Рабство

На корабле рабовладельцев.

Подшивку "рабство" проекта "Понятия и категории" дополняет дидактический материал (рубрика - методика преподавания) проекта "Педагогия" - глава "Рабство в Греции в V веке до н.э."

Рабы [в Испанской Америке]

Некоторые индейцы обращены в рабство после пленения в ходе вооруженных конфликтов с испанцами в эпоху Конкисты либо были рабами еще в доиспанскую эпоху, хотя этот факт вызывает сомнения у историков. Однако очень скоро рабство объявляется незаконным. Новообращенные христиане никак не могут быть рабами, и первая реакция, последовавшая со стороны властей, а именно Изабеллы Католической, была крайне негативной. Позиция Короны по этому вопросу остается весьма нестабильной в течение многих десятилетий. Впрочем, рабский труд широко распространен в Индиях, в особенности на плантациях и в шахтах.

Рабы [у галлов]

Древняя литература не предоставляет никакого целостного описания положения галльских рабов, что никоим образом не должно вызывать удивления, так как для греков и римлян, а также и для самих галлов в общественной и политической жизни рабы не имели никакого значения. Это не подразумевает, что они ничего не значили для общества. С рабами обращаются по-человечески, и они играют определяющую роль в экономике. Вероятно, они были весьма многочисленны, так как рабство структурно связано было с войной, а рожденные в рабстве оставались рабами.

Храмовые рабы

Лучшим свидетельством того, как осуществлялось руководство храма, действующего в соответствии с финикийскими традициями, являются отчеты о затратах, произведенных в храме Аштарт в Китионе (Кипр). В составленных в первой четверти IV века на обеих сторонах алебастровой таблички текстах упоминаются многие специальности; при храмах работали: служители, состоящие при дверях, певчие, обслуживающий персонал, брадобреи, лица, отвечающие за водоснабжение, пекари, писцы, а также лица, занимающиеся священной проституцией обоих полов, и т. д.

Рабство в Древней Персии

В ахеменидскую эпоху любой подданный персидской империи был «слугой» (bandaka-, букв. «тот, кто связан», ср. англ. bondsman – раб) царя, каким бы ни был его общественный ранг. Этот термин использовался и в сасанидскую эпоху, будучи преобразован в понятие «шахиншах бандак» (букв. «раб царя царей») и означал «гражданин». В наши дни отношения между персидским царем и его подданными, начиная с парфянской эпохи, часто расценивались как «феодальные», но сравнение это не совсем верно, поскольку оно слишком сильно фиксирует внимание на отношениях между «сеньором» и его «вассалами», но не принимает в расчет других очень важных обстоятельств. Вместо него существовал институт рабства, хотя и мало развитый в ахеменидсую эпоху, но получивший существенное развитие в сасанидский период...

Рабы в Древней Греции

РАБЫ [в Древней Греции]. Рабы-иноземцы были обычным явлением во многих государствах Греции. В Аттике, где численность рабов была равна численности свободного населения, они служили заменой наемным работникам. Многие люди свободного происхождения владели по крайней мере одним рабом, тогда как у богатых граждан их могли быть десятки и даже сотни. Раба можно было освободить, после чего он получал статус, равный статусу метека. В ряде других государств — например в Македонии — рабов вообще не было.

Рабство (НФЭ, 2010)

РАБСТВО – совокупность многообразных форм угнетения человека, в разные исторические эпохи связанных с неограниченным отчуждением от него предпосылок и результатов, целей и средств, предмета и смысла его деятельности; рабство как крайнее притеснение индивидов может выражаться в трех видах: политическом, духовном и экономическом. В ходе истории менялись специфические черты этого отчуждения, вместе с ними преобразовывался и характер рабской зависимости. В древних индоевропейских обществах существовало противопоставление раба и свободного гражданина. Понятия рабского принуждения и свободы казались слишком очевидными для того, чтобы кто-либо усомнился в их истинности. Более того, само разграничение данных понятий служило демонстрацией осуществления идеи справедливости, основанной на том, что социальное неравенство возникает в строгом соответствии с неравенством природных законов...

Рабство (КПС, 1988)

РАБСТВО — состояние полной зависимости одного человека от другого, при котором этот человек (раб) лишен средств производства и является собственностью своего господина - рабовладельца; последний может продать, купить и даже убить раба (см. Рабовладельческий строй). Как пережиток рабства существует в различных формах при феодализме и даже при капитализме, особенно в колониальных и зависимых странах. В США рабство негров было формально отменено только в результате гражданской войны северных и южных штатов в 1861-1865 годы, но фактически ограничение прав негров сохраняется до настоящего времени.

Рабство (Конт-Спонвиль, 2012)

РАБСТВО (SERVITUDE). Фактическое подчинение чужой власти, безграничное и недобровольное. С одной стороны, рабство противостоит свободе, независимости, самостоятельности, с другой — гражданственности (гражданство подразумевает юридическое подчинение законной власти, частью которой является сам гражданин) и даже простому подчинению авторитету, который мы выбираем добровольно и уважаем в рамках своего достоинства и своей ответственности. Боэций (209), рассуждая о политике, говорил о добровольном рабстве.

Рабство (Кузнецов, 2007)

РАБСТВО — особое экономическое и правовое состояние общества, при котором рабы — это люди, всегда являющиеся полной собственностью других людей, но совершенно не обязательно занятые в производстве материальных благ. Рабы могли быть домашними слугами, стражниками, учителями, писцами, писателями, учеными, певцами, музыкантами, врачами, государственными служащими, даже министрами и военачальниками и т.п. Только когда рабы используются для производства материальных благ, можно говорить о рабовладельческой форме производства, которая существует в двух основных видах.

Subscribe to RSS - Рабство
Яндекс.Метрика