Психология

Коллективное бессознательное (Юнг)

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — это часть психики, которая должна быть существенно отделена от личностного бессознательного тем, что она, в отличие от последнего, не обязана фактом своего существования личному опыту и, значит, не приобретается в нем. Тогда как личностное бессознательное, по сути, образовано из того, что уже некоторое время присутствовало в сознании, потом исчезло, потому что или забыто, или искусственно вытеснено. Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании, никогда не появятся из опыта, но обязаны своим существованием исключительно наследственности. Получается, что личностное бессознательное состоит преимущественно из комплексов, содержание же коллективного бессознательного образовано архетипами...

Сон (Страхов, 1886)

Итак, что же не совершенно достоверно и дознано! Возьмем весь объем наших познаний и станем отрицать все те, в которых можем усомниться. Но мы должны в каждом частном случае иметь причину для сомнения, потому что вообще мы не отвергаем способности человека к истине и признаём за собою умение отличать достоверное от недостоверного.

Оставляя в стороне то, что Декарт говорит о детстве, о предрассудках, о могуществе Божием, остановимся на том факте, который совершенно достаточен для нашей цели, а своею всеобщностью превосходит все другие. Факт этот - сны и сновидения. Каждый человек каждый день узнаёт на очевиднейшем опыте, что он на некоторое время непоколебимо верит в то, что вовсе не существует. В Meditationes Декарт изображает этот факт с чрезвычайною живостью и силою...

Счастье (Роже, 2003)

«Счастье - новая идея в Европе». Эти слова, брошенные Сен-Жюстом в Конвенте 8 марта 1794 года, получили известность, попав в число изречений, в которых как будто просматривается столь трудно уловимый синтез идеалов Просвещения и чаяний Французской революции. Гораздо реже цитируют тираду того же Сен-Жюста, произнесенную с той же трибуны пять дней спустя: «Мы говорили вам о счастье. Эгоизм воспользовался этой идеей, чтобы усилить вопли и ярость аристократии». Что здесь - провозглашение еще одной теологальной добродетели или призыв «злодеев» к сплочению рядов? Ясно, что эта новая идея не так уж проста.

Впрочем, так ли она нова? Разумеется, ни Революция, ни Просвещение ее не изобретали. Категория счастья стала одним из полюсов философской мысли еще в античности. Затем в течение нескольких столетий религия подавляла эту традицию, но ренессансный гуманизм вернул ее к жизни и слегка потускневшая позолота идеи счастья засияла вновь.

Метапсихология Фрейда

Исследование Фрейдом различных проблем искусства связано с его теорией бессознательного. «Понимание бессознательной душевной деятельности, — писал Фрейд,— впервые дало возможность получить представление о сущности творческой деятельности поэта» 1.

Учение о бессознательном, его источниках и формах проявления в человеческой деятельности составляет основное ядро психоанализа. Поэтому для понимания фрейдовской концепции искусства необходимо представить основные положения фрейдизма и особенно теории бессознательного, которая с теми или иными изменениями присутствует в трудах учеников и последователей Фрейда. Критика психоаналитической трактовки искусства не может быть ооновательной и плодотворной, если она не связана с критикой общей теории фрейдизма, па почве которой она возникла и с которой находится в причинно-следственных отношениях...

Мыслит ли мозг? (Михайлов, 1976)

В наши намерения, однако, не входит популяризация современных открытий физиологии. Не о «белых пятнах» в этой науке хочется рассказать вам. А если вы считаете, что в науке о сознании загадочно только то, что еще просто не изучено физиологией, то прислушайтесь внимательно к спору двух убежденных материалистов.

Первый. Мыслит и тем самым осознает мир безусловно тело, наш мозг. Но объясни мне, пожалуйста, что такое мысль, понятие, знание? Мне часто кажется: то, что может обнаружить в мозгу самое тщательное физиологическое исследование, и то, что я переживаю, знаю, ощущаю, то есть то, что составляет мое сознание,– это явления, в принципе отличающиеся друг от друга. Ведь мозг – это вещество, материя, а мысль, чувство... Ну разве мысль – вещество?

Сознание (Юнг)

СОЗНАНИЕ — «Когда размышляют о том, что же, собственно говоря, представляет собой сознание, то обычно наиболее глубокое впечатление производит тот в высшей степени удивительный факт, что каким-либо событием, происходящим где-нибудь в космосе, вызывается одновременное внутреннее отображение таким образом, как будто бы оно происходило одновременно и внутри, это и означает: осознавать». (Из неопубликованного доклада, прочитанного К. Г. Юнгом на Базельском семинаре в 1934 году) «Наше сознание не создает самое себя, а поднимается из неизвестной нам глубины. Оно постепенно пробуждается в ребенке, а затем каждое утро пробуждается из глубин сна из бессознательного состояния...

Личность и общение (Вдовина, 1990)

Французские персоналисты одними из первых в современной западной философии выступили за понимание гуманизма как жизненного опыта взаимного сопереживания и общения (коммуникации) людей. Не случайно программная работа Э. Мунье называлась «Персоналистская и общностная революция», где понятия «персонализм» и «общность» употреблялись как тождественные и где ставилась задача обоснования нового типа жизнедеятельности людей, включающего нетрадиционное понимание межчеловеческого общения. А в одном из своих последних произведений он писал: «...истинным призванием человека является не господство над природой, не наслаждение полнотой собственной жизни, а последовательное осуществление общения сознаний, достижение всеобщего взаимопонимания»...

Общение

ОБЩЕНИЕ – взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке социальных отношений общение – форма их реализации, обеспечивающая (наряду с предметными опосредствованиями) воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие «общение» используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами («межнациональное общение», «общение культур»), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь. В любом случае общение не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты; они в любых истолкованиях общения остаются «ядерными структурами». Для философии общение представляет особый интерес, поскольку в нем концентрируются формы мышления и деятельности, общезначимые категории и субъективные намерения индивидов...

Душа (К. Г. Юнг. Божественный ребенок)

ДУША — К. Г. Юнг: «Если психика человека представляет собой что-то, то это что-то необозримо сложно и характеризуется неограниченным многообразием, и его невозможно охватить с помощью одной лишь психологии влечений. В глубочайшем изумлении и с непередаваемым восхищением я замираю, созерцая бездны и высоты природы человеческой души, чей внепространственный мир таит в себе неизмеримую полноту образов, которые были собраны и органично объединены миллионами лет развития жизни. Мое сознание подобно глазу, запечатлевающему самые удаленные пространства, но именно психическое не-Я непространственно наполняет собой это пространство. И эти образы представляют собой не голые тени, но могущественные действующие силы души, которые мы можем только недопонимать...

Адаптация (Риопелле, 2006)

Подобно многим другим терминам в психологии, адаптация имеет несколько значений. Но в основе всех этих значений лежит понятие, передаваемое его латинским корнем adaptare — приспособлять.

Среди этологов принято считать, что типичное для вида поведение представляет собой конечный продукт эволюционных процессов; каждая физическая и поведенческая характеристика вида — результат и в то же время вклад в его адаптивную радиацию. Такая адаптация происходит на генетическом уровне и требует для своего завершения смены многих поколений.

В отличие от этой генетической адаптации фенотипические адаптации, занимающие иногда всего несколько секунд, имеют место на протяжении всей жизни отдельного индивида. Результаты фенотипической адаптации не передаются потомству, хотя способность к такой адаптации наследуется...

Страницы