Литература

ЛИТЕРАТУРА [лат. litteratura — написанное] — 1) в широком смысле — совокупность письменных и печатных произведений (научных, художественных, философских и др.) того или другого народа, эпохи или всего человечества; 2) вид искусства — творчество, выраженное в письменном слове.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 194.

 

Натуральная школа

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА, этап развития реализма в русской литературе 40-х годов 19 века, характеризующийся критической и демократической направленностью, сознательным осуществлением реалистических принципов, интересом к проблемам общественной среды (и соотношения с нею природы человека), а также спецификой жанровых форм, типа героя, конфликта, сюжетосложения. Термин принадлежал Ф. В. Булгарину («Северная пчела», 1846, № 22), но был переосмыслен и утвержден в литературе В. Г. Белинским.

Белинский консолидировал вокруг журнала «ОЗ» (позже в «Современнике») авторов, творчество которых составило Натуральную школу с относительно высокой степенью идейно-творческого единения...

Пураны: мифосложение

Индийские трактаты по поэтике, как известно, не удостаивали пураны своим вниманием. Специально разработанной теории компиляции и редактирования пуран не было: по крайней мере о ее существовании ничего не известно. В свою очередь, сопоставление существующих текстов пуран позволяет думать, что в среде их оформления отсутствовали какие бы то ни было жесткие канонические нормы, определявшие последовательность, излагавшихся в пуране мифов.

 Если в обоих эпосах древней Индии при всей неоднородности их текстов существует единая сквозная сюжетная линия — судьба героя (героев),— проходящая от начала первой книги да конца последней, и все побочные и вставные повествования, как бы интенсивно они ни разрастались, так или иначе наращиваются на нее, то найти что-либо подобное в большинстве пуран не удается...

Анекдот (УИЭ, 2000)

АНЕКДОТ, заимствовано в XVIII веке из французского anecdote, которое в свою очередь генетически связано с греческим anecdote, означающим «неизданное». Значение слова в русском языке менялось: сначала анекдот — рассказ о тайных делах, затем — рассказ о любопытных случаях, фактах; в XIX веке анекдот — веселый случай, забавное происшествие, имевшее место в реальности; в XX веке анекдот — короткий комический рассказ вымышленного характера с неожиданной развязкой. В народной среде анекдотом могут называть короткую пародию, каламбур, сюжетный юмористический рассказ, даже небылицу. Записей уральских анекдотов XVIII века до нас не дошло. В XIX веке на Урале широко бытовали фольклорные анекдоты бытового и исторического характера. Последние были связаны с историческими личностями...

Ирония (на примерах из Лермонтова)

ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и — шире — элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо-критическое отношение к действительности. Как средство художественной выразительности (стилистический прием) и как эстетическая категория ирония находится на периферии творчества Лермонтова-поэта: ею окрашены некоторые ранние стихи [«Примите дивное посланье» (1832), «На серебряные шпоры» (1833), «Юнкерская молитва» (1833)] и лермонтовские эпиграммы (см. «Новогодние мадригалы и эпиграммы»), показывающие, что Лермонтов владел всеми видами иронии, от легкой насмешки до едкого сарказма, но в сферу серьезной исповеди его лирического героя ироническая интонация не проникала (см. Комическое). Ироническое обыгрывание трагического в ранней лирике Лермонтова встречается едва ли не единственный раз:

Пураны: природа жанра (Сахаров, 1991)

Если просмотреть текст любой индуистской пураны, то и в самом деле можно найти соответствие каждому — или почти каждому — из упомянутых признаков. Прежде всего, большинство пуран содержит космогоническое повествование о стадиях творения мира, завершающихся возникновением Вселенной из Мирового Яйца. Здесь же, как правило, рассказывается о последовательном принятии Брахмой четырех обликов, из которых возникают асуры, боги, предки и люди, еще не способные к продолжению рода; описывается сотворение Брахмой из собственного ума божественных провидцев (риши), Первого Ману (прародителя человеческого рода) и следующая за этим сексуализация всех живых существ. Рассказ о Первом Ману сопровождается обычно географической картиной мира с его семью континентами и разно-вещественными океанами...

Демонизм как тема творчества

ДЕМОНИЗМ, восходящее к библейской мифологии обозначение отношения к миру, предельная цель которого — разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто. Демонизм основывается на абсолютной свободе воли его носителя, который воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от моральных обязательств перед людьми, утверждает её как свободу проявления его собственных волеизъявлений и в противовес идеям добра и любви выдвигает идеи тотального скептицизма. Мысль о необходимости разрушить и пересоздать мир на основании свободы воли, обусловленная личной обидой носителя демонизма на мироустройство, обосновывается им путем доказательств того, что мир «не состоялся» и что бессмыслица переполняет мир...

Баллада (ЛЭ, 1981)

БАЛЛАДА, лиро-эпическое сюжетное стих, с четкими жанрово-структурными признаками, представленное в поэзии Лермонтова сравнительно небольшим числом произведений. Однако в круг его балладного творчества входит множество явлений промежуточных, междужанровых — на границе лирического стихотворения и баллады (песня, дума), эпоса и лирики (историческая и военная песни). Их «балладность» обнаруживается в острой сюжетности, лиризме повествования, фрагментарности композиции, особой роли диалога, четкой ритмической организации стихотворного текста. Ранние баллады создавались под прямым воздействием предромантической и романтические традиции, в первую очередь B. А. Жуковского и немецких поэтов Ф. Шиллера и Г. Бюргера, интерес к которым был пробужден переводами Жуковского; таковы «Баллада» («Над морем красавица-дева сидит»), «Перчатка», «Гость» («Как прошлец иноплеменный»)...

Антитеза у Лермонтова

АНТИТЕЗА, антитетичность, в широком смысле — принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в искусстве — прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психол. состояний, ситуаций, атрибутов быта и т. п. Антитеза интенсивно используется Лермонтовым на протяжении всего творческого пути; из локального художественного приема антитеза у Лермонтова перерастает в мировоззренческий гносеологический феномен и обретает новую жизнь, полную художественных неожиданностей.

В произведениях Лермонтова выделяются несколько уровней антитезы...

Агитка

АГИТКА (от лат. agitatio — побуждение) — литературное произведение, написанное на злободневную общественно-политическую тему, в котором все изобразительные средства направлены к одной цели — максимальному агитационному воздействию на читателя (слушателя).

В 20-х годах 19 века А. Бестужев-Марлинский вместе с К. Рылеевым написал агитационные песни «Царь наш немец прусский», «Ах, где те острова», «Ах, тошно мне на чужой стороне», «Ты скажи, говори». Популярные агитационные песни в 50—60-х годах создали поэты революционно-демократического лагеря. В советскую эпоху искусство агитки получило большое развитие. Мастером большевистской агитки был Д. Бедный. В годы гражданской войны агитационное воздействие его стихов на бойцов Красной Армии было исключительно сильным...

Мозг - текст - культура - искусственный интеллект (Лотман, 1992)

Неопределенность, которая царит до сих пор в этом вопросе, в значительной мере связана с тем, что единственным реально данным нам интеллектуальным объектом до сих пор предполагался механизм индивидуального сознания человека. Поскольку объект этот не включается ни в какой ряд, оставаясь уникальным, изучение его чрезвычайно затруднялось: что в нём принадлежит сознанию как таковому, а что следует отнести за счёт случайной и частной его формы - человеческого сознания - оказывалось практически невыяснимым. Неясность исходного понятия - "интеллект" - влечёт за собой ряд последствий. В частности, открытым остаётся вопрос о том, в какой мере, моделируя отдельные элементарные звенья мыслительного процесса или формализуя отдельные аспекты логического сознания, мы действительно приближаемся к построению искусственного автономного интеллекта...

Страницы