Мифология

Богиня-небо и ее супруг (в египетской мифологии).

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

Фантастический сюжет в росписи этрусского кратера:
Битва пигмеев с журавлями. Глина. IV век до н. э.

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Серапис (Кравчук, 1973)

Насыщенный политическими событиями в жизни Рима и Александрии 58 год был важным этапом и в судьбе верховного жреца в Мемфисе — Пшерени-Птаха. Это был год, когда он женился на четырнадцатилетней Та-Имхотеп.

Коль скоро мы вспомнили о Мемфисе, будет уместно объяснить имя, которое уже появлялось в нашем повествовании. Речь идет о Сераписе. Как мы помним, в начале 58 года, в связи с разрушением алтарей Сераписа и Исиды, в Риме вспыхнули волнения. Об Исиде пишется и говорится достаточно много, что же касается Сераписа, то культ этого бога и его сущность известны менее широко.

Умерший бык Апис, как мы уже говорили, отождествлялся с богом Осирисом...

Нинхурсаг-производительность

Первоначальная сущность богини — это, по-видимому, нуминозная сила каменистой местности, окружающей аллювиальные почвы Месопотамии: с востока — предгорьями и ближними отрогами Иранского плато, с запада каменистой Аравийской пустыней. С минимальной персонификацией этой силы, называемой nin-hursag-a(k) — «Владычица каменистой земли» или «Владычица предгорий» 120, — мы встречаемся во вступлении к «Спору Лета и Зимы» 121, где говорится о том, что Энлиль в облике гигантского быка совокупился с «предгорьями» (hursag) и породил «лето» (Emes) и «зиму» (Enten). Всюду в виде Нинхурсаг она считается супругой Энлиля. Их сыну Нинурте, или Нингирсу, в мифе «Lugаl-e» приписывается122 создание ее царства — предгорий, изобилующих разными деревьями, травами, животными и металлическими рудами...

Осирис в ритуалах египтян

Уже с древнейших времен египтяне верили в загробную жизнь, в то, что человеческое существование продолжается в царстве вечности. Это находило выражение в обычае снабжать умерших всем, что необходимо им на том свете. Уже в гробницах эпохи первых династий археологи находят скромные украшения, различную утварь, маленькие палитры для растирания красок. С течением времени вера в то, что загробная жизнь похожа на земную и что умершему понадобятся в царстве мертвых те же вещи, которыми он пользовался на земле, привела к тому, что в гробницы стали класть подлинные сокровища — вроде тех, что были найдены в гробнице Тутанхамона. Покойному нужны были одежда и благовония, еда и питье, а также различные приношения, которые приходилось доставлять постоянно...

Образы Орфея и Нарцисса (Маркузе, 2003)

Попытка наметить теоретический конструкт культуры трансцендентной принципу производительности, строго говоря, «неразумна». Разум - основа рациональности принципа производительности. Уже на заре западной цивилизации еще до институционализации этого принципа разум превратился в инструмент ограничения и подавления инстинктов; область инстинктов рассматривалась как противная и пагубная для разума *.

Категории, которыми философия пыталась охватить человеческое существование, сохраняли печать репрессии: все при[1]надлежащее к сфере чувственности, удовольствия, порывов ощущается как антагонистичное разуму и должно пресекаться, сдерживаться...

Брихаспати

БРИХАСПАТИ – божественный жрец, в «Ригведе» именуемый также Брахманаспати (Господин молитвы) и почитаемый как бог — покровитель священного слова и жертвоприношения. Его происхождение связывают с культом огня, в Ведах Брихаспати именуется также Атхарван, ассоциируется более всего с Агни и с Индрой, которого сопровождает как жрец в походе на демона, магическим словом помогая победе. В послеведийской мифологии Брихаспати — сын Ангираса, внук Брахмы, мудрый наставник богов, олицетворение планеты Юпитер, соперничающий с Шукрой (олицетворением Венеры), наставником асуров.

Кронос (Грейдина, 2007)

Кронос (Крон) — в греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана для прекращения его бесконечной плодовитости. Став царем вместо отца, Кронос взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, Кроноса должен был лишить власти его собственный сын. По этой причине, как только у Реи рождались дети, Кронос проглатывал их. Но Рея обманула Кроноса, подложив вместо младшего сына Зевса завернутый камень, который был им проглочен. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите. Спустя время Зевс по совету своей жены Метиды опоил Кроноса волшебным питьем, благодаря которому Кронос изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса. Под предводительством Зевса дети Кроноса объявили войну титанам, длившуюся десять лет...

Домовой (Даль, 1880)

Домовой, домовик, дедушка, старик, постен или постень, также лизун, когда живет в подполье с мышами, — а в Сибири суседко, — принимает разные виды; но обыкновенно это плотный, не очень рослый мужичок, который ходит в коротком смуром зипуне, а по праздникам и в синем кафтане с алым поясом. Летом также в одной рубахе; но всегда босиком и без шапки, вероятно потому, что мороза не боится и притом всюду дома. У него порядочная седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматы и частию застилают лицо. Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони; но лицо около глаз и носа нагое. Косматые подошвы выказываются иногда зимой, по следу, подле конюшни; а что ладони у домового также в шерсти, то это знает всякий, кого дедушка гладил ночью по лицу: рука его шерстит, а ногти длинные, холодные...

Энлиль – сила (Якобсен, 1995)

Второе место в иерархии ботов после Ана занимает Энлиль, или Нунамнир: он, в отличие от Ана, олицетворяет энергию и силу, а не безмятежное величие, присущее Ану. Имя «Энлиль» означает «Владыка Ветер»: титул «en» выражающий понятие «господин» в смысле «распорядитель плодородия», показывает, что первоначально здесь подразумевалась нуминозная сила влажных весенних * ветров — условия погоды, наиболее благоприятствующей росту растений. Другие черты Энлиля характеризуют его как нуминозную силу, имеющую особую важность для земледельца, поскольку он является создателем самого универсального сельскохозяйственного орудия — мотыги, которая, как и плуг, применяется, когда влажность весеннего воздуха делает почву пригодной для обработки 100. Трон Энлиля — «Du6 - kug» («священный холм», т. е. груда зерна или шерсти * в хранилище)101. Его супруга Нинлиль, или Суд, — богиня зерна, дочь бога запасов Хейи и богини ячменя Ниншебаргуну, или Ниданбы102. Сын Энлиля — Нинурта, или Нингирсу, бог плуга и весенних грозовых ливней...

Дэв (Кисляков, 1989)

Следующим демоническим персонажем [горных таджиков] может быть назван дэв (дев, див). В целом, как нам кажется, представление о дэвах, хотя и является довольно широко распространенным, но в то же время более абстрактным, чем представления о многих других демонических персонажах. Образ дэва трактуется по-разному, что также наводит на мысль об отсутствии конкретности и определенности в представлении о нем, несмотря на широкое распространение поверий о дэве [17, с. 73; 23, с. 207—208; 18, с. 48—53]. На наш взгляд, этот персонаж мало фигурировал в повседневной жизни горца, а скорее являлся достоянием различных повествований, сказок, легенд, где его образ довольно расплывчат. В этой связи мы считаем, что роль дэвов у таджиков несколько преувеличена в статье О. Муродова «Представление о дэвах у таджиков долины Зеравшан»...

Осирис в мифах

«Сказание о Хоре и Сете»— произведение скорее литературное, чем мифологическое, повествующее (порой не без иронии) о борьбе Хора с Сетом. В другом литературном произведении — «Сказке о Правде и Кривде»— аллегорически изображен почерпнутый из мифа об Осирисе мотив вражды двух братьев. Постепенно главные и второстепенные мотивы мифа обрастают множеством дополнительных сюжетов, что было обусловлено широким распространением культа Осириса в Египте. Глубоко человечный и понятный каждому образ доброго царя, вероломно погубленного злым и коварным братом, которому отомстил любящий сын убитого, а также трогательная история несчастной жены и матери Исиды несомненно послужили возрастанию популярности этих богов...

Страницы