 8-го отделения СПО ГУГБ НКВД И.В. Полянский получил новое назначение, а на его место был поставлен В. И. Тимофеев.
К 1 апреля 1936 г. на территории СССР имелось 2 876 обновленческих церквей. Все церкви входили в состав 26 митрополий и Украинского экзархата, за исключением трех (в городах Владивостоке, Баку и Якутске), состоявших в непосредственном ведении первоиерарха 37.
Резкое увеличение числа обновленческих митрополий в 1930-е гг. произошло в связи с разукрупнением огромных областей и краев, из которых состояла страна. В 1931 г. обширная Сибирская митрополия была разделена на Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую. В том же году образована Казанская митрополия. В 1934 г. Центрально-Черноземная митрополия была разделена на Воронежскую и Курскую, Уральская - на Свердловскую, Челябинскую и Омскую, Средне-Волжская - на Куйбышевскую и Оренбургскую, а из Северо-Кавказской была выделена Азово-Черноморская. В 1935 г. образованы Белорусская и Калининская митрополии, а Восточно-Сибирская митрополия разделена на Иркутскую и Красноярскую. В начале 1936 г. была учреждена последняя обновленческая митрополия - Ярославская.
Еще одним сокрушительным ударом по обновленчеству, как и по всей Русской Православной Церкви, стали начавшиеся в 1937 г. массовые репрессии. Для того чтобы привлечь к ответственности как можно больше церковников,
______
37. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 36-41.
[28]
чекистами был сфабрикован материал о существовании всесоюзной антисоветской церковной организации. Во главе организации якобы стоял объединенный церковно-политический центр под руководством митрополитов Сергия (Страгородского), Виталия (Введенского) и Виссариона (Зорнина). По мысли разработчиков, организация занималась антисоветской деятельностью, направленной против колхозного строительства, созданием повстанческих групп на случай войны с Советским Союзом и организацией террористических актов в отношении руководителей партии и правительства. По всей стране прокатилась волна арестов духовенства и активных членов церковных общин. Решающим доказательством вины подследственных лиц стало их признание и для этого использовались методы физического воздействия. Практически все арестованные подтвердили наличие всесоюзной антисоветской церковной организации. Таким образом, оснований для ареста высших иерархов Церкви было предостаточно. Однако репрессирован был лишь глава ВВЦС митрополит Виссарион, тогда как два других руководителя, куда более крупных церковных организаций, ареста избежали. Оставление на свободе таких авторитетных в своей среде деятелей могло быть обосновано лишь их активным сотрудничеством с органами НКВД и необходимостью их дальнейшей оперативной разработки.
Аресты поставили обновленческую Церковь на грань развала. В 1937-1938 гг. были расстреляны 86 обновленческих архиереев (61 и 25 соответственно). 38 Не имеется данных о количестве расстрелянных и осужденных обновленческих клириков и мирян, но и они, в большинстве своем, были репрессированы. В ходе массовых репрессий произошло и массовое закрытие церквей, что привело к ликвидации всех обновленческих митрополий и большинства обновленческих епархий. Следует отметить, что в это же время авторитет обновленцев сильно подорвал митрополит Ленинградский Николай (Платонов), публично отказавшийся от Бога.
В предвоенные годы церковная деятельность на территории страны никак не проявлялась. В большинстве районов не имелось действующих церквей. Богослужение совершалось в немногочисленных храмах, главным образом кладбищенских. В первой половине 1941 г. в Советском Союзе действовали 3 732 церкви, из которых 3 350 находились на недавно присоединенных территориях Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики 39. Таким образом, в прежних границах страны оставались 382 незакрытые церкви. Данные лишь по 14 регионам СССР свидетельствуют о том, что из этого числа не менее 150 церквей были обновленческими 40. Можно предположить, что накануне Великой Отечественной войны в стране имелось от 180 до 200 обновленческих приходов. Некоторые незакрытые епархии (Кубанская, Северо-Кавказская и Архангельская) существовали лишь номинально, поскольку во главе стояли архи-
____
38. Подсчитано автором.
39. Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 117.
40. См. Приложение: Таблица 15.
[29]
ерей. В ряде областей страны руководство обновленческими приходами осуществляли благочинные. В апреле 1941 г., в связи с отсутствием епархиальных структур, для координации деятельности приходов было организовано Высшее Церковное Управление в составе председателя митрополита Виталия (Введенского) и его заместителя митрополита Александра (Введенского).
С началом Великой Отечественной войны руководители обновленческой Церкви выпустили воззвание, в котором выразили протест и негодование по поводу внезапной фашистской агрессии. Они обратились к верующим с призывом встать на защиту родины и выполнить свой христианский долг. С аналогичным воззванием выступил и глава патриаршей Церкви митрополит Сергий (Страгородский). По всей стране началось оживление приходской деятельности. В условиях сурового военного времени резко обострились религиозные чувства народа и, как следствие, заметно увеличилась посещаемость храмов. Люди молились за своих близких, ушедших на фронт, и поминали погибших. В ряде мест власти перестали препятствовать открытию церквей и массовым богослужениям. Высшее духовенство обратилось к правительству СССР с просьбой разрешить открытие счетов в госбанке для внесения средств на оборонные цели. Сталин дал письменное согласие и поблагодарил от лица Красной армии Русскую Православную Церковь за ее инициативу. Начался повсеместный сбор денежных средств на нужды обороны и в помощь жертвам войны. Но не только деньгами помогали верующие фронту. Они жертвовали также предметы на различные военные надобности и для сражающихся бойцов. Особенно усилились к зиме сборы теплых вещей. Немало священнослужителей находилось в народном ополчении.
В начале октября 1941 г. митрополит Виталий (Введенский) отстранился от руководства и уступил должность первоиерарха своему заместителю митрополиту Александру (Введенскому). 14 октября 1941 г., в связи с возникшей угрозой захвата столицы, руководители обновленческой Церкви и Московской Патриархии решением советского правительства были эвакуированы в г. Ульяновск. В последний момент для управления Московской обновленческой епархией были хиротонисаны два викарных епископа: Коломенский Анатолий (Филимонов) и Звенигородский Сергий (Ларин), а также образовано Московское Епархиальное Управление. Устроившись на новом месте, первоиерарх Александр предпринял шаги по восстановлению епархиальных структур. В 1942 г. возобновили свою деятельность Свердловская, Тульская и Ярославская епархии, на которые были назначены правящие архиереи. В апреле 1943 г. для руководства Ленинградской епархией в блокадный город был направлен епископ Сергий (Румянцев). Назначение епархиальных архиереев значительно активизировало патриотическую деятельность церковных общин. Нельзя не отметить и резкое увеличение числа обновленческих приходов, открытых немцами на оккупированных территориях.
Переломным моментом в государственно-церковных отношениях стала историческая встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4-5 сентября 1943 г.
[30]
На переговорах присутствовали нарком иностранных дел В. М. Молотов и полковник госбезопасности Г. Г. Карпов. В ходе беседы были приняты решения о скорейшем созыве Поместного Собора и избрании патриарха, о восстановлении духовного образования, издательской деятельности, об открытии приходов и монастырей. Примечательно, что представители обновленческой Церкви для участия во встрече приглашены не были, поскольку руководством страны уже был сделан выбор в пользу Московской Патриархии. 12 сентября 1943 г. состоялась интронизация патриарха Сергия, а через день постановлением советского правительства был образован Совет по делам Русской Православной Церкви во главе с вышеупомянутым Карповым.
В связи с изменением государственно-церковных отношений, советское правительство приняло ряд постановлений, которыми были внесены изменения в законодательство о культах 1918 и 1929 гг. Если ранее принятие решений по открытию и закрытию церквей предоставлялось районным, областным и краевым исполкомам, то отныне это право имел только Совет по делам РПЦ. В связи с принятием этого постановления активизировались верующие всей страны, и увеличился поток ходатайств об открытии церквей.
12 октября 1943 г. председатель Совета Карпов направил Сталину докладную записку, в которой писал: «В связи с избранием Сергия патриархом Московским и всея Руси среди духовенства обновленческой Церкви отмечается растерянность. Одна часть обновленческого духовенства не видит перспектив сохранения обновленческого течения и выказывает желание перейти в Сергиевскую церковь. Другая часть обновленческого духовенства, как, например глава обновленческой церкви митрополит Александр Введенский, митрополит Филарет Яценко, Рыбинский епископ Лобанов, Ленинградский епископ Румянцев - высказываются за необходимость сохранения обновленчества». Далее Карпов констатировал, что Совет по делам РПЦ, ввиду того, что обновленчество сыграло свою положительную роль, и последние годы не имеет значения, считает целесообразным не препятствовать распаду обновленческой Церкви и переходу обновленческого духовенства и приходов в патриаршую Сергиевскую Церковь. Представленный доклад был одобрен Сталиным, и в местные органы власти было направлено соответствующее секретное распоряжение 41.
В связи с разворачивающимся движением присоединения, перед Московской Патриархией встал вопрос о чиноприеме обновленцев. Первоначально предполагалось монашествующих или вдовых архиереев принимать с понижением в сане, но с возможностью дальнейшего восстановления, а женатых архиереев, не лишая сана, выводить за штат. В конце октября 1943 г. условия приема были пересмотрены. На заседаниях Синода было решено, что обновленческие архиереи (равно как и все прочие священнослужители), рукоположенные до постановления патриарха Тихона от 15 апреля 1924 г., принимаются в сущем сане.
____
41. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 7-8.
[31]
т.е. в том сане, который имели до перехода в обновленчество, а рукоположенные после этой даты и не имеющие канонических препятствий должны получить перерукоположение 42.
К середине 1943 г. в обновленческой Церкви имелось 13 правящих архиереев и не менее 13 заштатных 43. В ноябре-декабре 1943 г. принесли покаяние митрополит Ярославский Корнилий (Попов), заштатные архиепископы Михаил (Постников) и Георгий (Константиновский), архиепископы Звенигородский Андрей (Расторгуев) и Ташкентский Сергий (Ларин). В январе-марте 1944 г. покаялись заштатные митрополиты Тихон (Попов), Виталий (Введенский), Михаил (Орлов) и архиепископ Тульский Петр (Турбин). После этого переход архиереев замедлился, и даже остановился. Карповым предпринимались попытки повлиять на Александра (Введенского), поскольку его переход в Московскую Патриархию был очень желательным и мог бы значительно ускорить процесс объединения обеих ветвей Русской Православной Церкви. Однако тот до последнего надеялся, что власти не решатся ликвидировать обновленчество и продолжал управлять быстро редеющими приходами. Когда же, потеряв свою паству, Введенский стал обсуждать условия своего присоединения, ему было объявлено, что он, как двоеженец, может быть принят только мирянином. К такому повороту событий идеолог обновленчества оказался не готов. Чтобы узаконить обновленческую Церковь и придать ей новый статус, первоиерарх Александр даже пытался перейти из ведения Совета по делам РПЦ в ведение Совета по делам религий, но получил отказ. Государство уже сделало свой выбор.
В первой половине 1944 г. большинство обновленческих приходов и духовенства под давлением властей присоединились к Московской Патриархии. В июле 1944 г. был ликвидирован раскол в Ленинградской епархии. 15 августа 1944 г. Карпов обратился с докладной запиской к Сталину, в которой писал о необходимости ускорить процесс распада обновленческой Церкви. Он отмечал, что в СССР осталось всего 147 обновленческих церквей, из которых 86 церквей находятся в Краснодарском крае и 42 церкви - в Ставропольском 44. Однако эти данные являются неполными, поскольку в это же время в Ростовской области действовала 81 обновленческая церковь, а на территории Украины имелись 102 обновленческие церкви 45.
В мае-декабре 1944 г. перешли под патриарший омофор архиепископ Алма-Атинский Анатолий (Синицын), заштатный архиепископ Александр (Рябцовский), епископ Ладожский Сергий (Румянцев) и архиепископ Кубанский Владимир (Иванов). В течение 1945 г. принесли покаяние митрополиты Ставро-
_____
42. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р—6991. Оп. 2. Д. 2а. Л. 21-76.
43. Подсчитано автором.
44. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р—6991. On. 1. Д. 3. Л. 137-139.
45. Там же. Д. 10. Л. 16 об, 125.
[32]
польский Василий (Кожин), Архангельский Мелхиседек (Николаев), Звенигородский Сергий (Иванцов), архиепископ Рыбинский Димитрий (Лобанов) и заштатный епископ Владимир (Дубчук). Всего в 1941-1945 гг. принесли покаяние 20 обновленческих архиереев 46.
Количество обновленческих приходов за пределами Советского Союза было мизерным. В Северной Америке главным оплотом обновленчества считался Николаевский собор г. Нью-Йорка. После смерти в мае 1944 г. архиепископа Северо-Американского Николая (Кедрова), окормление обновленческой общины взял на себя архиепископ Христофор (Контогеоргиос). Обновленческим руководством в качестве преемника архиепископа Николая рассматривался священник Иоанн Кедров, брат умершего. Хиротония не состоялась из-за отсутствия второго архиерея. Более года Иоанн Кедров вместе со своей матерью бесконтрольно распоряжался имуществом собора, а затем, поддавшись на посулы Московской Патриархии, передал собор митрополиту Вениамину (Федченкову). В качестве компенсации многочисленной семье Кедровских от имени патриарха Алексия было обещано все необходимое. Архиепископ Христофор (Контогеоргиос) получил указ первоиерарха Александра и стал представителем обновленческой Церкви в Северной Америке 47.
Не найдено достоверной информации о количестве денежных средств, собранных в военные годы обновленческой Церковью. Однако не вызывает сомнений, что этот вклад достаточно весом. Например, только общины Кубанской обновленческой епархии к 1 июля 1944 г. внесли в фонд обороны свыше 5 млн. 217 тыс. руб. 48.
О высоком уровне собранных средств косвенно свидетельствует и тот факт, что после победы 11 бывших обновленческих архиереев были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 49.
Смерть митрополита Александра (Введенского), последовавшая 25 июля 1946 г., завершила процесс консолидации Русской Православной Церкви. К этому времени практически все обновленческие приходы вместе с молитвенными зданиями и духовенством были присоединены к Московской Патриархии. В стране остались лишь единичные общины, возглавляемые священниками, которые в случае покаяния по каноническим правилам лишались сана. Последними обновленческими архиереями, признавшими патриаршую Церковь в 1948-1949 гг., были архиепископы Александр (Щербаков), Гавриил (Ольховик) и Серафим (Коровин). Нераскаянным остался лишь митрополит Филарет (Яценко), он до смерти считал себя главой обновленческой Церкви, прекратившей к тому времени свое существование.
_____
46. Подсчитано автором.
47. Государственный архив Российской Федерации. Ф. P-6991. On. 1. Д. 76. Л. 92 об., 121; Д. 139. Л. 252.
48. Государственный архив Краснодарского края. Ф. P-1519. On. 1. Д. 3. Л. 14.
49. Подсчитано автором.
[33]
Значение обновленческого раскола для Русской Православной Церкви велико. Безусловно, он имел негативные последствия, поскольку способствовал ослаблению церковного единства, возможности противостоять атеистической политике государства, в значительной степени подрывал авторитет духовенства среди верующих. Однако раскол имел и позитивные итоги, так как обновленцы первыми выстроили взаимоотношения с советской властью, в какой-то мере стали буфером в борьбе между консервативным крылом Церкви и богоборческим государством. Вскоре примеру обновленцев последовал митрополит Сергий (Страгородский), легализовавший свой Синод и отдаливший, хоть и на короткое время, репрессивные меры в отношении большинства духовенства. За все время существования обновленческой Церкви было образовано 199 епархий и 263 викариатства, большей частью входивших в состав 35 митрополий и 1 экзархата 50. В обновленческой Церкви состояло 420 архиереев (116 старого поставления и 304 обновленческого). Из этого числа архиереев 208 получили высшее образование, 165 - среднее образование, 36 - начальное. Уровень образования 11 архиереев установить не удалось. В числе обновленческих архиереев имелись 2 доктора богословия, 27 магистров богословия, 1 магистр церковного права, 138 кандидатов богословия. Конечно, наличие высшего богословского образования не определяет моральный облик его носителя, но бесспорно свидетельствует о его способности дать реальную оценку происходившим в Церкви событиям. Многие архиереи состояли в обновленчестве до последних своих дней, искренне веря в правильность своих взглядов. Из всех состоявших в обновленчестве архиереев покаяние принесли 98 человек, а 14 из них впоследствии были прославлены в лике святых. 51
Необходимо отметить, что обновленческий раскол 1920-х - 1940-х гг. был порожден не столько внутренними противоречиями в Церкви, сколько вмешательством государственных органов в церковную жизнь. Если программа дореволюционных реформаторов главной задачей предусматривала освобождение Церкви от государственной зависимости, то советские обновленцы создали конкордат Церкви и атеистического государства. На первых порах своего существования обновленческая Церковь активно поддерживалась советской властью, но со временем она стабилизировалась и стала представлять серьезную организованную структуру со своей иерархией и своей паствой. На протяжении почти четверти века эта структура существовала вполне самостоятельно и была ликвидирована силовым путем ввиду нового курса государственно-церковной политики. И если бы не этот насильственный разгром обновленческой Церкви, она, возможно, существовала бы и поныне. Дальнейшее изучение истории обновленчества представляется важным и актуальным, так как оно позволит переосмыслить его роль в истории Русской Православной Церкви XX столетия.
_____
50. Подсчитано автором.
51. Подсчитано автором
[34]
Цитируется по изд.: Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016, с. 12-34.