Религия (Осипов, 2014)
РЕЛИГИЯ — это феномен сознания, социальный институт и часть культуры. В самом общем виде религия — это вера и поклонение священному и/или сверхъестественному на уровне сознания, поведения и отношений как в религиозных, так и нерелигиозной сферах. Религия определяется богословами и представителями различных наук (философии, истории, феноменологии, герменевтики, социологии, психологии и др.) в зависимости от их исходной перспективы, которая обусловлена спецификой предметной области исследования.
Несмотря на огромное разнообразие теоретических и концептуальных подходов к изучению религии, все они могут занять свое место в континууме, крайние полюса которого составляют прорелигиозная (апология религии) и антирелигиозная (критика религии) перспективы, декларирующие свое отношение к религии. А в центре находится «аналитическая» перспектива, к которой относятся ценностно-нейтральные теории, избегающие оценок типа «хорошо» или «плохо», «ложно» или «истинно».
Антирелигиозную перспективу, имеющую давнюю традицию, на Западе называют также «эпифеноменалистской», поскольку религия в ней рассматривается в качестве эпифеномена, вторичного продукта человеческой деятельности, социального окружения, а ее сущность и значение объясняются политическими, социальными, экономическими, психологическими и т.п. факторами. При всем их различии у всех представителей этой перспективы есть то, что их объединяет: 1) оценка религиозного положений и догматов как неистинных и нереальных; 2) рассмотрение сверхъестественной внеэмпирической реальности в эмпирических терминах и стремление свести религию к земной основе и реальным факторам. К этой перспективе относится критика религии, рационализм, марксизм и др., а также некоторые психоаналитические и психологические теории, где религия может определяться как «предрассудок», следствие невежества и суеверия, от которого можно избавиться с помощью науки и образования (рационализм всех времен, философия Просвещения); как проявление «человеческой сущности» (Л. Фейербах); «ложное сознание», «вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков, опиум народа» (К. Маркс), «коллективный невроз навязчивости», «иллюзия», «костыль, необходимый слабому и неразумному» (3. Фрейд); короче говоря, нечто вредное и ненужное ни человеку, ни обществу.
Религиозную перспективу, которая означает защиту религии, называют также теологической или богословской. Здесь декларируются религиозные установки и ценности, а религия считается само собой разумеющейся саморегулирующейся областью, независящей от влияний извне, самой реальной из всего множества реальностей. Здесь религия определена главным образом как «духовный союз, воссоединение человека с Богом»; «встреча» со «святым», «прорыв» в область «сакрального» и т.д. К этой перспективе относятся самые различные религиозные, религиозно-философские и философско-религиозные теории и концепции: от либерально-теологических до консервативно-теологических, включая конфессиональные «религиозные социологии».
И наконец, третья перспектива — аналитическая, или социологическая. Она избегает вышеуказанных оценок, поскольку апология и критика религии находятся вне сферы ее компетенции, также как и вопрос истинности или ложности религиозных идей, верований и представлений (см. Социология религии). Ее цель — объяснение и понимание. В создании этой «аналитической перспективы священного» принимали участие такие авторы, как О. Конт, А. де Токвиль, Г. Спенсер, Н.Д. Фюстель де Куланж, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель и мн. др. ученые.
Основоположники социологии оказываются одновременно создателями социологии религии как таковой. В отличие от философов Просвещения и критиков религии, не нашедших в религии ничего полезного, все вышеуказанные авторы считали религию важным фактором при объяснении общества и различных его структур. Они считали, что «есть нечто вечное в религии», функционально значимое для общества и необходимое для индивида.
В этой перспективе религия представляет собой: 1) социальный институт; 2) символическую структуру, объединяющую людей на основе их веры, а также необходимую для поддержания морального согласия в обществе «структуру веры»; 3) культ как средоточие культуры; 4) фактор социального изменения; 5) основу мотиваций и ценностей; 6) источник всех основополагающих идей и верований, в т. ч. и научных понятий.
Возможны различные подходы к определению религии: сущностный (субстантивистский), т.е. определение религии через ее сущность, функционалистский (определение религии в контексте выполняемых ею в обществе функций), структурно-функционалистский (определение религии через ее функции и структуру).
Многие западные ученые считают, что универсальной чертой, присущей любой религии, является вера в священное, а не вера в сверхъестественное. Последняя, по их мнению, лишь «минимальное определение религии». Священное, помимо сверхъестественного, применимо к людям, животным, неодушевленным предметам, абстрактным идеям и верованиям, образцам человеческого поведения и многим другим вещам. Священное всегда противоположно повседневному и социальному. Типология священное — светское является аналитической конструкцией, прочно укоренившейся в социологии, помогающей глубже понять многие сферы и аспекты человеческой жизнедеятельности.
В современной социологии существует деление религии на институциональную (традиционную) и внеинституциональную (нетрадиционную). Институциональная религия, или религиозный институт, — это объединение верующих, связанных между собой системой религиозных отношений, для которого характерно единство вероучения, обрядности, организации, ролевых взаимосвязей. Религиозный институт отличается устойчивостью, жесткой иерархией, господством догматики и строгих предписаний в области вероучения и поведения. Религиозный институт освящается и канонизируется. Как правило, к таким институтам относят церковь, установившуюся секту, деноминацию.
Внеинституциональная религия — это, во-первых, различные модернистские объединения верующих, часто противопоставляющие себя обществу и религиозному институту, неустойчивые, аморфные, со слабой организацией (иногда при полном ее отсутствии), для которых характерно свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины. Принадлежность к внеинституциональной религии определяется исключительно принятием и практикой определенных верований. Как правило, это различные культы и находящиеся в процессе становления секты. Внеинституциональная религия — это также «субъективная», «невидимая», «индивидуализированная» религия, которую человек конструирует в рамках собственного сознания, руководствуясь идеалами, ценностями и установками на основе свободного выбора. Для общения с высшими силами ему не требуются посредники, а истинность такой религии устанавливается самим индивидом в религиозном опыте.
Кроме того, возможно деление религий на религии теистические (иудаизм, христианство, ислам и т.д.) и нетеистические («гражданская», «светская», «гуманистическая»). К последним относят религии без Бога, которые, по сути дела, являются суррогатными религиями. Западные социологи называют их, как правило, «светскими», а отечественные социологи — «квазирелигиями».
Е.Д. Руткевич
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 390-392.
Литература:
Религия, магия, миф: Совр. филос. иссл-я. М., 1997;
Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение. М., 2001;
Nisbet R. The Sociological Tradition. N.Y., 1966;
Berger P. A Far Glory. The Quest for Faith in an Age of Credulity. N.Y., 1992.