Философия

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo —люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Рождение Ф. как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древней Греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой которого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных н духовно-нравственных проблем. Термин «Ф.» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же Ф. как особой науки впервые предпринял Платон...

Далее см. полное определение понятия "философия".

Смрити

Смрити (санскр. smrti, «вспоминаемое», «припоминание», «памятование», «память») — в индийской эпистемологии припоминание и способность к нему, т. е. память. Считается разновидностью знания (видья), хотя и не инструментом его получения (прамана), поскольку касается, во-первых, уже известного объекта, во-вторых, объекта, который в момент припоминания уже не существует, — в этом отношении смрити является репрезентативным, т.е. опосредованным видом познания (савикалъпака, парокша), похожим на логический вывод и словесное свидетельство (шабда), хотя в отличие от них и не являющимся праманой. Припоминание отличают от узнавания (пратьябхиджня): первое касается объекта прошлого, второе — объекта, специфицированного прошлым и настоящим; первое вызвано «отпечатками», второе — контактом органа чувств и объекта...

Симметрия (НФЭ, 2010)

СИММЕТРИЯ – свойство, отражающее структурную особенность объекта, остающегося неизменным при изменении порядка расположения в пространстве и/или времени равных между собой частей этого объекта. Понятие симметрии может быть расширено на случай, когда неизменными при преобразовании остаются только некоторые характеристики объекта. Принцип симметрии – один из общих методологических принципов науки.

В зависимости от характера объекта и его частей понятие симметрии может относиться к эстетике или математике, естествознанию или лингвистике. Для каждой из этих областей симметриия имеет конкретную расшифровку...

Мера (Ильичёв, 1983)

МЕРА - философская категория, выражающая диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с определенным количеством. В рамках данной меры количественные характеристики могут меняться за счёт изменения числа, размеров, порядка связи элементов, скорости движения, степени развития и т. п. Мера указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот. Мера — это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существенные характеристики.

Бессознательное (Федоров, 1994)

По 3. Фрейду, бессознательное — это все то в субъективном опыте, что вытеснено из сознания как нечто неадекватное изменившейся реальности, по отношению к которой сознание всегда должно быть релевантным. Однако, оказавшись вытесненным за пределы осознания, этот опыт дает о себе знать в пограничных психических состояниях, актуально управляя поведением субъекта помимо его воли. Наиболее бурно вытесненный опыт проявляет себя в сновидениях и в психических болезнях человека.

Сознание (Федоров, 1994)

Сознание — одна из ключевых категорий как в объектоцентристской, так и в субъектоцентристской мировоззренческих версиях о Человеке. В объектоцентризме сознание есть инструмент, посредством которого человек отражает внешний мир. Сознание — гносеологическая производная от онтологии внешнего объективного мира, хотя и составляет субъективную основу внутреннего мира Человека. В субъектоцентризме сознание не столько отражает, копирует, сколько творит и воспроизводит внешний мир.

Материя (Ильичёв, 1983)

МАТЕРИЯ (от лат. materia — вещество), «... философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 131). Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента...

Махаяна

МАХАЯНА (санскрит, буквально — большая колесница), крупнейшее, наряду с хинаяной, направление буддизма. Окончательное формирование махаяны относится к первым векам н. э. и связано с именами Нагарджуны, Асанги, Ашвагхоши и других. Расцвет махаяны в Индии — середина 1-го тысячелетия н. э. Из Индии махаяна распространилась в северные страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и др., получив название северного буддизма (отдельные секты на Яве и Суматре). Самые значительные философские школы махаяны - мадхьямика и йогачара. Махаяна дала основание ряду сект. Наиболее известная — дзэн ,(китайское чань), образовавшаяся в Китае в 5 веке н. э., в настоящее время чрезвычайно популярна в Японии...

Аверроизм

Аверроизм — направление в средневековой философии, основателем которого был арабский мыслитель Ибн Рушд (Аверроэс). Получил распространение в Западной Европе благодаря переводам на латинский язык (сделаны в арабоязычной Испании) комментариев к Аристотелю Ибн Рушда и других арабских ученых, а также произведений самого Ибн Рушда. Западноевропейский центр аверроизма сложился в Париже (так называемый «парижский аверроизм») в XIII веке, а в XIV—XVI веках — в университетах Падуи и Болоньи. Основные силы аверроистов были сосредоточены на артистическом факультет Парижского университета (Сигер Брабандский и др.)...

Анализ

АНАЛИЗ (от греч. ανάλυσις — разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков...

Познание вещественного мира

Понятие, которое Декарт составил о душе, привело его к определенному понятию о веществе. Как относительно души, так и относительно вещества, можно сказать, что он первый дошел до ясного и отчетливого его понимания. Он отнял у вещества всякую тень чего-либо субъективного, и потому сделал его мертвым в полном смысла слова (интересно заметить, что, говоря о мертвенности вещества, мы, очевидно, употребляем отрицательное выражение; мы утверждаем, что к сущности вещества принадлежит отсутствие жизни, так что сперва нужно знать, что такое жизнь, и потом только можно будет понять эту черту вещества)...

Страницы