Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

+ + +

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Бхарата

БХАРАТА - имя царя, от которого ведут свое происхождение упоминаемые в «Ригведе» воинственные бхараты; в «Махабхарате» — царь Лунной династии, сын Душьянты и Шакунталы, общий предок двух соперничающих ветвей рода — Пандавов и Кауравов. Согласно пуранам, Бхаратой зовется древний царь первой манвантары, «периода Ману»; в «Рамаяне» же это имя носит младший брат Рамы, сын Дашаратхи, хранивший престол, пока тот находился в изгнании (как символ веры в возвращение законного престолонаследника Бхарата водрузил на трон Рамы его сандалии, — эпизод, часто символически используемый в литературе).

Парашурама

ПАРАШУРАМА (Рама с топором; иначе: Рама Джамадагнья, Рама Бхаргава) — легендарный брахман-воитель, живший в Трета-югу. Первоначально, по-видимому, шиваитский герой, Парашурама начал со временем рассматриваться, однако, как одна из аватар Вишну.

Сын брахмана-подвижника Джамадагни (из рода Бхригу) и царевны Ренуки, он с детства обнаруживал воинственность и, в частности, никогда не расставался с железным боевым топором. Одним из величайших подвигов Парашурамы индуисты считают то, что он, по приказу своего отца и наставника Джамадагни, заподозрившего Ренуку в греховных помыслах, без колебаний обезглавил собственную мать, продемонстрировав тем самым, что преданность наставнику — выше любви к матери. ..

Шакти

ШАКТИ - божественная сила или энергия, женская манифестация божества, главным образом в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энергетические проявление, воплощенное в универсальном женском начале. Он пассивен и трансцендентен, а шакти — его имманентная активная ипостась. Шакти может принимать различные формы — от локальных божеств (семейных, родовых, племенных и т. п.) до великой богини-матери, воплощенной в образах супруги Шивы (Дурги, Кали, Умы, Парвати).

Лила

ЛИЛА (игра, представление, развлечение, притворство). 1) Термин, означающий деяния бога, производимые им по собственной воле, легко, «играючи». Чаще всего речь идет о таких играх на земле — с людьми и для людей: проказы Кришны, подвиги Рамы. На юге тамильское слово «тирувилеиядаль» (священная игра), соответствующее лиле, означает различные деяния Шивы, запечатленные в средневековом памятнике «Тирувилеиядальпуранам» («Пурана о священных играх Шивы»). 2) Мистериальная народная драма Северной Индии, возникшая в XVI веке в связи с религиозным движением бхакти.

Нараяна

НАРАЯНА - возможно, аборигенное по происхождению божество, в ведизме отождествляемое с богом-творцом, Брахмой-Праджапати. Владыка аскетов и учитель йоги, Нараяна некогда был связан с человеческим жертвоприношением и погребальным обрядом; издревле именуется Бхагаваном — «Владыкой», «Подателем благ». Согласно брахманской концепции 4 вьюх, первыми двумя манифестациями Нараяны выступают Васудэва-Кришна и Санкаршана-Баларама, — свидетельство синкретизма его мифологии.

Лакшми

ЛАКШМИ - богиня богатства и процветания, супруга (шакти) бога Вишну, сопровождающая его повсюду, в том числе в различных его аватарах (Рукмини как супруга Кришны, Сита как супруга Рамы). Имеется несколько легенд о ее происхождении: она родилась из Молочного океана во время его пахтания богами и асурами; была дочерью святого мудреца древности Бхригу; явилась как одна из трансцендентных форм праматери бы бытия Майи; возникла как третья часть женской сущности, порожденной слиянным теджасом Брахмы, Вишну и Шивы.

Юга

ЮГА (буквально ярмо, упряжка для скота) — в мифологической хронологии понятие, которое обозначает самую мелкую единицу исчисления времени, основанную на представлении о божественном, в противоположность человеческого времени. 4 юги образуют махаюгу и обозначаются терминами для игры в кости (крита, трета, двапара и кали), что соответствует костям в 4, 3, 2 и 1 очко. Теми же цифрами обозначается сравнительную длительность юг: каждая последующая укорачивается на ¼ по сравнению с предыдущей. Укорачивание, ускорение времени свидетельствует об ухудшении дхармического состояния вселенной.

Индра

ИНДРА - главное божество пантеона «Ригведы», бог — громовержец и змееборец, возглавляющий богов (дэва) в их противостоянии асурам. Гимны воспевают его подвиги, из них главный — победа над чудовищным драконом Вритрой, грозившим поглотить вселенную; убиение Вритры мыслится как космогонический акт. Индра побеждает также трехглавого змея Вишварупу, Валу (демона пещеры, в которой заключают похищенных коров демоны пани), Шушну, демона засухи, и многих других асуров и дасов (мифологизированных вождей племен аборигенов, воевавших с арийскими пришельцами в эпоху «Ригведы»). Победы Индры над Вритрой, поглотившим воды, и Вишварупой...

Вишну

ВИШНУ - в «Ригведе» второстепенное солярное божество, младший соратник Индры в битвах с демонами. Тем не менее основному ригведийскому деянию Вишну — его «трем шагам», охватывающим три сферы мироздания — землю, небо и промежуточное пространство, — свойствен космогонический характер (см. Тривикрама). В брахманах, где начинается его возвышение, Вишну отождествляется с жертвой в ее космогоническом аспекте. В эпосе и пуранах Вишну — верховное полифункциональное божество, которому принадлежит роль спасителя людей в бедствии и охранителя мироздания, — функция, свойственная исключительно ему в тримурти, пуранической триаде богов сложившегося индуизма. Космологический аспект образа Вишну связан с восприятием его как Нараяны в мировых изначальных водах; во время периодической гибели вселенной в водах потопа Вишну возлежит на космическом змее Шеше...

Ваджра

ВАДЖРА - в ведийской и индуистской мифологии — оружие (дубина, палица, «перун») громовержца Индры в его борьбе с асурами. Ваджра описывается обычно как бронзовая («аяса»), но иногда называется и золотой или сближается со «скалой», «камнем».

Согласно эпическому мифу, божественный ремесленник Тваштар изготовил ваджру для Индры из костей мудреца Дадхичи. Ваджра могла представляться в Ведах в виде диска («чакра»; отсюда, по-видимому, мифологическая связь с солнцем), но также описывалась как четырехугольная или многогранная; иконография, стабильно представляющая ваджру в виде симметричного двустороннего скипетра, считается поздней, но удивляет своей близостью к изображениям «перунов» греческого Зевса...

Страницы