Философия

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo —люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Рождение Ф. как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древней Греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой которого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных н духовно-нравственных проблем. Термин «Ф.» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же Ф. как особой науки впервые предпринял Платон...

Далее см. полное определение понятия "философия".

Дхарма (ДИ, 1999)

Среди названных принципов дхарма, пожалуй, является наиболее многозначным и емким, в наибольшей мере способным совмещаться с каждым из остальных и дольше всех сохраняющим свою актуальность на жизненном пути 9.

Многозначность этого слова явственно прослеживается в истории индуизма (как и возникшего в его недрах буддизма), и следует оговорить некоторые оттенки его значения. Отметим прежде всего употребление dharma в контексте упоминаний об определенных сословиях, варнах. Здесь дхарма (семантически пересекаясь и с интересующим нас значением) обозначает совокупность обязанностей в самом широком смысле слова, присущих определенной группе (дхарма кшатрия, дхарма вайшьи и т.д.). Таковы поучения Кришны Арджуне о высшем долге кшатрия (т.е. сражаться — БГ 11.31 и сл.; ср. XVIIL47). Кришна говорит, что лучше следовать собственному долгу (dharma), пусть даже не приносящему заслуг, чем хорошо, но «со страхом» исполненному чужому долгу (III.35)...

Нуминозное в политике (Джентиле, 2021)

Наконец, существование религии политического представляется допустимым, если принимать во внимание понятие священного, разработанное в 1917 году немецким богословом Рудольфом Отто. Согласно его теории, священное, которое, как он считает, «Живет во всех религиях как подлинное их внутреннее ядро», представляет собой духовный опыт, невыразимый и недоступный рациональному пониманию, имеющий место в присутствии нуминозного. Этот термин, созданный Отто, обозначает проявление таинственной, огромной и величественной силы, очаровывающей и устрашающей, которая внушает тому, кто ее испытывает, чувство абсолютной зависимости, но вместе с тем порождает в нем иррациональную энергию, которая «активирует человеческую душу, вызывает "рвение"

Солипсизм (Исаева, 2009)

СОЛИПСИЗМ. В индийской религиозно-философской традиции к идеям солипсизма наиболее близки два учения, в которых особую роль играет концепция «чистого сознания»: среди неортодоксальных учений — будд, виджнянавада, среди ортодоксальных — адвайта-веданта. Согласно виджнянаваде, из всех скандх, или элементов мироздания, реальна лишь скандха виджняны (сознания), тогда как все остальные производны от нее. Поскольку виджняна сама продуцирует не только представления и идеи, но и чувственные данные, можно считать, что эмпирический мир порожден деятельностью сознания. Тем не менее виджнянавада удерживается от крайних солипсистских выводов благодаря постулированию некоего общего «вместилища сознания» (алая-виджняна)...

Философия джувваниййи

Проблема религии в жизни современного человека, современного мусульманина, сущности этой религии составляет содержание учения Османа Амина.

«Наша эпоха, в которую господствуют марксизм и логический позитивизм, — писал египетский философ Осман Амин, — потеряла веру в Бога и искренность в отношении к человеку». Философия джувваниййи «зародилась у меня, — вспоминал Амин, — в ходе размышления над духом религии и морали вообще и из размышления над стихами Корана и хадисами сунны в особенности».

Перевести термин джувваниййа на язык известных философских понятий трудно, он рождает ложные аналогии, поэтому мы сохраним уже принятое в нашей литературе название этой философии. Ближе всего по содержанию к ней может быть несколько искусственное слово «интрализм», от латинского «внутренний», в противоположность «внешнему», или «экстральному»...

Аватара (Степанянц, 2009)

ABATAPA (санскр. avatara— «нисхождение») — наиболее популярная индуистская модель манифестации божественной сущности в мире, освоенная преимущественно вишнуизмом и означающая полное или частичное воплощение божества в зооморфных и антропоморфных формах с целью периодических восстановлений периодически деградирующего мира. Хотя представления о воплощениях божества, будучи тесно связанными с учением о реинкарнации (от обычного перевоплощения аватары отличаются своим целенаправленным характером) и мифами о метаморфозах мифологических персонажей, имели общеиндийское распространение, модель аватары обнаруживает отличия от аналогичных представлений в джайнизме и буддизме (ср. повествования о предшествовавших рождениях Будды в джатаках) своей иерархизированностью и связанностью с решением космологических задач...

Абстрактное (Жюлиа, 2000)

АБСТРАКТНОЕ: то, что изолировано и рассматривается отдельно. Например, общая идея собаки — идея абстрактная, ведь в действительности мы видим ту или иную собаку: определенной породы, определенного размера; тогда как абстрактная идея предполагает лишь общие очертания. Различают абстракцию — просто идею и сущность — идею, обладающую реальностью: например, наднациональная сущность, или справедливость — идеал, реально живущий в душе каждого человека. Другой пример — абстрактное искусство. Эмоциональный или чувственный элемент оно лишает предметности. Так, если в действительности мы боимся какого-нибудь человека или льва, то абстрактное искусство не станет нам изображать ни льва, ни человека, но простой игрой красок и пропорций постарается выразить самоощущение страха...

Прагматизм и его европейские аналоги

Философия нового времени опиралась на учение, которое было бескомпромиссно сформулировано Декартом: философски мыслить — значит принимать как истинное только то, что доступно для разума. Напротив, поддаваться соблазнам воли — значит отходить от философии, ибо воля заманивает людей в пустыню, лежащую за положенными разумом границами. В Англии этот картезианский идеал был укоренен Локком. «Имеется один безошибочный признак, — писал Локк, — по которому человек может определить, любит ли он истину ради нее самой», а именно: «не принимать ни одно суждение с большей уверенностью, нежели это будут гарантировать доказательства, на которых оно построено». Агностицизм XIX века с удивительным моральным рвением заново утвердил это положение Локка. Можно считать locus classicus фразу У. К. Клиффорда в «Этике веры»: «Повсюду и для каждого ложным будет веровать во что бы то ни было без достаточной очевидности»...

Сознание (Юнг)

СОЗНАНИЕ — «Когда размышляют о том, что же, собственно говоря, представляет собой сознание, то обычно наиболее глубокое впечатление производит тот в высшей степени удивительный факт, что каким-либо событием, происходящим где-нибудь в космосе, вызывается одновременное внутреннее отображение таким образом, как будто бы оно происходило одновременно и внутри, это и означает: осознавать». (Из неопубликованного доклада, прочитанного К. Г. Юнгом на Базельском семинаре в 1934 году) «Наше сознание не создает самое себя, а поднимается из неизвестной нам глубины. Оно постепенно пробуждается в ребенке, а затем каждое утро пробуждается из глубин сна из бессознательного состояния...

Экзистенциализм и марксизм (Гароди, 1962)

Является ли экзистенциализм Сартра углублением марксизма, своего рода дополнением, предназначенным для устранения недостатков во взглядах «современных марксистов»? Или же он находится в коренном противоречии с марксизмом?

Вот проблема, которая встает перед всяким марксистом в связи с последней философской работой Сартра «Критика диалектического разума».

Сартр пытается включить экзистенциализм «в развитие марксистского мышления» (207) в качестве своеобразного «анклава» (9). Он утверждает, что экзистенциализм «развивался вне марксизма, но не был направлен против него» (22).

Марксизм, как и всякая великая философия, признает Сартр, «по-своему объясняет общее движение общества»...

Личность и общение (Вдовина, 1990)

Французские персоналисты одними из первых в современной западной философии выступили за понимание гуманизма как жизненного опыта взаимного сопереживания и общения (коммуникации) людей. Не случайно программная работа Э. Мунье называлась «Персоналистская и общностная революция», где понятия «персонализм» и «общность» употреблялись как тождественные и где ставилась задача обоснования нового типа жизнедеятельности людей, включающего нетрадиционное понимание межчеловеческого общения. А в одном из своих последних произведений он писал: «...истинным призванием человека является не господство над природой, не наслаждение полнотой собственной жизни, а последовательное осуществление общения сознаний, достижение всеобщего взаимопонимания»...

Страницы