Религия (её будущее)

БУДУЩЕЕ РЕЛИГИИ не поддается однозначным оценкам. Претензии христианства на монопольное решение т.н. экзистенциальных, смысложизненных проблем путем постулирования высших ценностей, выходящих за рамки кругозора смертного индивида, далеко не безупречны: эту функцию осуществляет культура в целом, обеспечивая преемственность живого, личностного опыта поколений. «Культура – это связь людей, а цивилизация – связь вещей», – говорил М. Пришвин, определяя творчество писателя как «жизнь, пробивающую себе путь к вечности». Понятие высшего идеала, морального абсолюта формируется и в светском мышлении, предлагающем свое решение проблемы предназначения человека.

Другими словами, представление о всемогущем Боге или богах, о вечной душе человека и загробном воздаянии – один из возможных способов решения фундаментальной проблемы жизни и смерти, которая в онтологическом измерении глубже расхождения атеистов и верующих, а тем более – последователей различных вероисповеданий. В истории обозначилась и последовательность смены нравственных абсолютов. Если раньше люди уповали прежде всего на небесную опеку, то примерно с 17 века растет влияние иных, секулярных ценностей, которые проявляются в различных формах – этической, эстетической, философской, политической.

Так, в канун 19 века господствовало представление о скором наступлении «иррелигиозного будущего». Действительно, на Западе продолжался процесс секуляризации, постепенное выталкивание религии и церкви на периферию общественной и культурной жизни, что проявлялось по-разному: в Европе постоянно уменьшалось число людей, посещающих церковь и тем более соблюдающих ее предписания, в США религия все более утрачивала свое «вертикальное», трансцендентное измерение, шаг за шагом вписываясь в массовую коммерсализированнуюю культуру. Однако уже 1-я мировая война обозначила глубочайший кризис «европейского человечества» (Гуссерль); она в корне подорвала либерально-прогрессистские концепции, вызвав усиление иррационалистических, антисциентистских доктрин, в т. ч. в философии и богословии (экзистенциализм, диалектическая теология). Обострение глобальных проблем еще более усилило эти тенденции, заставив говорить о новой «религиозно-мистической волне». Создается впечатление, что в современном «обезбоженном» мире (Хайдеггер) формируется новый тип религиозности, обнаруживающей себя в появлении многочисленных нетрадиционных религий, в растущем интересе к идеям космизма и различным формам эзотерического знания, к возрождению архаических религиозных образований в качестве символов национальной духовности и государственности, противостоящих глобальной экспансии западной массовой культуры. Пока светская культура не ответит столь же доступно и эффективно на смысложизненные (экзистенциальные) проблемы, интимно переживаемые каждым, для значительной части человечества вера в Бога останется символом и основой надежды на торжество добра, на приобщенность к вечным истинам бытия.

Л.Н. Митрохин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 439-442.

Литература:

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977;

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988;

Всемирное писание. Сравнительная онтология священных текстов. М., 1995;

Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995;

Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965;

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1996;

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979;

К.Маркс и Ф.Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., 1986;

Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965;

Лёзов С.В. Попытка понимания. Избр. работы. М.–СПб., 1999;

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976;

Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». М., 1985;

Он же. Баптизм: история и современность. М., 1997;

Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;

Никонов К.И. Современная христианская антропология. М., 1983;

Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994;

Религия народов современной России. М., 1999;

Русский космизм. М., 1993;

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986;

Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985;

Философия, религия, культура. М., 1982;

Философско-религиозные истоки науки. М., 1997;

Христианство. Энциклопедический словарь в 3 т. М., 1993–95;

Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург, 1998;

Элиаде М. Космос и история. М., 1987;

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. Эстетика. М., 1999.

Понятие: