Искусство

Светский символизм (Даркевич, 1972)

Символизирующее мировоззрение наложило отпечаток и на светское аристократическое искусство. Его питал символический параллелизм, уподоблявший феодальных властелинов персонажам Библии, истории, мифологии и эпоса. Византийский историк Никита Хониат (середина XII в.— 1213 г.) писал: «Для большей части римских царей решительно невыносимо только повелевать... Они считают для себя крайнею обидою, если их не признают мудрецами, людьми, подобными богам по виду, героями по силе, богомудрыми, подобно Соломону, богодухновенными руководителями...»

Комическое

КОМИЧЕСКОЕ, обнаружение, фиксация художником несоответствий (несообразности, противоречий) в явлениях окружающей действительности, их неполноты или, напротив, их чрезмерности, атрофии или гипертрофии. Основа комического как специфичность мироощущения — надежда на восстановление гармонии, нормы; комическое оптимистично, оно требует построения хотя бы простейшей жизнеутверждающей гипотезы. Комическое в творчестве Лермонтова, как правило, локализовано в частной жизни его героев. (В драму «Маскарад» вкраплены сатирические зарисовки быта петербургского света.) Лермонтов стремится к созданию и целостных произведениях, комически интонированных: роман в стихах «Сашка», стихотворную повесть «Тамбовская казначейша»...

Катхакали

В Индии каждому знакомы необычный головной убор и грим актера катхакали. Подобно тому как комические и трагические маски стали символом древнегреческого театра, голова актера катхакали олицетворяет индийский театр. Катхакали — пантомимическая танцевальная драма. Это поистине изумительное сочетание танца, драмы, пантомимы и инструментальной музыки; для него характерны сложный язык жестов, ошеломляющая красочность костюмов и грима, виртуозность движений.

Этот вид театра распространен на Малабаре, который входит сейчас в штат Керала (Южная Индия). Нынешняя форма театра катхакали сложилась около трехсот лет назад. Жесты рук — мудра — и мимика по большей части основаны на канонах «Натьяшастры», а грим ведет свое происхождение от масок демонов и богов, характерных для народного театра глубокой древности...

Авангардизм в музыке

АВАНГАРДИЗМ (франц, avant-gardisme, от avantgarde — передовой отряд) — условное наименование различных течений современного искусства, характеризующихся разрывом с традициями реалистического искусства прошлого, поисками новых выразительных средств и форм, нередко превращающимися в самоцель. Термин «Авангардизм» возник в критике 1920-х годов и утвердился в искусствознании (в том числе и советском) после 2-й мировой войны 1939—1945 годов. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному.

Корни современного авангардизма — в идейно-эстетических установках декадентских, модернистских художественных течений начала 20 века (футуризм, дадаизм, сюрреализм и др.)...

Абуна-э

Абуна-э, abuna-e, あぶな絵. Жанр гравюры укиё-э, изображающий полуобнаженных красавиц. Термин ведет происхождение от слова «абунай», что означает «опасность» или «риск». Однако по сравнению с откровенными, порой непристойными сюнга, гравюры абуна-э отличались некоторой завуалированностью, что связано со временем возникновения и распространения жанра. Появившись в 1672 году, он достиг пика популярности к середине XVIII века, в период жесточайшей цензуры, когда правительство регламентировало все стороны жизни горожан. В числе прочего было запрещено изображение обнаженного тела.

Абуна-э чаще всего представляли жанровые, «домашние» картинки, где красавицы в легких одеждах моют волосы или накладывают макияж, наслаждаются вечерней прохладой или болтают со служанками...

Нэцкэ

НЭЦКЭ, произведения миниатюрной декоративно-прикладной пластики (высотой от 2 до 10 см) из дерева, слоновой кости и металла, получившие распространение в Японии в конце 17 -19 веках. С помощью нэцкэ (имеющего сквозные отверстия для шнура) к поясу кимоно прикрепляются трубка, кисет и др. Наиболее известные типы нэцкэ: объёмные в виде отдельных фигурок, иногда составляющих целые композиции (на религиозные, фольклорные, исторические и бытовые сюжеты), плоские дисковидные, часто с рельефной металлической вставкой в центре. Фигурные нэцкэ, нередко отличающиеся острой эмоциональной выразительностью, сохраняют общую монолитность формы при тонкой проработке отдельных правдиво трактованных деталей. Известные мастера нэцкэ - Судзан (18 век), Рюса (2-я половина 18 века), Тамотада (конец 18 - начало 19 веков).

Пхунсу: анализ прилегающего ландшафта

Учение пхунсу определяло четкий алгоритм возведения архитектурного сооружения (вне зависимости от его масштаба, будь то город или жилой дом) в определенной последовательности:

1. Выбор участка. Оценка конкретной территории происходит в соответствии с интерпретацией типа ландшафта в терминах пхунсу. определение и оценка прилегающих форм, их взаимоотношения, ориентация участка, направления водного потока и других элементов природного окружения.

2. Определение расположения архитектурного объекта. Выбор места в границах выбранного ранее участка и ориентация главной оси сооружения.

3. Расположение и ориентация основных элементов архитектурного объекта...

Ирландские саги

Ирландские саги — основной жанр светской прозаической литературы на ирландском языке в эпоху Средневековья. Принятое в русской историографии название «саги» заимствовано из скандинавской традиции (см. также Исландские саги), ирландцы называли эти произведения seel — «рассказ», «повесть», «известие». Вопросы, связанные с происхождением, авторством и аудиторией Ирландских саг, в XX веке стали предметом полемики, многие из них до сих пор не получили ответа. С точки зрения ученых-«нативистов» (П. Мак-Кана, Дж. Мёрфи), тексты Ирландских саг, отражавшие реалии дохристианской и дописьменной эпохи, устно передавались поколениями филидов — поэтов и знатоков старины. «Антинативисты» (Дж. Карни, К. Мак-Кон) утверждали, что тексты создавались христианскими клириками под влиянием античной литературы...

Киртан

КИРТАН (КИРТАНА) (восхваление) — форма религиозного песнопения. Предположительно восходит к буддийским песням и, возможно, к «Гитаговинде». Интенсивно развивается в движении бхакти, особенно в Ассаме, Бенгалии, Ориссе. Начиная с Чайтаньи, киртан используется наряду с танцами в качестве основной формы ритуального почитания Кришны (санкиртан). Возникает множество стилей и вариантов киртаны, в том числе большие композиции, состоящие из сольных номеров, хоровых рефренов и иногда — драматических вставок. В нама-киртане на разные лады воспеваются имена Кришны, в лила-киртане — эпизоды кришнаитского мифа...

Модернизм (НФЭ, 2010)

МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne – новейший, современный) – общее наименование в первую очередь художественных течений и практик, формировавшихся с конца 19 века; порвав с принципом гуманистически окрашенного реализма, они тем самым бросили вызов преобладавшим эстетическим нормам эпохи, равно как и самой ее морали. Возникающий в это время новый реализм (Э. МанеШ. Бодлер, Э. Золя и др.) даже при известной преемственности формы наполнен необычным содержанием, эпатировавшим общественный вкус: предметом изображения – как живописного, так и литературно-поэтического – становится «низкое», то, что прежней эстетикой относилось скорее к сфере безобразного (знаменитая «Олимпия» Мане, изображавшая публичную женщину, или стихотворение Бодлера «Падаль»)...

Страницы