Религия

РЕЛИГИЯ (лат. religio — набожность; святыня, предмет культа) — 1) мировоззрение мироощущение, поведение, культовые действия, основанные на верованиях, ритуалах, вере в чудодейственные силы, существа в виде Бога или богов, являющихся объектами поклонения; 2) учение, постулирующее существование незримой высшей силы, направляющей все явления и процессы во Вселенной.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 438.

 

Буддизм: начало изучения

Начало систематической историко-философской науки о буддизме принято связывать с обращением ученых на заре XX века к специализированной буддийской литературе Абхидхармы — третьей части буддийского канона Типитаки и трактатам по абхидхарме (анализу и систематизации Дхармы — учения Будды) более позднего периода. Именно в этих текстах видели аналог европейских философских трактатов. Однако и до того времени проблема существования в буддизме своей философии и ее характера ставили перед собой практически все мыслители, изучавшие его или интересовавшиеся его доктринами. Думается, что внимание к философской стороне буддизма и к языку буддийских текстов свидетельствовало о потребности более углубленного анализа этого явления...

Шива (Бэшем, 1977)

Почти столь же популярным, как многочисленные проявления Вишну, был Шива, ведущий свое происхождение от грозного ведийского бога Рудры, с которым сочетались элементы мифологии некоего неарийского божества плодородия. Хотя разные шиваитские секты часто предсталяли своего избранного бога высокоморальным и благосклонным небесным отцом, образ Шивы, как и образ Вишну, имеет двойственный характер. Он незримо присутствует в самых зловещих местах – на полях сражений, местах сожжения трупов и на дорожных перекрестках, которые в Индии, как и в Европе, считались крайне опасными и неблагоприятными для пребывания. Шива носит на шее ожерелье из черепов, его окружают призраки, злые духи и демоны. Он олицетворяет смерть и время, разрушающее все сущее..

Махаяна (Радхакришнан, 2020)

Если учения, относящиеся к периоду от возникновения буддизма до времени Ашоки, возможно, представляют ранний буддизм, то о взглядах, преобладавших во времена Ашоки, можно сказать, что они являлись учением хинаяны. Тенденции, которые развивались в течение периода от Ашоки до Канишки, впоследствии выявились, образовав буддизм махаяны. Холодная и бесстрастная метафизика, свободная от религиозного учения, не могла долго внушать энтузиазм и радость. Хинаяна не учитывала тяготения человеческого духа к чему-то высшему и принижала духовную сторону человека. Философский атеизм хинаяны — это ее тайна, червь, поедающий прекрасный цветок...

Индуизм и его 3333 бога

Верно. И даже гораздо больше. Потому что в понятие индуизма входят, по сути дела, сотни культов — и арийские, и доарийские, и все, которые образовались в результате смешения тех и других или родились — и до сих пор рождаются заново, когда в Индии какое-либо событие или достойный преклонения человек становится объектом культового почитания.

Индуизм — это пласты верований, накопившихся за много тысячелетий у многих народов, населявших и населяющих Индию. Это и их философские воззрения, и этические понятия, и предписания, регулирующие отношения между разными общественными группами и между личностью и обществом...

Буддизм периода Нара

Важнейшей стороной процесса становления японского буддизма являлась его «интеллектуализация» в VIII веке, что вы разилось прежде всего в возникновении буддийских школ. Формирование более или менее стабильного слоя монашества, постоянно проживавшего в храмах, повышение грамотности буддийского духовенства, изучение сутр и экзегетических трактатов, миссионерская деятельность корейских и китайских буддистов, поездки японских монахов (гакусо) на обучение в Китай привели к серьезным сдвигам в развитии буддизма на островах в конце VII — начале VIII века.

В 30—40-х годах VIII века в Японии в широком масштабе занимались распространением буддийской литературы. При императорском дворце, столичных и провинциальных храмах для этой цели были организованы специальные мастерские, где работали переписчики...

Буддизм и синтоизм: функциональные различия

Среди исследователей превалирует мнение, что с самого начала своего распространения в Японии буддизм стал дублировать сложившиеся к тому времени представления и институты синтоизма. Не вызывает, разумеется, сомнения, что на будд и бодхисаттв были перенесены некоторые свойства синтоистских божеств, а определенные буддийские идеи осмыслялись в соответствии с традиционными синтоистскими воззрениями. Однако, как нам представляется, для понимания причин распространения буддизма в Японии и определения его истинного места в совокупности социально-идеологических отношений было бы весьма полезным выяснение функциональных различий между двумя религиями...

Маханубхавы

МАХАНУБХАВЫ - приверженцы одного из направлений бхакти в Махараштре, организационно оформленного в замкнутую общину в 60-х годах XIII века Чакрадхаром (настоящее имя — Харпалдев), выходцем из Гуджарата. Маханубхавы — монотеисты. Допуская существование других богов индуизма кроме Парамешвары — верховного бога, отрицают их значение. Согласно их представлениям, Парамешвара имеет множество воплощений, но только пять, называемые «Пятью Кришнами» («Панча-Кришна») обладают антропоморфным обликом: это божества Кришна и Даттатрея, сам Чакрадхар, его гуру Гундам Раул и Чангдев Раул, гуру Гундама. Трое последних — реальные исторические личности; географические точки, связанные с их именами — а их насчитывается от 250 до 1650, — и разнообразные реликвии являются объектами почитания у маханубхавов, обладающих «великим опытом»...

Синтоизм: историческое развитие

Как отдельный комплекс верований синто стал осознаваться лишь с приходом буддизма. Тогда же и появилось слово «синто», в переводе означающее «путь богов», призванное отделить местные религиозные практики от нового учения. На всем протяжении своего развития синто долго находился в тени буддизма и развивался вместе с ним, став частью общего буддийского комплекса представлений.

Взаимодействие буддизма с местными божествами шло двумя путями: божества ками либо считались частью мира и круговорота жизни, либо их включали в пантеон местных защитников будд и буддийского учения от злых сил. Первым ками – защитником буддизма стал бог войны Хатиман. Император Сёму (724–749) обратился к нему при строительстве в 743 году буддийского храма Тодайдзи...

Несторианство (Линь Мэйцунь, 2017)

Ван Яньдэ в  седьмой год правления Северной Сун под  девизом Тайпин Синго (982  г.) посетил Гаочан-Уйгурское государство и  увидел там «множество манихейских храмов, персидских монахов, у каждого свое учение, буддизм же они называют иной верой». При династии Тан несторианство называлось «персидской религией», поэтому миссионеры Цзинцзин и Алобэнь, прибывшие в танский Китай, назывались персидскими монахами. В «Сун ши: Тяньчжу чжуань»  — «История династии Сун: повествование о Тяньчжу») имеется запись: «На третий день пятой луны девятого года под девизом Тайпин Синго [984 г.] хуэйгу области Сичжоу вместе с иноверцами из Персии явились с данью к императорскому двору». Персидские монахи, о которых говорит Ван Яньдэ, как и  «иноверцы из  Персии»  — это гаочанские последователи персидского несторианского учения...

Мистерии (Дюрант, 1997)

По существу, греческая религия знала три элемента и три стадии: хтоническую, олимпийскую и мистериальную. Первая имела, скорее всего, пеласго-микенские корни, вторая — вероятно, ахейско-дорийские, третья — египетско-азиатские. Первая традиция почитала подземных, вторая — небесных, третья — воскресших богов. Первая была наиболее популярна среди бедноты, вторая — среди людей состоятельных, третья — в низах среднего класса. Первая господствовала в до-гомеровскую, вторая — в гомеровскую, а третья — в после-гомеровскую эпоху. Во времена Периклова Просвещения самым мощным элементом греческой религии были мистерии. В греческом смысле слова, мистерия представляла собой тайную церемонию, во время которой раскрывались священные символы, совершались символические обряды; в ней участвовали только посвященные...

Страницы