Ирландские саги
Ирландские саги — основной жанр светской прозаической литературы на ирландском языке в эпоху Средневековья. Принятое в русской историографии название «саги» заимствовано из скандинавской традиции (см. также Исландские саги), ирландцы называли эти произведения seel — «рассказ», «повесть», «известие». Вопросы, связанные с происхождением, авторством и аудиторией Ирландских саг, в XX веке стали предметом полемики, многие из них до сих пор не получили ответа. С точки зрения ученых-«нативистов» (П. Мак-Кана, Дж. Мёрфи), тексты Ирландских саг, отражавшие реалии дохристианской и дописьменной эпохи, устно передавались поколениями филидов — поэтов и знатоков старины. «Антинативисты» (Дж. Карни, К. Мак-Кон) утверждали, что тексты создавались христианскими клириками под влиянием античной литературы; гипотетическая устная традиция не поддается реконструкции, поэтому Ирландские саги нельзя рассматривать как источники по древней истории Ирландии. Во многих текстах сохранились архаичные сюжеты и мотивы, хотя и нередко испытавшие сильное христианское влияние. Ряд сказаний сохранился в нескольких редакциях, которые, возможно, отражают развитие устной традиции. Вероятно, Ирландские саги записывались уже в VII—VIII веках; известно о существовании сборников текстов, например «Книги из Друим-Снехты» (Cin Dromma Snechtai, IX—X века), но самые ранние сохранившиеся рукописи относятся к XI—XII векам. Ирландские саги принято разделять на 4 группы, или «цикла». В большинстве сказаний мифологического цикла речь идет о древнейшей истории Ирландии, в том числе о последовательном заселении острова различными племенами; среди них — «племя богов» (tuath de) и «народ сидов» (aes side). В этих сказаниях («Битва при Маг-Туиред», «Сватовство к Этайн») сохранились элементы дохристианской мифологии и верований; многих персонажей, в том числе Луга, можно отождествить с кельтскими божествами. К ним близка компилятивная псевдоисторическая «Книга захватов Ирландии» (XI век), созданная под влиянием латинской христианской литературы. К мифологическим Ирландским сагам иногда причисляют повести о «приключениях» (echtrai) и «плаваниях» (immrama), в которых рассказывается о путешествиях в Иной Мир, обычно локализуемый под землей или на дальних островах. Сказания уладского (ольстерского) цикла в основном посвящены подвигам героев, живших при дворе князя Конхобара в Эмайн-Махе — легендарной столице северной Ирландии. В них описывается жизнь «воинской аристократии», сражения и пиры, в которых участвовали дружинники; центральный персонаж цикла — могучий герой Кухулин. В самой пространной саге, «Похищение быка из Куальнге», повествуется о борьбе Кухулина с ирландским войском, пытавшимся покорить земли Улада. К уладскому циклу относят и другие повести, непосредственно не связанные с историей Улада, например сказание «Разрушение заезжего дома Да Дерга» (VIII—IX века), посвященное неотвратимости рока. Ирландские саги, объединяемые в ряд королевских, или исторических, циклов, посвящены дохристианским правителям Ирландии. В них рассказывается о происхождении племен и правящих династий («Рождение Кормака»), о древней истории острова («Установление владений Темры»), о сражениях («Разрушение Динн-Риг») и т. д. К королевским сагам причисляют поздние (XII век) повести «Гибель Мурьхертаха мак Эрке» и «Безумие Суибне», которые отличаются продуманностью сюжета и литературной композиции; в них сильнее чувствуется влияние христианства.
Сравнительно позднее происхождение имеют большинство саг цикла фениев (fiannafocht), в которых повествуется о подвигах дружины (воинского братства) во главе с героем Финном мак Кумаллом. К ним относятся «Детские подвиги Финна» (XII век), «Битва при Финнтраге» и «Преследование Диармада и Гранне» (XV—XVI века), а также поэма «Беседа старцев» (конец XII века), в которой последние соратники Финна рассказывают св. Патрику о деяниях героев прошлых веков. Различные версии Ирландских саг создавались вплоть до упадка традиционной литературы в XVII—XVIII вв., но поздние произведения находились под влиянием ирландских адаптаций классического античного эпоса («Разрушение Трои» (XI век), «Разрушение Фив» и «Странствия Энея» (XII в.) и др.) и переводов французских романов, а также ирландского фольклора.
А. А. Королев.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 306-307.
Источники:
Ирландские саги / Пер. А. А. Смирнова. Д., 1961; Саги об уладах / Пер. с ирл. Т. А. Михайловой, С. В. Шкунаева, Н. Ю. Чехонадской, Н. А. Николаевой. М., 2004.
Литература:
Бондаренко Г. В. Мифы и общество древней Ирландии. М., 2016; Caerwyn Williams J. Е., Ford Р. К. The Irish Literary Tradition. Cardiff, 1992; Dillon M. Irish Sagas. Dublin, 1985; Mac Сапа P. The Learned Tales of Medieval Ireland. Dublin, 1980; McCone K. Pagan Past and Christian Present in Early Irish Literature. Maynooth, 1990; Murphy G. Saga and Myth in Ancient Ireland. Dublin, 1955; Thurneysen R. Die irische Helden- und Konigsage bis zum siebzehnten Jahr- hundert. Halle, 1921.