Этнология

Антропологическая типология

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ, определяет физические (расовые) различия между народами Урала. К среднеевропейской малой расе (входящей в большую европеоидную расу) относится большинство народов центральной части Восточно-Европейской равнины — русские, татары, чуваши, мордва. У народов северо-восточного Поволжья — марийцев, удмуртов — заметна примесь уральской малой расы, занимающей промежуточное положение между европеоидами и монголоидами. К собственно уральской переходной расе относятся народы Зауралья (Западной Сибири) — сибирские татары, ханты, манси, ненцы, селькупы...

Генетический подход (Алексеев, 1989)

Как это на первый взгляд ни парадоксально, именно физиолого-антропологические исследования связали антропологию и генетику. Совершенно очевидно, что дети похожи на родителей больше, чем на чужих людей, что человек сохраняет свои расовые признаки, переселившись в другую страну, что у негра рождается негр, а у монгола — монгол. Из этих фактов любой человек может сделать вывод, что внешние особенности человеческого организма, в том числе и расовые признаки, не приобретены в процессе жизни данного человека, а получены им по наследству от предшествующего поколения. Но дальше житейских наблюдений и общего вывода о наследственной природе внешних форм и структуры человеческого тела, сделанного еще в прошлом веке, дело не пошло: слишком сложными оказались пути передачи по наследству этих признаков, их невозможно было уложить в простые законы менделевской наследственности...

Варны и формы брака (Шарма, 1987)

В соответствии с дхармашастрами одним из условий законного брака была принадлежность жениха и невесты к одной касте 2. Степень следования древних этому формальному требованию составляла и составляет объект многих исследований. В то же время малоизвестно то влияние, которое оказали кастовые соображения на различные формы и институты брака (включая те из них которые соответствовали и не соответствовали дхарме), обычаи развода, повторный брак вдов и нийогу (левират), а также полигамию, моногамию и т. д...

Этнос и его признаки

Разработка основных положений теории этноса привлекала за последние годы пристальное внимание советских этнографов. Одним из важных достижений этнографической науки в этой области является, бесспорно, обоснование вывода об определенной иерархичности, таксономической неравноценности признаков этнической общности. Если раньше такие признаки этноса, как общность территории, языка, культуры и т. д., рассматривались обычно как лежащие в одной плоскости, то теперь становится все более очевидным, что перед нами сложная структура разнородных характеристик, относящихся к нескольким уровням...

Мозаичность этноса

МОЗАИЧНОСТЬ ЭТНОСА (термин [Льва] Гумилева) — неоднородность этноса, определяемая наличием этнических систем более низкого ранга (субэтносов, консорций, конвиксий). Способствует адаптации этноса в этно-ландшафтной среде, не нарушая его единства. Внутреннее неантагонистическое соперничество подсистем этноса повышает его резистентность, делая его более гибким и способным к восстановлению после потрясений, а наличие в подсистемах различных стереотипов поведения позволяет этносу распространяться в разообразных ландшафтах и налаживать контакты с не похожими друг на друга соседями. Мозаичность этнических систем является одной из сторон их иерархичности (см. Этническая иерархий).

Дивали

ДИВАЛИ (от джавали — ряд светильников) — праздник, приблизительно соседствующий с осенним равноденствием и сбором осеннего урожая, а также окончанием сезона дождей. Отмечается в новолуние месяца карттика (октябрь—ноябрь). Главная черта, давшая название празднику, — использование иллюминации и светильников, рядами располагаемых на крышах и выступах зданий или пускаемых плыть по воде. В настоящее время широко употребляются разного рода фейерверки, ракеты, хлопушки, бенгальские огни. В некоторых районах в день Дивали совершаются обряды, призванные обеспечить плодородие скота и/или людей (например, исцелить женщин от бесплодия). Считается, что души умерших посещают в ночь Дивали свои дома. Иногда на вторую ночь праздника приходится Каларатри — «черная ночь» господства темных сил: злых духов и ведьм...

Мела

Обязательным элементом народной индийской культуры являются традиционные праздники и «мела». Мела — это массовые собрания или, вернее, стечения народа по поводу того или иного события. Мела — это яркая шумная ярмарка, это балаганы, карусели, качели и «колеса обозрения» (но только невысокие и приводимые в движение человеком, который шагает в центре колеса от перегородки к перегородке и тем самым заставляет всю систему вращаться). Мела -г это выступления заклинателей змей, дрессировщиков обезьян и медведей, уличных фокусников, акробатов, танцоров и групп странствующих актеров, это одновременно и проповеди вероучителей, и сборы средств на каких-нибудь святых и отшельников или проведение каких-нибудь культурных мероприятий. Тут же выступают политические и общественные деятели. Мела — это массовые моления, толкотня, пыль, всеобщее оживление, торговля съестным, — словом, ни умом, ни глазом всего не охватишь...

Антахшум (Ардзинба, 1982)

Один из наиболее продолжительных и достаточно хорошо документированных ритуалов этого времени года [весны] — праздник антахшум, длившийся тридцать восемь дней. Тексты, в которых описан антахшум (СТН 604—625 и СТН 1. Suppl.), с точки зрения содержания делятся на две группы.

Первую группу составляют так называемые итинерарии, т.е. тексты, в которых дается общая программа (маршрут) праздника (СТН 604). Здесь последовательно перечисляются города, которые посещали царь и царица, называются храмы божеств и другие культовые сооружения, в которых совершались ритуалы, и дается краткое описание (или перечень) обрядов...

Фратрии у ирокезов

Роды, составлявшие ирокезскую фратрию, считали себя братскими (или, точнее, сестринскими) по отношению друг к другу и двоюродными но отношению к родам другой фратрии. Вследствие этого брак внутри фратрии был первоначально запрещен. Позднее экзогамия фратрии постепенно исчезла и экзогамным оставался только род; но сознание родства еще долго удерживалось между родами одной фратрии, а в пережиточном состоянии встречалось вплоть до последнего времени.

Фратрия выполняла функции общественного и религиозного порядка. На совете племени старейшины (сахемы) и военные вожди каждой фратрии садились на противоположных сторонах воображаемого или настоящего костра совета, и ораторы обращались к каждой фратрии особо...

Овачира

Экономической единицей внутри [ирокезского] рода была матрилинейная семейно-родственная группа, ведшая общее хозяйство, называвшаяся у ирокезов овачира. Род распадался на несколько овачир. Члены овачиры могли вступать в брак лишь с членами овачир других родов, причем первоначально брак не вел к совместному поселению супругов; и муж, и жена оставались жить в своих домохозяйствах, муж лишь посещал свою жену, стараясь делать это по ночам, тайком от всех. Иногда муж мог поселиться в доме жены, но это допускалось только после рождения у его жены первого ребенка. Порядок раздельного жительства супругов (дислокальный брак) сохранялся у ирокезов еще в начале XVIII века. Позже мужчины, вступая в брак, поселялись в доме жены. Это та характерная для XVIII века форма матрилокального брака, которую удалось восстановить Моргану на основании опросов ирокезов старшего поколения...

Страницы