Педагогика

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам. Портал ХРОНОС включает в себя отдельный проект ПЕДАГОГИЯ.

 

Патронат

Патронат – форма воспитания, при которой дети-сироты или временно лишившиеся родительского попечения передаются на воспитание в семьи граждан по договору, заключенному уполномоченным государственным органом и лицом, выразившим желание взять ребенка на воспитание. Последнему выплачивается определенное вознаграждение, а он обязуется воспитывать и содержать ребенка как члена своей семьи и признается опекуном (попечителем) своего воспитанника.

Педология (Кондаков, 2007)

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais — дитя и logos — слово, наука). Направление в психологии и педагогике, которое возникло в конце XIX века под воздействием эволюционных идей. Педология связана прежде всего с именем Ст. Холла, который в 1889 году создал первую педологическую лабораторию. В ее рамках работали Дж. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прайер и др. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его потенций. В рамках педологии был сформулирован ряд законов психического развития: закон специфичности детства...

Шляхетский корпус

ШЛЯХЕТСКИЙ КОРПУС - закрытое общеобразовательное военно-учебное заведение для дворян в XVIII веке. Подготавливал дворян к военной, отчасти и к гражданской службе, что позволяло избежать службы солдатом. В 1742 году в Петербурге открылся 4-классный Сухопутный шляхетский корпус на 200 человек, где воспитанники в возрасте 13— 18 лет обучались общим и специальным военным дисциплинам, танцам, музыке. В старших классах обучение продолжалось 5—6 лет. Выпускники выходили в полки унтер-офицерами, прапорщиками или подпоручиками. В 1752 году был открыт Морской шляхетский корпус на 120 человек, из коих 30 обучались морскому артиллерийскому делу...

Самостоятельная учебная работа

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - такой вид учебной деятельности, при к-ром предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Самостоятельная учебная работа — средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование.

Шастра

ШАСТРА (от корня «учить; повелевать» с инструментальным суффиксом, т. е. как бы «законодательство (в сфере знаний)») — отрасли специальных теоретических знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие. В отличие от «искусств и умений» (кала, видья) освоение шастры требует прежде всего интеллектуальных усилий и памяти. До XII—XIII веков разделения на теоретические трактаты и учебники не было. Это единство и потребность компактного изложения для запоминания наизусть определило форму шастры.

Информационная модель

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ - система упорядоченных по определённым правилам сигналов, генерируемых средствами отображения информации и несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления. На основе восприятия информационной модели у оператора формируется образ (концептуальная модель) реальной обстановки. Концепцию информационной модели выдвинули В.П. Зинченко и Д.Ю. Панов (1962 год), термин «информационная модель» введён ими в 1964 году.

Пилотажное педагогическое исследование

ПИЛОТАЖНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ («зондаж», поисковый эксперимент, претест) — пробно-поисковое исследование, которое проводится до начала активного применения какого-либо методического аппарата. В процессе пилотажного педагогического исследования устанавливается необходимый объем выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования и т. д. Пилотажное педагогическое исследование — важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического и педагогического исследования: оно помогает определить главное направление, принципы организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. Более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

Педагогическая ситуация

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ - 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Контекстное обучение

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория контекстного обучения разработана в развитие деятельностного подхода к наследованию социального опыта (А.А. Вербицкий). Согласно этому подходу, усвоение социального опыта осуществляется в форме деятельности учения, однако остаётся открытым вопрос перехода от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста...

Педагогический процесс

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

Страницы