Культура

КУЛЬТУРА — совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обо-значения уровня совершенства того или иного умения, а также его внепрагматиче- ской ценности. К. изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь куль-турологией, философией К., этнографией, культурной антропологией.

Далее читай подробное определение понятия Культура.

Массовой культуры теории

МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ. Формирование и развитие массовой культуры в конце 19 – начале 20 века было, по сути, лишено теоретического осмысления. Интеллектуальные элиты в Европе и в США, да и в других странах мира ограничивались пренебрежительными ремарками (кино, например, называлось «развлечением для илотов») и уничижительной критикой. Популярная беллетристика, ярмарочные представления, балаганы, увеселительные заведения, кинематограф триумфально шествовали по планете, но не считались достойным объектом для какого-либо исследования.

Дхарма эдиктов Ашоки

Под дхармой обычно понимались правила поведения человека и праведный образ его жизни, хотя этот термин в более узком смысле мог означать в буддийском учении саму доктрину.

В этих двух значениях термин «дхарма» и упоминается в эдиктах Ашоки. В большинстве надписей дхармой называется свод моральных принципов, а в собственно буддийских эдиктах — учение Будды. Эти моральные правила включали послушание родителям, уважение к старшим, щедрость, неубиение живых существ и т. д., т. е. они касались норм поведения человека, не являясь специфическими ни для буддизма, ни для брахманизма, ни для какого-либо другого религиозного течения...

Рита

РИТА (санскр.), в древнеиндийской мысли обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийской культуры ведийской эпохи. Рита определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования и функционирования Вселенной и человека, мира материального и духовного. То, что устроено в соответствии с ритой, характеризуется как мир широких пространств (в противоположность «амхасу» — состоянию, причастному хаосу и связанному со страхом), направленный изнутри, из некоего центра, вовне.

Культурный империализм

КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ - использование политической и экономической власти для возвышения и распространения ценностей и обычаев иностранной культуры за счет культуры другой нации. Характерными чертами культурного империализма считаются следующие:

1) перенесение образа жизни и потребительских ориентаций, присущих западному обществу, в культуру и образ жизни населения других стран;

2) насаждение западной культуры как универсальной, исключающей вклад других культур;

3) стремление достичь путем культурных связей политических целей;

Теология культуры

ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — одно из направлений в современной протестантской теологии; крупнейший представитель — П. Тиллих. В работе «Религиозная субстанция культуры» (1959) он обосновывал необходимость диалога христианства с науками и искусством тем, что автономия культуры, утрата ею «религиозной субстанции» равнозначна утрате смысла. Церковь должна стремиться не к тому, чтобы возрождать свои «культурные рудименты», а открывать в формах существующей автономно от нее культуры самые глубокие измерения — ее конечный смысл, отношение к безусловному. Целью является теономия, т. е. преодоление противоположности между культурой и церковью...

Каролингское возрождение (СИЭ, 1965)

«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ», «Каролингский ренессанс», - известный культурный подъем во Франкском государстве в 8 - 1-й половине 9 веков, выразившийся в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям античной литературы и к светским знаниям вообще, а также в заметном улучшении самого письма, в развитии искусства и архитектуры. Термин «каролингское возрождение» введен буржуазной историографией в 19 веке (французский историк Ж. Ампер, немецкий К. Бэр и другие), в 20 веке его широко применяют немецкие историки Э.

Культура этническая

КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ — совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком. Это прежде всего те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: обычаи, обряды, народное искусство, нормы поведения и т. п. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная. Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентаций, вкусов и т. п...

Карнавалы [в средневековой Испании]

Другие праздники связаны с церковным календарем. Так, на полуострове в начале XIV века появились карнавалы (carnestolendas), которые начинались в «Жирный четверг» и заканчивались в канун первого дня поста.

В средиземноморской части полуострова в церквях с конца ноября до конца декабря отмечают праздники безумных, называемые праздниками «маленького епископа» или «епископа безумных», это дает повод организовывать пародии на церковные церемонии и проповеди; во многих местах Кастильского королевства коронуются «короли» — бобовые короли, короли юношей, короли Рождества, короли пастухов или свинопасов, а португальцы имеют своих Дедов-Морозов (Januarias)...

Культура национальная

КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ - совокупность культурных элементов и ценностей, которые распознаются людьми как «наше» и «не наше», способствуют осознанию ими своего единства и отличия от представителей других наций (народов).

Национальные культуры — это устойчивые образования, под воздействием которых осуществляется первичная социализация большинства людей, т. е. приобщение к культуре мировой. К. н., безусловно, включает а себя духовный, социально-политический и материальный компоненты, а не сводится только к духовной культуре (где традиционно рассматривают четыре ее элемента — религию, язык, нравственную и художественную культуру), как это иногда принято...

Романтический театр [во Франции]

Помощь становлению во Франции прогрессивно-романтического театра оказали крупные писатели — Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме, из которых последние два были крупнейшими драматургами; все они способствовали теоретическому обоснованию поэтики романтической драмы. Характерной особенностью последней являлись отказ от четких разграничений жанров, стремление к слиянию драмы с лирикой и эпосом, смешение трагического с комическим, возвышенного с гротескным (значение гротеска как эстетической категории романтической драмы было впервые подчеркнуто Гюго в предисловии к «Кромвелю»).

Страницы