Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

+ + +

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Якша

ЯКША  (в женском роде единственного числа — якши, якшини) — мифические существа, божества низшего разряда; являются хранителями царства бога богатств Куберы; преимущественно безвредны, но могут быть вовлечены в действия злых сил. Иногда считается, что якшы обитают в собственном мире — якша-лока. Якши/Якшини в качестве имени собственного обозначает супругу Куберы; якшини составляют и один из разрядов демониц, сопровождающих Дургу. Исторически термин якша, возможно, имел характер этнонима. В иконографии индуизма якша и якшини чаще всего изображаются в виде прекрасных мужчин и женщин.

Адонис (СА, 1989)

АДОНИС (от финикийского adon—господин), финикийско-сирийское божество плодородия и растительности с центром культа в городе Библ. В 6 веке до н. э. культ Адониса был занесен финикийскими торговцами в ионические приморские города, где он получил особое распространение среди женщин. Являвшийся первоначально культом произрастания (праздники в честь Адониса — адонии — летом, садики Адониса с быстро увядающими цветами), культ Адониса в сочетании с богиней Афродитой был облечен в историко-мифологическую форму. Адонис превратился в возлюбленного Афродиты, убитого на охоте...

Миф об Осирисе и Исиде

Особое место среди богов Египта занимали Осирис и его жена Исида. Это были божества земного плодородия. О них существовало такое религиозное сказание (миф): Осирис был когда-то царём Египта. Это был добрый царь, научивший людей земледелию. Его злой брат Сет стал завидовать ему. Он убил Осириса и гроб с его телом бросал в Нил. Исида после долгих поисков нашла тело своего мужа и похоронила его. Когда возмужал их маленький сын, он вступил в бой с Сетом и после упорной борьбы победил его. Тогда боги воскресили Осириса и сделали его царём подземного мира...

Троянский конь (Утченко, 1962)

Ночь была морозная. Сильный ветер с моря продувал насквозь маленькую, наскоро сколоченную хижину. Генрих Шлиман и его жена гречанка София, несмотря на поздний час, не могли уснуть. Холод был настолько сильный, что от него нельзя было укрыться ни под какими одеялами. Даже Шлиман, много лет живший в Петербурге и привыкший к русским морозам, не мог заснуть в такую погоду.

...Была зима 1873 года. Уже второй год жили Шлиманы в глухом уголке Турции, занимаясь раскопками холма Гиссарлык. 

Само название холма подсказывало, что копать надо именно здесь. «Гиссарлык» по-турецки означает «место развалин». Местность очень походила на ту, где, по описанию Гомера, находилась древняя Троя, или, как ее иначе называли греки, «Священный Илион»...

Зевс (Бородай, 1996)

«С Зевса начнем!» Если верить Гомеру, «Зевс, меж богов величайший и лучший». Однако учтем методологическое наставление А. Ф. Лосева: "Чтобы дойти до наиболее древних корней мифологии Зевса, надо забыть не только гомеровского Зевса, светлого, мудрого, могучего и прекрасного, надо забыть и все его относительно поздние философские интерпретации". Иными словами, в данном случае нас будет интересовать не общеизвестный античный бог, а первоначальный, так сказать, "пралогический", фетишистско-хтонический демон эпохи наиболее примитивной тотемической организации социума, основанного на архаической форме нравственности, — табу...

Маруты

МАРУТЫ - братья-близнецы, боги бури ведийского пантеона; числом 21 (или больше). Дети Рудры и пятнистой коровы Пришни (олицетворения тучи), ассоциируются больше с Индрой, сопровождая его в боях с демонами; мчатся по небу на быстрых колесницах, проливают дожди. Их местопребыванием считается ашваттха, священная смоковница. Иногда отождествляются с рудрами. В Марутах усматривают олицетворение муссонов, возводят происхождение Марутов к культу мертвых (Маруты от корня «мар», умирать).

Богиня Умай

Умай (Ымай, Май-эне, Убай-эне и т.п.) - имя общетюркского божества, известного с эпохи древних тюрков. Богиня Умай олицетворяла порождающее женское начало, ее роль покровительницы детей до сегодняшних дней сохранена у народов Саяно-Алтая, Казахстана и Средней Азии (шорцев, кумандинцев, телеутов, хакасов, казахов, киргизов, узбеков). В текстах, обрядах, символике сохранилась тесная связь Умай с образом птицы. С божеством соотносятся особо почитаемые птицы (возможно, орел, лебедь, кукушка, журавль-стерх), а также обобщенный образ мифической птицы. Нередко в сакральных текстах Умай называется "птица-мать":

Баал

Ваал (или Бааль) — одно из главных языческих божеств мужского пола, которому поклонялись ханаанеяне и финикяне. Поклонение Ваалу (как и Астарте) сопровождалось распутными оргиями и человеческими жертвоприношениями. Согласно Писанию, еврейский народ уже со времен Моисея (родился около 1570 года  до Р. X.) периодически отпадал от истинного Бога и соблазнялся поклонением Ваалу. Библия полна гневных осуждений пророков в адрес служителей Ваала (см. знаменитый поединок пророка Илии и жрецов Ваала — III Царств, 18).

Экаданта

ЭКАДАНТА (Однобивневый) — эпитет Ганеши. Согласно одному из мифов, бивень отсек топором Парашурама, когда Ганеша помешал ему проникнуть к спящему Шиве на Кайласу. По другой версии, бивень отсек Шива, когда Ганеша не позволил ему войти в покой Парвати. Иногда говорят, что Ганеша, борясь с демоном Гаджамукхой, сам вырвал свой бивень и запустил его во врага. Считается, что он сделал это, чтобы записать им «Махабхарату». Историческая интерпретация темы одного бивня подчеркивает его параллель с простым плугом и тем связывает образ Ганеши с древними земледельческими культами. Относительно того, какой бивень был Ганешей утерян, в его иконографии определенности нет.

Пашупати

ПАШУПАТИ (Владыка животных) — один из эпитетов Рудры, а позже Шивы, отражающий глубокие исторические корни в происхождении данного божества, имеющего, по-видимому, связь с еще доарийским культом бога — покровителя охоты и скотоводства. Это качество Пашупати запечатлено, в частности, в одном из атрибутов Шивы — лани, которую он держит в одной из рук (иногда она сопутствует ему). Шива в образе Пашупати представляется главным божеством для секты пашупата. В философском смысле Пашупати рассматривается и как «Владыка душ», т. е. всего одушевленного (см. Шайва-сиддханта). В некоторых шиваитских мифах подчиненность всех других богов Шиве подчеркивается через признание ими себя «пашу» («животными») в отношении к нему.

Страницы