Этика

Непротивление злу (НФЭ, 2010)

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ – нравственное требование, непосредственно выраженное в Христовой заповеди «Не противься злому» (Мф. 5:39) и сформировавшееся в процессе перехода от талиона к золотому правилу нравственности. В Нагорной проповеди оно и сформулировано в прямой оппозиции талиону; в ней заповедуются непротивление злу в собственном смысле слова, безграничная щедрость и великодушие (Мф. 5:40–41); ею опосредованы заповеди любви, прощения, любви к врагам и др.

Гуаньси – основа отношений в Китае

Про систему китайских неформальных связей – гуаньси (...) ходит множество историй. Считается, что через гуаньси можно решить все. Итак, прежде всего – что такое гуаньси? Это система неформальных, дружеских, клановых, семейно-родственных связей. В известной степени она является противоположностью официальной структуре, хотя и не противоречит ей: многие современные фирмы, организации и даже система власти по-прежнему строится на создании преференций для людей из своей провинции, уезда или клана. Более того, нередко многие организации целиком состоят из выходцев из одной деревни.

Tags: 

Альтруизм

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был сконструирован и введен в оборот О. Контом, развивавшим традиции британской моральной философии 18 века, для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм. Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других». В 19 веке под влиянием утилитаризма альтруизм понимался как ограничение личного интереса ради общего (в некоторых интерпретациях — общественного) интереса.

Выбор моральный

ВЫБОР (моральный) — самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий. В истории мысли высказывались два взгляда относительно предмета выбора. Согласно одному, человек может произвольно выбирать лишь поступки как средства достижения изначально заданной высшей цели (Аристотель, Августин, Локк). Идея выбора как выбора, средств к цели была сформулирована Аристотелем (EN. III, 4—6), который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий.

Tags: 

Инструментальные и терминальные ценности

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - теоретический конструкт ценностных ориентаций, разработанный М. Рокичем, в основе которого лежит предположение, что ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. Выделяются два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения других целей (инструментальные). В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий..

Нийога

НИЙОГА (санскр. niyoga – предписание, обязанность) – термин мимансы, означающий обязательства, связанные с выполнением ведийских ритуальных предписаний. Проблемы анализа нийоги касались осмысления мотивации выполнения реципиентом этих предписаний. По «Миманса-сутрам», действия совершаются ради их плодов, плоды существуют ради человека, а человек – ради совершения обрядовых действий (III.1.4–6). В «Мимансасутра-бхашье» Шабарасвамина утверждается, что совершение этих действий не является самоцельным, но мотивировано желанием получения результатов – в оппозиции древнему авторитету мимансы Бадари, настаивавшему на том, что предписания следует совершать из «чистого долженствования»...

Гедонизм

ГЕДОНИЗМ (от греч. hendone — наслаждение). Понятие античной культуры, прежде всего древнегреческой этики, обозначающее веселье и удовольствие как принцип жизни. В философии киренаиков данное понятие было положено в основу всего мироздания. При этом смыслом жизни признавалось не только телесное, но и духовное наслаждение. В настоящее время гедонизм стал объектом развернутого экспериментального исследования. Опыты с «расщепленным мозгом», проведенные Р. Сперри и М. Газзанигой (Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг // Восприятие: Механизмы и модели: Переводы / Под ред. Н. Ю. Алексеенко.

Цинизм

ЦИНИЗМ (позднелат. cynismus, от греч. κυνισμός — учение киников), нигилистическое отношение к достоянию общечеловеческой культуры, особенно к морали, идее достоинства человека, иногда — к официальным догмам господствующей идеологий, выраженное в форме издевательского глумления. Цинизм в поведении и убеждениях характерен для людей, стремящихся достигнуть своих эгоистических целей любыми средствами. В социальном плане явления цинизма имеют двоякий источник.

Tags: 

Ригоризм

РИГОРИЗМ (франц. rigorisme, от лат. rigor — твёрдость, строгость), строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, учёт других принципов, отличных от исходного, и т. п. Моралистический ригоризм характерен, например, для таких направлений протестантизма, как пуританизм. В этике принцип ригоризма был сформулирован в учении Канта о долге как единственном критерии нравственности. С точки зрения Канта нравственными признаются лишь поступки, совершённые по мотивам долга; поступки же, сами по себе не противоречащие требованиям долга и даже отвечающие им, не признаются, однако, нравственными, если были совершены из других побуждений (склонности и т. п.).

Tags: 

Благо

БЛАГО в этике и философии, то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В античной этике благо трактовалось различно: как наслаждение (киренская школа, эпикуреизм) или воздержание от страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы над низшей (Аристотель, стоицизм) и т. д. Аристотель различает блага трёх родов: телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравственная добродетель и т. п.).

Страницы