Религия

РЕЛИГИЯ (лат. religio — набожность; святыня, предмет культа) — 1) мировоззрение мироощущение, поведение, культовые действия, основанные на верованиях, ритуалах, вере в чудодейственные силы, существа в виде Бога или богов, являющихся объектами поклонения; 2) учение, постулирующее существование незримой высшей силы, направляющей все явления и процессы во Вселенной.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 438.

 

Организация лютеранской церкви

Лютеранская конфессионализация. При всем достаточно внушительном обилии литературы по различным территориальным примерам строительства организационных структур лютеранской церкви отсутствуют до сих пор крупные сравнительные исследования. Типологически модели церковных преобразований делят на городскую Реформацию и княжескую (территориальную). Успешное исследование проблем создания городских структур евангелической Церкви принадлежит Гансу Кристофу Рублаку, главным образом на материале южно-немецких (Констанц) и швабско-баварских городских общин. Вопросы княжеской Реформации, исследованные в деталях, все еще нуждаются в систематизации. Типология княжеской Реформации, разработанная Эйке Вольгаст, предусматривает три модели реформационных преобразований на территориальном уровне под эгидой князей:

Шаманство хантов

В религиозной идеологии сибирских народов в прошлом большое место занимало шаманство, которое у разных народов имело свои особенности, выражавшиеся как в его внешних формах, так и в содержании. К настоящему времени по шаманству большинства сибирских народов собран богатейший материал и имеется многочисленная литература, в которой рассматриваются различные стороны этого явления. Для шаманства обязательным элементом являются фантастические представления о сверхъестественных силах. Как известно, под сверхъестественным понимается то, что якобы существует вне материи и материального: боги, духи, бессмертные души и т. д. Считается, что сверхъестественный мир принципиально иной, и что сверхъестественные существа не подчиняются закономерностям материального мира...

Аскетизм мирской

Аскетизм мирской — идеал поведения христианина в повседневной жизни. Основан на общехристианском противопоставлении земного и божественного. Понятие аскетизм мирской используется в социологии религии для обозначения типа поведения верующих вне религиозного культа. Отвлекаясь от теологических объяснений аскетизма мирского, можно выделить две его основные модели в христианстве.

Первая — в православии и католицизме — представляет повседневную жизнь как препятствие к спасению, поскольку вся она греховна и полна несовершенства. Отсюда следует предписание человеку удалиться от естественных желаний, жизненных благ и удовольствий. В своем устремлении к спасению как вечному блаженному бытию в Боге христианин под церковным руководством должен постоянно практиковать аскезу (от греч. ασχησις, — упражнение)...

Зороастризм (Уилбер, 1977)

Отождествление Персеполя с духовным центром империи связано с религиозными верованиями ахеменидских правителей. Ученые используют всевозможные данные, подчас создавая теории, построенные на весьма шатких фактах. Единого мнения по этому вопросу нет.

В основу любого исследования древнеперсидской религии следует положить данные древнеперсидских надписей. Так, в надписи Ариарамны упоминается великий бог Ахурамазда, а Аршам говорит об Ахурамазде как о «великом боге, величайшем из богов». Дарий использует те же выражения и добавляет: «Ахурамазда вместе с богами царского дома».

Ксеркс взывает к «Ахурамазде вместе с богами» и поклоняется «благочестиво Ахурамазде и Арте»...

Амидаизм (Козловский, 1998)

Собственно японский амидаизм — одно из наиболее влиятельных направлений средневекового буддизма в Японии — исследован далеко не достаточно. Работы о нем, правда, публикуются. Однако в самой Японии амидаизм обычно рассматривают с традиционных позиций — либо как религию, либо как одно из течений «буддизма», без четкого выделения в нем как сугубо религиозной, так и религиозно-философской мысли. Этот пробел сохраняется и в нашей японоведческой литературе. Нет пока специальных исследований, посвященных ведущим идеологам японского амидаизма — Хонэну и Синрану. Немногое известно о представителях раннего амидаизма — Гэнсине, Какубане и Рёнине. Имеется одно исследование, посвященное Иппэну 1, а также отдельные разделы по амндаизму в коллективных трудах по японскому буддизму...

Буддизм и государство [в Японии]

Правящий род и служилая знать были заинтересованы в укоренении буддизма прежде всего в качестве одной из составляющих общегосударственной идеологии. Поэтому официальное летописание осмысляет буддизм в первую очередь как магическое средство оберегания целостности государства. В многочисленных указах правителей, касающихся буддизма, превалирует именно такое понимание вероучения (только в «Сёку нихонги» аналогичных указов насчитывается более двух десятков).

Пик деятельности государства по распространению буддизма приходится на правление Сёму. В отличие от своих предшественников Сёму пытался превратить буддизм в оплот власти не только в столице, но и на местах. Во время вспышки эпидемии оспы в каждой провинции повелевалось воздвигнуть статую Будды Шакьямуни...

Манихейство в Римской империи (Кац, 1955)

Манихейство наряду с неоплатонизмом и ортодоксальным христианством было одной из наиболее распространенных религиозных систем в Римской империя конца III — начала IV века.  Проблемы, связанные с историей манихейства, неоднократно затрагивались в буржуазной историографии. Одним из вопросов, интересовавших буржуазных историков, был вопрос о причинах широкого распространения религии Мани. Ответы давались различные. По мнению Гарнака, манихейство привлекало к себе единством древней мифологии, «материалистического дуализма», в высшей степени простого культа и строгой нравственности. Английский историк Буркит, подчеркивая влияние пессимизма, которым проникнуто манихейство, усматривал его успех в эклектизме и роли личности основателя. Пюш, работа которого, вышедшая в 1949 году, является в известной мере итогом буржуазной историографии...

Культ вуду (Гонионский, 1974)

Среди гаитян  культ воду широко распространен («воду» и поныне по-дагомейски значит «дух», «божество»). Воду отнюдь не является лишь системой обрядов, якобы выполняемых на потребу туристам как один из зрелищных элементов «местного колорита». Возникший на основе древних ритуалов Африки, передаваемых из поколения в поколение увезенными рабами, этот синкретический культ увековечил привязанность негров, оказавшихся на Гаити, к потерянной родине и по-своему выражал смутную надежду на освобождение. Роль водуистского культа особенно возросла в XVII—XVIII веках, когда он был единственным звеном, связывавшим негров, привезенных на Гаити из различных районов Африки:

Буддизм в Японии (Григорьев, 1993)

Никогда не прекращавшиеся контакты японцев с материком позволяют предположить, что элементы буддийского вероучения проникли на острова довольно рано. Об этом, в частности, свидетельствуют пять бронзовых зеркал с буддийскими изображениями, которые датируются V веком. Однако тогдашнее состояние общества не позволяло буддизму утвердиться достаточно прочно на территории Японии. Но, по мере того как государственное объединение Ямато утрачивало черты родоплеменного союза, возникали предпосылки и для распространения буддизма.

Поначалу основной контингент приверженцев буддийского вероучения составляли иммигранты. Причем традиция поклонения Будде обычно передавалась из поколения в поколение. Так, Сиба Датто, приехавший, вероятно, из царства Южное Лян, воздвиг в 582 г. первую в Японии буддийскую молельню...

Классический индуизм: дидактика

Каноническая литература древних индийцев, равно как и сравнительно более поздние тексты, сложившиеся отчасти на основе вед, отчасти же в достаточной мере самостоятельно, обнаруживает в своем формирований некоторые характерные черты, присущие и памятникам других религий. Зафиксированный в этих текстах миф, по преимуществу нарративного характера, дополняется сведениями и пояснениями, связанными с развитием соответствующей догматики и дидактики. Ритуал же, наряду с более конкретными традиционными пояснениями практического, «внешнего» характера, сходным образом подвергается более отвлеченному осмыслению, в известной мере приобретая символическое «внутреннее» значение. Подобный процесс интровертизации связан, в частности, с потребностью придать обрядности (как бы «стирающейся» в ходе многократного, все более автоматического повторения)...

Страницы