Искусство

Авангардизм в музыке

АВАНГАРДИЗМ (франц, avant-gardisme, от avantgarde — передовой отряд) — условное наименование различных течений современного искусства, характеризующихся разрывом с традициями реалистического искусства прошлого, поисками новых выразительных средств и форм, нередко превращающимися в самоцель. Термин «Авангардизм» возник в критике 1920-х годов и утвердился в искусствознании (в том числе и советском) после 2-й мировой войны 1939—1945 годов. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному.

Корни современного авангардизма — в идейно-эстетических установках декадентских, модернистских художественных течений начала 20 века (футуризм, дадаизм, сюрреализм и др.)...

Абуна-э

Абуна-э, abuna-e, あぶな絵. Жанр гравюры укиё-э, изображающий полуобнаженных красавиц. Термин ведет происхождение от слова «абунай», что означает «опасность» или «риск». Однако по сравнению с откровенными, порой непристойными сюнга, гравюры абуна-э отличались некоторой завуалированностью, что связано со временем возникновения и распространения жанра. Появившись в 1672 году, он достиг пика популярности к середине XVIII века, в период жесточайшей цензуры, когда правительство регламентировало все стороны жизни горожан. В числе прочего было запрещено изображение обнаженного тела.

Абуна-э чаще всего представляли жанровые, «домашние» картинки, где красавицы в легких одеждах моют волосы или накладывают макияж, наслаждаются вечерней прохладой или болтают со служанками...

Нэцкэ

НЭЦКЭ, произведения миниатюрной декоративно-прикладной пластики (высотой от 2 до 10 см) из дерева, слоновой кости и металла, получившие распространение в Японии в конце 17 -19 веках. С помощью нэцкэ (имеющего сквозные отверстия для шнура) к поясу кимоно прикрепляются трубка, кисет и др. Наиболее известные типы нэцкэ: объёмные в виде отдельных фигурок, иногда составляющих целые композиции (на религиозные, фольклорные, исторические и бытовые сюжеты), плоские дисковидные, часто с рельефной металлической вставкой в центре. Фигурные нэцкэ, нередко отличающиеся острой эмоциональной выразительностью, сохраняют общую монолитность формы при тонкой проработке отдельных правдиво трактованных деталей. Известные мастера нэцкэ - Судзан (18 век), Рюса (2-я половина 18 века), Тамотада (конец 18 - начало 19 веков).

Пхунсу: анализ прилегающего ландшафта

Учение пхунсу определяло четкий алгоритм возведения архитектурного сооружения (вне зависимости от его масштаба, будь то город или жилой дом) в определенной последовательности:

1. Выбор участка. Оценка конкретной территории происходит в соответствии с интерпретацией типа ландшафта в терминах пхунсу. определение и оценка прилегающих форм, их взаимоотношения, ориентация участка, направления водного потока и других элементов природного окружения.

2. Определение расположения архитектурного объекта. Выбор места в границах выбранного ранее участка и ориентация главной оси сооружения.

3. Расположение и ориентация основных элементов архитектурного объекта...

Ирландские саги

Ирландские саги — основной жанр светской прозаической литературы на ирландском языке в эпоху Средневековья. Принятое в русской историографии название «саги» заимствовано из скандинавской традиции (см. также Исландские саги), ирландцы называли эти произведения seel — «рассказ», «повесть», «известие». Вопросы, связанные с происхождением, авторством и аудиторией Ирландских саг, в XX веке стали предметом полемики, многие из них до сих пор не получили ответа. С точки зрения ученых-«нативистов» (П. Мак-Кана, Дж. Мёрфи), тексты Ирландских саг, отражавшие реалии дохристианской и дописьменной эпохи, устно передавались поколениями филидов — поэтов и знатоков старины. «Антинативисты» (Дж. Карни, К. Мак-Кон) утверждали, что тексты создавались христианскими клириками под влиянием античной литературы...

Киртан

КИРТАН (КИРТАНА) (восхваление) — форма религиозного песнопения. Предположительно восходит к буддийским песням и, возможно, к «Гитаговинде». Интенсивно развивается в движении бхакти, особенно в Ассаме, Бенгалии, Ориссе. Начиная с Чайтаньи, киртан используется наряду с танцами в качестве основной формы ритуального почитания Кришны (санкиртан). Возникает множество стилей и вариантов киртаны, в том числе большие композиции, состоящие из сольных номеров, хоровых рефренов и иногда — драматических вставок. В нама-киртане на разные лады воспеваются имена Кришны, в лила-киртане — эпизоды кришнаитского мифа...

Модернизм (НФЭ, 2010)

МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne – новейший, современный) – общее наименование в первую очередь художественных течений и практик, формировавшихся с конца 19 века; порвав с принципом гуманистически окрашенного реализма, они тем самым бросили вызов преобладавшим эстетическим нормам эпохи, равно как и самой ее морали. Возникающий в это время новый реализм (Э. МанеШ. Бодлер, Э. Золя и др.) даже при известной преемственности формы наполнен необычным содержанием, эпатировавшим общественный вкус: предметом изображения – как живописного, так и литературно-поэтического – становится «низкое», то, что прежней эстетикой относилось скорее к сфере безобразного (знаменитая «Олимпия» Мане, изображавшая публичную женщину, или стихотворение Бодлера «Падаль»)...

Владимиро-Суздальская школа

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА 12 - начала 13 веков, одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на Северо-Востоке Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет Владимиро-Суздальской школы был обусловлен усилением к середине 12 века Владимиро-Суздальского княжества, а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для Владимиро-Суздальской школы...

Комедия

Комедия — греческое понятие (от греч. komos komazem — совершать шествие). Возникла из различных форм народных увлечений и входила в состав Дионисовых празднеств. Принято различать древнюю комедию, среднюю и новую. Древняя комедия затрагивала насущные государственные проблемы и подвергала критике видных граждан. Представители древней комедии: Эвполид, Кратит и Аристофан. Средняя комедия отражает упадок демократии в Афинах. Наиболее видные представители средней комедии — Антифан и Алексид. Новая комедия (приблизительно с 320 г. до н. э.) черпала темы повседневной жизни города...

Балалайка

БАЛАЛАЙКА — популярнейший в народе, прежде всего в крестьянстве, струнный щипковый музыкальный инструмент, появившийся в XVIII веке и постепенно сменивший домру. Сначала балалайка имела две, затем три струны. Изготовлялась кустарным способом, в том числе и самими балалаечниками из любого материала вплоть до высушенной тыквы-горлянки. Балалайка была непременной участницей деревенских «вечерок», спутницей щеголеватых деревенских парней, дворников, мастеровых. Балалаечники иногда соединялись в хоры, разъезжали по ярмаркам и плясали под игру балалайки и пение.

Страницы