Азиатский способ производства

Азиатский способ производства был упомянут, мимоходом, в середине XIX века Карлом Марксом в его «Экономических рукописях». Сделал он это, надо полагать, чтобы вывести за скобки все общества и способы производства, которые не описывались его теорией, то есть всякое неевропейское общество и его хозяйственный строй. Понятное дело, жизнь родовых общин в глубинке Британской Индии или Цинского Китая и не могла быть описана в понятиях развивавшегося в Западной Европе капитализма.  О чём, собственно говоря, классик и заявил: я, мол, изучаю западное общество, его закономерности, тенденции развития и перспективы окончания этого самого развития; общества иных цивилизаций я не знаю и знать не желаю.

Собственно говоря, К. Маркс в этом своём воззрении мало чем отличался от остальных западных мыслителей, которые изучали мир с прагматических позиций, то есть лишь в тех пределах, которые понадобятся для освоения ресурсов остального мира. Так, западные этнографы изучали «экзотические народы» лишь по мере надобности для колониальной деятельности и т. д.

За время, прошедшее с середины XIX века, понимание сути и смысла понятия «азиатский способ производства» не сильно углубилось. Более того, последующая марксистская мысль недвусмысленно намекнула читателю на то, что названный способ производства был когда-то давным-давно, а вот в наше современное время его нет, и сам термин теперь нужен лишь историкам. Однако кризис и начало разрушения капиталистического способа производства оголило общественные структуры, существовавшие ранее, века назад, на территории поголовной глобализации. Даже в колыбели капитализма, в Западной Европе, сегодня можно – при внимательном взгляде на предмет – обнаружить некие характерные признаки аж из времени раннего средневековья (см. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург, 2005). Цивилизация-то всё та же осталась!

Аналогично и с азиатским способом производства: где был, там и сегодня он обнаруживает себя. Не совсем ясно, стоит ли господствующий в Китае и Индии уклад обозначать понятием «азиатский способ производства». Но это уже совсем другой вопрос.

 

Азиатский способ производства у майя

В современных схемах эволюции докапиталистических обществ мы находим ответ на вопрос относительно противоречия между экономическим базисом и культурной надстройкой общества майя. Этот ответ содержится в комплексе понятий, составляющих теорию "азиатского способа производства", намеченную в нескольких работах К. Маркса. Этот способ производства характеризуется сосуществованием сельских общин и зачаточного государства, объединявшего в своих руках экономическую, политическую и духовную власть. Его называют также деревенско-деспотическим, общинно-деспотическим и с недавнего времени данническим. Попытаемся кратко изложить отличительные черты азиатского способа производства...

Азиатский способ производства (Ильичев, 1983)

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, в учении К. Маркса об общественно-экономических формациях одна из основных ступеней развития общества, охватывающая эпоху всемирной истории от разложения первобытного общества до установления рабовладельческого строя. Наиболее полного развития азиатский способ производства достиг в древневосточных цивилизациях, его традиционные формы сохранялись в различных регионах вплоть до 19 века (в Индии, у некоторых народов Восточной Европы). Европейская колонизация и распространение капитализма привели к его разрушению.

Азиатский способ производства (СИЭ, 1961)

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - формулировка, которую употребил К. Маркс в "Предисловии" "К критике политической экономии" для определения особенностей общественного строя в странах Азии (в докапиталистическую эпоху), указав, что "В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической и общественной формации" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).

Азиатский способ производства (РИЭ, 2015)

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - марксистское понятие, дважды ставшее объектом дискуссий в отечественной и мировой марксистской (и марксистско-ориентированной) науке о древности. В ряде своих работ К. Маркс выдвинул концепцию азиатского способа производства как социально-экономической формации, типологически предшествующей античному способу производства (основанному на классическом рабстве) на шкале поступательных стадий общественно-экономического прогресса, а территориально распространенный на Востоке в древности и Средневековье азиатский способ производства, по Марксу, определяется следующими чертами: так называемая «восточная деспотия» как политическая надстройка, общины (а не рабы) как главный объект эксплуатации; деспотическое государство как главный субъект эксплуатации; отсутствие классической частной собственности ввиду концепции верховной государственной собственности на основные средства производства. Эта концепция, в общем, отражала уровень знаний XIX века о социальных отношениях в традиционных обществах Востока...

Азиатский способ производства (БСЭ, 1969)

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА. Впервые характеристика азиатского способа производства даётся в переписке Маркса и Энгельса в 1853 (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 28, с. 174-267) и в статье Маркса "Британское владычество в Индии" (см. там же, т. 9, с. 130-36). В дальнейшем сущность азиатского способа производства раскрывается в "Экономических рукописях 1857-1859 годов", в особенности в разделе "Формы, предшествующие капиталистическому производству". Эти исследования позволили Марксу выдвинуть в предисловии к работе "К критике политической экономии" (1859) (см. там же, т. 13, с. 1-167) положение о том, что "...азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации" (там же, с. 7). Отдельные черты и стороны азиатского способа производства рассматриваются Марксом в "Капитале" при анализе конкретных экономических категорий, а также Энгельсом в "Анти-Дюринге". Дальнейшее развитие взглядов Маркса и Энгельса на азиатский способ производства связано с прогрессом науки о первобытном обществе и в особенности с открытиями Л. Моргана. В марксистской литературе конца 19 - начала 20 веков категория азиатский способ производства не получила дальнейшего освещения...