Этнология

Нация (Геллнер, 1991)

Определение нации связано с гораздо более серьезными трудностями, чем определение государства. Хотя современный человек склонен воспринимать централизованное государство (и в частности централизованное национальное государство) как нечто само собой разумеющееся, однако он без особого труда может уяснить себе его случайный характер и вообразить социальную ситуацию, при которой государство отсутствует. Он вполне способен представить себе «первобытное состояние». Антрополог может объяснить ему, что племя - это не всегда уменьшенное государство, что существуют формы племенной организации, которые можно считать негосударственными. Напротив, представление о человеке без нации с трудом укладывается в современном сознании...

Шаманство хантов

В религиозной идеологии сибирских народов в прошлом большое место занимало шаманство, которое у разных народов имело свои особенности, выражавшиеся как в его внешних формах, так и в содержании. К настоящему времени по шаманству большинства сибирских народов собран богатейший материал и имеется многочисленная литература, в которой рассматриваются различные стороны этого явления. Для шаманства обязательным элементом являются фантастические представления о сверхъестественных силах. Как известно, под сверхъестественным понимается то, что якобы существует вне материи и материального: боги, духи, бессмертные души и т. д. Считается, что сверхъестественный мир принципиально иной, и что сверхъестественные существа не подчиняются закономерностям материального мира...

Этнология (Добровольский, 2016)

ЭТНОЛОГИЯ – научная дисциплина, изучающая природу и социальные функции культурных различий между людьми. По происхождению, методологии, кругу проблем и приемам работы Э. близка социальной антропологии. Этнологическая проблематика может также обсуждаться в рамках географической науки. Зарождение этнологии и других подобных дисциплин связано с деятельностью европейских миссионеров в Новом Свете. Изучая языки и культуру аборигенов с конкретной практической целью перевода Св. Писания, христианские проповедники постепенно накопили фактический материал, который позволил заметить существенное сходство между традиционной куль[1]турой колонизируемых территорий и античной культурой древнейшего периода (обычно это открытие связывают с именем Ж.-Ф. Лафито)...

Патронимия (Кисляков, 1976)

Термин «патронимия» за последние два десятилетия широко вошел в научный обиход советских этнографов. Его можно встретить во многих работах, посвященных социальным отношениям и пережиткам родового строя различных народов.

Термин этот в советской этнографии введен М. О. Косвеном, посвятившим вопросу о патронимии ряд своих исследований, начиная с его ранних трудов 30-х годов и кончая специальной книгой «Семейная община и патронимия», одной из последних публикаций этого видного исследователя [15, 93]. Поскольку эта монография является как бы итоговой работой М. О. Косвена по патронимии, мы в данной статье будем обращаться непосредственно к ней...

Народность (Мавродин, 1978)

Язык — основа любого этнического образования, в том числе народности, но язык является не единственным признаком, дающим возможность говорить о данном этническом образовании, как о народности. Народность характеризуется не только общностью языка, отнюдь не устраняющей местные диалекты, но и единой территорией, общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры, материальной и духовной, общими традициями, бытовым укладом, особенностями психического склада, так называемым «национальным характером». Для народности характерно чувство национального сознания и самопознания. При этом термин «национальное сознание» следует понимать как сознание единства людей, принадлежащих к данной народности...

Аккультурация (Оффенштадт, 2011)

Этим термином обозначается процесс принудительного или добровольного восприятия индивидом или группой элементов культуры другого, как правило, доминирующего общества. Аккультурация совершается в ходе длительных контактов разного типа (оккупация, колонизация, эмиграция и т. д.). Она не сводится к утрате идентичности. Данная проблематика исследовалась в США, где появилось большое количество работ, посвященных «аккультурации» индейцев. Сам термин иногда вызывает возражения, так как, по всей видимости, подразумевает однонаправленный характер заимствований и исключает взаимность культурного влияния, возможную даже между двумя неравными по положению социальными группами...

Креолы (Луна, 2010)

В любом случае самым важным событием общественной жизни того времени [период вице-королевства в Латинской Америке] стало появление группы людей, которая с каждым днем приобретала все большее значение и отличалась изрядным честолюбием - креолов. Так называли потомков испанцев, не метисов (поскольку они не имели, по крайней мере внешне, признаков смешения крови) и насчитывавших в своем роду три, четыре, а то и пять поколений предков, живших на американской земле.

В то время такие провинции, как Ла-Риоха или Катамарка, в действительности управлялись креолами через кабильдо...

Касты у балийцев

На Бали, единственном острове Индонезии, еще со времени проникновения индуизма существуют касты, в которых нашло выражение сословное деление общества. Однако балийские касты нельзя отождествлять с индийскими, ничего похожего на крайности индийской системы на Бали нет. Балийцы в сильной степени сохранили свой адат и живут, согласуясь больше с ним, чем с кастовыми предписаниями 36.

Кастовая система на Бали утвердилась лишь со времен Маджапахита, но еще до этого периода население острова имело свою аристократию, свои сословия, по-видимому, напоминавшие те, которые можно встретить и теперь на большинстве островов Восточной Индонезии. Эти старые сословные деления сохранились и в системе каст...

Марга – соседская община батаков

Батаки живут в условиях распадающегося общинно-родового строя, а их социальная организация до наших дней сохраняет пережитки отцовского рода. В подавляющем своем большинстве они живут в селениях (хута), в которых находятся члены нескольких марга 38 (тоба) или мерга (каро). Батаки-тоба с острова Самосир, сохранившие традиционную культуру в наиболее нетронутом виде, нередко насчитывают до 20 поколений предков, батаки других районов — несколько меньше 39.

Каждая батакская этническая группа (в прошлом племя) состоит из нескольких марга: у Тимуров их четыре, у каро — пять, у тоба — девятнадцать и т. д. 40. Различное число марга объясняется тем, что, разрастаясь, первоначальные марга делились, и новые подразделения также получали название марга...

Адат (Али-заде, 2007)

АДАТ - обычаи, присущие различным народам. Их возникновению способствуют различные аспекты общественной жизни. Некоторые ученые в области исламского права отводили адату определенную роль в регулировании общественных отношений. Однако при этом оговаривалось, что адат не должен противоречить шариату. Те же адаты, которые противоречат исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых, как об этом говорится в аяте Корана: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: "И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам [поступать] именно так". А ты [, Мухаммад,] отвечай: "Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?"» (7: 28).

Страницы