Религия

РЕЛИГИЯ (лат. religio — набожность; святыня, предмет культа) — 1) мировоззрение мироощущение, поведение, культовые действия, основанные на верованиях, ритуалах, вере в чудодейственные силы, существа в виде Бога или богов, являющихся объектами поклонения; 2) учение, постулирующее существование незримой высшей силы, направляющей все явления и процессы во Вселенной.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 438.

 

Капала

КАПАЛА (буквально «чаша для подаяний, череп») — название древней шиваитской секты, возможно, ответвившейся от пашупата. Ее члены поклонялись Бхайраве и проповедовали возможность овладения чудо действ, силой через уподобление себя Шиве и усвоение необычной, вызывающей манеры поведения. Они посыпали тело пеплом, облачались в тигровую шкуру, питались несъедобными вещами, предавались пьянству и повсюду носили с собой череп-капалу, отчего и стали называться капаликами. Не исключено, что в их среде практиковались и человеческие жертвоприношения. Несомненна связь секты с аборигенными верованиями и с шактизмом. В настоящее время практически не существует.

Джаганнатх

ДЖАГАННАТХ (Владыка мира) — воплощение Кришны, местный бог в штате Орисса, приобретший общеиндийское значение. Его храм в городе Пури — знаменитый центр паломничества. Джаганнатх находится в храме вместе со своим братом Балабхадрой (т. е. Баладэвой) и сестрой Субхадрой. Все трое представлены грубыми чуркообразными дерев, идолами высотой около 2 метров, большеглазыми, примитивно раскрашенными (Джаганнатх — черного цвета, Балабхадра — белого, Субхадра — желтого), что свидетельствует о древних аборигенных корнях культа Джаганнатха. Но первые упоминания о тройке богов относятся лишь ко времени после постройки храма Джаганнатха царем Анантаварманом Чодаганга (1075—1150), причем несомненна изначальная связь этих богов с шиваизмом и шактизмом...

Святое копье

Копье сотника Лонгина (Святое копье) — легендарное копье, которым римский воин проткнул бок Христа, висящего на кресте. Первоначально эта святыня хранилась в Иерусалиме, а затем, после захвата города персами в 614 г., была вывезена оттуда в Константинополь и заняла место среди реликвий храма Святой Софии, но позже была возвращена в Иерусалим. С XI в. Святое копье находилось в храме Богородицы Фаросской, в 1200 г. там его видел русский паломник из Новгорода Добрыня Ядрейкович, а в 1204 г. — французский рыцарь Робер де Клари. В 1403 г. Святое копье видел в константинопольском храме Святого Иоанна Предтечи посол кастильского короля Руи Гонсалес де Клавихо...

Христианство у англосаксов

Хотя валлийцы упорно держались христианской религии, которую занесла к ним римская оккупация, христианизация англичан началась не через Уэльс. Слишком сильна была взаимная ненависть победителей и побежденных, чтобы между ними могли существовать нормальные взаимоотношения. Валлийцы же смотрели на англичан как на кару господню, ниспосланную им за грехи. Христианство проникло в Англию из Рима и немного позднее из Ирландии, через Иону. Седьмое столетие целиком заполнено процессом христианизации — столкновениями соперничающих сект и заключительным триумфом римской католической церкви...

Тэндай в IX веке

Основные направления развития школы Тэндай после Сайте: — это сближение со столичной знатью, усиление «тайной» составляющей в обрядности и в учении, переосмысление подхода к заповедям и развитие обрядов «памятования о будде».

 Для Сайтё: «таинства» были лишь одной из частей работы школы, а для его продолжателей они вышли на первое место. Повседневная деятельность на благо державы мыслится уже не как помощь народу в общеполезном труде на местах, а как моления по заказу мирян, кито:, и посвящения в «таинства» высших сановников и самих государей. Тем самым Тэндай перенимает тот образ «тайной» школы, который в Японии восходит не к Сайте:, а к Кужай...

Францисканцы (Кардини, 2007)

Господь сказал: «Помните, что посылаю вас, словно овец среди волков: так будьте мудры, как змеи, и простодушны, как голуби». Поэтому тот из братьев, кто решит отправиться к сарацинам и неверным, пусть идет, с позволения священника и слуги его [...] У братьев, которые идут к неверным, есть два пути. Один путь — не вести ссор или споров, но смиренно подчиняться всякому человеческому существу во имя Господа Бога, исповедуя христианскую веру. Другой путь — проповедовать слово Божье, когда Богу это будет угодно, чтобы неверные поверили в Бога всемогущего, Отца, Сына и Святого Духа: в Отца — Создателя всего сущего, и в Сына — Освободителя и Спасителя, и приняли бы крещение, и стали бы христианами, ибо тот, кто через окропление водой не родится заново в Святом Духе, не сможет войти в Царствие небесное...

Оракул (Пенник, Джонс, 2000)

Греческие боги и богини доносили свою волю до своих последователей через находившихся в состоянии возбуждения и транса медиумов. Одно время было принято считать, что классическая религия выражалась лишь в соблюдении внешних норм и обетов, участии в праздниках и совершении предписанных жертвоприношений (176). Это, несомненно, не так. Боги и божества являлись отдельным людям в снах и «шаманистических путешествиях»; их видели целые армии и толпы народа; кроме того, с древнейших времен при храмах и святилищах жили профессиональные прорицатели, как и поныне происходит в такой языческой стране, как Индия...

Обновленчество: краткий очерк

В течение многих веков Русская Православная Церковь зависела от монархического государства и не могла самостоятельно решать свои внутренние проблемы. Предоставление Церкви самостоятельности с последующим влиянием ее на государственную политику останавливало даже самых либеральных самодержцев. Зависимость от государства вполне устраивала и церковную верхушку, которая не пыталась изменить сложившуюся ситуацию. Попытки отдельных лиц, как со стороны духовенства, так и со стороны интеллигенции, привлечь внимание к церковным нуждам стали проявляться во второй половине XIX в., когда дух преобразований проник во все сферы общественной жизни и общественного сознания...

Староверы-часовенные (Покровский, Зольникова, 2002)

Родоначальник согласия керженских, а затем урало-сибирских староверов-беглопоповцев иеромонах Софонтий (Софоний) родился около 1637 г. и умер после 1710 г. Он был рукоположен в священники митрополитом Ростовским и Ярославским (1652-1691) Ионой Сысоевичем. По сведениям, извлеченным из рукописей уральских собраний В.И. Байдиным и А.Т. Шашковым, после пострижения в монахи Софонтий скрывался в галичских лесах, где около 1690 г. его нашли какие-то "керженские отцы" и переманили на Керженец. Согласно "Истории о бегствующем священстве" керженского писателя XVIII в. Ионы Курносого, Софонтий был сначала священноиноком Соловецкого монастыря, откуда, по преданию, бежал около 1677 г., вскоре после подавления Соловецкого восстани...

Даосская практика бессмертия

Формирование религиозного даосизма относится к началу эпохи Хань (206 год до н. э.— 25 год н. э.). После длительной вражды философских школ даосов, легистов, конфуцианцев, после падения империи Цинь (249—207 годы до н. э.) — оплота легистов, даосы соперничали с конфуцианцами в стремлении оказать влияние на претендентов на престол новой династии, чтобы получить возможность осуществить свои политические идеалы. Так, Чжан Лян, государственный деятель и известный даос, занятый поисками бессмертия, оказавший поддержку Лю Бану, ставшему первым императором новой династии, имел определенный вес при Гао-цзу...

Страницы