Археология

Джорджо де Кирико. Археологи (1927)

АРХЕОЛОГИЯ (от архео... и греч. logos - слово, учение), наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Веществ. источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом науч. реконструкции. Значительное своеобразие веществ. источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным ист. прошлое человечества. Особое значение имеет А. для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее ист. время. А. необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн. лет) стал известен только благодаря развитию А. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. А. имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т. к. сведения, почерпнутые из исследования веществ. источников, существенно дополняют данные письменных источников...

Подробнее определение читайте ниж в статье Археология.

Керамика долины Нин

НИН, КЕРАМИКА ДОЛИНЫ (англ. Nene valley Ware), посуда изготавливалась на основе организованного производства на берегу р. Нин к западу от Питерборо, центр находился в римском городе Уотер Ньютон (древние Дуробривы) во 2–4 веках. Первоначально известна как посуда Кастор. Наиболее распространенной формой являются сосуды для питья, сделанные из светлой глины с темными полосками, на некоторых образцах — барботинный орнамент.

Кельтские поля

КЕЛЬТСКИЕ ПОЛЯ (англ. Celtic fields, нем. Keltische Felder). Следы древних полей иногда видны на поверхности земли в местах, не потревоженных позднейшим земледелием. Древнейшие примеры Кельтских полей в Британии — площади пахотной земли (часто с постройками, тропинками, частоколами и оградами), которые делятся на мелкие участки более или менее квадратных очертаний. Индивидуальные поля обычно имеют площадь около 0,5 акра (0,2 га), она никогда не превышает 2 акров (0,8 га). По краям поле ограничено линшетами. Термин Кельтские поля является неправильным.

Термолюминесцентный метод

ТЕРМОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЙ МЕТОД (англ. thermoluminescence), техника датирования, по-прежнему находящаяся в стадии экспериментов. Трещины в решетке кристалла улавливают α-частицы, порождаемые радиацией, при нагревании они высвобождаются в виде света. Количество света зависит от трех факторов — количества трещин в кристалле, силы радиоактивности и продолжительности ее воздействия. Второй фактор может быть измерен непосредственно на образце, первый — повторным исследованием образца, подвергнутого воздействию источника радиоактивности известной силы.

Катакомба

КАТАКОМБА (англ. Catacomb, нем. Katakombe), подземное кладбище времен Римской империи, состоящее из галерей, погребальных ниш и камер, высеченных в скале. Катакомбы связаны главным образом с христианскими и еврейскими общинами. Термин впервые применен к чрезвычайно обширным катакомбам в самом Риме, но они известны и в других местах, особенно в средиземноморской области. Эти памятники встречаются и к северу от Рима (в Германии, Венгрии).

Последовательная датировка

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДАТИРОВКА (англ. sequence dating), метод относительной датировки, разработанный Петри для египетских додинастических могильников. Изучая типологию изменяющихся форм артефактов (например, вырождение «волнистых» ручек), можно установить определенную последовательность типов. Корреляция нескольких типологических колонок дает последовательность захоронений, которым Петри присвоил номера от 30 до 100 (1–30 оставлены для будущих открытий ранней фазы).

Линейно-ленточная керамика

ЛИНЕЙНО-ЛЕНТОЧНАЯ КЕРАМИКА (нем. Bandkeramik), керамика I стадии дунайской культуры. Представлена полусферическими чашами и шаровидными сосудами, обычно круглодонными, форма позволяет предположить копирование бутылей из тыквы. Название происходит от стандартной орнаментации — лент, составленных параллельными линиями, они образуют спирали, меандры, шевроны и т. д. (…). Иногда на линиях наблюдаются ямки, напоминающие нотную запись.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.

Медвежьи пещеры

«МЕДВЕЖЬИ ПЕЩЕРЫ», наиболее представительная группа памятников натурального творчества мустье. Объектом многовекового «коллекционирования» в таких комплексах были характерные части туши большого пещерного хищника (головы и конечностей). Медведь как основной соперник человека в межвидовом противостоянии занял исключительное место во всем мировосприятии палеоантропа. В тяжелых условиях холодного и сырого климата начавшегося вюрма выживание каждого вида в карстовой зоне обеспечивалось природной экологической микронишей — пещерой (относительная сухость, ориентировка и др.).

Искусство палеолита

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА, наделенная глубоким историческим своеобразием древнейшая изобразительная деятельность неоантропа. Первые реликвии ее малых форм открыты Э. Лартэ при раскопках французских пещер в начале 60-х годов 19 века, вскоре после признания идей Буше де Перта о палеолитической древности человечества. Позже коллекция была пополнена изысканиями Э. Пьетта. Однако существование художественного творчества в ледниковую эпоху, подтвержденное пещерной стратиграфией, противоречило постулатам о бездуховности первобытной «доистории»; после ряда драматических событий (трагедия Альтамиры) признание искусство палеолита состоялось лишь в 1901–1902 годы...

Манселла таблицы цвета почвы

МАНСЕЛЛА ТАБЛИЦЫ ЦВЕТА ПОЧВЫ (англ. Munsell Soil Color Charts). Точное описание цвета встречает большие трудности из-за субъективности восприятия. Объективная схема для описания цвета почв (сама по себе представляющая интерес для археологов) изобретена А. Манселлом, она применима также для керамики. В схеме оцениваются три фактора: цвет (спектр делится на 10 цветов, каждый из них в свою очередь имеет 10 подразделений), насыщенность (темный или светлый оттенок, отраженный в показателях от 0 до 10) и беспримесность или чистота (показатели от 0 до 10).

Лёсс

ЛЁСС (англ. loess), частицы скальных пород, переносимые ветром из размытых отложений и морен и оседающие толстым слоем в степной местности, окружавшей ледники. Лёссовые земли представляли собой прекрасные пастбища для животных, на которых охотился палеолитический человек, позднее там селились неолитические земледельцы, без труда ее обрабатывавшие с помощью примитивного снаряжения.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.

Страницы