Манихейство

МАНИХЕЙСТВО — религиозное учение, основанное в III веке Мани. Манихейство наряду с зороастризмом было одной из самых влиятельных иранских религий.

 

Манихейство (СИЭ, 1966)

МАНИХЕЙСТВО - религиозное учение, зародившееся в 3 веке в Месопотамии на основе вавилонских, персидских (зороастризм) и христианских культов и по ряду основных положений близкое к гностицизму (см. в ст. Гностики). Основоположник манихейства - Мани. В основе манихейства лежит принцип дуализма, утверждающий извечность борьбы двух богов, воплотивших добро и зло, свет и тьму. Связывая зло с материей, а добро со светом, как духовным началом, манихейство рассматривало окружающий мир как воплощение зла, а цель мирового развития видело в "спасении" частиц света, заключенных в душе человека, от власти материи. Эта цель, согласно учению, могла быть достигнута лишь через крайний аскетизм (адепты манихейства должны были воздерживаться от мясной и некоторых видов растительной пищи, дать обет безбрачия, не касаться руками всего "тленного")...

Распространение манихейства и манихейской церкви

После смерти Мани его ученик Сис(ин) (греч. Sisinnios) стал вождем (archegos) манихейской церкви, но вскоре был распят. Трудное положение манихеев практически не изменилось при его преемнике Иннее, и верующие все чаще переселялись в Римскую империю (необходимо вспомнить, что римский император Диоклетиан уже объявил свой знаменитый указ против манихеев в 297 г. и что святой Августин в течение девяти лет был адептом этой религии, с которой впоследствии он усердно боролся), в Аравию, где они находились под защитой одного из царей Хиры от преследования сасанидских царя царей Нарсеса и Ормузда II, но главным образом на восток. Похоже, что, начиная со времени царствования Шапура II, манихейцы подвергались тем же преследованиям, что и христиане (сторонники обеих религий выступали также друг против друга)...

Манихейское учение

Синкретизм манихейской системы, привлекая элементы, позаимствованные у гностицизма, христианства, маздеизма и буддизма, облегчает принятие и переход в новую веру. Это объясняет полионимию манихейского пантеона, т.е. факт, что один и тот же бог или демон получал несколько имен на различных языках, использовавшихся манихейцами. Ниже приводятся боги и демоны с некоторыми из их имен:

Семикнижие Мани

СЕМИКНИЖИЕ МАНИ. 1. Начало канона «Евангелие (Живое)» включает двадцать два раздела, согласно двадцати двум буквам арамейского алфавита, в которых пророк сам излагает учение, на котором была основана его миссия (по контрасту с Иисусом, который не оставил никаких письменных документов, ведь Евангелия были написаны его учениками).

2. «Сокровищница Жизни», которая в манихейском каноне следует за Евангелием, является теологическим изложением основных принципов с восхвалением своей церкви.

Манихейство (тексты)

МАНИХЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ. Рукописи Мани, от которых остались лишь фрагменты, достаточно многочисленны и включают, помимо «Шапуракана» (канона), составленного на среднеперсидском, семь канонических книг, составленных на сирийском языке. Похоже, что порядок этих книг определял сам пророк. К тому же необходимо подчеркнуть, что Мани одобрял переводы своего произведения на парфянский, среднеперсидский, греческий или другие языки…

Манихейство (Гюиз, 2007)

МАНИХЕЙСТВО. Мани был рожден в окрестностях Ктесифона в 216 году родителями-иранцами и воспитан в среде баптистов-эльхазаитов, к которым принадлежа его отец. В возрасте двенадцати лет произошло первое проявление его небесного «близнеца», который побудил его оставить сообщество его отца. В течение двенадцати лет Мани хранил тайны, которые открыл ему его ангел, который затем явился ему во второй раз и повелел начать проповедовать.

Манихейство (Кириленко, Шевцов, 2010)

МАНИХЕЙСТВО - религиозно-философское учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке и просуществовавшее около тысячи лет. Было распространено среди народов, подчиненных Римской империи, в Китае, Индии, Северной Африке, Средней Азии. М. одно время было государственной религией в Средней Азии. Повлияло оно и на ряд религиозных движений в Европе. Основатель М. — перс, прозванный Мани. М. испытало влияние иудаизма, христианства, гностицизма, зороастризма, целого ряда других восточных религиозных учений.

Манихейство (Подопригора, 2013)

МАНИХЕЙСТВО [от др.-перс. Мани] — дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия; основано иранским пророком Мани (216-277) на идеях гностицизма, зороастризма и христианства; распространилось в I тысячелетии н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастрийцев, язычников, христиан, мусульман и приверженцев других религий; в VIII веке — господствующая религия в Уйгурском царстве; Манихейство повлияло на средневековые дуалистические ереси; по преданию, зороастрийцы содрали кожу с живого Мани, отрубили ему голову, а кожу набили соломой и повесили на царских воротах.

Манихейство (Конт-Спонвиль, 2012)

МАНИХЕЙСТВО (MANICHEISME). Первоначально этим словом называли религию, зародившуюся в III в. н. э. на территории между Месопотамией и Персией, в правление династии Сасанидов. Ее основатель Мани полагал себя создателем (или вестником) универсальной религии. Вдохновляясь собственными видениями или откровениями, он попытался осуществить нечто вроде синтеза трех существовавших тогда религий, которые казались ему более или менее сходными, — древней персидской религии зороастризма, христианства (Мани утверждал, что он — объявленный Иисусом Дух Святой) и буддизма.

Манихейство (Филатов, 2011)

МАНИХЕЙСТВО — еретическое учение, появившееся в III в. от P. X. Его основателем был Мани, начавший проповедовать в 238 г., и казненный персидским царем Вахрамом I в 276 или 277 г. Учение Мани получило широкое распространение в Иране, Месопотамии и Византии. В его основе — дуалистическая идея борьбы добра и зла, света и тьмы, как изначальных и равноправных принципов бытия. Манихейство широко распространилось от Рима до Китая и просуществовало до XII в.

Subscribe to RSS - Манихейство
Яндекс.Метрика