Философия

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo —люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Рождение Ф. как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древней Греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой которого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных н духовно-нравственных проблем. Термин «Ф.» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же Ф. как особой науки впервые предпринял Платон...

Далее см. полное определение понятия "философия".

Персонализм в исламе (Смирнов, 2013)

Защита личности — таков основной пафос французского персонализма, который был воспринят марокканским философом Мухаммедом Азизом Хабиби (Лахбаби).

Восприняв основные идеи французского персонализма, Хабиби стремился найти в нем те аспекты, которые могли бы вписаться в тенденции развития марокканского общества, соответствовали бы особенностям исламского образа жизни, внося в этот образ новизну, трансформируя его в духе современности. Приняв идею персонализма, Хабиби ставит человека на место Бога, который у французского персоналиста Мунье находится на вершине иерархии личностей и присутствие которого, считает Хабиби, просто излишне. Трансцендирование, стремление превзойти себя, стать высшим существом делает человека Человеком, поднявшимся над мирским...

Интуиция на фоне логики (Зиновьев, 1971)

Исследовать научные знания — значит прежде всего исследовать те практические навыки людей по получению и оперированию знаниями, которые сложились в истории познания (и каким-то образом усваиваются исследователями в процессе их индивидуального формирования). Эти навыки не являются чем-то данным от природы. Они изобретены людьми и изобретаются вновь вместе с прогрессом науки. У тех, кто этими навыками обладает, складывается некоторое (более или менее ясное и определенное) практическое или интуитивное понимание свойств знаний. Это понимание знаний есть необходимый элемент самих навыков оперирования ими. Фиксирование его образует отправной пункт логики как особой науки и линию соприкосновения ее первоначальных результатов с познавательной деятельностью людей...

Дескриптивная теория

И все же тут снова, как мы уже заметили это в отношении метафоры здания (базис и надстройка), данное представление о природе государства страдает дескриптивностью.

Поскольку мы часто используем это прилагательное (“дескриптивный”), стоит сказать о нем несколько слов, чтобы избежать недоразумений.

Когда мы говорим о метафоре здания или о марксистской “теории” государства как о дескриптивных концепциях или представлениях, в этом нет какой-то критической подоплеки. Наоборот, мы склонны думать, что великие научные открытия не могут избежать этапа дескриптивных “теорий”. Это, кажется, первый этап всякой теории, по крайней мере, в той сфере, которая занимает нас (науки об общественно-экономических формациях)...

Модерн (Гидденс и Саттон, 2018)

Слово «современный» (modern) может использоваться для обозначения всего нового. Противопоставление древнего и нового становится общим местом в Европе с конца XVI века [Williams, 1987]. Сама идея модернизации как придание чему-либо современного облика вызывала сопротивление вплоть до XIX века, когда отношение к ней приобрело позитивный оттенок. На протяжении первых трех четвертей XX века модернизация транспорта, жилья, социальных установок, моды и многого другого воспринималась как необходимая и прогрессивная. В социальной теории понятие «модерн» имеет гораздо более широкое значение, отсылающее к историческому периоду, начавшемуся в середине XVIII века и продолжавшемуся до 1980-х годов...

Душа (Рассел, 1928)

Одним из наиболее болезненных последствий недавних успехов науки является то, что каждый из этих успехов по называл нам, что мы знаем меньше, чем думали. Когда я был молод, все знали или думали, что знали, что человек состоит из души и тела; что тело существует во времени и пространстве, а душа — только во времени. По вопросу о том, продолжает ли душа существовать после смерти, мнения расходились, но то, что душа существует, считали бесспорным. Что касается тела, то простой человек, конечно, считал его существование очевидным, и также считал ученый, но философ был способен анализировать его тем или иным образом, сводя обычно его существование к идеям в сознании человека, которому принадлежало тело, и кого-либо еще, кто, случалось, замечал его. Философа, однако, не принимали всерьез, и наука оставалась удобно материалистичной, даже в руках довольно ортодоксальных ученых...

Школа Тяньтай и интерпретации Нитирэн

Школа тяньтай сформировалась в Китае в VI века. Главным идеологом шкоты был Чжи И (538-597) * который разработал для нее основополагающие доктринальные положения. Широкое распространение тяньтайское учение получило в Японии (яп. тэкдай). Эта школа стала могущественным буддийским объединением в хэйанский период и на протяжении нескольких веков непосредственно влияла на внешнюю и внутреннюю политику страны.

 После упадка старых буддийских школ на роль преемника тянь-тайской традиции в условиях камакурского режима претевдовапа секта нитирэн, названная по имени ее основателя. Нитирэн (1222-1282) был одной из ярких личностей японского средневековья, он реформировал некоторые стороны догматики...

Глобальный пессимизм

Мысль о биологической, интеллектуальной, нравственной, эстетической исчерпаемости (конечности) человечества, возможном истощении ресурсов Земли в обозримом будущем приводит буржуазных мыслителей к своего рода «глобальному пессимизму». Соответственно предлагается стратегия выживания человечества, растягивания заведомо ограниченных сроков человеческого существования. Она должна включать в себя, по их мнению, программу нравственного приспособления человечества к близкому финалу, связанную с коренной переоценкой человеческих ценностей. Нетрудно понять, к каким последствиям должна привести предлагаемая перестройка в эпоху еще широкого распространения в мире классового гнета и эксплуатации, буржуазного мировоззрения, эгоизма, расизма, религиозных верований...

Гилеморфизм (Орлов, 1985)

Важное место в объяснении наблюдаемого мирового порядка занимает в неотомизме концепция гилеморфизма, согласно которой материя представляет собой нечто инертное и аморфное, неспособное к активности и развитию, сотворенное богом из ничто, а организация и развитие вносятся-де в материю различными по степени сложности формами — моментами духовной божественной сущности, «существующими в боге». С этих позиций многие неотомисты пытаются согласовать идею детерминизма, с необходимостью следующую из данных естествознания, с положениями гилеморфизма. По их мнению, всякая детерминация в мире вещей вытекает из духовных форм, нашедших свое воплощение в материи, а индетерминизм, неопределенность, хаос составляют самую суть материи...

Дхарма (ДИ, 1999)

Среди названных принципов дхарма, пожалуй, является наиболее многозначным и емким, в наибольшей мере способным совмещаться с каждым из остальных и дольше всех сохраняющим свою актуальность на жизненном пути 9.

Многозначность этого слова явственно прослеживается в истории индуизма (как и возникшего в его недрах буддизма), и следует оговорить некоторые оттенки его значения. Отметим прежде всего употребление dharma в контексте упоминаний об определенных сословиях, варнах. Здесь дхарма (семантически пересекаясь и с интересующим нас значением) обозначает совокупность обязанностей в самом широком смысле слова, присущих определенной группе (дхарма кшатрия, дхарма вайшьи и т.д.). Таковы поучения Кришны Арджуне о высшем долге кшатрия (т.е. сражаться — БГ 11.31 и сл.; ср. XVIIL47). Кришна говорит, что лучше следовать собственному долгу (dharma), пусть даже не приносящему заслуг, чем хорошо, но «со страхом» исполненному чужому долгу (III.35)...

Нуминозное в политике (Джентиле, 2021)

Наконец, существование религии политического представляется допустимым, если принимать во внимание понятие священного, разработанное в 1917 году немецким богословом Рудольфом Отто. Согласно его теории, священное, которое, как он считает, «Живет во всех религиях как подлинное их внутреннее ядро», представляет собой духовный опыт, невыразимый и недоступный рациональному пониманию, имеющий место в присутствии нуминозного. Этот термин, созданный Отто, обозначает проявление таинственной, огромной и величественной силы, очаровывающей и устрашающей, которая внушает тому, кто ее испытывает, чувство абсолютной зависимости, но вместе с тем порождает в нем иррациональную энергию, которая «активирует человеческую душу, вызывает "рвение"

Страницы